2020г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 "Охрана труда" по профессии 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ». Программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»
23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ»
г. Советский
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ»
Организация-разработчик: БУ «Советский политехнический колледж»
Разработчики:
Козлов Дмитрий Анатольевич – преподаватель
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК Протокол № ___ от «___» ________ 202__ г., Председатель ________/___________/ | РЕКОМЕНДОВАНА учебно-методическим советом. Протокол № ____ от «___» ________ 202__ г. Председатель ________/____________/ |
Содержание
№ п/п | Наименование разделов программы | Стр. |
1 | Паспорт программы учебной дисциплины | 4-5 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 6-12 |
3 | Условия реализации программы учебной дисциплины | 13 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14-15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».
Программа разработана на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).
2. Рабочего учебного плана, разработанного в БУ «Советский политехнический колледж» и утверждённого приказом № 122 от 28 мая 2020 года.
Учебная дисциплина изучается на 3 курсе.
Практикоориентированность учебной дисциплины составляет 56%.
Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: относится к общепрофессиональному циклу.
Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся:
Умений:
У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля;
У 2. Безопасно управлять транспортными средствами;
У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;
У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля.
Знаний:
З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;
З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами;
З 4. Инструкции и правила охраны труда.
Общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
и профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
В целях формирования знаний и умений по дисциплине при организации образовательного процесса используются современные педагогические технологии – интерактивные технологии, проблемного и развивающего обучения, информационные.
Допускается реализация части образовательной программы с применением дистанционного обучения с использованием электронного ресурса СДО ПРОФ.
Контроль формируемых знаний и умений проводится в процессе текущего контроля, а также при проведении практических работ. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета на 3 курсе.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов,
самостоятельной работы обучающегося – 2 часов;
промежуточной аттестации – 2 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: - реферат | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»
Наименование раздела | Объем часов на раздел | Тема занятия | Объем часов | Вид занятия | Домашнее задание | Самостоя-тельная работа обучаю-щихся | Объем самостоя-тельной работы | Уро-вень освое-ния |
Раздел 1. Общие вопросы охраны труда на автомобильном транспорте | 2 | В.А.Корж Охрана труда: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2016. |
|
|
| |||
Тема 1.1. Правовые основы охраны труда |
| Правовые источники охраны труда. Трудовой договор. Права и гарантии прав работников в области охраны труда. | 1 | урок изучения нового материала | глава 4 § § 4.2, 4.4, 4.7. Ответить на вопросы 22-26, стр. 398. |
|
| 1,2 |
Тема 1.2. Государственное регулирование в сфере охраны труда |
| Государственное управление охраной труда. Государственный надзор и контроль. Общественный контроль охраны труда. | 1 | комбини-рованное занятие | глава 6 § § 6.2-6.3, 6.7. Отве-тить на вопросы 42-46, стр. 402. |
|
| 1,3 |
Раздел 2. Обеспечение требований охраны труда и безопасности производствен-ной деятельности на автомобильном транспорте | 10 | |||||||
Тема 2.1. Вредные и (или) опасные производствен-ные факторы. |
| Микроклимат производственных помещений. Запыленность и загазованность воздуха в производственных помещениях. Освещение помещений и рабочих мест. Воздействие шума и вибрации. Опасные производственные факторы биологической природы. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников. Практические занятия. Воздействие шума и вибрации, меры защиты. | 2 4 | комбини-рованное занятие | глава 19 § § 19.1-19.4, 19.9.-19.10, 19.14. Ответить на вопросы 80-89, стр. 408-409. |
|
| 1,3 |
Тема 2.2. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. |
| Требования к помещениям для ТО и ремонта автомобилей. Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках. | 2 | комбини-рованное занятие | глава 21 § § 21.1-21.2. Глава 24 § 24.7 Ответить на вопросы 92-97, стр. 410. |
|
| 1,2 |
Тема 2.3. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях. | Действия при пожаре. Устройство огнетушителя и порядок его использования. Действия при несчастном случае на производстве. | 2 | комбини-рованное занятие | Глава 26 § § 26.1-26.2, 26.7. Глава 27 § § 27.2-27.3. Ответить на вопросы 98-101, стр. 411. |
|
| 1,2 | |
Раздел 3. Организация работ по охране труда | 12 |
|
|
| ||||
Тема 3.1. Повышение компетентности работников в вопросах охраны труда.
|
| Общие положения. Обучение работников рабочих профессий. Проверка знаний требований охраны труда. Проведение инструктажа по охране труда. Виды инструктажей. | 2 | урок изучения нового материала | Глава 14 § § 14.1-14.2, 14.4-14.5. Ответить на вопросы 64-67, стр. 406. | Реферат: Обязано-сти ра-ботодателя и работ-ников по выполне-нию требо-ваний охраны труда | 2 | 1,2 |
| Практические занятия. Составление инструкций по охране труда по профессиям и видам работ на автомобильном транспорте. | 4 | практичес-кое занятие |
|
|
| ||
Тема 3.2. Специальная оценка условий труда | Общие положения и основные понятия. Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. | 2 | комбини-рованное занятие | Глава 12 § § 12.1-12.4. Ответить на вопросы 58-60, стр. 405. |
|
| 1,3 | |
Практические занятия. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. | 4 | практичес-кое занятие | ||||||
Раздел 4. Социальная защита пострадавших на производстве | 8 |
|
|
|
| |||
Тема 4.1. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. | Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае. Порядок извещения о несчастных случаях. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев. Сроки расследования несчастных случаев. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. | 2 | урок изучения нового материала | Глава 30 § § 30.2-30.6, 30.10. Ответить на вопросы 106-109, стр. 412-413. |
| 1,2 | ||
Тема 4.2. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве. | Практические занятия. Наружный массаж сердца и искусственная вентиляция легких. Навыки первой помощи при различных травмах и внезапных заболеваниях. | 6 | практичес-кое занятие | |||||
Дифференци-рованный зачет | 2 | 2 | дифферен-цирован-ный зачет | |||||
Всего: | 32 |
|
|
|
|
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
1)доски: учебная, интерактивная.
2) посадочные места по количеству обучающихся – 25.
3) рабочее место преподавателя.
4) стенды, плакаты, учебные пособия.
5) наглядные пособия: аптечка первой помощи, перевязочные средства, средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, носилки.
6) комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением на рабочем месте преподавателя с выходом в Интернет;
- принтер;
- сканер;
- мультимедиа-проектор;
- контрольно-измерительные приборы: термометр, аспирационный психрометр, крыльчатый анемометр, люксметр, шумомер, универсальный газоанализатор;
- учебный тренажёр сердечно-легочной реанимации и искусственной вентиляции легких «Максим-II» с выносным контроллером.
Дополнительные средства обучения:
Система дистанционного обучения https://sovpk.cdoprof.ru
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Корж В.А. Охрана труда: учебное пособие / В.А. Корж, А.В. Фролов, А.С. Шевченко; под ред. А.В. Фролова. – М.: КНОРУС, 2016. – 424 с.
2. Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие/ И.С. Туревский. - М.: ЭБС «Знаниум», 2018. – 240 с.
Дополнительные источники:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.(действующая редакция)
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1. .(с последними изменениями)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3. .(с последними изменениями)
Электронные ресурсы:
- https://studopedia.ru/
- http://znanium.com/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (сформированные общие и профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей. ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей. ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий. ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ. ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий. ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов. ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. | З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения; З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами; З 4. Инструкции и правила охраны труда. У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля; У 2. Безопасно управлять транспортными средствами; У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности; У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля. | Практические работы, текущий контроль, тестирование, дифференцированный зачет. |