методическая разработка

Ирина Юрьевна Белянина

методика проведения учебных занятий с применением технологий группового и коллективного взаимодействия по дисциплине "Электротехника".

Данная методическая разработка имеет целью помочь студентам расширить понимание теории, углубить физическую картину явлений, изыскивать различные приемы решения сложных задач, вызвать интерес к избранной специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_konkurs_-_kopiya.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Нижегородский авиационный технический колледж»

Методическая разработка

«Методика проведения учебных занятий с применением

технологий группового и коллективного взаимодействия

по дисциплине «Электротехника».

Разработчики:

преподаватели  спецдисциплин

_________И.Ю.Белянина

Нижний Новгород

2022

Рецензия  на методическую разработку.

Предлагаемые методические рекомендации для проведения учебных занятий  по дисциплине  «Электротехника»  с применением  различных методов и технологий организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах) имеют целью  помочь студентам  расширить понимание теории, углубить физическую картину явлений, изыскивать различные приемы решения  сложных задач, вызывать интерес к избранной специальности.  В работе четко прослеживаются цели применения разных технологий и методов, задаются и определяются конечные результаты. Предлагаемые технологии предлагают полную самостоятельность студентов при выполнении заданий (олимпиада), работу в малых группах (эстафета), или генерирование идей с отдаленной по времени оценкой.

      Тема разработки актуальна и выбрана своевременно.

Материал подан правильно и соответствует требованиям ФГОС при изучении студентами дисциплины «Электротехника».  Приняты  во внимание  требования  к знаниям, умениям, практическому опыту при изучении дисциплины, с учетом  профессиональных  компетенций  при подготовке  квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования профессий и специальностей  СПО.

          Методическая разработка позволяет студентам приобрести практический опыт выполнения  заданий, а также предполагает создание в группе студентов генераторов идей, формирование творческого мышления.

            Данная методическая разработка может использоваться преподавателями при подготовке специалистов по профессиям и специальностям СПО.

Рецензент:__________________/Кутовая В.П./

Предисловие.

Интенсивные изменения в обществе в течение последнего времени требуют качественного преобразования профессиональной деятельности, как педагога, так и студента.

К преподавателю предъявляют высокие требования психолого-педагогической компетентности как совокупности теоретической и практической готовности к применению различных методов технологий обучения. Преподаватель не только должен донести изучаемый материал, но и показать его студенту,  как  знания, необходимые для решения профессиональных задач.

Целостное осуществление преподавательской деятельности требует владения комплексом теоретико-методологических и практических психолого-педагогических знаний и умений.

Преподаватель должен выстраивать свою деятельность как систему с ясными целями, задачами и конечным результатам.

Введение (Основная часть).

Современный подход к реализации профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов, престижа высококвалифицированного труда работников,  как рабочих профессий, так и специалистов среднего звена неразрывно связан с использованием современных педагогических технологий в образовательном процессе. 

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и применение различных методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем

Преподаватели - предметники  должны не только  хорошо владеть профессиональными умениями  и навыками своей дисциплины, донести  материал до студентов, но и показать значимость изучаемых тем дисциплины в освоении избранной профессии (специальности).

          Основополагающая задача заключается в том, чтобы обеспечить осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик применения современных педагогических технологий и их полной реализации при подготовке к аудиторным занятиям и организации самостоятельной работы студентов в условиях ориентации на компетентностный подход в образовании.

В связи с этим в последнее время все больше уделяется внимания активизации учебной деятельности студентов, развитию их интеллектуальных способностей, повышению технического уровня учебного материала.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Цели обучения по различным профессиям и специальностям, определяют требования к специалиста,  к целям обучения по дисциплине. Поэтому  целеполагание на уровне моделирования занятий включает два этапа:

  1. Построение модели деятельности специалиста (типовые профессиональные задачи и функции);
  2. Определение модели личности специалиста, в которую включаются необходимые качества и свойства, знания и умения будущего работника.

Таким образом, модель специалиста включает в себя функции обучения, отражающиеся в целях: обучающую, развивающую, воспитывающую. Выстроенные  цели и задачи позволяют обеспечить системный характер процесса обучения и значительно повысить его эффективность.

Применение различных методов обучения дает возможность преподавателю организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся в целях усвоения ими содержания образования. Следовательно, метод обучения – способ последовательного взаимодействия преподавателя  и обучаемых, направленных на организацию усвоения содержания образования.    При выборе метода обучения преподаватель должен учитывать факторы, такие как: цель обучения;  наличие или отсутствие мотивации к изучению материала; временные рамки процесса обучения, степень работоспособности и обучаемости студентов и т.д.

Для наиболее эффективного достижения поставленных целей применяются различные технологии, или цепочка действий и операций,  направленных на результат.

Построение технологий обучения, дает возможность изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами.

Цель технологии – обеспечить профессиональное становление личности конкурентоспособного специалиста, готового к решению профессиональных задач.

Задачи технологии:

  • Формирование у выпускника ценностных отношений к профессиональной деятельности;
  • Достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;
  • Развитие  творческого потенциала личности;
  • Готовность к самореализации в обществе.

Кроме целей и задач технологии определяются функциями  преподавателя и студентов, характером их взаимодействия.

К технологиям группового взаимодействия  можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой, межгрупповой  совместной деятельности, ведущей характеристикой является достижение общего результата, включающая вклад каждого студента.

Все технологии группового и коллективного взаимодействия по типу организации совместной деятельности, основаны на принципах:

  1. Индивидуальный вклад – решение учебных задач на основе взаимодополнения, суммирования результатов каждого участника;
  2. Позиционный – выявление и столкновение различных точек зрения, их взглядов на проблему, объект групповой работы;
  3. Принцип развивающей кооперации – направленность групповой работы на исследование, совместный  поиск решения задач.
  4. Принцип ролевого поведения – деловые,  ролевые   игры обеспечивают организацию совместной деятельности, создают реальную профессиональную  ситуацию.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности выделяют несколько способов работы:

-индивидуальные;

- малые группы получают одно  и то же задание;

- группы получают разные задания;

- группы получают разные задания, но работающие на общий результат;

- работа групп по принципу «эстафета», перемещается задание, и  т.д.

Олимпиада:

Цель: 

-расширение знаний по дисциплине Электротехника , раскрытие способностей по решению нестандартных задач , требующих индивидуального подхода и логического видения дисциплины.

- поиск и выявление талантливых студентов, развитие знаний и творческих способностей, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных студентов.

Задачи:

  1. развитие интереса к электротехнике через изучение нестандартных подходов;
  2. выявление и развитие творческих способностей студентов;
  3. создание условий для интеллектуального роста студентов.

Олимпиада может содержать решение тестов разного уровня.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данная форма контроля определяет ее экономичность с точки зрения временных затрат;  наличием количественных оценок;  массовым характером проверки, одновременным включением в нее всех обучающихся; объективностью и надежностью выводов. Системная дидактика рассматривает несколько уровней усвоения:

Тесты 1-го  уровня – студент выбирает из двух предложенных ответов один правильный. На втором уровне – выбирает правильный ответ  из нескольких предложенных (более двух). На третьем – находит общее или различное в изученных объектах путем сравнивания характеристик, свойств, параметров, указанных в задании. Таким образом, выделяется три типа тестов: опознания – тест закрытой формы с двумя готовыми ответами, из которых студент выбирает один правильный.

Тест на различие – тест закрытой формы, содержащий несколько ответов, из которых надо выбрать один правильный или несколько.

Тест на классификацию (соответствие) – установление соответствия  элементов одного столбца элементам другого.

   Тест 2-го уровня – воспроизведение по памяти подстановка в текст, уравнение, графики и т.д.

   Тест 3-го уровня – самостоятельное выполнение практических заданий в нетипичных условиях (описание вариантов рационального решения поставленных задач).

    Тест 4–го уровня творческое применение профессиональных знаний (разработка карты технологического процесса, эскизы конструкторских решений, эталонные схемы и т.д.)

    Тест 5-го уровня – исследовательский.  К этому уровню относится 1- низший – уточнение известных результатов; 2 - средний – дополнение; 3 – высший  – достижение результата, не имеющего аналогов.

Пример тестовых заданий см. в приложении.

Мозговой штурм.

Цель:

-сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи;

 - получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей.

Принцип организации и проведения мозгового  штурма  включает 3 этапа:

Предварительный этап — Постановка проблемы.

На этом этапе четко формулируется задача, отбираются участники штурма, определяется ведущий и распределяются прочие роли участников в зависимости от задачи и выбранного способа проведения штурма.

Основной этап — генерация идей. На этом этапе генерируются варианты решения задачи. Для максимальной эффективности, в процессе генерации важно соблюдать несколько правил:

  1. количество идей; 
  2. полный запрет на критику и любую оценку идей, включая положительную, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает ритм работы и творческий настрой;
  3. приветствуются необычные, и даже абсурдные идеи;
  4. комбинировать  и улучшать  любые идеи.

 Экспертный этап — группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе хаотичные идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.

Для проведения мозгового штурма создают две и более группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Перед мозговым  штурмом  ведущий производит чёткую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, если вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.