РП ПМ Системное программирование
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогический совет
ОГБПОУ СОТА
Протокол № 1 от 29.08.19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
2019 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК Вычислительной техники Протокол № 1 от 28.08.19г. Председатель ЦМК ______________/Кашталинская И. А./ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР _____________/___________/ 29.08.19 |
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»
Разработчик: Кашталинская Ирина Анатольевна, преподаватель
Рабочая программа профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 09.02.00 «Информатика и вычислительная техника»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ» | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ» | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ» | 8 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ» | 18 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ» | 21 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» по отраслям укрупненной группы направлений подготовки специальности 09.02.00 «Информатика и вычислительная техника» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля.
1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
1.4 Выполнять тестирование программных модулей.
1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
1.6 Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем 230115 «Программирование в компьютерных система» при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
- разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
- разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
- использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
- проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
уметь:
- осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
- создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
- выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
- оформлять документацию на программные средства;
- использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;
знать:
- основные этапы разработки программного обеспечения;
- основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
- основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
- методы и средства разработки технической документации.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля
Всего – 546 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 366 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 244 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 122 часов;
курсового проектирования – 30 часов;
учебной и производственной практики – 180 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. |
ПК 1.2 | Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля. |
ПК 1.3 | Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
ПК 1.4 | Выполнять тестирование программных модулей. |
ПК 1.5 | Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. |
ПК 1.6 | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1 - ПК 1.5 | Раздел 1 Разработка системного программного обеспечения | 270 | 132 | 50 | 30 | 66 | 30 | - | 72 |
ПК 1.1 - ПК 1.6 | Раздел 2 Разработка и документирование прикладного программного обеспечения | 276 | 112 | 50 | 56 | 108 | - | ||
Производственная практика (по профилю специальности) | |||||||||
Всего: | 546 | 244 | 100 | 30 | 122 | 108 | 72 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Разработка системного программного обеспечения | 270 | ||
МДК 01.01 Системное программирование | |||
Тема 1.1 Современные системы программирования | Содержание учебного материала | 6 | |
| 2 2 2 2 2 3 3 2 3 3 3 3 | ||
Тема 1.2 Машинно-ориентированная система программирования Ассемблер. Использование транслятора Turbo Assembler при разработке программ | Содержание учебного материала | 32 | |
| 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 | ||
Лабораторные работы | 10 | ||
Лабораторная работа №1 «Обработка символьной информации» Лабораторная работа №2 «Создание макросов» Лабораторная работа №3 «Разработка многомодульной программы» Лабораторная работа №4 «Обработка файлов» Лабораторная работа №5 «Взаимодействие Ассемблера и языков высокого уровня» | |||
Тема 1.3 Разработка, отладка и тестирование программ для многозадачных операционных системы (ОС) на примере OC Windows | Содержание учебного материала | 44 | |
| 2 2 2 3 3 2 3 2 2 2 3 3 2 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 2 2 3 3 3 3 | ||
Лабораторные работы | 40 | ||
Лабораторная работа №6 «Borland C++ как инструмент системного программирования. Работа символьными строками» Лабораторная работа №7 «Примеры программирования, закрепляющие основные особенности конструкций Borland C++» Лабораторная работа №8 «Создание программ представления в памяти массивов и матриц» Лабораторная работа №9 «Алгоритм создания приложения Windows. Использование IDE Borland C++ . Создание и запуск простейшего приложения Windows» Лабораторная работа №10 «Создание приложений с обработкой сообщений. Использование def-файла» Лабораторная работа №11 «Создание приложение с выводом информации в окно» Лабораторная работа №12 «Примеры использования классов С++ при создании приложений Windows. Стили окон». Лабораторная работа №13 «Примеры приложений, обрабатывающих клавиатурные сообщения, сообщения от драйвера «мыши» и таймера» Лабораторная работа №14 «Ресурсы в приложениях Windows. Таблицы текстовых строк. Пиктограммы. Курсоры «мыши». Bitmap образы» Лабораторная работа №15 «Примеры приложений, использующих меню. Шаблоны меню в файле ресурсов. Создание плавающего меню» Лабораторная работа №16 «Организация органов управления ОС Windows» Лабораторная работа №17 «Создание приложений, использующих диалоговые панели ОС Windows» Лабораторная работа №18 «Проверка оборудования» Лабораторная работа №19 «Управление клавиатурой» Лабораторная работа №20 «Управление таймером» Лабораторная работа №21 «Управление видеоадаптером» Лабораторная работа №22 «Дисковые структуры данных» Лабораторная работа №23 «Управление программами» Лабораторная работа №24 «Генерация и оптимизация объектного кода» Лабораторная работа №25 «Программирование пользовательского интерфейса» | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ Составление таблиц для систематизации материала. Решение вариативных задач. Решение задач и упражнений по образцу. Учебно-исследовательская работа. Работа над учебным проектом. | 66 | ||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание библиотеки макроопределений. Технологический процесс подготовки и выполнения программ на языке Ассемблер. Общий формат машинной команды. Типы операторов языка ассемблер. Отладка программных модулей с использованием специализированных программных средств. Обработка клавиатурных сообщений в ОС Windows. Обработка сообщений от драйвера «мыши». Оптимизация программных модулей. Создание ресурсов в ОС Windows. Создание меню в ОС Windows. Функции API Windows для работы с меню. Работа с диалоговыми панелями в ОС Windows. Разработка спецификаций компонент программы. Организация и взаимодействие резидентных программ. Программы, управляемые событиями. | |||
Курсовое проектирование Составление технического задания. Анализ технического задания и возможные способы его реализации. Обоснование выбора среды программирования. Описание блок-схемы программного продукта. Описание структуры программного продукта. Описание листинга. Отладка программного продукта. Методика работы с программным продуктом. Оформление библиографии. | 30 | ||
Тематика курсовых проектов Создание программы, осуществляющей запуск приложений по расписанию, хранящемуся в реестре. Разработка резидентной программы, контролирующей наличие одинаковых файлов на диске в выбранных каталогах. Разработка альтернативного языка программирования. Разработка программы – компилятора. Разработка синтаксического распознавателя вычисляемого оператора. Разработка программы для передачи данных в компьютерных сетях. Разработка программа для работы со сканером. Разработка программы кодирование и декодирование файлов для пересылки по электронной почте. Разработка программы – антивируса. Разработка программы тестирования и диагностики аппаратной части компьютера. Создание графического редактора с возможностью применения графических фильтров. Создание программного сервиса доставки файлов в распределенной среде. Создание класса 3D-кнопок. Создание фильтра для любых usb – устройств. Разработка программы для поддержки файловой системы extFat в Windows. Разработка физического устройства. Разработка драйвера логического устройства. Разработка модуля операционной системы. Разработка графической оболочки приложения, имеющего интерфейс командной строки (frontend). Создание программных компонент для установки, конфигурирование и сопровождение системных программ. Разработка программы для обработки системной информации (журналов, протоколов передачи данных и т.п.). Разработка распределенных приложений для оптимального распараллеливания задачи и синхронизации различных процессов. Разработка программы, осуществляющей выдачу сообщений в заданное время. Разработка программы обработки изображений. Создание системы управления реального времени в операционной системе WINDOWS. Разработка программ диагностики работы манипуляторов типа «мышь», «трекбол», клавиатуры для персонального компьютера. Разработка программы – транслятора. Разработка системы реального времени в виде планировщика исполнения заданий. Создание диалоговой оболочки отладчика программ. Разработка программы – архиватора. | |||
Производственная практика Виды работ Установка и настройка программных продуктов. Обслуживание программных продуктов, вычислительных систем и систем обработки информации. Выполнение отладки программных модулей с использованием специализированных программных средств. Выполнение тестирования программных модулей. Выполнение тестирования программного продукта. Разработка компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации. | 72 | ||
Раздел 2 Разработка и документирование прикладного программного обеспечения | |||
МДК 01.02 Прикладное программирование | 276 | ||
Тема 2.1 Разработка программных модулей с использованием современных языков программирования. Основы программирования на макроязыке VBA | Содержание учебного материала | 14 | |
| 2 2 2 2 3 3 3 3 3 | ||
Лабораторные работы | 6 | ||
Лабораторная работа №26 «Освоение среды разработки приложений. Меню и панели инструментов» Лабораторная работа №27 «Создание простых приложений с помощью языка программирования VBA в среде MS Office» Лабораторная работа №28 «Использование элементов управления интегрированной среды VBA» | |||
Тема 2.2 Офисное программирование | Содержание учебного материала | 32 | |
| 2 3 3 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 3 3 | ||
Лабораторные работы | 40 | ||
Лабораторная работа №29 «Программирование на VBA в среде MS Word Лабораторная работа №30 «Автоматизация использования объектов MS Word» Лабораторная работа №31 «Доступ к данным с помощью технологии ADO» Лабораторная работа №32 «Процедуры обработки событий и надстройки в MS Word» Лабораторная работа №33 «Объектная модель MS Word» Лабораторная работа №34 «Работа с текстом в MS Word» Лабораторная работа №35 «Работа с объектами в MS Word» Лабораторная работа №36 «Поиск и замена текста средствами VBA» Лабораторная работа №37 «Работа с папками и файлами в MS Word» Лабораторная работа №38 « Программирование на VBA в среде MS Excel» Лабораторная работа №39 «Управление приложением MS Excel с помощью VBA» Лабораторная работа №40 «Построение диаграмм MS Excel с помощью VBA» Лабораторная работа №41 «Создание макроса для сводной таблицы» Лабораторная работа №42 «Программирование на VBA в среде MS Access» Лабораторная работа №43 «Автоматизация экранных форм» Лабораторная работа №44 «Интеграция программирования MS Access и MS Excel» Лабораторная работа №45 «Интеграция программирования MS Access и MS Word» Лабораторная работа №46 «Использование макро-рекордера для написания макросов» Лабораторная работа №47 «Дополнительные возможности VBA при создании приложений» Лабораторная работа №48 «Работа с макросами» | |||
Тема 2.7 Внешние языки прикладного программирования | Содержание учебного материала | 12 | 2 2 3 3 2 |
| |||
Лабораторные работы | 4 | ||
Лабораторная работа №49 «Использование Delphi для программирования среды MS Excel» Лабораторная работа №50 «Использование Delphi для программирования среды MS Word» | |||
Тема 2.8 Документирование программных продуктов | Содержание учебного материала | 4 | |
| 2 2 3 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ Составление плана и тезисов ответа. Составление таблиц для систематизации материала. Решение вариативных задач и упражнений. Выполнение творческих заданий. Работа над учебным проектом. | 56 | ||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Работа с формами и элементами управления MS Access. Общая характеристика и структура проекта в MS Word, MS Excel, MS Access, PowerPoint. Отладка и тестирование программных модулей MS Word, MS Excel, MS Access. Использование инструментальных средств отладки программных модулей. Работа с формами и элементами управления MS Access. Работа с таблицами и элементами управления MS Access. Создание макросов в MS Excel. Объектная модель MS Word. Особенность работы с документами, с абзацами, с текстом в Word. Создание программы по разработанному алгоритму как отдельного модуля. | |||
Учебная практика Виды работ Организация проекта, создание и сохранение проекта. Планирование работ, задание учетной информации. Создание модулей программного продукта. Тестирование и отладка модулей программного продукта. Монтирование программного кода приложения. Работа со средствами поддержки кода. Отладка приложений. Работа со специализированными отладчиками. Применение приемов программирования, встраивающих отладку в программный код. Выполнение спецификаций отдельных компонент программного продукта. Выполнение спецификации программного продукта. | 108 | ||
Всего: | 546 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий информационно-коммуникационных систем, полигона вычислительной техники.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории, полигона вычислительной техники:
локальная вычислительная сеть на базе ПЭВМ: компьютеры (рабочие станции), сервер, выход в глобальную сеть, источник бесперебойного питания, мультимедиа проектор, экран (на штативе или настенный).
Локальная вычислительная сеть лаборатории, полигона вычислительной техники должна включать:
- сервер (персональный компьютер – рабочее место преподавателя). Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
- рабочие станции (персональные компьютеры – рабочие места обучающихся). Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практики.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: локальная вычислительная сеть на базе ПЭВМ: компьютеры (рабочие станции), сервер, выход в глобальную сеть, источник бесперебойного питания, мультимедиа проектор, экран (на штативе или настенный).
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Канцедал С.А. Программирование на языках высокого уровня М.: ИТ Форум: ИНФРА – М, 2017
- Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки. 2-е издание. Стереотип М.: Форум, 2015
Дополнительные источники:
- Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение Спб.: Питер, 2009. – 624 с.
- Компьютерные сети. Учеб.пособие// Максимов Н. В., Попов И. И. 4-е издание, испр. И доп. – М.: Форум, 2010. 464 с.
- Компьютерные сети. Учеб.пособие// Кузин А. В.,Демин В. М. – 2-е издание – М.: Форум, 2010. 192 с.
- Сетевые операционные системы / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. – Спб.: Питер, 2009. – 544 с.
- Бесплатная, виртуальная, электронная, Интернет библиотека www.xserver.ru (дата обращения 13.08.19).
- Журнал Компьютер Пресс: Тестирование. Безопасность: www.compress.ru (дата обращения 13.08.19).
- Компьютерная и техническая документация: www.emanual.ru (дата обращения 13.08.19).
- Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru (дата обращения 13.08.19).
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины «Архитектура компьютерных систем», «Технические средства информатизации», «Информационные технологии», «Основы программирования», «Элементы математической логики», «Теория алгоритмов».
Использование современных педагогических технологий (элементов технологий) обучения, применяемых при компетентностном подходе к обучению:
- информационно-развивающих (когнитивных);
- развивающего, проблемного обучения;
- личностно ориентированного обучения;
- контекстного обучения;
- моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.
Использование системы активных методов обучения:
- анализа конкретных ситуаций;
- метода «Мозговая атака»;
- учебной тематической дискуссии;
- организационно-деятельностной игры;
- деловой игры;
- метода проектов;
- метода круглого стола;
- метода исследования;
- самостоятельной работы с обучающей программой.
Применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм обучения с целью обеспечения активной познавательной деятельности обучающихся.
Выбор организационных форм обучения, направленных преимущественно на формирование профессиональных компетенций:
- лабораторная работа;
- курсовое проектирование.
Предоставление обучающимся консультаций следующих видов:
- систематических по ПМ;
- по курсовому проектированию;
- для сильных обучающихся или проявивших повышенный интерес к ПМ.
Использование индивидуальной и групповой форм консультирования.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» специальности «Программирование в компьютерных системах».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав: высшее инженерное образование, соответствующее профилю модуля.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. | Разрабатывают спецификаций компонентов в соответствии с правилами создания спецификации. | Экзамен (квалификационный). Дифференцированный зачет. Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. Тестовый контроль. |
Разрабатывают код программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля в соответствии со справочной системой программной среды разработки. | ||
Применяют инструментальные средства автоматизации оформления документации в соответствии с правилами справочной системы инструментальных средств разработки. | ||
Тестируют программный продукт на уровне модулей в соответствии с методикой тестирования | ||
Составляют техническое задание для разрабатываемого программного продукта в соответствии с требованиями ГОСТ 19.201-78. | ||
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля. | Выбирают и применяют утилиты автоматизированного проектирования, отладки и тестирования программных модулей в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | Экзамен (квалификационный). Дифференцированный зачет. Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. Тестовый контроль. |
Разрабатывают код программного модуля на современных языках программирования в соответствии с правилами справочной системы используемой среды программирования. | ||
Разрабатывают программу по разработанному алгоритму как отдельного модуля в соответствии с правилами справочной системы используемой среды программирования. | ||
Модифицируют программные продукты в инструментальной среде в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | ||
Выбирают инструментальные средства на этапе отладки программного продуктов соответствии с методикой отладки. | ||
ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. | Выполняют отладку программного продукта в соответствии с методикой отладки. | Экзамен (квалификационный). Дифференцированный зачет. Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. |
Выполняют отладку программ на уровне модулей в соответствии с методикой отладки. | ||
Используют специализированный отладчик в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | ||
Применяют приемы программирования, встраивающие отладку в программный код в соответствии с правилами справочной системы среды программирования.. | ||
Выбирают принципы отладки и тестирования программных продуктов в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | ||
ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей. | Выполняют отладку и тестирование программы на уровне модуля в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | Экзамен (квалификационный). Дифференцированный зачет. Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. Тестовый контроль. |
Проводят тестирование программного модуля по определенному сценарию в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | ||
Обосновывать внесение изменений в программу для защиты информации в соответствии с методикой защиты. | ||
Используют аппаратные средства защиты в соответствии с правилами их применения. | ||
Используют программные средства защиты в соответствии с правилами их применения. | ||
Обнаруживают и локализуют ошибки программного продукта в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | ||
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. | Оптимизируют программный код модуля в соответствии с правилами справочной системы среды программирования. | Экзамен (квалификационный). Дифференцированный зачет. Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. Тестовый контроль. |
Выбирают методы и средства разработки проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации в соответствии с правилами справочной системы графических языков. | ||
ПК 1.6 Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации. | Оформляют документацию на программные средства в соответствии с требованиями единой системы программной документации. | Экзамен (квалификационный). Оценка защиты курсового проекта. Наблюдение за действиями на практике. Оценка защиты лабораторных работ. |
Используют инструментальные средства автоматизации оформления документации в соответствии с правилами справочной системы инструментальных средств разработки. | ||
Разрабатывают программную и сопровождаемую документацию в соответствии с требованиями единой системы программной документации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Применяют современные технологий в процессе разработки программных продуктов. | Экспертная оценка выполненных действий на практике. Оценка защиты курсового проекта, практическая проверка (лабораторная работа) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Осуществляют выбор решения профессиональных задач, самоорганизация, саморефлексия профессиональной деятельности. | Экспертная оценка, Оценка защиты курсового проекта, практическая проверка (лабораторная работа) |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Устанавливают причины профессиональных проблем, творчески подходят к организации деятельности в проблемной ситуации. | Экспертная оценка. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Осуществляют работу с информацией, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального роста. | Оценка защиты курсового проекта, практическая проверка (лабораторная работа) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применяют различные информационные ресурсы в профессиональной деятельности. | Экспертная оценка. Оценка защиты курсового проекта, практическая проверка (лабораторная работа) |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Осуществляют разделение и контроль деятельности в команде. | Экспертная оценка. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Умеют нести ответственность за порученное дело. | Экспертная оценка. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планируют повышение квалификации. | Умеют ставить перед собой оптимальные профессиональные задачи, определяют маршруты самообразования и повышения квалификации. | Оценка защиты курсового проекта, практическая проверка (лабораторная работа) |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявляют мобильность в профессиональной деятельности. | Экспертная оценка, Оценка защиты курсового проекта, |