Конспект урока по информатике " Визуализация информации в текстовых документах"

Дятлова Алина Александровна

Конспект урока по информатике " Визуализация информации в текстовых документах" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_informatike_7_klass.docx220.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике на тему:

 «Визуализация информации в текстовых документах»

           Класс:7.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление с элементами деловой игры.

Форма урока: фронтальная работа с классом, компьютерный практикум.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: научиться использовать операции форматирования при создании текстового документа.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах;

- познакомить учащихся  со списками, с их видами;

- научить составлять маркированные и нумерованные списки;

- познакомить учащихся с таблицами;

- научить применять таблицы в текстовых документах.

  1. Метапредметные:

- формирование приемом логического мышления;

- развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;

- развитие интереса к предмету, информационной культуры;

- формирование УУД  (личностных, регулятивных, познавательных);

- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.

  1. Личностные:

- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;

- привить навык индивидуальной работы;

- развитие коммуникативных УУД.

Оборудование:  проектор, презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, карточки с практической работой, тетрадь, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изложение нового материала.
  4. Первичное закрепление (практическая работа).
  5. Итог урока, рефлексия.
  6. Информация о домашнем задании.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создание благоприятного климата на уроке.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы  и цели урока.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с двумя видами форматирования: стилевое и прямое. На дом я вам задавала учить все то, что касается форматирования. Начнем с того, что вообще такое форматирование? (Ответ детей: процесс его оформления).

- Какие два способа форматирования существуют? (Ответ детей: прямое и стилевое).

- К чему применяют прямое форматирование, его особенность? (Ответ детей: применяют к произвольным символьным фрагментам (символы, слова, строки, предложения) и абзацы).

- К чему применяют стилевое форматирование, его особенность? (Ответ детей: применяют к большим текстам).

- В чем состоит преимущество стилевого форматирования от прямого? (Ответ детей: экономит время, обеспечивает единообразие в оформлении и так далее).

- Какая существует ориентация листа бумаги? (Ответ детей: книжная, альбомная).

-Какие вы молодцы!

- Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а вот какую вы мне скажите сами, и в этом вам помогут некоторые изображения, которые вы видите на слайде. И вот каков будет мой вопрос, какую информацию человек воспринимает лучше? То есть какую информацию нам воспринимать легче? Которая будет что содержать? (Ответ детей: которая содержит списки, диаграммы, картинки).

- А как называется такая информация, которая содержит списки, картинки, диаграммы, таблицы? Название такой информации получили от слова «глаза». (Ответ детей: визуальная информация).

- Значит, тема урока какова? (Ответ детей: «Визуализация информации в текстовых документах»).

- Совершенно верно, открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Визуализация информации в текстовых документах».

Отвечают на вопросы по домашнему заданию.

Формулируют тему урока.

Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Изложение нового материала.

Известно, что текстовая информация  воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах. Рассмотрим с вами сначала списки. Запишите себе подзаголовок – «Списки».

Всевозможные перечни в документах оформляются  с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими или латинскими. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов.  Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаете, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый день.

При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение. С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.

По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки. Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру. Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым списком. Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.

Записываем следующий подзаголовок – «Таблицы».

Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписание движения автобусов, самолетов, поездов и так далее.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения.

Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и  строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты.

Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.

Как я уже говорила, таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.

Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.

Эта вся теория, которая необходима вам для визуализации информации.     - Ваши вопросы, что вам непонятно?    - Может что-то еще нужно повторить? (Учитель отвечает на вопросы детей).

- Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, на сегодняшнем уроке мы смоделируем ситуацию деловой игры.

Предположим, что некоторое издательство, выпускающее газету открывает новый отдел, которые будет готовить статьи.

Для работы отделов набран штат (по 2 человек), состоящий из редакторов, дизайнеров, художников – оформителей, журналистов. Сегодня каждый отдел должен пройти аттестацию, чтобы доказать свое право на дальнейшую работу. Для этого к концу урока нужно выполнить некоторые задания.

Аттестация отдела будет проводиться на конкурсной основе: каждый участник выполняет свое задание и передает готовую работу редактору на проверку. Результат работы всего отдела зависит от качества работы каждого сотрудника.

     

Слушают внимательно учителя и конспектируют важные моменты.

Обсуждают таблицу.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из сказанного учителем.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

4. Первичное закрепление (практическая работа).

Закрепить полученный материал практической работой.

- Рассаживаемся за компьютеры по 2 человека,  и я вам сейчас раздам листочки с практической работой. Если возникнут вопросы, спрашивайте.

Приложение  (Практическая работа).

Выполняют практическую работу на компьютерах.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы

Личностные:

формирование умений  внедрять таблицы,картинки, списки в текст.

5. Итог урока,

Подведение итогов урока,

- Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Возникали ли у вас трудности при выполнении практической работы? Достаточно ли теоретического материала вы услышали на уроке? Каким было вашего настроение до урока и каким стало после окончания урока?

- Открываем дневники и записываем домашнее задание –учить параграф 4.4. Все, все свободны! До свидания!

Подводят итог урока, отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

умение подвести итог, оценить свою работу.

6.  Информация о домашнем задании.

информация о домашнем задании.


Приложение

Практическая работа №9
"Создание текстовых документов"

imageЗадание 1. Создание списков 

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

2. Создайте многоуровневый список «Устройства современного компьютера»:

1. Процессор

2. Память

     2.1. Внутренняя память

     2.2. Внешняя память

        2.2.1. Жесткий диск

        2.2.2. Дискета

        2.2.3. Флэш-память

        2.2.4. Оптические диски

3. Устройства ввода

     3.1. Клавиатура    

 3.2. Мышь

3.3. Сканер

     3.4. Графический планшет

     3.5. Цифровая камера

     3.6. Микрофон

     3.7. Джойстик

4. Устройства вывода

    4.1. Монитор

    4.2. Принтер

       4.2.1. Матричный принтер

       4.2.2. Струйный принтер

       4.2.3. Лазерный принтер

    4.3. Акустические колонки

3. Сохраните файл в личной папке под именем Устройства.docx 

imageЗадание 2. Создание таблиц 

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

2. Создайте таблицу следующей структуры:

http://иванов-ам.рф/informatika_07_fgos/ur_25/ur_25_07.jpg

3. Добавьте в таблицу нужное количество строк и внесите в неё информацию о файлах, хранящихся в вашей личной папке.

4. Сохраните файл в личной папке под именем Таблица. docx и закройте его.

imageЗадание 3. Создание схем 

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

2. Создайте схему «Форматы графических файлов»

http://иванов-ам.рф/informatika_07_fgos/ur_25/ur_25_08.jpg

3. Сохраните файл в личной папке под именем Схема. docx и закройте его.

imageЗадание 4. Вставка рисунков 

1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

2. Вставьте в него рисунок из файла Мышь.jpeg.

3. Сделайте выноски с надписями основных частей мыши.

http://иванов-ам.рф/informatika_07_fgos/ur_25/ur_25_09.jpg

4. Сохраните файл в личной папке под именем Мышь. docx и закройте его.