Рабочая программа по Информатики и ИКТ
Рабочая программа создана для студентов I и II курса отделения подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Программа состоит из 96 часов, на I курсе 40 часов, на II 56 часов. В программе прописаны знания и умения студентов, общие компетенции формируемые на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnoy_distsipliny.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
2013г.
Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования («Вестник образования» №15 2004 год); примерной программы учебной дисциплины информатика и ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент); «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (Приказ МО и Н Челябинской области от 28 марта 2011 года)
Организация-разработчик: ГБОУ СПО (ССУЗ) «КГСТ» ПКР (С)
Разработчик: Уметбаева Н.Г., преподаватель …2 ... категории
Программа одобрена на заседании цикловой комиссии «………………….»
Протокол № от …………………………..
Председатель: /………………/
Программа согласована с методистом
Дата: Подпись: /_____________/
Программу учебной дисциплины Основы информационных технологий утверждаю.
Дата:
Зам. директора по учебной работе: В.Е. Асташкина
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины информатика и ИКТ предназначена для её использования в ГБОУ СПО (ССУЗ) «КГСТ» ПКР (С), реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования. Техникум готовит квалифицированных рабочих по профессиям начального профессионального образования: автомеханик, мастер по обработке цифровой информации, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), токарь-универсал, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
В техникуме при освоении профессий НПО технического профиля информатика и ИКТ изучается как профильная общеобразовательная дисциплина в объеме 96 часов на протяжении 2 лет: 1 курс - 40 часов, 2 курс –56 часов.
Входной контроль проводится в форме компьютерного тестирования. Промежуточный контроль - в форме компьютерных тестов, рефератов, контрольных работ. Контроль по окончанию изучения дисциплины – в форме дифференцированного зачета
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В связи с внедрением новых федеральных государственных стандартов начального профессионального образования (2010год) особое внимание уделяется формированию общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно - коммукационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Оно представлено пятью темами:
- Информационная деятельность человека;
- Информация и информационные процессы;
- Средства информационно-коммуникационных технологий;
- Технологии создания и преобразования информационных объектов;
- Телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у студентов формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных учебных дисциплин и основной профессиональной образовательной программы.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий.
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен:
знать/понимать
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
- Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- назначение и функции операционных систем; По окончанию годового курса
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка студентов | |||
максимальная | самостоятельная учебная работа | обязательная аудиторная | ||
Всего занятий | Практические и лабораторные | |||
I курс | ||||
Введение | 1 | 1 | ||
1.Информационная деятельность человека | 10 | 2 | 8 | 3 |
2.Информация и информационные процессы | 41 | 15 | 26 | 19 |
3. Средства ИКТ | ||||
3.1 Архитектура компьютеров. | 8 | 3 | 5 | 3 |
Итого за I курс | 60 | 20 | 40 | 25 |
II курс | ||||
3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. | 6 | 1 | 5 | 2 |
3.3 Объединение компьютеров в локальную сеть. Компоненты сети ЭВМ. | 8 | 4 | 4 | 3 |
3.4 Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 4 | 1 | 3 | 2 |
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов | 32 | 10 | 22 | 15 |
5.Телекоммуникационные технологии | 26 | 4 | 22 | 12 |
Итого за II курс | 76 | 20 | 56 | 35 |
Итого | 136 | 40 | 96 | 60 |
Содержание
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
- Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия.
- Информационные ресурсы современных библиотек в Интернете.
- Демонстрация методов работы с электронными каталогами библиотек
- Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP.
- Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия.
- Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Самостоятельная работа.
- Определить разрешающую способность экрана монитора и мыши, записать в тетрадь.
- Подготовить сообщение: «Образовательные информационные ресурсы», «Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление».
ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практические занятия.
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
Самостоятельная работа.
Выполнение заданий:
- Перевод целых неотрицательных чисел в различных системах счисления.
- Системы счисления и представления типов данных.
- Сложение в двоичной системе счисления.
- Вычитание в двоичной системе счисления.
- Представление и кодирование информации.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
2.2.1. Язык программирования.
Практические занятия.
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Знакомство со средой программирования Pascal ABC. Создание простых линейных программ».
Составить программу в Pascal ABC и протестировать.
Самостоятельная работа.
Написание рефератов: «История развития языков программирования». «Программные средства, используемые для создания компьютерных моделей».
2.2.2 Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
Практические занятия.
- Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
- Запись информации на компакт-диски различных видов.
Самостоятельная работа.
- Создание документа в ТР Word и архивирование файлов с защитой паролем.
- Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков.
- Найти и выучить определения: файл как единица хранения информации на компьютере; атрибуты файла и его объем; учет объемов файлов при их хранении, передаче.
2.2.3 Программные поисковые сервисы, использование ключевых слов, фраз.
Практические занятия.
- Работа в различных поисковых системах. Сохранение ссылок на найденную информацию.
- Поиск информации на государственных образовательных порталах.
Самостоятельная работа.
- Поиск информации по адресу.
- Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение.
- Особенности поиска по группе слов.
- Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах, данных в сети Интернет.
2.2.4 Передача информации между компьютерами, проводная и беспроводная связь. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
Практические занятия.
- Подключение модема.
- Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
Самостоятельная работа.
Решение задач различной сложности.
ТЕМА 3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Архитектура компьютеров.
Основные характеристики компьютеров.
Лабораторные работы:
- Операционная система.
- Графический интерфейс пользователя.
Практические занятия.
- Программное обеспечение внешних устройств.
Самостоятельная работа.
- Составление таблицы «Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности)».
- Составление памятки «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту».
- Составление памятки «Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией».
3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Практические занятия.
- Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
Самостоятельная работа.
Создать презентацию «Периферийные устройства ПК».
3.3. Объединение компьютеров в локальную сеть. Компоненты сети ЭВМ.
Практические занятия.
- Соединение ПК с использованием топологии ЛВС.
- Подключение компьютера к сети.
- Разграничение прав доступа в сети.
Самостоятельная работа.
- Создание презентации в MS PowerPoint на тему: «Топология локальной вычислительной сети ».
- Создание текстового документа в Word и сохранение как web страницы. Темы: «Моя биография», «Компьютерные сети» и сохранение как web страницы».
- Создание презентации в PowerPoint на тему «Концентраторы» и сохранение как web страницы.
- Написание реферата. Тема: «Сетевые технологии».
3.4 Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Практические занятия.
- Проверка компьютера на вирусы: обнаружение и лечение.
- Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа.
Проверка домашнего компьютера на наличие вирусов и оформление отчета по результатам
ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия.
- Использование систем проверки орфографии и грамматики.
- Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
Самостоятельная работа.
- Составление конспекта «Гипертекстовое представление информации (понятие гипертекста)».
- Создание компьютерных публикаций на темы: «Моя профессия», «Моя семья», «С Новым Годом!».
- Реферат «Публикация web-страниц на сервере».
4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц, математическая обработка числовых данных.
Практические занятия.
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Самостоятельная работа.
- Создание таблицы в MS Excel «Расчет заработной платы».
4.4. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.
Практические занятия.
- Создание объектов базы данных.
- Многотабличная БД, установление связей между таблицами.
- Создание запросов базы данных.
- Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Самостоятельная работа.
- Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц и редактирование таблиц в СУБД S Access на тему: «Сотрудники фирмы».
- Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS Access.
- Создание базы данных обучающихся учебного заведения
4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Представление о мультимедийных средах.
Практические занятия.
- Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
- Создание видеофильма в программе Movie Maker
Самостоятельная работа.
- Создание презентации с эффектами анимации, звукозаписи на тему: «Мир моих увлечений».
- Создание видеофильма в Movie Maker «Выпускники ПУ №33» (по выбранной профессии).
- Темы рефератов: «Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов», «Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения».
ТЕМА 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Понятие браузера. Интернет- технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия.
Работа в различных браузерах. Работы с Интернет - магазином, Интернет - СМИ, Интернет - турагентством, Интернет - библиотекой и пр.
Самостоятельная работа.
- Поиск информации в сети Интернет при помощи различных браузеров.
Темы поиска: редкие экземпляры книг, самые часто посещаемые страны мира, мировые новости, «Новости моей профессии», заказ изделий по каталогу.
5.2. Методы создания и сопровождения сайта. Средства создания и сопровождения сайта.
Практические занятия.
- Создание простейшей веб-страницы с помощью Блокнота.
- Форматирование текста на Веб-странице.
- Веб-страницы с гиперссылками и изображениями.
- Размещение на веб-страницах списков и таблиц.
Самостоятельная работа.
- Создание простейшей WEB- страницы с помощью Блокнота на тему «Устройство компьютера».
5.3. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Чат, видеоконференция, Интернет - телефония. Электронная почта. Работа телеконференции.
Практические занятия.
- Организация форумов в сети Интернет.
- Отправка сообщений электронной почтой.
- Настройка видео веб - сессий.
Самостоятельная работа.
- Отправить сообщение с прикрепленным файлом на Интернет сайт преподавателя.
- Организация обсуждения какого- либо вопроса на форуме.
Итоговый контроль
ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
- Создание базы данных библиотеки.
- Создание базы данных классификатора.
- Простейшая информационно-поисковая система.
- Рост и вес среднестатистического учащегося.
- Тест по предметам.
- Профилактика ПК
- Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
- Мой «рабочий стол» на компьютере.
- Электронная библиотека.
- Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
- Электронная доска объявлений.
- Ярмарка профессий.
- Звуковая запись.
- Музыкальная открытка.
- Диаграмма информационных составляющих.
- Обработка результатов эксперимента.
- Расчет заработной платы.
Требования к программному обеспечению:
- Microsoft Word
- WinRar
- Pasca ABC
- Movie Maker
- Internet Explorer
- Movie Maker
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
- Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. /Под ред. Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
- Информатика. Методическое пособие для учителя. 11 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2008
- Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2008
- Бином-Пресс, БИНОМ. Лаборатория знаний, БИНОМ, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2007 г.- 512 стр.
- Киселев С.В. Оператор ЭВМ. Практические задания. - - М.: Академия, 2008. - 352 с.
- Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание, 2010 – 640 с.
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. -Издательство БХВ-Петербург, 2002. - 432 c.
- Фиошин М.Е., Ресин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень): учебник для 10 11 классов М. Дрофа 2008
Для преподавателей
- С.А. Бешенков, Н.В.Кузьмина, Е.А. Ракитина Информатика. Систематический курс. Учебник для 11 класса гуманитарного профиля/.М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- А.Г.Гейн, Сенокосов А.И, Юнерман Н.А Информатика учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/ - М.,2003.
- С.В.Киселев, И.Л.Киселев. Основы сетевых технологий: учеб. Пособие для нач. проф.образования М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
- Симонович С.В., Евсеев Г.П., Алексеев А.Г.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2004 Г. общая информатика: Учебное пособие для средней школы.
- Киселев С.В. Оператор ЭВМ. Практические задания. - - М.: Академия, 2008. - 352 с.
- Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание, 2010 – 640 с.
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. -Издательство БХВ-Петербург, 2002. - 432 c.
- Полякова Е.В. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.) [142]
Электронные учебные пособия
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/.
- http://school-collection.edu.ru/collection
- Информатика и ИКТ http://imc.rkc-74.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/73/
- http://www.bolero.ru/catalog/product/76678756.html
- Компьютерные сети http://www.netguides.ru/
- http://www.computer-museum.ru Учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
- http://inf.1september.ru Газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
- http://comp-science.narod.ru Дидактические материалы по информатике и математике
- http://www.intuit.ru Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
- http://www.syrtsovasv.narod.ru Информатика для учителей: сайт СВ. Сырцовой
- http://www.phis.org.ru/informatika/ Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
- http://www.rusedu.info Информатика и информационные технологии в образовании
- http://iit.metodist.ru Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО
- http://book.kbsu.ru Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой
- http://school87.kubannet.ru/info/ Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
- http://trushinov.chat.ru Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина
- http://www.nethistory.ru История Интернета в России
- http://distant.463.jscc.ru Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова
- http://www.junior.ru/wwwexam/ Тесты по информатике и информационным технологиям