Рабочая программа ОП.05 Основы материаловедения
для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Профессия: 15.01.20. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Наименование профиля:технический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.05_osnovy_materialovedeniya.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж» |
УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет «____» __________2017__г. Протокол № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор БУ «Нефтеюганский политехнический колледж» ________________ М.В. Гребенец Приказ №_________ «___»______________2017__ г. МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
ОП.05 Основы материаловедения
- для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
- Профессия: 15.01.20. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике______________________________________________________
- Наименование профиля:технический
Разработчик: | Преподаватель | Ахмадова Л.Я | _________ | «» 2017г. |
(должность) | (Ф.И.О.) | (подпись) | (дата) |
Нефтеюганск2017г.
Рабочая программа профессионального модуляразработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 2 августа 2013 г. N 682) по профессии среднего профессионального образования
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».
Разработчик:
- Ахмадова Луиза Ярогиевна, преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения.
Рекомендовано цикловой методической комиссии профессионального цикла, протокол №_______ от «_____» ________________2017 г.
Председатель цикловой методической комиссии
________________//
(подпись) (ФИО)
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. | Условия реализации учебной дисциплины | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___ОП.05 Основы материаловедения_____________________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации)_2 августа 2013 г. N 682по профессии среднего профессионального образования
Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины «ОП.05 Основы материаловедения » в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл технического профиля и изучается на __2__ курсе.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими
- общими компетенциями (ОК):
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональными компетенциями (ПК):
- ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.
- ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.
- ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы.
- ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.
- ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.
- ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
- ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
- ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
- ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
- ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
- должен уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ;
- должен знать:
- общие сведения о строении материалов;
- общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;
- сведения об электромонтажных изделиях;
- назначение, виды и свойства материалов;
- номенклатуру закладных и установочных изделий;
- общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.
1.4. Педагогические технологии, используемые приосвоении программы учебной дисциплины:
социализация личности, направленная на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;
проблемное и проектно – исследовательское обучение, направленное на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к анализу и решению производственных ситуаций;
информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах с применением электронных образовательных ресурсов;
здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение здоровья,
в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Методы групповой дискуссии и работы в малых группах являются одним из условий реализации указанных технологи
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося– 17 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины«Основыматериаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | ||
Тема 1. Общие сведение о строении материалов | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 2 3 | Виды связи и их влияние на свойства материала. Ионная.ковалентная, металлическая связи. Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Строение реальных металлов. Кристаллизация металлов. Строение слитка. | |||
Домашнее задание Выучить конспект | ||||
Тема 2 Свойства металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 2 | Механические свойства и методы их определения и физическо-химические свойства. Определение разрушающего напряжения при растяжении, при сжатии и при изгибе. Определение ударной вязкости. Кислотное число, вязкость, водопоглощение, тропическая стойкость.Технологические свойства металлов и сплавов. Обрабатываемость давлением и резанием, свариваемость металлов Электрические и тепловые характеристики. Удельное электрическое сопротивление, температурный коэффициент удельного сопротивления, диэлектрическая проницаемость, тангенс угла диэлектрических потерь, электрическая прочность. . Температура плавления, температура размягчения, теплостойкость, нагревостойкость, холодостойкость, температура вспышки паров жидких диэлектриков (масел). | |||
Домашнее задание Сделать сообщение по теме | ||||
Практические занятия 1. Практикум: «Определение механических свойств" 2. Практикум: «Определение электрических характеристик». 3. Практикум: «Определение тепловых характеристик». 4. Практикум: «Определение физико-химических характеристик». | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа для обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов учебника. Выполнение домашних заданий по разделу. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию. Примерная тематика самостоятельной работы: - Применение основных свойств металлов и сплавов в электротехнике | 2 | 3 | ||
Тема 3.Сплавы железа с углеродом. Стали и чугуны. Термическая обработка. | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 2 3 | Диаграмма состояния «железо-цементит». Однофазные составляющие. Двухфазные структуры. Термическая обработка стали. Отжиг, виды отжига, нормализация, закалка, отпуск и старение. Классификация сталей. Классификация по химическому составу, качеству, назначению, видам термической обработки, способам поставки. Чугуны. Термическая обработка чугунов. Закалка, отпуск, отжиг и старение чугунов. Виды чугунов. Серые, белые чугуны. | |||
Домашнее задание Составить опорный конспект | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов учебника. Выполнение домашних заданий по разделу. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию. Примерная тематика самостоятельной работы: -Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. -Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. -Конструкционные стали общетехнического назначения. | 4 | 3 | ||
Тема 4. Проводниковые и полупроводниковые материалы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Проводниковые материалы с высокой проводимостью. Проводниковые медь, алюминий, вольфрам, серебро. 2.Проводниковые материалы с высоким сопротивлением. Манганин, константан. 3.Свойства полупроводников. 4. Строение полупроводников 5.Собственная проводимость полупроводников 6.Примесная проводимость полупроводников | 4 | |||
Домашнее задание Повторить тему по конспекту | ||||
Практические занятия 1.Практикум: «Основные характеристики проводниковых материалов с малым удельнымсопротивлением» 2. Практикум: «Сравнительные характеристики материалов с высокой проводимостью» 3.Практикум . «Определение вида проводникового материала с высокой проводимостью» 4. Практикум: «Основные характеристики проводниковых материалов с высоким сопротивлением» 5. Практикум: «Сравнительные характеристики материалов с высоким сопротивлением» 6.Практикум . «Определение вида проводникового материала с высоким сопротивлением» | 8 | 3 | ||
Контрольная работапо теме «Проводниковые материалы » | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов учебника. Выполнение домашних заданий по разделу. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию. Примерная тематика самостоятельной работы: -Жаростойкие проводниковые материалы -Металлокерамические материалы и изделия -Электроугольные изделия -Проводниковые изделия -Основные свойства и применение сверхпроводников -Основные свойства криопроводников и их применение | 6 | 3 | ||
Тема 5. Диэлектрические и магнитные материалы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Полимерные материалы и пластические массы. Особенности их структуры и технологических свойств. 2Строение и назначение резины. Особенности их структуры и технологических свойств. 3. Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. 4. Строение и назначение композиционных материалов.. 5.Магнитные материалы. | 4 | |||
Домашнеезадание Подготовить сообщение по конспекту | ||||
Практические занятия 1.Практикум: «Основные характеристики полимерных материалов» 2. Практикум: «Характеристики и особенности структуры пластмасс» 3.Практикум: «Особенности и технологические свойства резины» 4. Практикум: «Строение и назначение керамических материалов» | 6 | 2 | ||
Контрольная работапо теме «Диэлектрические материалы» | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов учебника. Выполнение домашних заданий по разделу. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию. Примерная тематика самостоятельной работы: -Электрическая проводимость и пробой газообразных диэлектриков -Электрическая проводимость и пробой жидких диэлектриков - Электрическая проводимость и пробой твердых диэлектриков -Лаки, эмали, компаунды -Слюдяные, слюдинитовые и слюдопластовые материалы | 3 | 3 | ||
Дифференциальный зачет | 1 | 2 | ||
Всего: | 51 час. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Кабинет технических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- слайды образцов неметаллических материалов;
- методические пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
- автоматизированное рабочее место преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка)/ Учебник. - М.:Академия, 2010, – 240 с.
Дополнительные источники:
- Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие. – М: Академия, 2010,– 288с.
- Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО/ под ред. Заплатина В.Н., Сапожникова Ю.И., Дубова А.В./
М.:Академия, 2012 г.,-256с.
- Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. - М.:Дашков, 2010 г., -332с.
Интернет-ресурсы:
- http://materialu-adam.blogspot.com/
- http://www.twirpx.com/files/machinery/material/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Формы и методы контроля |
Умения | |
определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления | - экспертные оценки лабораторных и практических работ в процессе выполнения - фронтальный опрос - самостоятельная работа - контрольная работа -тестирование - дифференцированный зачет - программированный контроль |
подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения | |
различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам | |
Знания | |
виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве | |
виды прокладочных и уплотнительных материалов | |
виды химической и термической обработки сталей | |
классификация и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов | |
методы измерения параметров и определения свойств материалов | |
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов | |
основные свойства полимеров и их использование | |
способы термообработки и защиты металлов от коррозии | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы |
Каждая дидактическая единица учебной дисциплины заканчивается контрольной работой. Оценка знаний, умений, профессиональных и общих компетенций осуществляется по 5-балльной системе.
Оценка по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
95 ÷ 100 | 5 | отлично |
75 ÷ 94 | 4 | хорошо |
60 ÷ 74 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | не удовлетворительно |
Изучение курса учебной дисциплины сопровождается текущим контролеми завершается промежуточной аттестацией, которая будет проходить в форме дифференцированного зачета.