Использование инновационных практико-ориентированных технологий при ознакомлении детей с окружающим миром
Цель данных технологий : развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnalogiya_v.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад № 9
(МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС № 9)
ул. Медовая. дом 5, р.п. Заречье, Одинцовский городской округ, Московская область, 143085
Использование инновационных практико-ориентированных технологий при ознакомлении детей с окружающим миром
Автор: Оганесян В.Р.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
1) Технологии проектной деятельности.
2) Технология исследовательской деятельности.
3) Технология «ТРИЗ».
4) Информационно-коммуникационные технологии.
5) Личностно-ориентированная технология.
6) Технология проблемного обучения в детском саду.
7) Технология портфолио дошкольника.
8) Игровая технология.
9) Технология разноуровневого обучения.
10) Технология интегрированного занятия.
При ознакомлении детей подготовительной к школе группы я использую многие из них. О них и расскажу более подробно.
1. Технологии проектной деятельности
Цель данных технологий : развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
по доминирующему методу:
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
по характеру содержания:
- включают ребенка и его семью,
- ребенка и природу,
- ребенка и рукотворный мир,
- ребенка, общество и его культурные ценности.
по характеру участия ребенка в проекте:
- заказчик,
- эксперт,
- исполнитель,
- участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы,
- в контакте с другой возрастной группой,
- внутри ДОО,
- в контакте с семьей,
- учреждениями культуры,
- общественными организациями (открытый проект).
по количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
по продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
Немного хочу рассказать о проекте, с которым мой воспитанник выступал на конкурсе «Радуга проектов», который проводится в МБДОУ № 9. Проект назывался «Выращивание кристаллов в домашних условиях». В нём участвовали все дети старшей группы. В ходе проекта мы вместе с детьми провели исследование по выращиванию кристалла. Узнали, что такое кристаллы, какие бывают кристаллы, как они применяются в науке и технике. Были созданы условия для роста кристаллов и проведены эксперименты по выращиванию кристаллов из соли и медного купороса. Кроме того, в группе был создан мини-музей кристаллов, который назывался «Самоцветы». По окончанию проекта, вместе с детьми проанализировали полученные результаты.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Таким образом, работа над данным проектом сочетает проектную технологию и технологию исследовательской деятельности.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие социальные институты. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Формирование познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы осуществляется в процессе проведения экскурсий в природу. Частью работы является продуманная система краеведческих экскурсий и прогулок. Что для этого должен знать и учесть педагог? Необходимо ознакомиться с музеями, достопримечательностями, которые есть в городе, и выбрать те из них, которые будут представлять наибольший интерес для детей. Воспитатель должен заранее сам побывать в музее, договориться с экскурсоводом о содержании экскурсии, ограничить число экспонатов, которые будут показаны воспитанникам. Все это нужно для того, чтобы дети не слишком устали. Небольшой подготовки требуют и прогулки к памятникам: педагог должен узнать историю его создания, кому и за что он поставлен. Побывав у памятника перед экскурсией, педагог представит, как расставит детей, на что обратит внимание, о чем расскажет.
В нашем детском саду создана система работы с краеведческим музеем нашего города. В течение 2016-2017 учебного года воспитанники подготовительных к школе групп неоднократно становились посетителями краеведческого музея. Были организованы экскурсии: «Быт рассказовцев», «Русский национальный костюм», «Рассказовцы – Герои Великой Отечественной войны». Дети побывали на выставке картин художников С. Ю. Алёхина и Н. В. Низовибатько, на выставке кукол разных регионов России, а также на выставке рисунков, приуроченной к Ночи музеев.
В 2017 году коллектив МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» награждён грамотой МБУ «Краеведческий музей города Рассказово» за многолетнее активное сотрудничество в деле приобщения подрастающего поколения к изучению истории и культуры родного края, воспитания чувства любви к своей малой Родине, к своему народу. Это уже вторая грамота, которую получил коллектив нашего ДОО.
2. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование) :
- состояние и превращение вещества;
- движение воздуха, воды;
- свойства почвы и минералов;
- условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа) :
- виды растений;
- виды животных;
- виды строительных сооружений;
- виды транспорта;
- виды профессий.
3. Путешествие по карте:
- стороны света;
- рельефы местности;
- природные ландшафты и их обитатели;
- части света, их природные и культурные «метки» — символы.
4. Путешествие по «реке времени»
- прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды);
- история жилища и благоустройства.
Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками.
Дети моей группы очень любят опыты. Ежегодно в сентябре в нашем детском саду проходит месячник пожарной безопасности «Останови огонь!», в ходе которого в старших и подготовительных к школе группах мы проводим опыты с огнём «Огонь и вода», «Огонь дышит»; «Чем можно потушить огонь» и другие.
Также с детьми старшего дошкольного возраста мы проводим опыты с водой и снегом, воздухом, землёй.
Любят дети и классификационную работу – коллекционирование. Кроме музея «Самоцветы», в моей группе создан мини-музей часов, который представлен 25 экспонатами (часы настенные и наручные; мужские, женские и детские; будильники и песочные, механические и электронные, водяные и огневые). Мини-музей имеет карточку музея, журнал регистрации экспонатов, альбом «История возникновения часов», дидактическую игру «Время»; конспекты НОД: «В мире часов», «Куда идут часы», «В прошлое часов», «Ознакомление детей с часами». По итогам смотра-конкурса «Лучший мини-музей», мы заняли в детском саду 1 место. В мини-музей регулярно приходят дети других возрастных групп, так что я провожу экскурсии по музею не только для своих воспитанников, но и для детей других групп. На семинаре для заведующих и заместителей заведующих нашего города по теме «Обеспечение доступности, качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм в условиях реализации ФГОС ДО», который проводился в нашем детском саду в 2016 году, такая экскурсия была проведена мною и для руководителей ДОО.
3. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Всё больше в своей работе использую на занятиях и в свободной деятельности ноутбук: показываю детям презентации, наборы иллюстраций, мультфильмы по ПДД, пожарной безопасности и т. д., готовлю задания, которые выполняются детьми на компьютере.
5. Игровая технология
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, используемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
6. Технология разноуровневого обучения
Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна для детей с разным уровнем развития, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Данная технология перекликается с личностно-ориентированными технологиями, которые ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий их развития, реализацию имеющихся природных потенциалов.
Использование технологии разноуровневого обучения дает нам индивидуальную форму организации работы с детьми.
7. Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий я чаще всего провожу обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.