Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ПИЛОТ»
В современном обществе можно выделить три востребованных направления деятельности человека: первый — это инженерия, второй — авиация, третий — беспилотные авиационные системы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программам «Юный пилот (далее ДООП) предлагает изучение основ инженерии (разработка 3D моделей, черчение, построение макетов), также раскрывает некоторые аспекты направления авиации (основы физики, основы метеорологии, аэродинамики, разработка летательных моделей (моделирование), основы управления). Также происходит знакомство обучающихся с таким новым направлением деятельности как использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), для решения повседневных и научно-исследовательских задач (строение, конструирование, основы пилотирования, фото и видеосъемка с БПЛА, знакомство с Федеральным законом (ФЗ) в области использования беспилотных авиационных систем).
По итогам обучения дети научатся создавать индивидуальные и командные проекты в различных научных областях и смогут начать применять полученные знания в повседневной жизни, что будет способствовать развитию необходимых компетенцией, для дальнейшего профессионального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_yunyy_pilot_vechernikova_v.a.docx | 65.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета приказом директора
МБОУ ДО «ЦЕН» МБОУ ДО «ЦЕН»
Протокол № __ от «__»______20__ г. №___от «___»_____________20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ПИЛОТ»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Вечерникова Валентина Александровна, педагог дополнительного образования
Центр естественных наук.
Г.Тарко-Сале
2022 год
Оглавление
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.5.1 Учебный план (1 год обучения, 72 часа) 7
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 11
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 11
2.2 Формы и виды аттестации и контроля 11
2.3 Материально-техническое обеспечение 12
2.4 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12
2.8 АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 14
2.9. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 14
2.10 Учебно-информационное обеспечение программы 14
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе можно выделить три востребованных направления деятельности человека: первый — это инженерия, второй — авиация, третий — беспилотные авиационные системы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программам «Юный пилот (далее ДООП) предлагает изучение основ инженерии (разработка 3D моделей, черчение, построение макетов), также раскрывает некоторые аспекты направления авиации (основы физики, основы метеорологии, аэродинамики, разработка летательных моделей (моделирование), основы управления). Также происходит знакомство обучающихся с таким новым направлением деятельности как использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), для решения повседневных и научно-исследовательских задач (строение, конструирование, основы пилотирования, фото и видеосъемка с БПЛА, знакомство с Федеральным законом (ФЗ) в области использования беспилотных авиационных систем).
По итогам обучения дети научатся создавать индивидуальные и командные проекты в различных научных областях и смогут начать применять полученные знания в повседневной жизни, что будет способствовать развитию необходимых компетенцией, для дальнейшего профессионального самоопределения.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДООП реализуется в рамках технической направленности и ориентирована на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УРОВНЯ ДООП
Программа предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровнем общего развития, способностей, мотивации. Содержание, предлагаемые задания и задачи, предметный материал программы дополнительного образования детей организованы в соответствии со стартовым уровнем. Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный Закон Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
АКТУАЛЬНОСТЬ
Модернизация системы общего и дополнительного образования России вызвана необходимостью изменений в стране. Инновационная экономика и усиление глобального научно -технического развития требует воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается c формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация.
Агентство стратегических инициатив, координатор проекта развития детских технопарков «Кванториум», и Госкорпорация Ростех подписали соглашение о развитии сети инженерных и бизнес-инкубаторов на территории России. Таким образом страна поддержала мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации.
НОВИЗНА
В ДООП используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы, где включены элементы свободного творчества. Это дает возможность ребенку не только изучить различные способы работы с инструментами, оборудованием, но и применять их комплексно при выполнении практических работ.
Обучение по ДООП раскрывает перед обучающимися важные стороны практического использования черчения и моделирования в повседневной жизни, а также позволяет обучающимся изучить предметные области, которых нет в общем образовании, таких как 3D моделирование, черчение, авиамоделирование.
В программу внедрены компьютерные технологии такие как:
- СИРС – компьютерные технологии, связанные с системой интенсивного развития способностей, которые обеспечивают высокий уровень подготовки обучающихся.
- ClassVR – это инновационная система виртуальной реальности, разработанная специально для обучения в школе. ClassVR позволяет стимулировать воображение и любознательность обучающихся, обогатить их опыт яркими впечатлениями и воспоминаниями, а также визуализировать сложные понятия и процессы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в особенностях организации образовательного процесса - изучение теоретического материала происходит через практическую деятельность. Практическая работа является преобладающей, что способствует закреплению полученных навыков.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
В реализации ДООП помимо проектной деятельности и практических заданий активно используется игропрактика, нестандартные методы обучения, внедрение новой области знаний и новых технологий в обучении.
Обучение имеет ряд отличительных особенностей:
- Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития обучающегося.
- Организация обучения построена таким образом, что каждый обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения создавать авторские модели.
- Разнообразие творческих заданий поддерживает у обучающихся высокий уровень интереса к занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков.
- Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДООП
Очная форма обучения
Очная форма обучения предполагает освоение ДООП при непосредственном посещении Учреждения с использованием традиционных форм организации образовательной деятельности: выставки, игры, конкурсы, соревнования, лабораторные занятия, презентации, творческая мастерская, дискуссии, просмотр видео, беседа, проектирование, проектная работа.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий
Обучение в таком формате рассчитана на предоставление обучающимся возможности освоения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) в условиях введения в образовательных организациях режима карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений или выезда обучающихся на различные мероприятия, прохождения длительного лечения. Обучение по ДООП предполагает частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать обучение детей через модель дистанционного обучения и кейс-технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДООП
ЦЕЛЬ: Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей ребенка с помощью познания мира физики, авиамоделирования, черчения и 3D моделирования.
ЗАДАЧИ ДООП
Обучающие:
- Формирование знаний по основам черчения, 3D моделирования, созданию прототипов и авиамоделей, ориентирования в авиамоделях;
- Формирование элементарных понятий в области физики; аэродинамики;
- Формирования навыков использования беспилотных летательных аппаратов;
- Формирование умений по конструированию и созданию авиамоделей из различных материалов.
Развивающие:
- Развитие усидчивости, мелкой моторики, памяти, творческих способностей, умения концентрироваться;
- Развитие умения находить и анализировать информацию;
- Развитие личностных качеств для преодоления страха публичных выступлений;
- Развитие познавательного интереса к различным наукам;
- Формирование умений работать в команде и отстаивать свое мнение;
Воспитательные:
- Создания условий для личностного роста, обучающегося в научной области;
- Создание условий для формирования у обучающихся представления своей будущей профессионально деятельности и самоопределения;
- Создание на занятиях ситуаций, которые позволят раскрыть потенциал обучающегося и преодолеть себя, а также показать конкуренцию и опыт работы в команде.
1.3 ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
1.3.1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Очная форма обучения
Срок реализации данной программы – 1 год. Время, отведённое на обучение по программе, составляет 72 часа в год, из расчёта 2 часа в неделю. Занятия, продолжительностью 2 академических часа (академический час – 40 минут), проводятся 1 раз в неделю. Между занятиями предусмотрена перемена 10 минут.
Для организации образовательного процесса формируются разновозрастные группы обучающихся с основным составом для проведения групповых занятий, а также предусмотрены и индивидуальные занятия с обучающимися при наличии определенных образовательных особенностей.
По каждой теме предусматриваются различные виды и варианты практических работ. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу. При ее выполнении обучающиеся изучают технологические процессы, приемы работы. При выполнении творческих заданий предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого.
В ходе освоения содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, используется система проектов, это способствует развитию компетентной личности.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны педагога, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся.
Формы ДОТ: e-mail, дистанционные конкурсы, дистанционное обучение на интернет-платформе, оn-line тестирование, интернет-уроки, практические занятия и мастер-классы с дистанционной поддержкой, облачные сервисы, мессенджеры.
1.3.2 Режим занятий
Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день (очная форма обучения) | Число и продолжительность занятий в день (очно-дистанционная и дистанционная форма обучения) |
Техническая | 2 | 2 по 30 мин. | для детей 6-10 лет - 15 минут; для детей 11-13 лет – 20 минут |
Объединения с использованием компьютерной техники | 2 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 40 мин. для остальных обучающихся |
1.4 АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
ДООП разработана для реализации в Учреждении с обучающимися 7-11 лет. Группы формируются по следующим параметрам: по возрасту, по уровню подготовки в данном виде деятельности, по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам входного контроля), по выбору детьми времени удобного для занятий (при наличии возможности). Количественный состав одной группы может составлять до 12 человек.
Приём в объединение осуществляется по желанию обучающихся и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
1.5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Учебный план (1 год обучения, 72 часа)
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1. Вводные занятия. | 3 | 3 | 0 | |
1.1 | Тема Вводное занятие. Правила техники безопасности. Входной контроль. | 1 | 1 | 0 | Опрос Диагностический опрос. |
1.2 | Тема История развития авиамоделизма в Class VR | 1 | 1 | 0 | Опрос |
1.3 | Тема Знакомство с самолетом в Class VR | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2 | Раздел 2. Создание авиационных моделей | 33 | 6 | 27 | |
2.1 | Тема Что такое ветер. Силы действующие на самолет. | 4 | 2 | 2 | Опрос Практическое задание |
2.2 | Тема Общие сведения о категориях и классах моделей | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2.3 | Тема Фигуры высшего пилотажа | 3 | 1 | 2 | Опрос Практическое задание |
2.4 | Тема Строение самолета | 4 | 2 | 2 | Опрос Практическое задание |
2.5 | Тема Создание простейших летательных моделей. | 11 | 0 | 11 | Практическое задание |
2.6 | Тема Создание моделей самолетов из различных материалов | 10 | 0 | 10 | Практическое задание |
3 | Раздел 3. Изготовление деталей на 3D принтере. | 18 | 9 | 9 | |
3.1 | Тема Знакомство с 3D принтером | 1 | 1 | 0 | Опрос |
3.2 | Тема Знакомство с программами по 3D моделированию | 5 | 3 | 2 | Опрос Практическое задание |
3.3 | Тема Постройка простых фигур | 3 | 1 | 2 | Опрос Практическое задание |
3.4 | Тема Создание деталей, корпусов, моделей. | 4 | 1 | 3 | Опрос Практическое задание |
3.5 | Тема Печать деталей и сборка Промежуточная аттестация. | 5 | 3 | 2 | Опрос Практическое задание |
4 | Раздел 4. Знакомство с БПЛА | 13 | 5 | 8 | |
4.1 | Тема История создания Классификация БПЛА | 1 | 1 | 0 | Опрос |
4.2 | Тема Строение БПЛА | 2 | 1 | 1 | Опрос Практическое задание |
4.3 | Тема Элементы программирования | 3 | 1 | 2 | Опрос Практическое задание |
4.4 | Тема Основы пилотирования | 4 | 1 | 3 | Опрос Практическое задание |
4.5 | Тема Фото и видео съемка с БПЛА | 3 | 1 | 2 | Опрос Практическое задание |
5 | Раздел 5. Участие в соревнованиях и конкурсах | 5 | 0 | 5 | |
5.1 | Тема Соревнование «Самый длинный полет (бумажная модель)» | 0 | 1 | Практическое задание | |
5.2 | Тема Конкурс «Как оригинал» | 0 | 1 | Практическое задание | |
5.3 | Тема Соревнование «Самый длинный полет (пенопластовая модель)» | 0 | 1 | Практическое задание | |
5.4 | Тема Конкурс «Самолет будущего» Итоговая аттестация. | 0 | 1 | Практическое задание Конкурс | |
5.5 | Тема Соревнование «Лучший пилот БПЛА» | 0 | 1 | Практическое задание | |
ИТОГО | 72 | 24 | 48 |
1.5.2 Содержание тем
1.Вводные занятия (3 ч.)
Тема 1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Входной контроль.
Теория:(1 ч.) Знакомство с оборудованием, обсуждение программы на учебный года, правила техники безопасности. Тестирование.
Тема 1.2 История развития авиамоделизма в Class VR.
Теория: (1 ч.) История создания авиамоделизма, современное моделирование в России.
Тема 1.3 Знакомство с самолетом в Class VR.
Теория: (1 ч.) Что такое — самолет, как производят самолеты, самолеты России, из чего состоит самолет;
2.Создание авиационных моделей. (33 ч.)
Тема 2.1 Что такое ветер. Силы действующие на самолет.
Теория: (2 ч.) Знакомство с ветром, как образуется ветер, чем обладает ветер, какие силы действуют на самолет во время полета.
Практика: (2 ч.) Запуск авиамоделей, имитация ветра, лабораторная работа «Сила ветра».
Тема 2.2 Общие сведения о категориях и классах моделей.
Теория: (1 ч.) Классификация авиамоделей, категории авиамоделей;
Тема 2.3 Фигуры высшего пилотажа.
Теория: (1 ч.) Русские асы, история и выполнение фигур высшего пилотажа, выполнение
Практика: (2 ч.) Математический расчет, запуск моделей, расчет траектории полета.
Тема 2.4 Строение самолета.
Теория: (2 ч.) Из чего состоит самолет, для чего каждая деталь самолета,
Практика: (2 ч.) Создание деталей самолета, практическая работа «Расчет нагрузок на детали самолета», испытание готовых деталей.
Тема 2.5 Создание простейших летательных моделей
Практика: (11 ч.) Работа с бумагой, создание моделей, создание чертежей; вырезание моделей, сборка моделей, испытания моделей, расчетно-графическая работа «Создать модель», создание своей простейшей авиамодели, участие в различных соревнованиях, с
Тема 2.6 Создание моделей самолетов из различных материалов
Практика: (10 ч.) Создание деталей, выбор материала, сборка, создание эскиза, расчетно-графическая работа «Возможности модели», изучение действующих моделей, тестирование готовых моделей, создание своей модели самолета, участи в различных соревнованиях
3. Изготовление деталей на 3D принтере. (18 ч.)
Тема 3.1 Знакомство с 3D принтером.
Теория: (1 ч.) История создания, для чего нужен, где использую, как работает, техника безопасности.
Тема 3.2 Знакомство с программами по 3D моделированию.
Теория: (3 ч.) Виды программ, для чего нужны, теория работы в программах,
Практика: (2 ч.) Работа в программах, знакомство с функционалом программ, выполнение практических работ.
Тема 3.3 Постройка простых фигур.
Теория: (1 ч.) Основы 3D моделирования, расчет параметров, функционал программ, как строятся фигуры,
Практика: (2 ч.) Постройка фигур, работа в программе, выполнение практических работ.
Тема 3.4 Создание деталей, корпусов, моделей.
Теория: (1 ч.) Обсуждение создания, варианты создания, выбор программы, расчет параметров.
Практика: (3 ч.) Работа в программе, работа над созданием, выполнение практических задач.
Тема 3.5 Печать деталей и сборка. Промежуточная аттестация.
Теория: (3 ч.) Методы сборки, расчет параметров модели, как печатается деталь, настройка принтера.
Практика: (2 ч.) Сборка деталей, печать деталей, настройка принтера, тестовый запуск модели, выполнение практических заданий.
4.Знакомство с БПЛА. (13 ч.)
Тема 4.1 История создания. Классификация БПЛА.
Теория: (1 ч.) История и классификация БПЛА, где используются, для чего созданы, БПЛА в России.
Тема 4.2 Строение БПЛА.
Теория: (1 ч.) Что такое двигатель, рама, винт, передатчик, мозг БПЛА.
Практика: (1 ч.) Сборка и разборка БПЛА, выполнение практических задач, обслуживание.
Тема 4.3 Элементы программирования.
Теория: (1 ч.) Что такое программирование, какие языки программирования существуют, программирование БПЛА, основы программирования.
Практика: (2 ч.) Работа за компьютером, работа в программах, программирование БПЛА, выполнение практических задач.
Тема 4.4 Основы пилотирования.
Теория: (1 ч.) Разбор стадии полета, теория пилотирования, изучение литературы, метеорологические явления,
Практика: (3 ч.) Работа в симуляторе, работа с БПЛА, пилотирование, выполнение практических задач.
Тема 4.5 Фото и видео съемка с БПЛА.
Теория: (1 ч.) Как проводят фото и видео съемку с БПЛА, основные виды оборудования, пилотирования при фото и видео съемке.
Практика: (2 ч.) Пилотирование БПЛА, фото и видео съемка, обработка фото и видео съемки, выполнение практических задач.
5.Участие в соревнованиях и конкурсах. (5 ч.)
Тема 5.1 Соревнование «Самый длинный полет (бумажная модель)».
Практика: (1 ч.) Создание модели, участие в соревновании.
Тема 5.2 Конкурс «Как оригинал».
Практика: (1 ч.) Создание модели, участие в конкурсе
Тема 5.3 Соревнование «Самый длинный полет (пенопластовая модель).
Практика: (1 ч.) Создание модели, участие в соревновании.
Тема 5.4 Конкурс «Самолет будущего». Итоговая аттестация.
Практика: (1 ч.) Создание модели, участие в конкурсе.
Тема 5.5 Соревнование «Лучший пилот «БПЛА».
Практика: (1 ч.) пилотирование БПЛА, участие в соревновании.
1.6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Комплекс знаний, умений и навыков
Личностные:
- Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и соревновательной деятельности;
- Участие в различных соревновательных мероприятиях;
- Умение формировать свое личное время и находить мотивацию к обучению и познанию
- Определение направление своей будущей профессии;
- Умение анализировать и делать выводы, а также применять полученные знания в повседневной жизни;
- Умение отстаивать свое мнение и ответственности;
Метапредметные:
- Владение навыком самостоятельно планировать свою деятельность и пути достижения поставленных целей;
- Владение навыком правильно формулировать свои мысли и работать в команде, учитывая мнение окружающих;
- Умение искать информацию, анализировать и делать вывод, а также формулировать свои мысли.
- Владение разными способами работы;
- Умение объяснять метеорологические явления.
Предметные:
После окончания данного курса, обучающиеся должны будут:
- Уметь ориентироваться в элементарных знаниях физики, метеорологии, аэродинамики;
- Знать строение самолета и его предназначение;
- Владеть основами черчения и моделирования;
- Уметь пилотировать, знать строение и предназначение БПЛА;
- Владеть основами моделирования;
- Уметь ориентироваться в истории создания авиамоделирования и БПЛА;
- Знать основы 3D моделирования.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность одного занятия – 30 минут
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
Продолжительность учебного года | Количество учебных недель | Общий объем учебных занятий по программе | Количество занятий в неделю для 1 группы |
с 01 сентября до 31 мая | 36 | 72 часов | 2 часа |
Календарный учебный график составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год на основании учебного плана и оформляется в виде таблицы:
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Календарный учебный график ежегодно утверждается руководителем образовательной организации.
2.2 Формы и виды аттестации и контроля
Формат контроля
- Очный формат
- Дистанционный формат
Виды контроля: входной контроль, текущий контроль, промежуточная контроль, итоговая аттестация.
Формы контроля:
Теория: тестирование, выставка, конкурс и др. (пример см.ниже)
Практика: выполнение и защита проекта (модели, программы), практическая работа в виде….(пример см.ниже)
Для программы одного года обучения
Вид контроля | Период проведения | Форма | Формат | |
Входной контроль | 15-30 сентября (либо при зачислении на программу в течение года) | Теория: Тест | Очный или дистанционный | |
Промежуточный контроль | 20 - 25 декабря | Практика: Практическая работа. | Очный или дистанционный | |
Итоговая аттестация | 15 - 26 мая | Практика: Проект | Очный или дистанционный | |
Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки каждого обучающегося и уровня первоначальных математических понятий. Форма проведения – первичная диагностика в форме теста (Приложение № 2 к Программе).
Промежуточный контроль осуществляется по итогам полугодия. Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы. (Приложение № 3 к программе).
Итоговая аттестация проводится в форме проекта (Приложение № 4 к программе).
2.3 Материально-техническое обеспечение
- Лаборатория физико-технического творчества МБОУ ДО «Центра Естественных Наук»;
- Картон;
- Детские ножницы;
- Канцелярский нож;
- Пластилин;
- Канцелярские принадлежности;
- Обычная бумага A4;
- Тонкие рейки;
- БПЛА;
- Отвертки;
- Пенопласт;
- Леска;
- Проволока;
- Пластик.
2.4 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I Блок
- www.modelavia.vyborg.ru;
- https://ru.wikipedia.org/;
- http://skyflex.air.ru/;
- https://oyla.xyz/;
- https://www.popmech.ru/;
- https://web.informatics.ru/;
- http://ya-uznayu.ru/;
- https://www.youtube.com/; (видео)
II Блок
- www.sportcom.ru;
- www.stadium.ru;
- www.modelavia.vyborg.ru;
- http://www.rcdesign.ru/;
- https://www.pinterest.ru/;
- http://www.fasr.ru/;
- http://skyflex.air.ru/;
- https://ru.wikipedia.org/ ;
- https://www.youtube.com/ (видео);
- https://paper-models.ru/;
- https://modelsworld.ru/;
- https://www.mirpodelki.ru/;
- https://only-paper.ru/;
- http://livit.ru/.
III Блок
- www.sportcom.ru;
- www.stadium.ru;
- www.modelavia.vyborg.ru;
- https://ru.wikipedia.org/;
- http://www.rcdesign.ru/;
- https://www.pinterest.ru/;
- http://www.fasr.ru/;
- http://skyflex.air.ru/;
- http://www.parkflyer.ru/ru/;
- https://www.youtube.com/ (видео);
- https://bouw.ru/;
- https://arbolit.org/;
- http://livit.ru/.
IV Блок
- https://ru.wikipedia.org/;
- http://www.rcdesign.ru/;
- https://www.pinterest.ru/;
- http://skyflex.air.ru/;
- http://www.parkflyer.ru/ru/;
- https://www.youtube.com/ (видео);
V Блок;
2.5 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
2.6 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения достижения обучающихся планируемых результатов были задействованы такие диагностические методики как: теоретическая часть (тест), практическая (работа в компьютерных программах, создание моделей самолетов, симуляторах БПЛА, в программах по 3D моделированию, разработка 3D модели)
2.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения: словесный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, дискуссионный, проектный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, круглый столмастер-класс, практическое занятие.
Образовательные педагогические технологии технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология блочномодульного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности,
2.8 АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Алгоритм учебного занятия:
1 этап – организационный
2 этап – проверочный
3 этап – подготовительный
4 этап – основной
5 этап – контрольный
6 этап – итоговый
7 этап – рефлексивный
8 этап – информационный
2.9. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ – разработать чертежи и макеты самолетов из разных материалов ;
2.10 Учебно-информационное обеспечение программы
Литература для преподавателя
- Никитин В.В. Инновационное авиамоделирование для начинающих. Часть 2 – Ростов-на-Дону, –ООП ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ, –2013, 62 с.
- Рожков В.С. Авиамодельный кружок. Пособие для руководителей кружков. Изд. 2-е. – М.: «Просвещение», 1986.
- Гаевский О.К. Авиамоделирование. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Патриот, 1990. – 408 с.
- Анохин П.Л. Бумажные летающие модели. – Изд. ДОСААФ, – М.: 1959. – 114 с.
- Бабаев Н., Кудрявцев С. Летающие игрушки и модели. – М.: Оборонгиз, 1946. – 223 с.
- Гаевский О.К. Авиамоделирование. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Издательство ДОСААФ, 1964. – 358 с.
- Гаевский О.К. Технология изготовления авиационных моделей. – М.: Гос. Изд. оборонной промышл., 1953. – 342 с.
- Костенко И.К. Летающие модели планеров. – М.: ОНТИ, 1935. – 145 с.
- Костенко И.К., Микиртумов Э.П. Летающие модели. – Лен.: Гос. Изд. детской литер. Мин. Прос. РСФСР, 1952. – 51 с.
- Лагутин О.В. Самолет на столе. – 2-е изд. исправленное и дополненное. – Киев: АэроХобби, 1997. – 194 с.
- Лагутин О.В. Самолет на столе. – М.: ДОСААФ, 1988. – 119 с.
- Лебединский М.С. Лети модель, Том-1. – М.: ДОСААФ, 1969. – 189 с.
Интернет ресурсы
- Федерация авиамодельного спорта России: сайт. – URL: http://www.fasr.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Русский авиамодельный: сайт. – URL: http://skyflex.air.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Авиамоделизм: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.04.2020);
- Бесплатные бумажные модели: сайт. – URL: https://paper-models.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Блог авиамоделиста: сайт. – URL: http://forum.modelsworld.ru/ (дата обращения:15.04.2020).
- Всё своими руками, модели самолетов: сайт. – URL: https://www.mirpodelki.ru/index.php?id=2 (дата обращения: 15.04.2020).
- Строительный портал, блог: сайт. – URL: https://bouw.ru/ (дата обращения: 15.04.20).
- Все самое интересное о летательных аппаратах: сайт. – URL: http://livit.ru/ (дата обращения; 15.04.20).
- Беспилотники. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности: сайт. – URL: https://electrosam.ru/glavnaja/slabotochnye-seti/oborudovanie/bespilotniki/ (дата обращения; 15.04.20).
Литература для обучающихся
- Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984. – 166 с.
- Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – М.: Изд. ДОСААФ, 1972. – 72 с.
- Каюнов Н.Т., Назаров А.Ш., Наумова Н.С. Авиамоделирование чемпионов. – М.: Изд. ДОСААФ СССР, 1978. – 162 с.
- Микиртумов Э.Б. Простейшие расчеты летающих моделей. – М.: ОНТИ НКТП СССР, 1935. – 119 с.
- Павлов А.П. Твоя первая модель. – М.: ДОСААФ, 1979. – 146 с.
- Потапов В., Хухра Ю. Пилотажные радиоуправляемые модели самолетов. – М.: ДОСААФ, 1965. – 121 с.
- Сироткин Ю.А. В воздухе пилотажные модели. – М.: ДОСААФ. 1972. – 158
- Журнал «Крылья Родины», приложения к журналу «Крылья Родины»
Интернет ресурсы
- Интернет-магазин радиоуправляемых моделей. Форум: сайт. – URL: http://www.parkflyer.ru/ru/forum/forum/9/ ( дата обращения; 15.04.20).
- Информационное агентство Спортком: сайт. – URL: http://www.sportcom.ru/portal/aeromodelling/ (дата обращения; 15.04.20).
- Федерация авиамодельного спорта город Выборг: сайт. – URL: www.modelavia.vyborg.ru (дата обращения; 15.04.20).
- RCDesing – радиоуправляемые модели и игрушки: сайт. – URL: http://www.rcdesign.ru/ (дата обращения; 15.04.20).
- Каталог моделей: https://www.pinterest.ru/samoshkinv/%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8/ (дата обращения; 15.04.20).
- Федерация авиамодельного спорта России: сайт. – URL: http://www.fasr.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Русский авиамодельный: сайт. – URL: http://skyflex.air.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Авиамоделизм: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.04.2020).
Литература для родителей
- Борзов Г. Обтяжка и окраска летающих моделей. – М.: Редиздат ЦС Осоавиахима СССР, 1939. – 22 с.
- Васильев Г. Модели с машущими крыльями. – М.: Изд. ДОСААФ, 1960. – 90 с Вилле Р.
- Постройка Летающих моделей-копий. – М.: 1986. – 221 с
- Выгонов В.В. Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолеты. – М.: Изд. ДомМСП, 2004. – 127 с.
- Лебединский М.С.Авиамодели чемпионов СССР – М.: ДОСААФ, 1970. – 66 с.
- Лебединский М.С. Лети Модель, Том-2. – М.: ДОСААФ, 1970. – 160 с.
- Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.: ДОСААФ, 1982. – 162 с.
- Бабаев Н., Гаевский О., Кудрявцев С., Микиртумов Э., Хухра Ю. Авиационный моделизм. – М.: ДОСААФ, 1956. – 296 с.
- Журнал «Авиация и космонавтика»
- Журнал «Model Aviation»
- Журнал «Model Airplane news»
- Журнал «Моделист-конструктор»
Интернет ресурсы
- Русский авиамодельный: сайт. – URL: http://skyflex.air.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Авиамоделизм: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Популярная механика: сайт. – URL: https://www.popmech.ru/ (дата обращения: 15.04.20).
- Программирование: сайт. – URL: https://web.informatics.ru/ (дата обращения: 15.04.20).
- Детская энциклопедия: сайт. – URL: http://ya-uznayu.ru/ (дата обращения: 15.04.20).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«_________________»
ТЕРМИНЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - ДООП) – программа, представляющая собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе;
обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень достижения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
дистанционные образовательные технологии реализуются при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии. Технически такое взаимодействие обеспечивается, в основном, применением информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), представляющих собой объединённые между собой компьютерные сети, которые позволяют передавать информацию с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
онлайн-обучение - большая часть учебного процесса (90-100%) осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся, как с педагогом, так и друг с другом. Онлайн-обучение не предполагает регулярные аудиторные занятия. Аудиторные встречи могут использоваться для проведения консультаций по дисциплине (при необходимости индивидуальной работы с обучающимися), лабораторных практикумов, а также для проведения текущей и промежуточной аттестации.
Авиагоризонт — гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению самолёта относительно горизонта.
АРК — автоматический радиокомпас, предназначенный для измерения курсового угла радиостанции.
Бустерная система — система бустерного управления самолёта, в которой для отклонения органов управления используются бустеры, т.е. рулевые приводы.
Вариометр — пилотажный прибор для измерения скорости подъёма и спуска самолёта.
«Восьмёрка» — полёт самолёта по траектории, сходной с цифрой «8». Существуют вертикальные и горизонтальные «восьмёрки». Горизонтальная состоит из двух виражей, а вертикальная — из «петли Нестерова» и двух «полупетель».
ВПП — взлётно-посадочная полоса.
Выпускной полк — полк, состоящий из курсантов последнего года обучения.
Главкомат — нерасшифровываемое сокращение, обозначающее управление главнокомандующего видом войск и главный его штаб.
Глиссада — прямолинейная траектория, по которой должно осуществляться снижение самолёта в процессе захода на посадку.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«______________________»
Тест.
Первый летчик-космонавт. Ответ: Юрий Гагарин.
■ Первая женщина-космонавт. Ответ: Валентина Терешкова.
■ Как по-другому называют летчика? Ответ: Пилот.
■ Как раньше называли летчика? Ответ: Авиатор.
■ «Дом отдыха» самолетов. Ответ: Ангар.
■ Место расположения боевых самолетов. Ответ: Авиабаза.
■ Головной убор у десантников. Ответ: Берет.
■ Вокзал для самолетов. Ответ: Аэропорт.
■ Удар самолетом по самолету противника. Ответ: Таран.
■ Купол над десантником. Ответ: Парашют.
■ Самолет-стрекоза. Ответ: Вертолет.
■ Летательный аппарат с реактивным двигателем. Ответ: Ракета.
■ С него начинается дорога в космос. Ответ: Космодром.
■ Марка отечественного самолета. Ответ: Як.
■ Человек, который летает в космос. Ответ: Космонавт.
■ Движущееся небесное тело с головой и хвостом. Ответ: Комета.
■ Как по-другому можно назвать солнце? Ответ: Светило.
■ Красная планета Солнечной системы. Ответ: Марс.
■ Отечественный космический корабль или сторона света. Ответ: Восток.
■ Самолет, приспособленный для взлета с воды и посадки на воду. Ответ: Гидросамолет.
■ Один виток. Ответ: Оборот.
■ Лестница, по которой поднимаются в самолет или ракету. Ответ: Трап.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«__________________________»
Промежуточный контроль.
Критерии качества выполнения практической работы.
1. Качество выполнения отдельных элементов | ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу. |
2.Качество готовой работы | ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Сборка отдельных элементов не соответствует образцу. | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. | Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. |
3. Организация рабочего места | ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места | Готовит рабочее место при помощи педагога | Способен самостоятельно готовить свое рабочее место |
4. Трудоемкость, самостоятельность | ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия. | Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения. |
5. Креативность | ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет. | Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что- то свое. | Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«__________________________»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Обучающиеся в ходе освоения программы создаю самолеты бедующего. Итоговым занятием будет защита проекта. Демонстрация моделей и их преимуществ.