Игра солнечного зайчика
Научно-исследовательская работа ученика 3Д класса Горбачёва Матвея о возникновении и использовании световой энергии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Однажды, проснувшись утром, я увидел, что по стене и потолку моей комнаты скачет солнечный зайчик. Мне стало весело и интересно: почему появляются солнечные зайчики. Родители объяснили мне, что солнечные зайчики появляются в результате отражения света. Тогда мне захотелось узнать всё о свете.
Слайд 2
Поэтому объектом своего исследования я выбрал свет.
Слайд 3
Я знаю, что без света не могут жить растения, животные и человек. Поэтому считаю, что тема моего исследования актуальна.
Слайд 4
Целью моего исследования является расширение представлений о свете.
Слайд 5
Меня заинтересовала проблема: как свет взаимодействует с окружающими нас предметами.
Слайд 6
Задачи моего исследования:
- изучить природу возникновения света, его свойства;
- провести практическое исследование свойств света ;
- познакомиться с видами источника света;
- разработать правила по экономии электроэнергии.
Слайд 7
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, что если свет распространяется по прямой, то он преломляется и отражается.
Слайд 8
В результате изучения темы я узнал, что многие учёные работали над теорией света. Древнегреческий философ Аристотель считал, что свет – это движение или действие, распространяемое в среде. Древнеримский философ Тит Лукреций Кар полагал, что свет состоит из мельчайших частиц – атомов.
Английский учёный Исаак Ньютон считал, что свет состоит из потока прямо летящих частиц – корпускул. Они, наподобие пуль, «выстреливаются» светящимися телами.
Нидерландский учёный Христиан Гюйгенс считал, что свет образует волны. В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос, что же такое свет.
Слайд 9
Изучив свойства света, я решил исследовать на практике некоторые из них.
Сначала я сам сделал солнечного зайчика. Для этого взял зеркало и поймал в него солнышко из окна. Затем поворачивал зеркало в стороны и увидел солнечного зайчика, который так же весело прыгал по стене, как и в то утро.
Значит, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью, они отражаются.
Слайд 10
Изучая литературу я узнал, что свет движется по прямой. Мне захотелось доказать это путём практического опыта.
Я взял два листа картона. В центре каждого листа сделал отверстие. Установил листы картона так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг я положил фонарик так, что свет от него падал на отверстие первой картонки. Затем я посмотрел в оба отверстия и увидел в них свет. Я немного подвинул одну из картонок вправо и снова посмотрел в отверстия. Света я не увидел.
Таким образом подтвердилось одно из свойств света – свет движется только по прямой линии.
Слайд 11
Я знаю, что через прозрачные предметы проходит свет, а непрозрачные его задерживают. Проверил это свойство.
Для этого я поставил книгу напротив экрана и посветил на неё фонариком. Увидел, что свет не проходит через книгу и за ней образуется тень. Затем то же я сделал с прозрачным листом пластика и увидел, что за листом пластика не появилось тени.
В результате опыта я выяснил, что лучи света проходят только через прозрачные предметы. Непрозрачные предметы не пропускают их, за ними образуется тень.
Слайд 12
В результате изучения свойств света я выяснил, что тени бывают маленькие и большие. Я решил проверить, когда они большие, а когда маленькие.
Я поставил игрушечную машину между экраном и фонариком. Затем передвигал машину то ближе к стене, то ближе к свету. Увидел, что чем ближе моя машина стоит к фонарю, тем больше её тень на экране, а чем дальше она от фонаря, тем меньше её тень.
Вывод: если предмет загораживает путь свету, за ним образуется тень. Лучи от света расходятся веером. Значит, когда предмет находится близко к источнику света, то тень от него будет большой.
Слайд 13
Интересным оказался опыт, показывающий изгиб света. Я взял прозрачную ёмкость, налил в неё воды, затем добавил в воду несколько капель молока. В центре листа чёрной бумаги я проделал отверстие с помощью кнопки. Затем выключил свет, включил фонарик и направил его на ёмкость с водой под углом. Я увидел, что луч света выходит из ёмкости с противоположной стороны.
Следовательно, луч света движется прямо, но поверхность воды ведёт себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.
Слайд 14
В процессе работы над темой я выяснил, что существует два вида источника света: естественные и искусственные.
К естественным относятся Солнце и звёзды. К искусственным источникам света относятся лампочки, свечи, экран телевизора, неоновые вывески на улицах.
В начале 20 века появилось электричество и оно полностью вытеснило старые приборы освещения.
Слайд 15
Благодаря новейшим технологиям и современному дизайну, сейчас освещение стало не только жизненной необходимостью, но и украшением нашей жизни.
Слайд 16
Однако, в современном мире для получения электрической энергии сжигается огромное количество нефти, газа, торфа, угля. А ведь их запасы ограничены! В связи с этим все большее значение приобретают вопросы бережного отношения к электроэнергии.
Слайд 17
В процессе работы над темой мы решили выяснить, что знают ребята нашего класса об экономии электроэнергии. Мы провели тест, вопросы которого вы видите на слайде.
Слайд 18
В результате анализа теста мы выяснили, что
- Правильно понимают, что такое энергосбережение 77 % обучающихся;
Слайд 19
- На вопрос, почему надо беречь электроэнергию, ребята ответили:
- потому что энергия может закончиться;
- потому что надо экономить деньги;
- просто надо беречь;
- потому что люди не могут жить без света.
- знают приборы, работающие от электричества - все обучающиеся нашего класса;
Слайд 20
- правила экономии электроэнергии, знакомые детям, вы видите на слайде.
Слайд 21
Затем мы предложили ребятам нашего класса выбрать среди предложенных правил только те, которые помогут экономить электроэнергию, и объяснить свой выбор.
Слайд 22
В результате мы разработали правила по экономии электроэнергии. Вы видите их на слайде.
Слайд 23
В процессе исследования мы искали материал в книгах, в сети Интернет, ставили опыты, анализировали и обобщали результаты, делали выводы. Таким образом я расширил своё представление о свете.
Моя гипотеза подтвердилась. Я пришел к выводу, что:
- свет – это одна из форм энергии,
- источниками этой энергии являются природные и искусственные факторы.
Изучение света помогает найти рациональное применение энергии и использовании её человеком.