Разработка урока по теме: "Циклы".

Хадеева Валентина Александровна

Раздел: «Циклы. Циклические алгоритмы». Тема урока: «Вложенные циклы».

Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Разработка урока по теме: "Циклы".141.4 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «Циклы. Циклические алгоритмы».

Тема урока: «Вложенные циклы».

Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.

Задачи урока:

  1. повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах
  2. закрепить навыки составления программ с циклами
  3. совершенствовать работу в коллективе при решении задач

Опорные знания:

  1. циклическая структура алгоритма
  2. операторы цикла

Программное обеспечение:

  1. язык программирования QBASIC
  2. пакет презентаций

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент, целевые установки. Приветствие.

     Проверить готовность класса к уроку. Сказать о порядке и  

     последовательности работы на уроке.

  1. Разминка (на доске блок – схема).

       - Перед вами алгоритм, выраженный

          блок – схемой.

       - А что называется алгоритмом?

         (учащиеся дают определение)

       - Определите результат вычислений

         для следующих чисел:

       

    Даны числа:

    _________________________________    

       

    Результат:

    - Какую закономерность мы

      видим при вычислении?

      (повторение «+10»)

    - Какой это алгоритм?

    (циклический)

 

  1. Повторение пройденного материала. (Фронтальный опрос учащихся) 

- Что такое «циклический алгоритм»? (слайд №1-2)

    Циклический алгоритм – АЛГОРИТМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ    

    МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ДЕЙСТВИЯ

    (одних и тех же операций) НАД НОВЫМИ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ. 

- Где в жизни мы можем наблюдать цикличность (повторение)? (слайд №3)

    Дни недели, времена года, смена дня и ночи, смена месяцев в году и т.д.

- Какую структуру имеет цикл? (слайд №4)      

    Структура цикла:   НАЧАЛО  ЦИКЛА 

                                        < ТЕЛО  ЦИКЛА >

                                         КОНЕЦ  ЦИКЛА

- Какие операторы цикла вы знаете? (слайд №5)

    Операторы цикла:   FOR ... TO ... STEP ... 

                                         < ТЕЛО  ЦИКЛА >        

                                         NEXT

- Как графически обозначают цикл? (слайд №6)

   

     ГРАФИЧЕСКИЙ  БЛОК (цикл):

  1. Сообщение новой темы.

- До сих пор мы использовали операторы цикла для составления простых программ, где содержался только один цикл. Сегодня мы используем различные комбинации циклов с параметром и знание операторов цикла для создания сложных циклических программ.

- Итак, тема урока: «Вложенные циклы».

  1. Объяснение нового материала.

- Если в программе содержится две структуры цикла, то эти структуры должны либо следовать одна за другой и не иметь общих частей, либо одна из структур должна быть вложена в другую.

- Обозначим цикл квадратной скобкой:   (Запись на доске и в тетрадь)

                   FOR ... TO ... STEP ...

              < ТЕЛО  ЦИКЛА >

                

                   NEXT

- Схематически покажем варианты взаимного расположения циклов.

а) Последовательные циклы:           б) Вложенные циклы:

                          FOR ...                                               FOR ...

                       < ТЕЛО  ЦИКЛА >                                     FOR ...

                          NEXT                                             

                          FOR ...                                          < ТЕЛО  ЦИКЛА >

                       < ТЕЛО  ЦИКЛА >                                     NEXT

                                                                                     NEXT

                          NEXT

в) Запрещённое расположение               FOR ...

циклов в программе:                             FOR ... 

(пересечение)

                                                                   NEXT

                                                                 NEXT

-Во вложенных циклах выделяются внешний и внутренний цикл.

Рассмотрим рисунок №1:                                                  А

А – внешний цикл.                                                            В

Он открывается первым,

а закрывается последним.

В – внутренний цикл.                                                       В

Он открывается последним,                                             А

а закрывается первым.                              

                                                                                      Рис.1

- Цикл, который чаще меняет значение своих параметров - внутренний.

На каждое изменение внешнего цикла полностью выполняется внутренний цикл, начиная с начального значения.

- MAX число вложенных циклов зависит от языка программирования,

в языке QBASIC количество «вложений» должно быть не более семи раз.                                      

- Вложенный цикл – это цикл в цикле. 

     - Рассмотрим вложенные циклы на примере решения задач.

       Задача №1.

     Составить программу.

     Используя вложенные циклы, вывести на экран все двузначные числа.  

     (Решение задачи у доски с объяснением учителя).  

       Решение.

     - Как записывается двузначное число? / АВ =А*10+В /

         Например,  47 = 4 * 10 + 7 

                            АВ= А * 10 + В

        Двузначные числа: 10, 11, 12, …, 97, 98, 99.

 

    - Итак, А – первая цифра двузначного числа, которая изменяется от 1 до 9.

                 В – вторая цифра двузначного числа, которая изменяется от 0 до 9.

    - Сколько переменных мы видим?            / две переменные А и В /.

    - Так как каждый цикл имеет свою переменную,

       значит сколько у нас будет циклов?                / два цикла /.

- Составим схему, по которой нам легко будет составить программу.

- Какой из циклов будет внешний, а какой внутренний?

   / узнают по определению:/                        FOR А=1 TO 9 STEP 1                                 

    / А – внешний цикл, /                            FOR В=0 TO 9 STEP 1

 / В – внутренний цикл /

                                                                   < PRINT А*10+В >

                                                                      NEXT

                                                                         NEXT

- Составим программу:  (один ученик у доски, другие работают в тетрадях)

                 10 CLS

20 FOR А = 1 TO 9 STEP 1

30 FOR В = 0 TO 9 STEP 1

40 PRINT А*10+В

50 NEXT В

60 NEXT А

70 END

/ Коллективная проверка записи на доске, исправление ошибок. /

  1. Закрепление нового материала.

Задача №2. 

Используя вложенные циклы, вывести на экран все трёхзначные числа. Составить программу.       (самостоятельно в тетрадях)   

Один ученик работает у ПК.  Сверяем оператор вывода трёхзначного числа.     - Что должно было измениться? Сколько циклов в этой программе?

Проверяем результат программы и сверяем текст программы.

     Решение.                                                                 

     Программа:                                                            С

10 CLS                                                               А

20 FOR С = 1 TO 9 STEP 1                          В

30 FOR А = 0 TO 9 STEP 1                                

40 FOR В = 0 TO 9 STEP 1                         < ТЕЛО  ЦИКЛА >

50 PRINT С*100 +А*10 +В                           В

60 NEXT В                                                        А  

70 NEXT А                                                         С

80 NEXT С

90 END

        (Результат на экране: пробегающие в столбик все трёхзначные числа.)

        - Чтобы все числа располагались в строчке, нужно поставить

           в конце 50 строки знак препинания ( ; ).

         (Добавили знак и продемонстрировали результат на ПК.)

  1.  Домашнее задание.

Задача №3.

        Составить программу, используя вложенные циклы и условный оператор.

        Вывести на экран все трёхзначные числа,

        у которых сумма цифр равна их произведению.

        

  1.  Итог урока.

        - Итак, как могут располагаться циклы в программе?

                                                                      / Последовательно и вложено./

       - Что такое «вложенный цикл»?           / Это цикл в цикле./

       - При вложении какой цикл будет внутренним?

                                                     / Который чаще меняет значение параметров./

         Выставление оценок активным учащимся.

60

75

55

50

5

100

НАЧАЛО

> 100

ВВОД  ЧИСЛА

ВЫВОД  РЕЗУЛЬТАТА

КОНЕЦ

+ 25

- 50

+ 10