Рабочая программа Профессия: 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих. Наименование профиля: технический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_op_03.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж» |
УТВЕРЖДЕНО: Педагогический совет «____» __________2017 г. Протокол № _________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» ________________ М.В. Гребенец Приказ №_________ «___»______________2017 г. МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
ОП.03 ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих
Профессия: 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Наименование профиля: технический
Разработчик: | Преподаватель | Ахмадова Л.Я. | _________ | «___» 2017г. |
(подпись) |
г. Нефтеюганск 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СПО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1579) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Организация-разработчик: автономное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».
Преподаватель: Ахмадова Луиза Ярогиевна
Рекомендовано предметно-цикловой комиссией, протокол
№_______ от «_____» ________________2017 г.
Руководитель предметно-цикловой комиссии профессионального цикла технического профиля
________________ /С.В. Орлова/
(подпись) (ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ:
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. | 12 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, входящих в укрепленную группу 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04.Работать в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами,руководством, Клиентами ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном Языках ОК 11.Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере ПК 2.1.Определять последовательность и оптимальные режимы пусконаладочных работ приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации ПК 3.1.Осуществлять подготовку к использованию оборудования и устройств для поверки и проверки приборов и систем автоматики в соответствии с заданием ПК 3.2. Определить последовательность и оптимальные режимы обслуживания приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации ПК 3.3.Осуществлять поверку и проверку контрольно-измерительных приборов и систем автоматики в соответствии с заданием с соблюдением требований к качеству выполненных работ. | Читать схемы структур управления автоматическими линиями. Передавать схемы промышленной автоматики, телемеханики, связи в эксплуатацию. Передавать в эксплуатацию автоматизированные системы различной степени сложности на базе микропроцессорной техники. Подбирать необходимые приборы и инструменты. Оценивать пригодность приборов и инструментов к использованию. Готовить приборы к работе. Выполнять работы по восстановлению работоспособности автоматизированных систем, контроллеров и др. оборудования. Разрабатывать рекомендации для устранения отказов приборов кип и систем автоматики. Эксплуатировать и обслуживать безопасно системы автоматики. Выполнять техническое обслуживание различных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Проводить диагностику контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Восстанавливать контрольно-измерительные приборы и системы автоматики. Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию. Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию. | Производственно-технологической и нормативной документации, необходимую для выполнения работ. Электроизмерительных приборов, их классификации, назначения и области применения (приборы для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров). Классификации и состава оборудования станков с программным управлением. Основных понятий автоматического управления станками. Состава оборудования и видов программного управления станками., Классификации автоматических систем. Основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технических характеристиках промышленных роботов. Видов систем управления роботами. Состава оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов. Необходимых приборов, аппаратуры, инструментов, назначения и видов вспомогательных наладочных работ со следящей аппаратурой и ее блоками. Устройства диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники. Схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок. Способов наладки и технологи выполнения наладки контрольно-измерительных приборов и систем, приборов и аппаратуры, используемых при наладке. Принципов наладки телевизионного и телеконтролирующего оборудования. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 70, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60;
самостоятельной работы обучающегося – 14.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Рефераты,доклады,презентации | |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов, тем | № занятия | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Вид нагрузки (лекция (л), практическая работа (п), лабораторная работа (л/р)) | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Раздел | ||||||||
Тема 1.1 Основные понятия управления технологическими процессами | Содержание учебного материала | |||||||
Технологические объекты управления. | л | 1 | ОК-ОК11, ПК2.1, ПК3.1-ПК3.3 | |||||
Выбор параметров управления | л | 1 | ||||||
Системы управления технологическими процессами | 1 | |||||||
Надёжность систем управления | л | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой изучение, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Разновидность типовых технологических объектов | 1 | |||||||
Тема 1. 2 Автоматизированные системы управления технологическими процессами | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Задачи, структура АСУТП | л | 1 | ОК1-ОК11, ПК2.1 , ПК3.1-ПК3.3 | ||||
2 | Назначение АСУТП | 1 | ||||||
3 | Основные функции, режимы работ АСУТП. Виды обеспечения АСУТП | л | 1 | |||||
4 | Техническое обеспечение систем управления. | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Использование микропроцессорных контроллеров в АСУТП | 1 | |||||||
Тема 2.1. Общие средства автоматизации | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
1 | Основы метрологии. | л | ||||||
2 | Стандартизация измерений. | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Поверка средств измерения и средств автоматизации | 1 | |||||||
Тема 2.2. Первичные измерительные преобразователи технологических параметров | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Первичные преобразователи измерения давления | л | 1 | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||
2 | Первичные преобразователи измерения температуры | л | 1 | |||||
3 | Первичные преобразователи измерения расхода и количества | л | 1 | |||||
4 | Первичные преобразователи измерения уровня. | л | 1 | |||||
5 | Первичные преобразователи измерения состава и свойств веществ. | л | 1 | |||||
6 | Первичные потенциометрические преобразователи измерения состава и свойств веществ. | л | 1 | |||||
7 | Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по плотности) | л | 1 | |||||
8 | Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по вязкости) | л | 1 | |||||
9 | Первичные преобразователи измерения угловых и линейных перемещений. | л | 1 | |||||
10 | Датчики линейного и углового перемещения | л | 1 | |||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||||||
1 | Практическая работа "Поверка преобразователя давления" | п | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Средства измерения промышленной группы "Метран" | 1 | |||||||
Тема 2.3. Передающие измерительные преобразователи | Содержание учебного материала | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||||
1 | Электрические передающие преобразователи. | л | 1 | |||||
2 | Преобразователи неэлектрических величин в унифицирован-ные электрические сигналы. | л | 1 | |||||
3 | Преобразователи электрических сигналов в давление сжатого воздуха. | л | 1 | |||||
4 | Специальные преобразователи для пожаро- и взрывоопасных объектов. | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом | 2 | |||||||
Тема 2.4. Вторичные приборы | Содержание учебного материала | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||||
1 | Назначение, классификация вторичных приборов | л | 1 | |||||
2 | Методы представления информации по вторичным приборам | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом | 1 | |||||||
Тема 2.5. Автоматические регуляторы и исполнительные устройства | Содержание учебного материала | ОК 1. – ОК 11. ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||||
1 | Классификация автоматических регуляторов | л | 2 | |||||
2 | Основные законы регулирования | л | 2 | |||||
3 | Требования к качеству работы автоматических регуляторов | л | 2 | |||||
4 | Исполнительные механизмы | л | 2 | |||||
5 | Регулирующие органы автоматических систем управления | л | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Исполнительные устройства и регулирующие органы п. г "Метран" | 2 | |||||||
Тема 2.6. Комплекс технических средств в АСУТП | Содержание учебного материала | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||||
1 | Средства представления информации в связи с пользователем в АСУТП | л | 1 | |||||
2 | Устройство связи с объектом в АСУТП .Средства измерения, преобразования, регулирования в АСУТП | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Применение микропроцессоров в управлении технологическим процессом | 2 | |||||||
Тема3.1 Выбор управляющих систем | Содержание учебного материала | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | ||||||
1 | Организация управления техпроцессом | л | 1 | |||||
2 | Выбор параметров управления, регулирования, сигнализации, блокировки, защиты. | л | 1 | |||||
3 | Информационные системы управления производством (ИСУП). | 1 | ||||||
4 | Выбор средств автоматизации для реализации управляющих систем. | л | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская работа: Типовые схемы сигнализации. | 1 | |||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Тема 3.2 Основы проектирования систем автоматического управления | 1 | Принципы построения схем автоматизации ГОСТ 21.404.-85. | л | 1 | ОК 1. – ОК 11., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. | |||
2 | Принцип составления ФСА | 1 | ||||||
3 | Графическое оформление ФСА | л | 1 | |||||
4 | Этапы творческой формы ФСА | л | 1 | |||||
5 | Составление ведомости текстовых документов | л | 1 | |||||
6 | Область применения. Нормативные ссылки. Ведомость спецификаций. | л | 1 | |||||
7 | Примерные изображения схем контроля технологических параметров температуры | л | 2 | |||||
8 | ||||||||
9 | Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня | л | 2 | |||||
10 | ||||||||
11 | Примерные изображения схем контроля технологических параметров расхода и количества | л | 2 | |||||
12 | ||||||||
13 | Примерные изображения схем контроля технологических параметров показателей качества | л | 2 | |||||
14 | ||||||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||||||
1 | Практическая работа "Составить ФСА процесса адсорбции" | п | 2 | |||||
2 | Практическая работа "Составить ФСА процесса ректификации" | п | 2 | |||||
3 | Практическая работа "Составить ФСА процесса кристаллизации" | п | 2 | |||||
4 | Практическая работа "Составить ФСА процесса выпарки" | п | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Разработать ФСА типовых процессов | 1 | |||||||
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачёт | 6 | |||||||
Всего 70 |
Лекционных часов указано 56, по плану 60
Отсутствует оценка выполнения самостоятельной работы (часы на оценку берутся из практических часов)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет "Основ автоматизации технологических процессов", оснащенный оборудованием: стационарные лабораторные стенды с наборами измерительных приборов, техническими средствами обучения: демонстрационный комплекс, включающий в себя: экран, мультимедиапроектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением
- Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
- Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления Учебное пособие для студентов СПО-М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
- Сотскова Е.Л. Головлева С.М. Основы автоматизации технологических процессов переработки нефти и газа. Учебное пособие для студентов. Издательский центр Академия2014-304с.2012.
Дополнительные источники:
1. Шишмарев, В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений СПО. - М. : Издательский центр "Академия", 2014.
Перечень-интернет ресурсов:
- . Электронный ресурс "Автоматизация технологических процессов" форма доступа http://window: edu/ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и др.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих и профессиональных компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | ||
- применение производственно-технологической и нормативной документации. | Демонстрация устойчивых умений: - применять производственно-технологическую и нормативную документацию по выполнению наладочных работ (приборов для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров); - производить расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления; - грамотно применять основные понятия в области автоматического управления; - подбирать параметры аппаратуры для контроля и регулирования автоматических процессов. | лабораторная работа практическая работа письменное тестирование экзамен |
- осуществлять расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления; | ||
- рассчитывать схемы автоматизированных систем различной степени сложности на базе микропроцессорной техники | ||
- формировать план основных мероприятий по обслуживания системы автоматики. | ||
Знать: | ||
- основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технические характеристики промышленных роботов. | Не менее 75% правильных ответов при оценке знаний, включая знания: - принципов управления автоматическими линиями; - схем промышленной автоматики, телемеханики, связи; - состава оборудования, аппаратуры и приборов управления производственными процессами. - правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств; - типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров - назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей; - способов восстановления работоспособности автоматизированных систем, датчиков, контроллеров и др. оборудования; - устройство диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники. - схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок. | лабораторная работа практическая работа письменное тестирование экзамен |
- схем промышленной автоматики, телемеханики, связи; | ||
- типов и схем аппаратуры управления автоматическими линиями; | ||
- правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств | ||
- типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров | ||
- назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей; | ||
- идов и схемы включения вторичных приборов контроля и регистрации; | ||
- принципов выбора средств автоматизации для реализации управляющих систем |