Игра "Природа и фантазия"

Плотникова Оксана Ивановна

В процессе творческой деятельности, изменяется  сам человек, т.е.  форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.

Раскрытие и развитие  творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природа и фантазия25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  «Природа и фантазия»

Автор-составитель: п.д.о. Плотникова Оксана Ивановна

Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения обучающихся. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения учащихся, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение с природой можно сформировать потребность в красоте, в самовыражении через творчество.

Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовление поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.

Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело  до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. В общем, работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития. Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и Царство растений. Давайте совершим воображаемое путешествие в эти Царства, в мир природы. Нам предстоит выяснить, на сколько хорошо вы знаете названия деревьев, повадки зверей, птиц, насекомых; что вы знаете об их жизни, умеете ли вести себя в природе, готовы ли её оберегать.


Цель мероприятия – воспитать у обучающихся любовь к природе и познанию родного края.


В процессе творческой деятельности, изменяется  сам человек, т.е.  форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.

Раскрытие и развитие  творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с особенностями разных видов природного материала;

- научить технологии  изготовления поделок с использованием природных материалов;

- расширять представления учащихся об окружающем мире;

- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру растений;

- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;

- развивать и формировать трудовые навыки.

Воспитывающие:

- формировать и воспитывать личностные  качества:  аккуратность, терпение,  усидчивость,  доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к  культуре и традициям;

- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;

- прививать навыки культуры здорового образа жизни.

Ведущий зачитывает тему игры «Природа и фантазия»

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы с вами пойдем в гости к Природе. Мы говорим о вашем внутреннем ощущении окружающего мира, поймем значение природы в жизни человека. В пути нас ожидают интересные конкурсы и соревнования. А в путешествие с нами отправятся команды (идет представление команд). В пути мы прибегнем к помощи жюри, которое оценит ваши успехи (представление жюри).

Эпиграфы:

"Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир!"

И.Никитин.

"Не то, что мните, вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык".

Ф.И.Тютчев.


"Берегите земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Е Евтушенко.


"Человек – дело рук природы,

Он существует в природе,

Он подчинен её законам.


П.Гольбах.

Подготовительный этап:

Представляет жюри конкурсов (учителя)

Выбираются 2 команды

Выбираются капитаны команд

Начало игры «Природа и фантазия»

Приветствие команд -5 баллов

Разминка: ответить на вопросы за каждый верный ответ -2 балла

Ребята, отвечайте на вопросы, которые мы поочередно будем задавать командам. Знающие ответ поднимают руки. (жюри подсчитывает количество верных ответов).

  1. Как называется наука о доме (экология)
  2. Самая овощная сказка (Чиполино)
  3. Что такое флора (растительный мир)
  4. Какой овощ вызвал бессонницу у настоящей сказочной принцессы (горох)
  5. Как называется коллекция специально собранных и засушенных растений (гербарий)
  6. Что такое фауна (животный мир)
  7. Какая птица самая большая в мире (страус)
  8. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов (кукушка)
  9. Какая птица самая маленькая в мире, питается нектаром растений (колибри)
  10. Самая известная нелетающая птица на южном полюсе (пингвин)
  11. Какой цветок искали в сказке «12 месяцев» (подснежник)
  12. В сказках о нем говорят «косолапый», кто он (медведь)
  13. Дерево, которое цветет позже всех, его цветки ароматные и помогают при простуде (липа)

Ведущий: второй конкурс

Разнообразен животный и растительный мир Земли. Мы знаем многих его представителей. Ну а теперь проведем небольшой аукцион «Фауна Липецкой области». Команды по очереди называют представителей животного мира Липецкой области. Та команда, которая назовет последнее слово, побеждает.

Жюри подводит предварительные итоги конкурсов




Ведущий: конкурс третий

Вот мы с вами и подошли к третьей остановке в нашем путешествии, под названием « Природа и фантазия ». Давайте поговорим о природе, какая же она, наша природа? Здесь можно встретить много живых существ: животных, растений, микроорганизмов, грибов. Недаром существует выражение: «спасем природу – спасем Родину». Человек, умеющий понимать и ценить красоту природы, постарается не причинить ей вред, не делать Родине “больно

Каждой команде нарисовать рисунки на тему: «Природа и фантазия".

Пока команды рисуют, игра со зрителями

Ответить на вопросы викторины

  1. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
  2. Как еще называют осину? (Дрожащий тополь)

Так называют осину, потому что её листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду.

В России из осины делают «баклуши» – так назывались заготовки для ложек. Это считалось очень легкой работой, и с тех пор про людей, которые стремятся делать самую лёгкую работу, говорят, что они любят «бить баклуши».

  1. Какое дерево в наших садах является родственницей розы? (Рябина)

Это дерево одно из самых красивых деревьев в нашем лесу. Особенно поздней осенью, когда на нём появляются ярко-красные киста из маленьких ягод.


  1. Из коры какого дерева раньше делали лапти? (Из липы)

Из цветов липы – самый вкусный и полезный мёд. А еще иногда что-то не настоящее, поддельное в разговоре называют «липой». Дерево в этом совершенно не виновато – оказывается в старину из её древесины вырезали фальшивые царские печати взамен медных, их-то и называли «липой».

  1. Существует ли сахарный клён? (Да)

В Северной Америке растёт самый «сладкий» – сахарный клён. Из его сока делали «кленовый мед», а индейцы даже замораживали его, и эта льдинки были, наверное, самым древним мороженым.

  1.  Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель)

Это дерево приходит в каждый дом в Новый год.

  1.  Древесина какого дерева прочна и устойчива к гниению? (Лиственница).

Ведущий:  конкурс четвёртый «Ромашка из вопросов»

Представитель каждой команды отрывает от «ромашки» один «лепесток» с вопросом. Команды совещаются 30 секунд и дают ответы. За каждый правильный ответ - жетон. Вопросы:

Кто из животных спит вниз головой? (летучая мышь)

Кто бежит задними ногами вперед? (заяц)

Чем питается медведь, когда спит зимой в берлоге? (запасом жира)

Кто из животных меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)

Какие животные спят зимой? (медведь, ёж)

Назовите животное наших лесов, похожие на кошку. (рысь)

Какой хищный зверь любит малину? (медведь)

Какое животное очень любит соль? Его ещё сохатым зовут, (лось)

Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

Самое крупное животное чувашских лесов? (лось)

Этот зверь, хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Кто это? (ёж)

Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

Какого зверя считают большим трусишкой? (заяц)

Какого зверя считают самым хитрым и осторожным? (лису)

Конкурс пятый «Четвертый лишний»

Команды достают из лототрона карточки с цепочками слов. Нужно выделить лишнее слово и объяснить свой выбор. Карточки:

- зима- весна - лето - сентябрь

- март - апрель - май - февраль

- береза - клен - ель - дуб

- синица - дятел - кукушка - сорока

- стрекоз - змея - кузнечик - комар

яблоко - земляника - малина - черника

- ромашка - ландыш - колокольчик - василек

- кошка - собака - корова - медведь

- волк - собака - заяц - лиса

- огурец - свекла - морковь - груша

- дождь - град - снег - земля

- опенок - масленок - мухомор - груздь

Ведущий: конкурс «Загадки о животных» - конкурс капитанов.

Капитаны команд. Им по очереди задаются загадки. На каждый правильный ответ капитаны делают 1 шаг вперед. Побеждает тот капитан, который окажется впереди всех.

ЗАГАДКИ:

Маленький рост, длинный хвост, Хвост пушистый, мех золотистый,

Серенькая шубка, остренькие зубки. В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Мышь) (Лиса)

Что за зверь лесной, Трав копытами касаясь,

Встал как столбик, под сосной. Ходит по лесу красавец,

И стоит среди травы - Ходит смело и легко,

Уши больше головы. (Заяц) Рога раскинув широко. (Лось)

Кто зимой холодной, Пятак есть,

Бродит в лесу злой, голодный? А ничего не купит.

(Волк) (Поросенок)

Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Мордочка усатая, шубка полосатая,

Попадут в ловушку и комар, и мушка. Часто умывается, а с водой не знается.

(Лягушка) (Кошка)

По веткам скачет, да не птица, Гладишь - ласкается,

Рыжая, да не лисица. Дразнишь - кусается.

(Белка) (Собака)

Отгадайте, это кто

 Что за коняшки -

Ходит в костяном пальто?

На всех тельняшки?

(Черепаха) (Зебры)

Ведущий

Ну, вот и заканчивается наше путешествие в мир» Фантазия и природа» Жюри подводит итого конкурсов рисунков, поделок из природного материала и оглашает их. Участвующим в игре и игравшим командам вручаются медали и памятные призы.

Всего Вам хорошего! До новых встреч! Любите и оберегайте природу. Я желаю вам хороших знаний о природе, доброго отношения с природой.

Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь.