Рабочая программа ОП.05 Основы материаловедения

Ахмадова Луиза Ярогиевна

для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Профессия: 15.01.20. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Наименование профиля:технический

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.05_osnovy_materialovedeniya.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Рисунок1

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нефтеюганский политехнический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

«____» __________2017__г.

 Протокол № _________

УТВЕРЖДАЮ

Директор БУ «Нефтеюганский

политехнический  колледж»    

________________ М.В. Гребенец

Приказ №_________

«___»______________2017__ г.

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ОП.05 Основы материаловедения

  1. для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
  2. Профессия: 15.01.20. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике______________________________________________________

  1. Наименование профиля:технический

Разработчик:

Преподаватель

Ахмадова Л.Я

_________

«»  2017г.

          (должность)

              (Ф.И.О.)

      (подпись)

                    (дата)

Нефтеюганск2017г.

Рабочая программа профессионального модуляразработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС  (утверждено приказом Министерства образования и науки       Российской Федерации  2 августа 2013 г. N 682) по профессии  среднего профессионального образования

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры  «Нефтеюганский политехнический колледж».

Разработчик:

  1. Ахмадова Луиза Ярогиевна, преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения.

Рекомендовано цикловой методической комиссии профессионального цикла, протокол №_______ от «_____» ________________2017 г.

Председатель цикловой методической комиссии

________________//

           (подпись)                      (ФИО)

№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

                        4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

7

3.

Условия реализации учебной дисциплины

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___ОП.05 Основы материаловедения_____________________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации)_2 августа 2013 г. N 682по профессии  среднего профессионального образования

Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины «ОП.05 Основы материаловедения » в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл технического профиля и изучается  на __2__ курсе.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими

  • общими компетенциями (ОК):
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • профессиональными  компетенциями (ПК):

  • ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.
  • ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.
  • ПК 1.3. Производить  слесарно-сборочные работы.
  • ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.
  • ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.
  • ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
  • ПК 2.3. Выполнять монтаж  контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
  • ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
  • ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
  • ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и  систем автоматики.

  • должен уметь:
  • подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
  •  применять материалы при выполнении работ;

  • должен знать:
  •         общие сведения о строении материалов;
  • общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;
  • сведения об электромонтажных изделиях;
  •  назначение, виды и свойства материалов;
  • номенклатуру закладных и установочных изделий;
  • общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.

                

1.4. Педагогические технологии, используемые приосвоении программы учебной дисциплины:

социализация личности, направленная на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;

проблемное и проектно – исследовательское обучение, направленное на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими  принципами системного подхода к анализу и решению производственных ситуаций;

информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах с применением электронных образовательных ресурсов;

здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение здоровья,

в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Методы групповой дискуссии и  работы в малых группах являются одним из условий реализации указанных технологи

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося– 17 часов.


2. Структура и содержание учебной дисциплины«Основыматериаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Тема 1.

Общие сведение о строении материалов

Содержание учебного материала

3

2

1

2

3

Виды связи и их влияние на свойства материала. Ионная.ковалентная, металлическая связи.

Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов.

Основные типы кристаллических решеток. Строение реальных металлов. Кристаллизация металлов. Строение слитка.

Домашнее задание

Выучить конспект

Тема 2 Свойства металлов и сплавов

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Механические свойства и методы их определения и физическо-химические свойства. Определение разрушающего напряжения при растяжении, при сжатии и при изгибе. Определение ударной вязкости. Кислотное число, вязкость, водопоглощение, тропическая стойкость.Технологические свойства металлов и сплавов. Обрабатываемость давлением и резанием, свариваемость металлов

Электрические и тепловые характеристики. Удельное электрическое сопротивление, температурный коэффициент удельного сопротивления, диэлектрическая проницаемость, тангенс угла диэлектрических потерь, электрическая прочность.

. Температура плавления, температура размягчения, теплостойкость, нагревостойкость, холодостойкость, температура вспышки паров жидких диэлектриков (масел).

Домашнее задание

Сделать сообщение по теме

Практические занятия

1. Практикум: «Определение механических свойств"

2. Практикум: «Определение электрических характеристик».

3. Практикум: «Определение тепловых характеристик».

4. Практикум: «Определение физико-химических характеристик».

4

2

Самостоятельная работа для обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов  учебника. Выполнение домашних заданий по разделу.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить  индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию.

Примерная тематика самостоятельной работы:

- Применение основных свойств металлов и сплавов в электротехнике

2

3

Тема 3.Сплавы железа с углеродом. Стали и чугуны. Термическая обработка.

Содержание учебного материала

3

2

1

2

3

Диаграмма состояния «железо-цементит». Однофазные составляющие. Двухфазные структуры.

Термическая обработка стали. Отжиг, виды отжига, нормализация, закалка, отпуск и старение.

Классификация сталей. Классификация по химическому составу, качеству, назначению, видам термической обработки, способам поставки.

Чугуны. Термическая обработка чугунов. Закалка, отпуск, отжиг и старение чугунов.

Виды чугунов. Серые, белые чугуны.

Домашнее задание

Составить опорный конспект

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов  учебника. Выполнение домашних заданий по разделу.

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить  индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию.

Примерная тематика самостоятельной работы:

-Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

-Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

-Конструкционные стали общетехнического назначения.

4

3

Тема 4.

Проводниковые и полупроводниковые материалы

Содержание учебного материала

2

1.Проводниковые материалы с высокой проводимостью. Проводниковые медь, алюминий, вольфрам, серебро.

2.Проводниковые материалы с высоким сопротивлением. Манганин, константан.

3.Свойства полупроводников.

4. Строение полупроводников

5.Собственная проводимость полупроводников

6.Примесная проводимость полупроводников

4

Домашнее задание

Повторить тему по конспекту

Практические занятия

1.Практикум:  «Основные характеристики проводниковых материалов с малым удельнымсопротивлением»

2. Практикум: «Сравнительные характеристики материалов с высокой проводимостью»

3.Практикум . «Определение вида проводникового материала с высокой проводимостью»

4. Практикум:  «Основные характеристики проводниковых материалов с высоким сопротивлением»

5. Практикум: «Сравнительные характеристики материалов с высоким сопротивлением»

6.Практикум . «Определение вида проводникового материала с высоким сопротивлением»

8

3

Контрольная работапо теме «Проводниковые материалы »

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов  учебника. Выполнение домашних заданий по разделу.

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить  индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию.

Примерная тематика самостоятельной работы:

-Жаростойкие проводниковые материалы

-Металлокерамические материалы и изделия

-Электроугольные изделия

-Проводниковые изделия

-Основные свойства и применение сверхпроводников

-Основные свойства криопроводников и их применение

6

3

Тема 5.

Диэлектрические и магнитные материалы

Содержание учебного материала

2

1.Полимерные материалы и пластические массы. Особенности их структуры и технологических свойств.

2Строение и назначение резины. Особенности их структуры и технологических свойств.

3. Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

4. Строение и назначение композиционных материалов..

5.Магнитные материалы.

4

Домашнеезадание

Подготовить сообщение по конспекту

Практические занятия

1.Практикум:  «Основные характеристики полимерных материалов»

2. Практикум: «Характеристики и особенности структуры пластмасс»

3.Практикум:  «Особенности и технологические свойства резины»

4. Практикум:  «Строение и назначение керамических материалов»

6

2

Контрольная работапо теме «Диэлектрические материалы»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, параграфов  учебника. Выполнение домашних заданий по разделу.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Выполнить  индивидуальные, групповые задания: написать доклад, сообщение, составить презентацию.

Примерная тематика самостоятельной работы:

-Электрическая проводимость и пробой газообразных диэлектриков

-Электрическая проводимость и пробой жидких диэлектриков

- Электрическая проводимость и пробой твердых диэлектриков

-Лаки, эмали, компаунды

-Слюдяные, слюдинитовые и слюдопластовые материалы

3

3

Дифференциальный зачет

1

2

                                                                                                                                                                                               Всего:

51 час.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Кабинет технических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;
  • слайды образцов неметаллических материалов;
  • методические пособия.

Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка)/ Учебник. - М.:Академия, 2010, – 240 с.

Дополнительные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие. – М: Академия, 2010,– 288с.
  2. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО/ под ред. Заплатина В.Н., Сапожникова Ю.И., Дубова А.В./

М.:Академия, 2012 г.,-256с.

  1. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. - М.:Дашков, 2010 г., -332с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://materialu-adam.blogspot.com/
  2. http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля

        Умения

определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и  способу приготовления

- экспертные оценки  лабораторных и практических работ в процессе выполнения

- фронтальный опрос

- самостоятельная работа

- контрольная работа

-тестирование

- дифференцированный зачет

- программированный контроль

подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения

различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам

          Знания

виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве

виды прокладочных и уплотнительных материалов

виды химической и термической обработки сталей

классификация и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов

методы измерения параметров и определения свойств  материалов

основные  сведения о кристаллизации и структуре  расплавов

основные свойства полимеров и их использование

способы термообработки и защиты металлов от коррозии

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы

Каждая дидактическая единица учебной дисциплины заканчивается контрольной работой. Оценка знаний, умений, профессиональных и общих компетенций осуществляется по 5-балльной системе.

Оценка по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

95 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 94

4

хорошо

60 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

не удовлетворительно

Изучение курса учебной дисциплины сопровождается текущим контролеми завершается промежуточной аттестацией, которая будет проходить в форме дифференцированного зачета.