МУ по выполнению дипломного проекта
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Смоленский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
специальность 11.02.01.
Радиоаппаратостроение
специальность 11.02.02.
Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
(по отраслям)
Смоленск
2015 г.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК радиотехнических дисциплин
Председатель ЦМК
/Куликов В.С./
Протокол № 9
16 апреля 2015 г.
Составитель: Куликов В.С., преподаватель Смоленского политехнического техникума
Рецензент: Жучков Н.А., преподаватель Смоленского политехнического техникума
Методические указания для обучающихся по выполнению дипломного проекта являются частью основной профессиональной образовательной программы ОГБОУ СПО «Смоленский политехнический техникум» по специальностей 11.02.01 Радиоаппаратостроение 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (далее – ФГОС).
Методические указания для обучающихся по выполнению дипломного проекта включают в себя требования по оформлению проекта, шаблон дипломного проекта, организацию защиты, а также задания для выполнения дипломного проекта в рамках освоения основного вида деятельности.
Методические указания для обучающихся по выполнению дипломного проекта могут быть использованы преподавателями и обучающимися техникума.
Введение
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является основным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе СПО.
Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации и закреплении полученных обучающимися знаний, умений, практического опыта.
Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным стандартам в части требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и готовности выпускника к профессиональной деятельности.
По своему существу ВКР является в определенной степени научно-исследовательской работой студента и представляет собой наиболее активную форму обучения, сочетающую самостоятельный всесторонний теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы с изучением современной практики различных форм деятельности, и разработкой рекомендаций по практическому решению, поставленных в работе задач.
Методические указания разработаны с целью информирования студентов о единых требованиях, предъявляемых к написанию и защите ВКР, а также оказания помощи в выборе темы, оформлении ВКР и сопроводительных документов. Кроме того, данные рекомендации предназначены для оказания методической помощи преподавателям, осуществляющим руководство преддипломной практикой и подготовкой ВКР. Несоблюдение единых установленных требований к подготовке ВКР может существенно повлиять на ее оценку членами Государственной экзаменационной комиссии.
- Основные этапы подготовки ВКР
Выполнение ВКР складывается из следующих основных этапов:
- Выбор темы ВКР
- Согласование с руководителем темы ВКР
- Утверждение темы и руководителя приказом директора колледжа (за месяц до начала преддипломной практики)
- Составление графика выполнения ВКР
- Оформление задания на ВКР и утверждение задания председателем ПЦК (за неделю до начала преддипломной практики (Приложение 1)).
- Подбор литературных источников по теме работы и их систематизация по разделам
- Изучение и анализ литературы
- Подбор материалов по месту прохождения практики (или другой организации), их анализ и обобщение на основе действующих и разрабатываемых методик
- Обработка собранных данных, в т.ч. компьютерная, и выполнение расчетов
- Консультации и обсуждение с руководителем возникающих вопросов и материалов по каждому этапу работы
- Обработка материала ВКР и представление завершенных разделов руководителю для проверки (в сроки установленные календарным графиком);
- Последующая доработка разделов, подготовка дополнительных материалов с учетом замечаний руководителя
- Завершение и техническое оформление ВКР, представление ее руководителю в окончательном варианте не позднее установленного в графике срока
- Составление отзыва руководителя (Приложение №3) и передача ВКР стороннему рецензенту, утвержденному приказом директора
- Подготовка студентом выступления и ответов на замечания руководителя и рецензента, раздаточного материала (таблиц, схем и т.д.) к защите ВКР;
- Представление ВКР в комплексе (отзыв, рецензия) со всеми приложениями на подпись руководителю
- Представление ВКР на подпись председателю ПЦК с последующей передачей ее в учебную часть.
- Публичная защита ВКР студентом перед государственной экзаменационной комиссией и ее оценка членами комиссии.
- Требования к структуре выпускной квалификационной работы
2.1. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ФГОС СПО выполняется в форме дипломной работы (дипломного проекта).
2.3. По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.
2.4. По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке дается теоретическое и расчетное обоснование принятых в проекте решений. В графической части принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков, диаграмм. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта. В состав дипломного проекта могут входить изделия, изготовленные обучающимся в соответствии с заданием.
2.5. Структурно ВКР должна состоять из следующих составных частей:
- введение;
- теоретическая часть;
- опытно - экспериментальная часть;
- заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;
- список используемой литературы;
- приложения.
- Во введении (примерно 2-3 машинописные страницы) раскрывается актуальность и практическое значение выбранной темы и формулируется предмет исследования, основные задачи исследования, объект исследования.
Актуальность темы объясняет интерес к ней студента, своевременность разработки темы для текущего момента.
Практическая значимость показывает прикладной характер работы, возможность применения ее результатов на практике.
Предмет исследования определяется темой ВКР. В качестве предмета исследования может выступать процесс, сфера, вид деятельности, метод, организационная структура управления или иное явление, которые подлежат исследованию.
Объект исследования – это место прохождения преддипломной практики, на материалах которого выполняется ВКР. Во введении указывается, материалы какого подразделения использованы при написании работы.
Задачи исследования в ВКР – это теоретические и практические задачи, которые во “Введении” должны быть конкретизированы, исходя из выбранного предмета исследования. Задачи исследования определяют структуру ВКР.
- Основная часть ВКР должна делиться на 2 главы (теоретическую и опытно-экспериментальную), которые в свою очередь, делятся на параграфы (подразделы). Основная часть содержит как теоретические аспекты исследования, так и практические разработки выводы, рекомендации. Содержание основной части ВКР определяется особенностями специальности.
Недопустимо, когда название какой-либо главы полностью совпадает с названием темы работы, а название какого-либо параграфа дублирует название главы.
- В теоретической части раскрывается сущность исследуемых процессов и явлений в их взаимосвязи и развитии. Теоретическая глава обязательно должна включать в себя обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемым вопросам, рассмотрение и критическое сравнение между собой различных существующих точек зрения по выбранной тематике. Далее необходимо отразить современный уровень решения анализируемой проблемы, выявить уже решенные задачи и одновременно обосновать постановку основных нерешенных проблем и спорных вопросов.
Рекомендуется так же сделать акцент на обобщение фактического материала о практической деятельности предмета исследования, законодательных и инструктивных материалах, статистических данных и другой необходимой информации. В данную часть ВКР целесообразно включать обоснование и разработку методик анализа и управления различными операциями.
- В опытно-экспериментальной части ВКР представляются конкретные самостоятельные решения, выводы и рекомендации студента в соответствие с задачами ВКР, а так же расчеты с включением табличного материала, программные продукты, разработанные студентом и т.д.
- В конце каждой главы рекомендуется делать основные выводы.
- Информационными источниками для написания дипломной работы служат: отечественная и зарубежная литература (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), ведомственные нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, положения и т.д.), периодические статистические отчеты и сборники, материалы производственной и преддипломной практик, материалы internet.
- Основные выводы и предложения как теоретического, так и практического характера, полученные в результате дипломного исследования, отражаются в Заключении в сжатой (2-3 машинописных страницы). При этом представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, а не общеизвестные сведения. Наиболее ценные выводы и предложения в Заключении должны излагаться кратко без подробного обоснования. Целесообразно структурировать сделанные выводы в виде отдельных пунктов.
Следует также учитывать, что члены Государственной экзаменационной комиссии не в состоянии ознакомиться со всем содержанием ВКР, поэтому они оценивают ее результаты, основываясь, как правило, на заключении, иллюстративном материале и общем уровне оформления. В связи с этим необходимо уделить Заключению достаточно внимания. В разделе ВКР Заключение следует отражать все наиболее ценные выводы и рекомендации, сделанные автором в основной части работы.
- Список литературы помещается после основного текста работы. В список литературы включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке ВКР. Рекомендуется в работе использовать от 8-10 литературных источников, не считая материалов internet.
- Целесообразно располагать используемые источники в следующей последовательности: законы, указы, постановления, ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания и т.п.), книги и статьи из периодики на русском языке, книги и статьи на иностранном языке, неопубликованные материалы. Все указанные материалы располагают по алфавиту фамилий авторов и заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т.д. букв. Нумерация документов в списке литературы должна быть сплошной - от первого до последнего названия. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом (необходимые рекомендации приводятся в Приложении 6).
- Приложения включают в себя в основном крупные таблицы, графики, схемы, чертежи, диаграммы, ценные выписки из методических документов, применяемых в организациях – базах практики, а также другие интересные вспомогательные материалы по теме исследования. Особую ценность представляют таблицы, схемы и т.д., являющиеся результатом самостоятельной разработки дипломника. При этом, если таблица достаточно невелика, ее лучше поместить в основной текст дипломной работы.
В соответствующих местах ВКР следует делать ссылки на соответствующие приложения. На первой странице каждого приложения сверху проставляется соответствующее название и номер, например, «Приложение 5».
- Содержание основных этапов выполнения ВКР
- Тема ВКР, должна быть предварительно согласована с руководителем, утверждена председателем ПЦК и передана в учебную часть для издания приказа по колледжу.
- Название темы должно строго соответствовать плану ВКР, ее содержанию, поставленным задачам.
- После окончательного согласования темы работы с руководителем, студент оформляет задание по подготовке ВКР, которое подписывается студентом, руководителем и председателем ПЦК. Экземпляр остается у студента и вкладывается в готовую работу. Задание является неотъемлемой частью ВКР.
- График выполнения ВКР разрабатывается руководителем и выдается студенту вместе с заданием.
- ВКР в окончательном варианте должна быть представлена руководителю для написания отзыва не позднее, чем за две недели до Государственной итоговой аттестации.
- На оформленную работу студента руководитель готовит отзыв (Приложение 3), в котором указывается ее актуальность, научная и практическая значимость, соответствие другим требованиям, предъявляемым к такого рода исследованиям. Руководитель отмечает позитивные моменты, имеющиеся недостатки и дает рекомендацию к защите.
В том случае, если руководитель считает, что представленная работа не соответствует предъявляемым требованиям, она не допускается к защите.
- Выполненные ВКР рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.
Рецензенты ВКР назначаются приказом директора колледжа, за две недели до начала ГИА.
Рецензия должна включать (Приложение №3):
- заключение о соответствии темы и содержания ВКР;
- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
- оценку степени разработанности новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;
- оценку ВКР по четырехбалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за день до защиты ВКР.
Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
- Оформление ВКР
- ВКР выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги. Объем ВКР не менее 40 страниц машинописного текста при соблюдении следующих требований по оформлению:
• размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм )
• поля: левое – 30 мм , верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.
• ориентация: книжная
• шрифт: Times New Roman.
• кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках
• междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках
• расстановка переносов – автоматическая
• форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»
• цвет шрифта – черный
• красная строка – 1,5 см
- Титульные листы дипломной работы и пояснительной записки к дипломному проекту представлены в Приложении №2.
- На второй странице оформляется содержание ВКР с названиями разделов и подразделов с указанием соответствующих страниц.
- Все страницы работы нумеруются только арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется.
- Рекомендуется оформлять заголовки разделов прописными буквами (заглавными), а заголовки подразделов – строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервал.
- Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют в пределах каждой главы. Номера подразделов состоят из номеров главы и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка. Например, «2.3.» (третий параграф второй главы). Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Например, «2.4.2.» (второй пункт четвертого подраздела второй главы).
- Каждый раздел работы (введение, теоретическая часть, заключение и т.п.) целесообразно начинать с нового листа.
- Не допускаются в работе самовольные сокращения слова или слов, кроме общепринятых (РФ, ЦБ РФ и т.д.).
- Составными частями текстовой части ВКР служат: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, примеры, формулы, расчеты, цифры, цитаты, ссылки, выводы, рекомендации, их обоснования и т.д. Существуют установленные стандарты оформления таблиц, ссылок, написания формул и т.д.
- Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и имеют сквозную нумерацию в пределах всей работы арабскими цифрами, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Если в дипломной работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Их располагают после первой текстовой ссылки на них. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночным текстом). Название иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.
- Таблицы тоже имеют сквозную нумерацию (за исключением таблиц, приведенных в приложении) арабскими цифрами. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы и не подчеркивают. Заголовки граф таблиц должны начинаться также с прописных букв. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
- Ссылки на литературные источники допускается давать либо внизу страницы, либо в тексте в скобках, когда сначала указывается номер источника в списке литературы, а затем номер страницы данного источника. Например, «(10, с. 22)». Ссылки на несколько источников отделяют друг от друга точкой с запятой. При этом обязательно соблюдение основных требований к оформлению литературных источников.
- Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, «рис. 3.». На все таблицы должны быть также ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «… в табл. 2».
- Выпускная квалификационная работа должна быть сшита в специальной папке.
5. Подготовка к защите и процедура защиты ВКР
- Подготовка студента к защите состоит из следующих этапов:
5.1.1. Составить короткий (на 5-7 минут) доклад, в котором отразить актуальность и практическое значение выбранной темы, самостоятельно выполненные работы, соответствующие им основные результаты (выводы и предложения) исследования, их краткое обоснование, теоретическое и практическое значение. Доклад должен быть логичным и последовательным по содержанию. В него целесообразно для доказательности основных положений проведенного исследования включить наиболее важные цифры, формулы, примеры из практики.
5.1.2. Продумать ответы на замечания руководителя и рецензента. Возможны различные варианты ответов:
- согласие с ними,
- возражение с обоснованием, обещание учесть в дальнейшей работе, извинение за допущенную небрежность,
- отклонение замечания (например, данный вопрос не был рассмотрен, поскольку не входит в поставленные в данной дипломной работе задачи исследования; текст неверно понят руководителем, рецензентом),
- разъяснение (ограниченный объем работы не позволяет рассмотреть данный вопрос и т.д.).
5.2. Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Заседания ГЭК протоколируются.
5.3. На защиту ВКР отводится не более 30 минут. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10 – 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если они присутствуют на заседании ГЭК.
5.4. При защите выпускной квалификационной работы выпускник должен показать:
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного учебными программами дисциплин и профессиональных модулей;
- уровень освоения общих и профессиональных компетенций;
- уровень знаний по теме дипломного проекта;
- обоснованность, четкость и грамотность выступления.
5.5. При определении окончательной оценки по защите ВКР учитываются:
- доклад выпускника по каждому разделу выпускной квалификационной работы;
- ответы на вопросы;
- оценка рецензента;
- отзыв руководителя.
5.6. Обучающемуся, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите ВКР, выдается справка установленного образца.
Приложение А
Заведующему отделением
______________________________________
(название)
______________________________________
(ФИО)
студента(ки)___курса, группы__________
(специальность 00.00.00. «Название»)
______________________________________
______________________________________
(ФИО полностью)
заявление
о закреплении темы выпускной квалификационной работы
Для прохождения государственной итоговой аттестации в период с______2015г. по ______2015г. прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта.
Тема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«__»____________201_г. ______________/____________________/
(Подпись) (ФИО)
Тема согласована с руководителем.
Руководитель выпускной
квалификационной работы ______________/____________________/
(Подпись) (ФИО)
(Подпись) (ФИО)
«__»____________201_г. М. П.
Приложение В
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский политехнический техникум»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Зам директора по УР
ЦМК радиотехнических __________/______________/
дисциплин (подпись) (ФИО)
Протокол №__от «__»_____201_г. «__»________201_г.
Председатель ЦМК
________ /В.С. Куликов/
(подпись) (ФИО)
Задание
для выпускной квалификационной работы
студенту(ке)___________________________________________________
(ФИО)
Специальность 11.02.02. «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»
Тема выпускной квалификационной работы (ВКР) _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена приказом «__»_______201_г., протокол №__.
Исходные данные___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень вопросов, подлежащих разработке в ВКР
Введение______________________________________________________
Раздел 1_______________________________________________________
1.1___________________________________________________________
1.2___________________________________________________________
Раздел 2_______________________________________________________
2.1_____________________________________________________________
2.2____________________________________________________________
Заключение____________________________________________________
Список литературы_________________________________________________
Приложения___________________________________________________
Перечень графических (иллюстративных) материалов____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «__»_______201_г.
Срок сдачи ВКР «__»_______201_г.
Руководитель ______________/____________________/
(Подпись) (ФИО)
Задание принял(а) к исполнению ______________/____________________/
(Подпись обучающегося) (ФИО)
Приложение Г
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
__________/______________/
(подпись) (ФИО)
«__»________201_г.
Календарный график
выполнения выпускной квалификационной работы
и прохождения этапов государственной итоговой аттестации
Студента(ки)__________________________________________________
(ФИО)
Группы________
Специальность 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»
Тема выпускной квалификационной работы (ВКР) _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Этап и содержание проектирования | Срок исполнения | Фактическое состояние |
1 | Сбор, изучение, систематизация литературы и документации по теме дипломного проекта | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
2 | Составление плана (оглавления) ВКР, согласование его с руководителем ВКР. Разработка Введения | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
3 | Работа над Разделом 1, представление материалов руководителю ВКР | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
4 | Работа над Разделом 2, представление материалов руководителю ВКР. Доработка ВКР в соответствии с замечаниями руководителя | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
5 | Работа над Разделом n, представление материалов руководителю ВКР. Доработка ВКР в соответствии с замечаниями руководителя | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
6 | Работа над графическим материалом. Согласование с руководителем ВКР выводов и предложений (Заключение) | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
7 | Получение отзыва руководителя ВКР. Передача работы зав. отделением | С __.__.201_г. по __.__.201_г. (за 1 неделю до защиты) | |
8 | Рецензирование | С __.__.201_г. по __.__.201_г. (не позднее чем за 5 дней до защиты) | |
9 | Получение допуска к защите ВКР у зам. директора по УР | С __.__.201_г. по __.__.201_г. (не позднее чем за 1 день до защиты) | |
10 | Проведение предварительной защиты ВКР | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
11 | Подготовка тезисов доклада, иллюстративного и раздаточного материалов, электронной презентации для защиты ВКР | С __.__.201_г. по __.__.201_г. | |
Защита ВКР | По графику техникума |
Руководитель ВКР ___________/_________________/
(Подпись) (ФИО)
Календарный график принял(а) к выполнению студент(ка)
______________/________________________/
(Подпись обучающегося) (ФИО)
Приложение Д
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Смоленский политехнический техникум»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель ЦМК радиотехнических
дисциплин ___________/_________________/
(Подпись) (ФИО)
Руководитель ___________/_________________/
(Подпись) (ФИО)
Рецензент ___________/_________________/
(Подпись) (ФИО)
Исполнитель _____________/_______________/
(Подпись обучающегося) (ФИО)
201_ г.
Организация защиты дипломного проекта
Процедура защиты дипломного проекта осуществляется в следующем порядке:
- студент заранее должен установить разработанную программу на указанный преподавателем компьютер;
- подключить изделие к источнику питания и контрольно-измерительной аппаратуре;
- подготовить доклад по рассмотренной задаче, который должен обязательно содержать основные теоретические выкладки по поставленной теме, постановку задачи, ее системную модель и алгоритм выбранного метода решения задачи;
- Выполнить и продемонстрировать презентацию к защите проекта. Примерный перечень слайдов презентации:
- титульный лист;
- техническое задание;
- обоснование актуальности и производственной значимости;
- структурная схема изделия;
- принципиальная схема изделия;
- основные положение инструкции;
- алгоритм поиска неисправностей;
- результаты расчета надежности;
- выводы и рекомендации по использованию изделия
- Представить комплект схем изделия;
- Предложить инструкцию по настройке и регулировке;
- Ответить на дополнительные вопросы.
Дипломный проект по результатам выполнения и защиты оценивается по пятибалльной системе с учетом следующих основных параметров:
- степень соответствия содержания и объема работы индивидуальному заданию;
- актуальность темы, ее новизна, производственная значимость;
- знание студентом принципов функционирования изделия, методики настройки и регулировки;
- качество оформления текстовой части, табличного и иного графического материала;
- полнота и правильность ответов на вопросы, заданные в ходе защиты курсового проекта;
- соблюдение графика работы.
Итоговая оценка за дипломный проект заносится в ведомость и в зачетную книжку студента.
При несогласии студента с выставленной оценкой осуществляется процедура апелляции в соответствии с установленным в ОГБОУ СПО «Смоленский политехнический техникум» регламентом.
Приложение 1
Значения интенсивностей отказов элементов
Элемент: Л0*10-6
Транзисторы германиевые до 2 мВт 0.4
Транзисторы германиевые до 20 мВт 0.7
Транзисторы германиевые до 200 мВт 0.6
Транзисторы германиевые свыше 200 мВт 1.91
Транзисторы кремниевые до 150 мВт 0.84
Транзисторы кремниевые до 1 Вт 0.5
Транзисторы кремниевые до 4 Вт 0.74
Транзисторы кремниевые субминиатюрные двойные 2.6
Транзисторы кремниевые микроволновые 9.66
Диоды кремниевые 0.2
Диоды кремниевые карбидные 0.1
Диоды германиевые 0.157
Диоды субминиатюрные двойные 0.85
Конденсаторы бумажные 0.05
Конденсаторы керамические 0.15
Конденсаторы керамические переменные 0.02
Конденсаторы слюдяные 0.075
Конденсаторы стеклянные 0.06
Конденсаторы электролитические 0.035
Конденсаторы воздушные переменные 0.034
Конденсаторы танталовые 0.6
Конденсаторы пластиковые 0.135
Конденсаторы нейлоновые 0.01
Резисторы композиционные 0.25 Вт 0.016
Резисторы композиционные 0.5 Вт 0.06
Резисторы композиционные 2 Вт 0.071
Резисторы композиционные переменные 0.053
Резисторы пленочные 0.03
Резисторы металлопленочные 0.2
Резисторы пленочные прецизионные 0.004
Резисторы проволочные 0.087
Резисторы проволочные прецизионные 0.073
Резисторы угольные 0.045
Резисторы нелинейные 0.11
Потенциометры 0.26
Трансформаторы входные 1.09
Трансформаторы выходные 0.09
Трансформаторы высокочастотные 0.045
Трансформаторы звуковой частоты 0.02
Трансформаторы силовые 0.025
Трансформаторы импульсные 0.17
Трансформаторы разделительные 0.03
Трансформаторы регулировочные 0.1
Автотрансформаторы 0.06
Дроссели низкочастотные 0.175
Дроссели высокочастотные 2.1
Катушки индуктивности 0.02
Гибридные интегральные микросхемы 0.075
Полупроводниковые интегральные микросхемы 0.02
Микросхемы со средней степенью интеграции 0.013
Большие интегральные схемы 0.01
Обмотки электродвигателя 0.08
Электродвигатели асинхронные 8.6
Электродвигатели синхронные 0.359
Электродвигатели вентиляторные 2.25
Электродвигатели постоянного тока 9.36
Сельсины 0.35
Умформеры 3.8
Тиратроны маломощные 6.0
Тиратроны мощные 5.0
Тиратроны субминиатюрные 1.7
Лампы неоновые 0.1
Лампы накаливания 0.64
ЭЛТ с магнитным отклонением 1.65
ЭЛТ с электрическим отклонением 1.02
Датчики оптические 4.7
Аккумуляторы 7.2
Батареи одноразрядные 30
Батареи заряжаемые 1.4
Антенны 0.36
Волноводы жесткие 1.1
Волноводы гибкие 2.6
Микрофоны динамические 20
Громкоговорители динамические 4
Тумблеры 0.06
Выключатели быстродействующие 0.4
Выключатели магнитные 0.358
Выключатели термические 0.3
Гнезда 0.01
Соединители штепсельные 0.062
Соединители с контрольным гнездом 0.0004
Контакторы 0.25
Реле малогабаритные 0.25
Переключатели кнопочные 0.07
Переключатели блокировочные 0.5
Переключатели миниатюрные 0.25
Переходные колодки 5.2
Клеммы, зажимы 0.0005
Выводы высокочастотные 2.63
Провода соединительные 0.015
Кабели 0.475
Предохранители плавкие 0.5
Изоляторы 0.05
Изолирующие шайбы, прокладки 0.001
Плата печатной схемы 0.7
Пайка печатного монтажа 0.01
Пайка навесного монтажа 0.03
Пайка объемного монтажа 0.02
Приложение 2
Поправочные коэффициенты
0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0
Транзисторы кремниевые
20 0.16 0.18 0.20 0.35 0.43 0.52 0.63
30 0.16 0.19 0.22 0.37 0.46 0.55 0.67
40 0.17 0.20 0.23 0.40 0.51 0.59 0.72
50 0.18 0.21 0.24 0.45 0.55 0.65 0.78
60 0.19 0.22 0.26 0.50 0.61 0.71 0.85
70 0.20 0.23 0.27 0.56 0.70 0.81 0.97
Транзисторы германиевые
20 0.23 0.26 0.35 0.42 0.50 0.70 0.74
30 0.27 0.32 0.45 0.52 0.65 0.83 0.95
40 0.32 0.40 0.55 0.66 0.81 1.04 1.22
50 0.42 0.50 0.68 0.84 1.08 1.31 1.50
60 0.52 0.63 0.86 1.10 1.38 1.65 1.90
70 0.63 0.80 1.11 1.40 1.73 2.05 2.35
Диоды кремниевые
20 0.77 0.78 0.79 0.81 0.83 0.85 0.88
30 0.85 0.85 0.86 0.88 0.90 0.92 0.97
40 0.92 0.92 0.94 0.97 1.00 1.04 1.08
50 0.98 1.00 1.02 1.05 1.09 1.13 1.19
60 1.04 1.08 1.11 1.16 1.22 1.30 1.39
Диоды германиевые
20 0.15 0.22 0.30 0.39 0.50 0.62 0.74
30 0.19 0.26 0.35 0.45 0.55 0.66 0.79
40 0.23 0.32 0.41 0.51 0.63 0.76 0.91
50 0.32 0.45 0.60 0.76 0.95 1.15 1.41
60 0.53 0.66 0.86 1.13 1.40 1.75 2.13
Конденсаторы слюдяные негерметичные
30 0.08 0.11 0.22 0.27
40 0.09 0.13 0.28 0.35
50 0.10 0.15 0.36 0.46
60 0.12 0.20 0.45 0.62
70 0.15 0.26 0.60 0.83
80 0.22 0.43 0.92 1.46
90 0.38 0.82 1.70 2.40
100 0.57 1.36 3.0 3.40
Конденсаторы слюдяные герметичные
20 0.36 0.49 0.18 0.23
30 0.38 0.50 0.22 0.27
40 0.42 0.54 0.28 0.35
50 0.49 0.63 0.36 0.46
60 0.61 0.75 0.45 0.62
70 0.76 0.96 0.60 0.83
80 0.97 1.40 0.92 1.46
90 1.360 2.80 1.70 2.40
100 1.70 4.50 3.00 3.40
Конденсаторы стеклянные, пленочные. Металлобумажные
20 0.36 0.49 0.64 0.80
30 0.38 0.50 0.70 0.94
40 0.42 0.54 0.80 1.10
50 0.49 0.63 0.95 1.43
60 0.61 0.75 1.19 2.00
70 0.76 0.96 1.58 2.30
80 0.97 1.40 2.10 2.80
90 1.30 2.80 2.70 3.80
100 1.70 4.50 3.50 5.00
Конденсаторы электролитические с алюминиевым анодом
20 0.48 0.40 0.48 0.65
30 0.60 0.48 0.60 0.82
40 0.90 0.64 0.90 1.24
50 1.40 1.17 1.40 1.73
60 2.10 1.80 2.10 2.30
70 3.60 2.90 3.60 4.30
80 5.60 4.40 5.60 7.00
90 8.00 6.50 8.00 11.0
100 11.4 9.00 11.4 18.00
Конденсаторы электролитические с танталовым анодом
20 0.20 0.20 0.20 0.39
30 0.22 0.22 0.22 0.41
40 0.30 0.30 0.30 0.47
50 0.40 0.40 0.40 0.57
60 0.50 0.50 0.50 0.70
70 0.65 0.65 0.65 0.86
80 0.80 0.80 0.80 1.05
90 1.00 1.00 1.00 1.30
100 1.25 1.25 1.25 1.65
Резисторы непроволочные
20 0.20 0.26 0.35 0.42 0.50 0.60 0.72 0.84 1.00
30 0.27 0.34 0.43 0.51 0.62 0.75 0.88 1.07 1.26
40 0.33 0.42 0.51 0.60 0.76 0.94 1.11 1.38 1.71
50 0.40 0.50 0.59 0.71 0.92 1.17 1.38 1.76 2.22
60 0.47 0.57 0.67 0.82 1.08 1.43 1.70 2.17 2.81
70 0.54 0.64 0.75 0.94 1.26 1.72 2.04 2.69 3.52
80 0.6 0.71 0.84 1.07 1.46 2.05 2.48 3.31 4.40
90 0.70 0.79 0.92 1.20 1.66 2.4 2.99 4.04 5.40
Резисторы проволочные
20 0.02 0.02 0.05 0.10 0.20 0.34 0.51 0.73 1.00
30 0.04 0.04 0.08 0.14 0.26 0.43 0.60 0.81 1.10
40 0.06 0.06 0.11 0.19 0.32 0.53 0.69 0.92 1.29
55 0.09 0.09 0.15 0.27 0.43 0.68 0.88 1.16 1.71
65 0.11 0.11 0.18 0.32 0.51 0.79 1.04 1.43 2.18
75 0.13 0.14 0.21 0.37 0.61 0.91 1.24 1.80 2.89
85 0.16 0.17 0.24 0.43 0.73 1.07 1.50 2.26 3.65
95 0.18 0.19 0.28 0.49 0.88 1.24 1.82 2.80 4.49
100 0.18 0.20 0.30 0.52 0.96 1.33 2.00 3.15 5.00
Моточные изделия, трансформаторы, обмотки
20 0.1 0.1 0.1 0.2 0.3 0.6 0.8 1.0
30 0.1 0.1 0.2 0.3 0.6 1.0 1.4 1.6
40 0.1 0.2 0.2 0.5 1.2 1.8 2.4 3.0
50 0.2 0.2 0.3 0.8 1.8 2.8 4.0 5.2
60 0.2 0.3 0.4 1.2 2.5 4.1 6.4 8.6
70 0.3 0.4 0.6 2.0 4.2 7.2 10.7 14.0
Приложение 3
Общие указания по ТБ и ППБ
Вопросы техники безопасности при выполнении ремонтно-регулировочных работ имеют свою специфику, состоящую в первую очередь в том, что опасности подвергаются в равной мере как сам ремонтник, так и ремонтируемый аппарат. Это не парадокс, а суровая реальность, поскольку ремонт без соблюдения ряда правил в необорудованном помещении и с нестандартным или неисправным инструментом, чреват возникновением новых дефектов. Поэтому далее параллельно анализируются ситуации, угрожающие как ремонтному персоналу, так и ремонтируемой аппаратуре.
Все виды опасностей, возникающих при ремонте БРТА, можно условно разделить на четыре группы: механические, электрические, термические и химические. В отношении самой аппаратуры этот список можно дополнить пятым видом - пожароопасностью. Рассмотрим каждый из этих видов подробнее.
Опасности механического характера. Для ремонтника они на 90 % связаны с работой в неприспособленных условиях (это в первую очередь относится к так называемым «выездным» работам на дому у заказчика) и с работой неисправным или нестандартным инструментом. Здесь мы не будем касаться инструментов и приборов, питающихся от электросети, - о них будет особый разговор.
К нестандартным инструментам следует отнести все виды приспособлений специального назначения, изготовленные кустарным способом. Инструментов такого рода существует довольно много. В качестве примера можно назвать специальные отвертки с сильно удлиненными или, напротив, сильно укороченными1 стержнями, со специальными «захватами» для удержания головок винтов и шурупов, немагнитные настроечные отвертки из пруткового гетинакса и текстолита, специальные ключи для отвертывания/завертывания «барашков» крепления кинескопов и т.п.
Такой инструмент, изготовленный чаще всего из случайных подручных материалов, как правило, не обладает достаточным запасом механической прочности, а его изолирующие ручки - электрической прочностью, способной исключить поражение током. В случае поломки такого стержня или соскакивания шлицевой части с головки винта или шурупа вполне вероятно повреждение таких деталей ремонтируемого аппарата как переключатели, контурные катушки, дорожки печатных плат, а при внезапном разрушении изолирующей ручки отвертки стержень отвертки своей «тыльной» стороной может воткнуться в ладонь.
Поэтому «Правилами техники безопасности и электробезопасности» (ПТБиЭБ) запрещается использование любого нестандартного инструмента, не прошедшего специальные испытания и не имеющего сертификата.
Рабочее место ремонтника в стационарной мастерской должно удовлетворять ряду специальных требований,в числе которых на первом месте стоят механическая прочность и устойчивость стола и стула (кресла), достаточная (по нормам ПТБиЭБ) освещенность, обязательное наличие воздухоотсоса при любых видах работ, связанных с пайкой, сваркой и использованием химических веществ, надежное механическое (устойчивое) расположение измерительных приборов, устройств, приспособлений. В частности, не допускается устанавливать приборы в два яруса (друг на друга).
В отношении механической безопасности ремонтируемого аппарата нужно обратить внимание на следующие наиболее важные моменты. В современной БРТА очень многие узлы и детали выполняются методами высокоточных технологий. Это и литье под давлением мелкозубчатых шестеренок из термопластичных материалов, широко используемых в кассетных магнитофонах и автомобильных магнитолах, и изготовление высокочастотных магнитных сердечников спеканием или прессованием ферромагнитных порошковых смесей и т.п. Чаще всего такие детали весьма хрупки и поэтому даже незначительное усилие или неосторожность вполне могут привести к разлому сердечника магнитной антенны или карбонильного сердечника внутри каркаса контурной катушки. Особой осторожности от ремонтника требует и обращение со стеклянной шкалой приемника, диффузором громкоговорителя, кинескопом телевизора...
Опасности электрического характера. Этой теме в ПТБиЭБ уделяется особое внимание, поскольку несоблюдение правил электробезопасности может привести не только к тяжелым травмам, но и к летальному исходу. Не случайно поэтому Правила однозначно и исчерпывающим образом определяют, что к работе с любыми электроустановками допускаются лица:
• не моложе 18 лет;
• прошедшие медицинское освидетельствование;
• знающие правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до и свыше 1000 В;
• обученные безопасным методам работы;
• обученные практическим навыкам освобождения пострадавших от действия электрического тока и приемам искусственного дыхания;
• обученные правилам и приемам тушения пожара на электроустановках;
• прошедшие испытания и получившие удостоверение на право работы.
По определению ПТБиЭБ все виды помещений с точки зрения электробезопасности делятся на опасные и особо опасные. Стационарные мастерские, где осуществляется ремонт и регулировка БРТА, относятся к особо опасным, поэтому рабочее место ремонтника должно быть обеспечено индивидуальными средствами защиты от поражения электрическим током: инструментом с изолированными ручками, способными без пробоя выдержать любое рабочее напряжение в аппаратуре, диэлектрическим ковриком (под ногами), диэлектрическими перчатками с действующим сроком годности (определяется по наличию специального штампа об очередной проверке), защитной плексиглассовой маской (при работе с извлеченным из корпуса телевизора кинескопом). Работать с разобранным и включенным аппаратом разрешается только в одежде с длинными рукавами или в нарукавниках, измерение режимов производить только одной рукой. Категорически запрещается проверять наличие напряжения «на искру».
Заменять кинескоп разрешается только вдвоем, при этом категорически запрещается при манипуляциях с кинескопом держать его за горловину.
При работе с аппаратурой, где есть напряжение свыше 1000 В (а к ней относятся, например, все виды телевизоров), ПТБиЭБ обязывает в дополнение к индивидуальным средствам защиты оборудовать рабочее место оператора так называемыми дополнительными средствами защиты, к которым относятся:
• диэлектрические перчатки и рукавицы на соответствующее напряжение;
• диэлектрические боты и галоши;
• резиновые коврики;
• инструмент с изолирующими рукоятками на соответствующее напряжение;
• изолирующие подставки. Специальный раздел Правил посвящен
вопросам электроосвещения. Так, например, на предприятиях запрещается использовать любые осветительные приборы на напряжение 220 В, если они расположены по высоте ниже 2,5 м. Отсюда вытекает, что этот запрет распространяется на все виды настольных ламп, настенных бра и переносных светильников. И действительно, один из пунктов Правил разрешает для светильников так называемого местного и переносного освещения использовать напряжение не свыше 36 В. Для промышленных предприятий этот запрет распространяется и на любой электроинструмент, поэтому все «промышленные» электропаяльники, электроотвертки и электродрели предназначены для работы только от специальной сети напряжением 36 В.
За соответствие рабочего места регулировщика-ремонтника требованиям ПТБиЭБ и своевременное проведение всех профилактических мероприятий (включая обучение и аттестацию персонала) ответственность несет главный инженер предприятия. Он же несет единоличную уголовную ответственность за несчастный случай со смертельным исходом.
Теперь несколько слов об «электрической» защите ремонтируемого аппарата от неправильных действий ремонтника. На первом месте здесь стоит включение аппарата на несоответствующее напряжение сети. Поэтому самым первым действием ремонтника должна быть обязательная проверка положения колодки «переключения сети» (разумеется, в устаревшей аппаратуре), а также проверка обозначенного значения рабочего тока на всех без исключения предохранителях аппарата на соответствие паспортным значениям. Все несоответствующие предохранители и «жучки» должны быть заменены на номинальные до первого включения аппарата в сеть. Очень полезно также до включения убедиться с помощью тестера в отсутствии короткого замыкания (пробоя) или заметной утечки цепи первичной обмотки силового трансформатора на корпус (шасси), что нередко имеет место при пробое или утечке блокировочных «антипо-меховых» конденсаторов.
Опасности термического характера.К термическим поражениям относятся ожоги, а их единственной причиной в процессе ремонта БРТА могут быть случайные неосторожные прикосновения к электропаяльнику или баллонам мощных оконечных ламп в схемах УЗЧ, кадровой и особенно строчной разверток. Во всех этих случаях температура поверхности источников тепла может достигать 200...250 °С, поэтому вполне вероятны ожоги второй и даже третьей степени. С учетом этого ремонтная мастерская обязана иметь в наличии стандартную аптечку первой помощи, а также инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от ожогов.
Опасности термического характера для ремонтируемой аппаратуры состоят в нанесении разрушений деталям, выполненным из термопластичных материалов, при случайном касании горячим паяльником. К таким деталям в первую очередь относятся каркасы большинства контурных катушек приемников и телевизоров, пластмассовые шестерни передаточных механизмов кассетных магнитол, кнопки переключателей, ручки регуляторов и т.п.
Весьма часты случаи, когда из-за сильного длительного перегрева в процессе выпаивания/впаивания детали отслаивается фольга печатного монтажа. В этих случаях рекомендуется полностью освободить отслоившуюся часть дорожки от следов припоя и флюса, обезжирить спиртом или чистым авиационным бензином марки «калоша» внутреннюю поверхность фольги и гетинак-сового основания платы, смазать обе эти поверхности тонким слоем клея (типа БФ-2), плотно прижать фольгу к плате и «прогладить» отслоившуюся фольгу очищенным от окалины и припоя жалом горячего паяльника.
Опасности химического характера.Строго говоря, ПТБиЭБ, а также технологическими инструкциями по проведению ремонтно-регулировочных работ с БРТА вообще не предусмотрены никакие операции, связанные с использованием сильнодействующих химических реактивов - кислот, щелочей и т. п. Запрещается даже использовать кислотосодержащие флюсы и агрессивные промывочные жидкости. Тем не менее на практике такие запреты иногда, мягко говоря, игнорируются. Чаще всего в ремонтной мастерской можно обнаружить свинцовые кислотные автомобильные аккумуляторы, используемые для работы с автомобильными приемниками и магнитолами, а на столах у регулировщиков - пузырьки с чистым дихлорэтаном или приготовленным кустарным способом дихлорэтановым клеем, которым пользуются для склеивания деталей из полистирола, в то время как применение таких клеев (на основе дихлорэтана) категорически запрещено. Что же касается так называемых промывочных жидкостей (а это чаще всего такие растворители как спирт, бензин, ацетон), то от их применения в большей степени страдает ремонтируемый аппарат, поскольку большинство деталей из термопластичных материалов попросту растворяются этими жидкостями. Это обстоятельство надо твердо усвоить ремонтникам, особенно начинающим, чтобы из благих побуждений не вывести из строя абсолютно исправные детали (каркасы контурных катушек, шкивы и шестерни верньерно-шкальных и других передаточных механизмов).
Во избежание возникновения опасных ситуаций при выполнении регулировочных и ремонтных работ следует учитывать ряд основных правил техники безопасности:
- Инструменты радиомеханика должны иметь изолированные ручки, на рабочем месте должен быть изолирующий резиновый коврик.
- Радиомеханик должен быть в одежде с длинными рукавами и в нарукавниках. Если надет халат, то все пуговицы должны быть застегнуты. При использовании халатов без пуговиц на рукавах необходимо надевать закрепляющие резинки или нарукавники.
- Перед началом ремонта необходимо проверить правильность номиналов предохранителей, установленных в БРТА.
- При ремонте БРТА запрещается приступать к подготовительным работам, не вынув вилку питания из штепсельной розетки.
- Запрещается проверять наличие напряжения в цепи «на искру».
- Запрещается касаться токоведущих частей аппаратуры руками.
- Во всех случаях работы с включенным аппаратом, когда имеется опасность прикосновения к токоведущим частям, все работы следует выполнять одной рукой.
- Запрещается пайка аппарата, находящегося под напряжением или с неразряженными конденсаторами фильтра питания.
- Высокое напряжение следует измерять только с помощью специальных щупов, испытанных на пробой для данного номинала напряжения. Измерительный прибор надо установить на необходимый предел до начала измерений. Во время измерений в помещении должен находиться хотя бы еще один сотрудник. В случае необходимости он должен быстро обесточить как аппарат, на котором проводятся измерения, так и измерительный прибор.
- При измерении напряжения нельзя допускать касания проводов измерительного прибора шасси ремонтируемого аппарата.
- Запрещается вывешивать ремонтируемый узел на токоведущих проводах.
- Запрещается ремонтировать БРТА вблизи заземленных конструкций (к примеру, батарей центрального отопления), а также в сырых помещениях, имеющих земляные, цементные или иные токопроводящие полы.
- Запрещается оставлять без надзора включенные электропаяльники, измерительные приборы и ремонтируемую БРТА. По окончании работ рабочее место должно быть обесточено и прибрано.
И в заключение - о противопожарной безопасности. Вообще говоря, на любом официальном предприятии службы сервиса подробнейшая информация о правилах противопожарной безопасности, поведении персонала при возникновении пожара и порядке эвакуации этого самого персонала в обязательном порядке вывешивается на самом видном месте. Без этого пожарная инспекция просто не допустит функционирования предприятия. Так что все необходимые сведения на эту тему персонал мастерской обязан знать. Здесь же мы остановимся только на специфических особенностях этого вопроса.
Прежде всего речь пойдет о случаях возгорания аппаратуры в процессе ремонта или послеремонтного «прогона». Первое и главное правило при таком возгорании - немедленное обесточивание загоревшегося аппарата. И вот здесь будет уместно дать простой, но очень полезный совет. Для подключения к сети ремонтируемого приемника или телевизора на правом краю рабочей поверхности стола целесообразно установить отдельную розетку, подключенную к силовой сети через сетевой выключатель, разрывающий одновременно оба полюса сети. В этом случае для отключения загоревшегося аппарата понадобится одно движение руки и не более одной секунды времени. А при тушении пожара, как известно, каждая секунда дорога.
Но главное, о чем следует помнить - для тушения радиоаппарата допустимо использование только и только углекислотных «сухих» огнетушителей, поскольку все другие виды огнетушителей (пенные, порошковые) полностью, окончательно и бесповоротно выводят аппарат из строя без возможности его последующего восстановления!
Назначение, основные технические характеристики
Данное изделие предназначено для _______________ и может быть использовано в _______________.
ТТХ приведены в таблице X.
Таблица X – основные технические характеристики
№ | Наименование характеристики | Числовое значение | Единица измерения | Примечание |
Структурная схема изделия
Структурная схема разрабатывается на начальных стадиях проектирования и предшествует разработке схем других типов. Структурная схема определяет основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи между ними. Схема отображает принцип действия изделия в самом общем виде.
Схема электрическая структурная приведена на рисунке X.
Рисунок X – Структурная схема изделия
При проектировании структурной схемы были учтены назначения каждого из блоков входящих в состав ____________.
Перечислить назначение каждого блока схемы
Принципиальная схема изделия
На основе предложенной структурной схемы была составлена схема электрическая принципиальная изделия, она приведена на рисунке X.
Рисунок X – Схема электрическая принципиальная изделия
Пояснить принцип действия изделия
Разработка инструкции по _________________
Соблюдение инструкции по __________________ позволяет правильно включить ________, ее соблюдение позволяет избежать преждевременной поломки ___________ и возникновение внештатных ситуаций.
Привести порядок операций _______________
Указать мероприятия по технике безопасности и противопожарной безопасности
Характерные неисправности изделия
Неисправность - состояние технического устройства, при котором хотя бы один из его основных или дополнительных параметров не соответствует требованиям, обусловленным технической документацией. В неисправное состояние устройство переходит в следствии отказа или повреждения. Отказ приводит устройство в неработоспособное состояние, так как при этом, по крайней мере, один из основных параметров не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к устройству. Повреждение может и не приводить к потере работоспособности, если вследствие повреждения устройство перестаёт соответствовать техническим требованиям только по дополнительным параметрам.
Характерные неисправности _____________________ указаны в таблице 2
Таблица 2 - Характерные неисправности __________________
№ п.п. | Внешнее проявление | Неисправность | Причина возникновения | Способ устранения | КИА и ЗИП |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Привести 7-10 типовых неисправностей в таблице
Алгоритм поиска неисправностей изделия
Все неисправности делятся на две группы:
1 Механические
2 Электрические
К механическим относят: обрывы контактных соединений, трещины печатных плат. К электрическим неисправностям относят: необратимый пробой радиоэлемента, выгорание резисторов, вздутие и пробой конденсаторов, электрический пробой микросхем, необратимые ошибки прошивки микросхем.
К электрическим неисправностям относят: необратимый пробой радиоэлемента, выгорание резисторов, обугливание моточных изделий, необратимые ошибки микросхем.
В связи с такой классификацией все методы поиска неисправностей делятся на 5 основных групп и 3 дополнительных.
Основные группы:
1 Внешний осмотр, позволяет обнаружить механические и некоторые типы электрических неисправностей.
2 Последовательных измерений. Суть заключается в последовательной проверке входных и выходных параметров блоков изделий от входа к выходу и их сравнение с паспортными данными
3 Метод замещения, заключается в последовательной замене блоков изделия на заведомо исправные.
4 Метод исключения, с целью сокращения времени на отыскание неисправности и только в совокупности с каким-то другим методом.
5 Метод сравнения используется при отсутствии требуемой нормативно-технической документации и аналогичен методу последовательных измерений для ремонтируемого изделия и заведомо исправного.
Дополнительные методы:
1 Метод теплового воздействия.
2 Метод внешних воздействий.
3 Метод электропрогона.
Алгоритм поиска неисправностей _________________________ приведен на рисунке 3
Шаблон алгоритма приведен в курсовом проекте.
Расчетная часть
Электрический расчет
Одного из функциональных узлов по типовой методике (взять расчет из курсового проекта)
Расчет надежности
Надежность-это свойство аппаратуры выполнять все заданные ей функции в определенных условиях эксплуатации в течении заданного времени при сохранении основных параметров пределов установленных техническими условиями.
Целью расчета является определение времени наработки на отказ изделия и вероятности его безотказной работы. Исходными данными для расчета является: схема электрическая принципиальная, описание режимов работы элементов.
При расчете надежности делают два допуска:
1 Считают, что все элементы схемы включены последовательно, а значит выход из строя любого элемента приведет к отказу всего устройства.
2 Считают, что интенсивность отказов изделия одинакова в течении всего времени его работы.
Методика расчета:
1 Определяется интенсивность отказов () – соотношение числа отказавших объектов в единицу времени к среднему числу объектов, исправно работающих в данный отрезок времени при условии, что отказавшие объекты не восстанавливаются и не заменяются исправными.
2 Температура окружающей среды ().
3 Определяется коэффициент интенсивности отказов, учитывающий электрический режим (коэффициент нагрузки) и температуру окружающей среды ()
4 Определяется коэффициент () учитывающий влияние механических нагрузок.
5 В зависимости от условий эксплуатации определяется коэффициент эксплуатации ().
6 Определяется интенсивность выхода из строя элемента
(7.1)
7 Определяется интенсивность отказов группы однотипных элементов
(7.2)
8 Определяется среднее время наработки на отказ всего изделия
(7.3)
9 Вероятность безотказной работы
Результаты расчета сводятся в таблицу.
Расчет надежности приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет надежности
№ п.п. | Наименование и тип элемента | N | Коэффициенты интенсивности отказов | Интенсивность отказов группы элементов | |||||
1 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
2 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
3 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
4 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
5 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
6 | 30 | 2,7 | 1 | ||||||
7 | 30 | 2,7 | 1 |
В таблице перечисляются все группы элементов (R,L,C,VD,VT и др.)
Коэффициент использования элемента – 0,7
Данное изделие будет работать ________ часов с вероятностью безотказной работы ________________
Заключение
В результате работы над проектом было исследовано назначение рассматриваемого устройства в соответствии с заданными техническими характеристиками; осуществлен выбор схемы электрической принципиальной изделия; описан принцип действия, произведена разработка инструкции по настройке и регулировке, которая должна содержит необходимый набор контрольно-измерительной аппаратуры, схему ее подключения, порядок проведения технологических операций, необходимую инструкцию по технике безопасности и противопожарной безопасности; выявлены характерные неисправности рассматриваемого изделия, приведены методы их поиска и устранения, на основании чего составлен алгоритм поиска неисправностей с указанием его назначения, правил и порядка составления, в алгоритме приведен необходимый набор контрольно-измерительной аппаратуры, используемой на каждом этапе диагностики; выполнен расчет надежности, в котором определены: среднее время наработки на отказ изделия и вероятность его безотказной работы; произведен электрический расчет.
______________ целесообразно использовать для промышленных нужд.
Рекомендуемая литература
- Корниенко Р. В. Из опыта ремонта бюджетных телевизоров. Издательство: Солон-Пресс, 2011 г. – 152с.
- Партала О.Н. Справочник по ремонту бытовых электроприборов (+ СD-ROM). -М-Наука и техника, 2010 г. – 400с.
- Столовых А.М.Практические советы по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры. – М.: Солон-Пресс, 2009 г. – 152с.
- Тюнин Н.А., Родин А.В. Ремонт бытовой техники. - М.: Солон-Пресс, 2009. –119с.