Рабочая программа по Информатики и ИКТ

Уметбаева Наталия Геннадьевна

Рабочая программа создана для студентов I и II курса отделения подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Программа состоит из 96 часов, на I курсе 40 часов,  на II 56 часов. В программе прописаны знания и умения студентов, общие компетенции формируемые на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebnoy_distsipliny.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

2013г.

Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования («Вестник образования» №15 2004 год); примерной программы учебной дисциплины информатика и ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент); «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (Приказ МО и Н Челябинской области от 28 марта 2011 года)

Организация-разработчик: ГБОУ СПО (ССУЗ) «КГСТ» ПКР (С)

Разработчик: Уметбаева Н.Г., преподаватель …2 ... категории

Программа одобрена на заседании цикловой комиссии «………………….»

Протокол №                 от …………………………..

Председатель:                            /………………/

Программа согласована с методистом

Дата:                                   Подпись:                              /_____________/

Программу учебной дисциплины Основы информационных технологий утверждаю.

Дата:

Зам. директора по учебной работе:                                   В.Е. Асташкина

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины информатика и ИКТ предназначена  для её использования в ГБОУ СПО (ССУЗ) «КГСТ» ПКР (С), реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования. Техникум готовит квалифицированных рабочих по профессиям  начального профессионального образования:  автомеханик, мастер по обработке цифровой информации, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), токарь-универсал, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). 

В техникуме при освоении профессий НПО технического профиля информатика и ИКТ изучается как профильная общеобразовательная дисциплина в объеме 96 часов на протяжении 2 лет: 1 курс - 40 часов, 2 курс –56 часов.

Входной контроль проводится в форме компьютерного тестирования. Промежуточный контроль - в форме компьютерных тестов, рефератов, контрольных работ. Контроль по окончанию изучения дисциплины  – в форме дифференцированного зачета

         

Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В связи с внедрением новых федеральных государственных стандартов начального профессионального образования (2010год) особое внимание уделяется формированию общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно - коммукационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.  Оно представлено пятью темами:

  1. Информационная деятельность человека;
  2. Информация и информационные процессы;
  3. Средства информационно-коммуникационных технологий;
  4. Технологии создания и преобразования информационных объектов;
  5. Телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы у студентов формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных учебных дисциплин и основной профессиональной образовательной программы.  

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения информатики  и информационно-коммуникационных технологий.

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
  • Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • назначение и функции операционных систем; По окончанию годового курса

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Учебная нагрузка студентов

максимальная

самостоятельная учебная работа

обязательная аудиторная

Всего занятий

Практические и лабораторные

I курс

Введение

1

1

1.Информационная деятельность человека

10

2

8

3

2.Информация и информационные процессы

41

15

26

19

3. Средства ИКТ

3.1 Архитектура компьютеров.

8

3

5

3

Итого за I курс

60

20

40

25

II курс

3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

6

1

5

2

3.3 Объединение компьютеров в локальную сеть. Компоненты сети ЭВМ.

8

4

4

3

3.4 Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

4

1

3

2

4.Технологии создания и преобразования информационных объектов

32

10

22

15

5.Телекоммуникационные технологии

26

4

22

12

Итого за II курс

76

20

56

35

Итого

136

40

96

60

Содержание

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.  

Практические занятия.

  • Информационные ресурсы современных библиотек  в Интернете.
  • Демонстрация методов работы с электронными каталогами библиотек
  • Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP.  

  1. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Практические занятия.

  • Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Самостоятельная работа.

  • Определить разрешающую способность экрана монитора и мыши, записать в тетрадь.
  • Подготовить сообщение: «Образовательные информационные ресурсы», «Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление».

ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Представление информации в двоичной системе счисления.

Практические занятия.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

Представление информации в различных системах счисления.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий:

  • Перевод целых неотрицательных чисел в различных системах счисления.
  • Системы счисления и представления типов данных.
  • Сложение в двоичной системе счисления.
  • Вычитание в двоичной системе счисления.
  • Представление и кодирование информации.

2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2.2.1. Язык программирования.

Практические занятия.

Среда программирования. Тестирование готовой программы.

Знакомство со средой программирования Pascal ABC. Создание простых линейных программ».

Составить программу в Pascal ABC и протестировать.

Самостоятельная работа.

Написание рефератов: «История развития языков программирования».  «Программные средства, используемые для создания компьютерных моделей».

2.2.2 Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

Практические занятия.

  • Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
  • Запись информации на компакт-диски различных видов.

Самостоятельная работа.

  • Создание документа в ТР Word и архивирование файлов с защитой паролем.
  • Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков.
  • Найти и выучить определения: файл как единица хранения информации на компьютере; атрибуты файла и его объем; учет объемов файлов при их хранении, передаче.

2.2.3 Программные поисковые сервисы, использование ключевых слов, фраз.

Практические занятия.

  • Работа в различных поисковых системах. Сохранение ссылок на найденную информацию.
  • Поиск информации на государственных образовательных порталах.

Самостоятельная работа.

  • Поиск информации по адресу.
  • Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение.
  • Особенности поиска по группе слов.
  • Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах, данных в сети Интернет.

2.2.4 Передача информации между компьютерами, проводная и беспроводная связь. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Практические занятия.

  • Подключение модема.
  • Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров.                  

Формирование адресной книги.

Самостоятельная работа.

Решение задач различной сложности.

ТЕМА 3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

3.1. Архитектура компьютеров.

Основные характеристики компьютеров.

Лабораторные работы:

  1. Операционная система.
  2. Графический интерфейс пользователя.

Практические занятия.

  • Программное обеспечение внешних устройств.

Самостоятельная работа. 

  • Составление таблицы «Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности)».
  • Составление памятки «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту».
  • Составление памятки «Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией».

3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.                  Виды программного обеспечения компьютеров.

Практические занятия.

  • Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.

Самостоятельная работа.

Создать презентацию «Периферийные устройства ПК».

3.3. Объединение компьютеров в локальную сеть. Компоненты сети ЭВМ.

Практические занятия.

  • Соединение ПК с использованием топологии ЛВС.
  • Подключение компьютера к сети.
  • Разграничение прав доступа в сети.

Самостоятельная работа.

  • Создание презентации в MS PowerPoint на тему: «Топология локальной вычислительной сети ».
  • Создание текстового документа в Word  и сохранение как web страницы. Темы: «Моя биография», «Компьютерные сети» и сохранение как web страницы».
  • Создание презентации в PowerPoint на тему «Концентраторы» и сохранение как web страницы.
  • Написание реферата. Тема: «Сетевые технологии».

3.4 Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

Практические занятия.

  • Проверка компьютера на вирусы: обнаружение и лечение.
  • Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа.

Проверка домашнего компьютера на наличие вирусов и оформление отчета по результатам

ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

4.2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практические занятия.

  • Использование систем проверки орфографии и грамматики.
  • Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Самостоятельная работа.

  • Составление конспекта «Гипертекстовое представление информации (понятие гипертекста)».
  • Создание компьютерных публикаций на темы: «Моя профессия», «Моя семья», «С Новым Годом!».
  • Реферат «Публикация web-страниц на сервере».

4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц, математическая обработка числовых данных.

Практические занятия.

 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Самостоятельная работа.

  • Создание таблицы в MS Excel «Расчет заработной платы».

4.4. Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

Практические занятия.

  • Создание объектов базы данных.
  • Многотабличная БД, установление связей между таблицами.
  • Создание запросов базы данных.
  •  Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Самостоятельная работа.

  • Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц и редактирование таблиц в СУБД S Access на тему: «Сотрудники фирмы».
  • Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS Access.
  • Создание базы данных обучающихся учебного заведения

4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Представление о мультимедийных средах.

Практические занятия.

  • Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
  • Создание видеофильма в программе Movie Maker 

Самостоятельная работа.

  • Создание презентации с эффектами анимации, звукозаписи на тему: «Мир моих увлечений».
  • Создание видеофильма в Movie Maker «Выпускники ПУ №33» (по выбранной профессии).
  • Темы рефератов: «Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов», «Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения».

ТЕМА 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Понятие браузера. Интернет- технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практические занятия.

Работа в различных браузерах. Работы с Интернет - магазином, Интернет - СМИ, Интернет - турагентством, Интернет - библиотекой и пр.

Самостоятельная работа.

  • Поиск информации в сети Интернет при помощи различных браузеров.

Темы поиска: редкие экземпляры книг, самые часто посещаемые страны мира,  мировые новости, «Новости моей профессии», заказ изделий по каталогу.

5.2. Методы создания и сопровождения сайта. Средства создания и сопровождения сайта.

Практические занятия.

  • Создание простейшей веб-страницы с помощью Блокнота.
  • Форматирование текста на Веб-странице.
  • Веб-страницы с гиперссылками и изображениями.  
  • Размещение на веб-страницах списков и таблиц.

Самостоятельная работа.

  • Создание простейшей WEB- страницы с помощью Блокнота на тему «Устройство компьютера».

5.3. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Чат, видеоконференция, Интернет - телефония. Электронная почта. Работа телеконференции.

Практические занятия. 

  • Организация форумов в сети Интернет.
  • Отправка сообщений электронной почтой.
  • Настройка видео веб - сессий.

Самостоятельная работа.

  • Отправить сообщение с прикрепленным файлом на Интернет сайт преподавателя.
  • Организация обсуждения какого- либо вопроса на форуме.

Итоговый контроль

ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Создание базы данных библиотеки.
  • Создание базы данных  классификатора.
  • Простейшая информационно-поисковая система.
  • Рост и  вес среднестатистического учащегося.
  • Тест по предметам.
  • Профилактика ПК
  • Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
  • Мой «рабочий стол» на компьютере.
  • Электронная библиотека.
  • Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
  • Электронная доска объявлений.
  • Ярмарка профессий.
  • Звуковая запись.
  • Музыкальная открытка.
  • Диаграмма информационных составляющих.
  • Обработка результатов эксперимента.
  • Расчет заработной платы.

Требования к программному обеспечению:

  1. Microsoft Word
  2. WinRar
  3. Pasca ABC
  4. Movie Maker
  5. Internet Explorer
  6. Movie Maker

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

  • Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. /Под ред. Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
  • Информатика. Методическое пособие для учителя. 11 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2008
  • Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2008
  • Бином-Пресс, БИНОМ. Лаборатория знаний, БИНОМ, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2007 г.- 512 стр.
  • Киселев С.В. Оператор ЭВМ. Практические задания. - - М.: Академия, 2008. - 352 с.
  • Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание, 2010 – 640 с.
  • Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. -Издательство БХВ-Петербург, 2002. - 432 c.
  • Фиошин М.Е., Ресин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ  (профильный уровень): учебник для 10 11 классов М. Дрофа 2008

Для преподавателей

  • С.А. Бешенков, Н.В.Кузьмина, Е.А. Ракитина Информатика. Систематический курс. Учебник для 11 класса гуманитарного профиля/.М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  • А.Г.Гейн, Сенокосов А.И, Юнерман Н.А Информатика учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/ - М.,2003.
  • С.В.Киселев, И.Л.Киселев. Основы сетевых технологий: учеб. Пособие для нач. проф.образования М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  • Симонович С.В., Евсеев Г.П., Алексеев А.Г.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2004 Г. общая информатика: Учебное пособие для средней школы.
  • Киселев С.В. Оператор ЭВМ. Практические задания. - - М.: Академия, 2008. - 352 с.
  • Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание, 2010 – 640 с.
  • Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. -Издательство БХВ-Петербург, 2002. - 432 c.
  • Полякова   Е.В. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
  • Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.) [142]

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru   Лаборатория информатики МИОО
  2. http://www.metod-kopilka.ru  Методическая копилка учителя информатики
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/.
  4. http://school-collection.edu.ru/collection 
  5. Информатика и ИКТ http://imc.rkc-74.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/73/
  6. http://www.bolero.ru/catalog/product/76678756.html
  7. Компьютерные сети http://www.netguides.ru/
  8. http://www.computer-museum.ru Учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
  9. http://inf.1september.ru Газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
  10. http://comp-science.narod.ru Дидактические материалы по информатике и математике
  11. http://www.intuit.ru Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
  12. http://www.syrtsovasv.narod.ru Информатика для учителей: сайт СВ. Сырцовой
  13. http://www.phis.org.ru/informatika/ Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
  14. http://www.rusedu.info Информатика и информационные технологии в образовании
  15. http://iit.metodist.ru Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО
  16. http://book.kbsu.ru Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой
  17. http://school87.kubannet.ru/info/ Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
  18. http://trushinov.chat.ru Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина
  19. http://www.nethistory.ru История Интернета в России
  20. http://distant.463.jscc.ru Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова
  21. http://www.junior.ru/wwwexam/ Тесты по информатике и информационным технологиям