Урок для 6 класса "Измерение штангенциркулем"
Цель: Научить работать со штангенциркулем.
Задачи: 1) Ознакомить с контрольно - измерительным
инструментом.
2) Научить определять размеры деталей с точностью
до 0,1 мм., измерять наружные и внутренние
размеры деталей, глубину отверстия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_6_kl_izmerenie_shtangentsirkulem.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме
«Измерение штангенциркулем»
в шестом классе
Тема: Измерение штангенциркулем.
Цель: Научить работать со штангенциркулем.
Задачи: 1) Ознакомить с контрольно - измерительным
инструментом.
2) Научить определять размеры деталей с точностью
до 0,1 мм., измерять наружные и внутренние
размеры деталей, глубину отверстия.
Наглядные пособия и оборудование, плакат – кроссворд на повторение темы «Металлообработка», штангенциркули, заготовки и детали для измерений, увеличенный макет шкал штангенциркуля, учебники, карточки – задания.
Литература: 1) «Трудовое обучение», 6 класс под редакцией
П. Р. Атутова, В. А. Полякова.
Москва: Просвещение, 1989 – 224 с:, ил.
2) «Мастер на все руки» Книга 1
Ф. Нипель
Москва: Мир, 1993, ил:, 487 с.
3) «Учебные задания по труду»
Н. Ф. Якубин.
Москва: Просвещение.
4) «Школа и производство», №1
Москва: Педагошка, 1989 - 80 с., ил.
Структура урока.
1. Вводная часть: построение и проверка учащихся,
проверка готовности к уроку,
организация рабочего места.
Вводная беседа.
Прежде, чем мы начнем с вами изучать новую тему, давайте повторим раздел «Металлообработка» из пройденного материала. Повторение мы проведем в виде кроссворда ( повесить на доске кроссворд на соответствующую тему). Напомнить об Т.Б.
2. Основная часть.
Сегодня мы с вами изучили новую тему «Измерение штангенциркулем». Почему эта тема важна? Потому – что при разметке и обработке деталей нам придется проводить измерения с большой точностью, чем нам это позволила измерительная линейка – простейший измерительный инструмент. Напомню, что линейка позволяет определить размеры деталей с точностью до 1 мм.
Давайте запишем. Название темы ( на доске отдельно написать название инструмента – штангенциркуль ).
Запишем. Штангенциркуль – это универсальный контрольно – измерительный инструмент. С его помощью можно измерять наружные и внутренние размеры деталей и глубину отверстия.
Штангенциркули бывают разных видов, они отличаются пределами прочности и точностью измерения.
Раздать учебники и штангенциркули.
( открыть параграф 16 на ст.р. 66 ).
Посмотрите на рисунок 56., на нем показан штангенциркуль. ШЦ – 1.
Запишем. Штангенциркуль состоит из штанги с неподвижными губками, по которой перемещается рамка с подвижными губками. Рамку можно закреплять в нужном положении стопорным винтом. На штанге нанесены деления, которые образуют миллиметровую шкалу. Цена ее деления – 1 мм. ( Цена деления – записать на доске ).
На подвижных губках нанесена вспомогательная шкала, называемая нониусом.
Показать учащимся увеличенный макет штангенциркуля.
Вопрос. Покажите ребята на макете миллиметровую шкалу и шкалу нониуса?
На доске отдельно записать новый термин – нониус.
Запишем. При измерении штангенциркулем, целое число мм. Отсчитывают по мм шкале до нулевого штриха нониуса, а десятые доли мм. по шкале нониуса начиная от нулевой отметки до той риски, которая совпадает с какой либо риской мм – шкалы.
На макете установить определенные размеры и дать каждому учащемуся определить их самостоятельно.
Послушайте. Еще раз хочу напомнить вам о важности данной темы. В будущем, когда мы начнем изучать деревообрабатывающий станок СТД – 120 м нам придется по технологической карте изготавливать изделия. А соблюдение точных диаметров при точении
не возможно без использования контрольно – измерительного инструмента. Штангенциркуль является дорогостоящим и точным инструментом, поэтому бережное обращение с ним должно быть основным правилом работы. Перед началом работы с штангенциркулем надо осмотреть его и проверить на точность.
Как это сделать? Возьмите все штангенциркули в руки. Необходимо совместить губки инструмента. При этом нулевые риски обеих шкал должны совпадать. Одновременно должен совместиться десятый штрих нониуса с девятнадцатым штрихом мм – шкалы.
Послушайте. Штангенциркули можно применять не только для измерения, но и для разметки, проводят окружности.
Перед началом работы штангенциркуль протирают чистой мягкой тканью. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом. Измерять можно только чистые и сухие плоскости деталей. Инструмент нельзя класть на нагревательные приборы и держать на солнце. Измерения следует выполнять чистыми и сухими руками.
Для записи ПБ. ( правила безопасности )
Измеряя деталь, нельзя допускать перекоса губок штангенциркуля. Положение их обязательно фиксируется стопорным винтом.
Читая показания штангенциркуля, надо держать его прямо перед глазами.
Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при пользовании им соблюдайте осторожность.
На инструмент не должны попадать стружки, опилки. После работы протереть чистой ветошью.
Практическая работа
Каждому учащемуся раздаются изделия, заготовки. Задача учеников произвести измерения и записать показания штангенциркуля. Осуществлять контроль при выполнении самостоятельной работы.
Затем раздаются карточки – задания с вопросами. Каждая карточка содержит пять вопросов и три ответа на каждый из них ( правильный ответ – один ). При выборе правильного ответа от ученика потребуется знания не только теоретического, но и практического характера. Применение таких карточек в качестве индивидуальных заданий обеспечивает фронтальность работы, способствует выработке у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. ( смотреть приложение ).
3. Заключительная часть.
1) Проверка работ учащихся.
2) Подведение итогов.
3) Закрепление пройденного материала.
Вопросы на закрепление пройденного.
1) С какой целью применяют штангенциркуль?
2) Какие измерения можно выполнять штангенциркулем?
3) Сколько у штангенциркуля измерительных шкал?
4) Как по штангенциркулю производят отсчет целых и десятых долей мм.?
5) Назовите правила пользования штангенциркулем.
6) Что называют ценой деления штангенциркуля?
4) Приведение рабочих мест к порядку, сдача инструментов.
Приложение 1.
Кроссворд.
По горизонтали: 1) Операция по разделению заготовок на части с помощью ножовки. 2) Процесс соединения двух или нескольких деталей при помощи заклепок. 3) Приспособление для закрепления заготовок при резании.
По вертикали: 1) Крепежная деталь, состоящая из металлического стержня и закладной головки. 2) Составляющая часть заклепки.
Приложение 2.
Карточки – задания.
Приложение 3.
Ускоренная проверка результатов измерений штангенциркулем.
Опыт показывает, что можно упростить традиционный характер работы по обучению учащихся измерениям с помощью штангенциркуля ( школьники записывают в тетрадях номера образцов и результаты измерений, а учитель затем сверяет их со своими данными, затрачивая на это много времени ). Метод ускоренной проверки результатов измерений заключается в следующем.
Учащееся в тетрадях в клетку чертят шариковой ручкой по размерам, указанным учителем, табл. 1 и заполняют ее. При этом номер образца и результаты замеров выполняются по образцу написания цифр индекса на почтовом конверте. При проверке на эту таблицу учитель накладывает изготовленную заранее на кальке контрольную табл. 2 с правильными результатами, что позволяет сразу выявить ошибки, допущенные учащимися. В нашем примере это линии
3 – 4 и 11 – 12. Предлагаемый метод позволяет значительно увеличить количество упражнений, а так – же использовать для проверки результатов взаимоконтроль учащихся.