Статья "Мобильный телефон - друг или враг?"

Данный материал содержит исследование на тему "Мобильный телефон - друг или враг?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnyy_telefon_drug_ili_vrag.docx64.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

 (государственный университет «Дубна»)

Колледж государственного университета «Дубна»

Дмитриев Д.А. , Скворцов  Р.А.

Руководитель: Легович Светлана Ивановна

Мобильный телефон – друг или враг?

Целью нашей работы было исследование влияния электромагнитного излучения мобильного телефона на самочувствие и успеваемость учащихся. Для реализации поставленной цели мы изучили результаты исследований в этом направлении ученых разных стран и провели собственный эксперимент.

Сегодня без компьютерной техники и сотовой связи жизнь, казалось бы, остановилась, человечество уже немыслимо без современных технологий и средств коммуникации. Мы видим 3-5 летних детей не с игрушками в руках, а с мобильными телефонами. Дети постарше проводят более 10-15 часов в компьютерных сетях, современный офис, да и любая организация полностью зависят от информационной среды. Почти 100 лет электричество стоит на службе человека, но так ли безобидна эта служба?

Магнитные поля нашей планеты имеют двойственное происхождение – естественное и антропогенное. Человек создает искусственные электрические и магнитные поля, которые в сотни раз сильнее магнитного поля Земли. Источниками антропогенных излучений являются: радиопередающие устройства, полосы электропередач и т.д. Все электроприборы создают электромагнитное поле, которое вызывает движение электронов, протонов, ионов  и молекул-диполей, из которых состоят клетки живых организмов.

При организации сотовой связи телефонные трубки и базовые станции являются источниками электромагнитного излучения. Особенность использования сотового телефона заключается в его максимальном приближении к голове пользователя. При этом воздействию подвергаются головной мозг, периферические рецепторные зоны вестибулярного, слухового анализаторов, сетчатка глаза, а также и окружающие пользователя люди.

Сотовая связь работает в диапазоне частот 450-1800 МГц, интенсивность излучения ЭМП зависит от модели телефона, в то время как частотный диапазон магнитного поля Земли колеблется в диапазоне 10-3-103 Герц. Последствия от воздействий ЭМП не заставляют себя ждать.

Итальянские ученые открыли, что электромагнитные поля могут вызывать бесплодие, в США определили негативное воздействие на мозг, в результате которого развиваются злокачественные образования. В 2001 году в Институте Биофизики было проведено исследование воздействия ЭМП сотового телефона на куриные яйца, содержащие живые эмбрионы. В ходе эксперимента отчетливо проявилась повышенная гибель эмбрионов (в контрольной группе - 2%, в исследовательской - около 20%).

Список нейрофизиологических отклонений при воздействии ЭМП сотового телефона, составленный медиками из Всемирной организации здравоохранения, включает:  а) снижение познавательной способности; б) нарушение биоэлектрической активности мозга; в) рассеянность внимания и пониженная способность к концентрации; г) нарушение сна; д) изменение артериального давления; е) колебания уровня гормонов и т.п.

Мы провели исследование в рамках колледжа университета «Дубна» для выяснения зависимости успеваемости студентов от времени использования мобильных телефонов.

Цель первого исследования - выявить зависимость успеваемости от количества времени, которое человек проводит непосредственно взаимодействуя с сотовым телефоном (звонки, SMS, игры, интернет и т.п.).

В анкетировании участвовали 104 человека, которые имеют 5-7 оценок по всем изучаемым предметам. В ходе работы были построены гистограммы, показывающие связь не только средней успеваемости учащихся, но и успеваемости по естественным и гуманитарным дисциплинам со временем использования мобильных телефонов.

Диаграмма 1. Зависимость средней успеваемости студентов колледжа от времени использования сотового телефона

Диаграмма 2. Зависимость успеваемости студентов по предметам от времени использования сотового телефона

Диаграмма 3.Процентное распределение вариантов ответов респондентов

Вторая часть исследования была посвящена поиску взаимосвязей между концентрацией внимания и прослушиванием музыки. Основой для этого иссследования стали вторичные данные опроса, проведенного на первом этапе. Чаще всего, отвечая на последний вопрос о времени использования телефона, студенты отвечали «слушаю музыку».

Мы провели эксперимент с целью найти зависимость количества грамматических ошибок при переписывании текста под музыку из наушников мобильного телефона и без нее.

В исследовании принимали участие 6 человек, каждому выдавалось по 4 текста одинаковой сложности. Соответствие по уровню сложности достигалось за счет применения материалов из профессиональных разработок для учителей русского языка за 9 класс. Объем текстов – около 1500 знаков.

Каждый испытуемый переписывал два текста под музыку и без музыки, делая перерывы по 15 минут между ними. В результате мы подсчитали количество допущенных ошибок и сравнили их.

Ниже представлены  данные этого пилотажного исследования, в будущем мы хотим больше углубиться в это исследование и набрать статистически валидные результаты.

Диаграма 4. Количество ошибок при переписывании текста с/без музыкального сопровождения

Таким образом, мы проанализировали снижение познавательной способности учащихся, снижение активности мозга и способности к концентрации внимания.

Как видно из построенных гистограмм, прослеживается четкая зависимость успеваемости учащихся от времени использования мобильного телефона. Результаты исследования этой зависимости по предметам естественного и гуманитарного направлений оказались неожиданными. Мы предполагали, что при изучении точных дисциплин негативное влияние мобильных телефонов проявится отчетливее, однако, именно гуманитарные предметы «страдают» сильнее. Очевидно, использование сотовой связи в качестве справочной литературы и готовых решений задач из различных «решебников» улучшает показатели успеваемости,  а применение этих же приемов на гуманитарных предметах результата не дает. Видимое более благополучное положение дел при исследовании точных дисциплин обманчиво, так как не соответствует конкретным знаниям учащихся.

Из всех полученных результатов можно сделать вывод, что постоянное использование мобильных телефонов, а именно применение их не по назначению, приносит ощутимый вред здоровью и нейрофизиологическому состоянию любого человека, особенно детям и молодым людям. Так какой ваш ответ на вопрос «Мобильник – друг, или враг?». Если  знаменитые И.А.Ильф и Е.П.Петров сказали, что «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», то мы скажем, что телефон – не игрушка, а средство связи.

Список литературы:

  1. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы/ Горшков Михаил Константинович, Шереги Франц Эдмундович; Рец. А.В.Дмитриев, Ж.Т.Тощенко; Министерство образования и науки; ФГАНУ "Центр социологических исследований"; РАН. Институт социологии. - 2-е изд. - М.: ФГАНУ "Центр социологических исследований": РАН. Институт социологии, 2012.
  2. Каткова И.А. Техногенный апокалипсис. Горе о ума / Каткова Ирина Александровна // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 5. - С. 303 - 309.
  3. Кудряшов Ю.Б. Радиационная биофизика: радиочастотные и микроволновые электромагнитные излучения: Учебник для вузов / Кудряшов Юрий Борисович, Перов Юрий Филиппович, Рубин Андрей Борисович; Рец. Е.Б.Бурлакова, И.И.Пелевина. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 184с.
  4. Ярмоненко С.П. Радиобиология человека и животных: Учебное пособие для вузов / Ярмоненко Самуил Петрович, Вайнсон Адольф Адольфович. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 2004. - 549с.