Самостоятельная работа в ССУЗах - формы подготовки специалистов среднего звена
Формы самостоятельных работ - это разнообразие типов домашних занятий. В материале содержится варианты самостоятельных по МДК 0301. Контроль качества сварочных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_kksr.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Федоренко В.И.
Волгоградский индустриальный техникум
Самостоятельная работа в ССУЗах - форма
подготовки специалистов среднего звена
Профессиональные модули ФГОС СПО третьего поколения указывают на необходимость воспитания у обучающихся творческой инициативы, потребности в самообразовании, расширению уровня своих знаний, овладению самообразовательной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся становится основным ресурсом повышения эффективности подготовки специалистов. Под самостоятельной работой подразумеваем такую работу, которая выполняется при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в часы внеаудиторных занятий. Она может выполняться дома, в компьютерном классе, в библиотеке. Самостоятельная работа предназначена для самостоятельного усвоения каждой дисциплиной и для овладения навыками самостоятельной работы в учебной, научной и профессиональной деятельности, способности самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, принимать на себя ответственность.
Любой начинающий специалист должен обладать опытом творческой деятельности по решению новых проблем, опытом социальной деятельности. Обе составляющие формируются именно в процессе самостоятельной работы. Формы самостоятельной работы – это разнообразие типов домашних заданий. Самостоятельная работа выполняется по графику, на основе теоретического курса. К заданиям прилагаются методические указания, пособия, список необходимой литературы. Задание может быть индивидуальным, с учетом уровня подготовки студента, но работа, выполняемая, двумя или тремя студентами усиливает мотивацию, увеличивает взаимную интеллектуальную активность и эффективность благодаря взаимному контролю. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы 1: 5 свидетельствует об ее огромном дидактическом потенциале.
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к познаваемой деятельности;
- овладению приемами процесса познания;
- готовности к самостоятельной работе;
- выбору адекватных способов действия;
- развитию познавательных способностей.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.
Коллективом преподавателей – предметников разрабатываются:
- Система заданий для СРС;
- Темы докладов, сообщений;
- Методические указания к выполнению лабораторных работ, домашних заданий, тренировочных упражнений;
- Темы курсовых и дипломных проектов;
- Списки обязательной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа носит деятельный характер, в ее структуре выделяются компоненты, обеспечивающие успешность выполнения:
- Мотивированность задания;
- Точная постановка познавательных задач;
- Алгоритм, метод выполнения, его знание студентом;
- Четкие формы отчетности, объем и сроки представления;
- Консультации: установочные, тематические, проблемные;
- Критерии оценки отчетности;
- Виды контроля.
Учитывая индивидуальность личностных характеристик и уровень подготовки, самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы:
- Репродуктивный (тренировочный) уровень (выполнение по образцу).
Цель – закрепление знаний, формирование умений, навыков.
- Реконструктивный уровень: тезисы, аннотирование, доклад;
- Творческий уровень: получение новой информации на основе анализа, выбора средств, методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые, дипломные работы, проекты).
Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимы:
- конкретизация поставленной задачи;
- комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы;
- сочетание всех уровней СРС;
- формы контроля;
- обеспечение контроля над процессом и качеством выполнения.
Психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы
Необходимо концентрировать внимание обучающихся на формирование при выполнении самостоятельных работ таких параметров квалификационной характеристики как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и влиять на нее, самостоятельность оценок и других важных параметров. Самостоятельная работа становится основным резервом повышения эффективности подготовки специалистов. Преподаватель должен быть уверен в усвоении учебного материала каждым студентом и сознательным выполнении самостоятельной работы, которое обеспечивается следующими характеристиками:
- методологическая осмысленность заданий на самостоятельную работу;
- посильность выполнения с учетом индивидуальных особенностей студента;
- последовательность подачи материала с учетом усвоения;
- дозировка материала для работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
- деятельностная ориентация самостоятельной работы.
Рационально для каждой дисциплины выделить основной круг знаний и проблему специальных задач для практических занятий, в которой необходимо выделить цели и задачи для самостоятельной работы.
Активизация самостоятельной работы
К наиболее эффективным приемам активизации СРС можно отнести следующее:
- Выработка планирования бюджета времени, необходимого для выполнения СРС; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.
- Убеждение в необходимости самостоятельного овладения учебным материалом на аудиторных занятиях и при работе с учебно-методическими пособиями.
- Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичный ход рассуждений в науке и технике.
- Применение операционных формулировок законов и определений, демонстрирующих однозначную связь теории с практикой.
- Применение методов активного обучения.
- Разработка и применение структурно-логических схем и видеоряда по дисциплине.
- Знакомство студентов младших курсов с алгоритмом выполнения задания, с постоянным уменьшением разъяснительной части методических указаний.
- Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теорию, методические указания, задачи для решения.
- Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.
- Внедрение парной и групповой работы с четкими индивидуальными частями комплексного задания.
- Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
- Контрольные вопросы группе после сообщения информации.
- Разработка методики работ малыми группами и принципов их формирования.
- Использование компьютерных обучающих и контролирующих программ.
Приложение №1
Предлагаемая тематика
студентам специальности 150415 Сварочное производство
ПМ.03 Контроль качества сварочных работ
Литература:
- Овчинников, В.В. Контроль качества сварных соединений: Учебник. – М:ОИЦ «Академия»,2009. – 203 с. – Серия: Среднее профессиональное образование
- Овчинников, В.В. Контроль качества сварных соединений: Учебное .пособие – М:ОИЦ «Академия»,2009. –88с. – Серия: Среднее профессиональное образование
- Мельников, В.П. , Смоленцев, В.П., Схиртладзе, А.Г. Управление качеством: Учебник – М: ОИЦ «Академия»,2009. – 346с. – Серия: Среднее профессиональное образование
- Маслов, Б.Г. Неразрушающий контроль сварных соединений и изделий в машиностроении: Учебное пособие. – М: ОИЦ «Академия»,2008. –272с. – Серия: Для студентов высших учебных заведений.
- ГОСТ 18353 -79.Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.
- ГОСТ 16759 -71. Гамма-дефектоскопы. Термины и определения.
- ГОСТ 23829-79.Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения.
- ГОСТ26266-90. Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые.
- Отечественный журнал «Сварка и диагностика» Научно-технический и производственный журнал по сварке, контролю и диагностике.