РП УД Основы схемотехники и электроники
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогический совет
ОГБПОУ СОТА
Протокол № 1от 29.08.19.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И СХЕМОТЕХНИКИ
2019 г.
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Зам директора по УР
ЦМК электрорадиотехнических _______________/Колесник Ю.С./
дисциплин 29.08.19.
Протокол № 1 от 28.08.19
Председатель ЦМК
______________/ Куликов В.С./
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное е профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»
Разработчик: Куликов Виталий Сергеевич, преподаватель
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроники и схемотехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» укрупненной группы направлений подготовки специальности 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика».
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы электроники и схемотехники является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина «Основы электроники и схемотехники» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | Подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; Рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей; Снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями; Собирать электрические схемы; Проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования | Классификацию электронных приборов, их устройство и область применения Методы расчета и измерения основных параметров цепей; Основы физических процессов в полупроводниках; Параметры электронных схем и единицы их измерения; Принципы выбора электронных устройств и приборов; Принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов; Свойства полупроводниковых материалов; Способы передачи информации в виде электронных сигналов; Устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов; Математические основы построения цифровых устройств Основы цифровой и импульсной техники: Цифровые логические элементы |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 60 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 28 |
лабораторные работы | 28 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
РАЗДЕЛ 1. Основы электроники | |||||
Тема 1.1 Физические принципы работы электронных приборов. | Содержание учебного материала | 8 | ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | ||
1 | Полупроводниковые диоды и тиристоры. Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры. | ||||
2 | Биполярные и полевые транзисторы. Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры. | ||||
3 | Оптоэлектронные приборы. Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры. | ||||
4 | Интегральные микросхемы (ИМС). Назначение, классификация, маркировка, принцип функционирования, основные параметры. | ||||
Лабораторные работы | 10 | ||||
1 | Определение параметров диода, построение ВАХ. | ||||
2 | Исследование входных и выходных характеристик биполярного транзистора. | ||||
3 | Исследование режимов работы тиристора. | ||||
4 | Измерение выходного напряжения переменного источника, с фазоуправляемым тиристором в качестве регулирующего элемента. | ||||
5 | Построение рабочих характеристик фоторезистора, фотодиода и светодиода с помощью осциллографа | ||||
Тема 1.2. Электронные ключи и импульсные формирователи. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Общая характеристика импульсных устройств. Диодные и транзисторные электронные ключи. | ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | |||
2 | Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи. | ||||
РАЗДЕЛ 2. Основы схемотехники | |||||
Тема 2.1. Комбинационные устройства. | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | ||
1 | Логические элементы "И", "ИЛИ", "НЕ, таблицы истинности логических элементов. | ||||
2 | Шифраторы и дешифраторы. Триггеры. Счетчики импульсов. Регистры. Мультиплексоры и демультиплексоры. | ||||
Лабораторные работы | 8 | ||||
6 | Исследование характеристик и параметров логических элементов и функций. | ||||
7 | Исследование схем триггеров на логических элементах и микросхемах | ||||
8 | Исследование схем счетчиков на логических элементах и микросхемах | ||||
9 | Исследование схем регистров на логических элементах и микросхемах | ||||
Тема 2.2. Источники вторичного электропитания | Содержание учебного материала | 8 | ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | ||
1 | Неуправляемые и управляемые выпрямители. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
2 | Инверторы. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
3 | Импульсные стабилизаторы напряжения и тока. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
4 | Импульсные преобразователи напряжения и частоты. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
Лабораторные работы | 6 | ||||
10 | Исследование принципа действия схем выпрямления и сглаживания пульсаций. | ||||
11 | Исследование принципа действия стабилизаторов напряжения и тока. | ||||
12 | Исследование принципа действия преобразователей напряжения и частоты. | ||||
Тема 2.3. Усилители | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.3 | ||
1 | Усилители напряжения и тока. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
2 | Усилители мощности. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
3 | Операционные усилители. Назначение, принцип функционирования, основные параметры и характеристики, схемные решения. | ||||
Лабораторные работы | 4 4 | ||||
13 | Исследование схем инвертирующих усилителей постоянного тока. | ||||
14 | Исследование схем инвертирующих усилителей переменного тока. | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка рефератов на тему: «Операционные усилители на интегральных микросхемах» | |||||
Всего: | 60 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
лаборатории «Электротехники и электроники»,
оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
- техническая документация, методическое обеспечение;
- стенды и оборудование для выполнения лабораторных занятий;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей», исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теоретические основы электротехники», исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей и основы электроники», исполнение стендовое компьютерное;
- комплект планшетов светодинамических «Электрические цепи»;
- комплект планшетов светодинамических «Электротехника и основы электроники»;
- электроизмерительные приборы для выполнения лабораторных работ;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Миловзоров О.В., Панков И.Г.М.: ЮРАЙТ, 2018
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
- Электронный ресурс «Электрик. Электричество и энергетика». Форма доступа: http://www.electrik.org/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
- Электронный ресурс «Паяльник». Форма доступа: http://cxem.net/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
- Электронный ресурс «Практическая электроника». Форма доступа: https://www.ruselectronic.com/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
- Электронный ресурс «Сайт по схемотехнике промышленной электроники ». Форма доступа: http://pgurovich.ru/ (дата обращения: 30.08.18 г.)
- Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm (дата обращения: 30.08.18 г.)
3.2.3. Дополнительные источники
- Электротехника и электроника Кузовкин В.А. М.: ЮРАЙТ, 2016
- Задачник по электротехнике и электронике Полещук В.И. М., Академия, 2013
- Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники Данилов И.А., Иванов П.М М.: Мастерство, 2012
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: Классификацию электронных приборов, их устройство и область применения Методы расчета и измерения основных параметров цепей; Основы физических процессов в полупроводниках; Параметры электронных схем и единицы их измерения; Принципы выбора электронных устройств и приборов; Принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов; Свойства полупроводниковых материалов; Способы передачи информации в виде электронных сигналов; Устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов; Математические основы построения цифровых устройств Основы цифровой и импульсной техники: Цифровые логические элементы | Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований: - обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, - знает оборудование правильно выполняет технологические операции владеет приемами самоконтроля соблюдает правила безопасности | Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач Текущий контроль в форме защиты лабораторных работ |
Уметь: Подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; Рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей; Снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями; Собирать электрические схемы; Проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования | Успешность освоения умений и умений соответствует выполнению следующих требований: - обучающийся умеет готовить оборудование к работе - выполняет лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним - правильно организовывает свое рабочее место и поддерживает его в порядке на протяжении выполняемой лабораторной работы - умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой | Оценка результатов выполнения лабораторных работ |