Разработка урока по теме: "Циклы".
Раздел: «Циклы. Циклические алгоритмы». Тема урока: «Вложенные циклы».
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме: "Циклы". | 141.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: «Циклы. Циклические алгоритмы».
Тема урока: «Вложенные циклы».
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.
Задачи урока:
- повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах
- закрепить навыки составления программ с циклами
- совершенствовать работу в коллективе при решении задач
Опорные знания:
- циклическая структура алгоритма
- операторы цикла
Программное обеспечение:
- язык программирования QBASIC
- пакет презентаций
ХОД УРОКА:
- Организационный момент, целевые установки. Приветствие.
Проверить готовность класса к уроку. Сказать о порядке и
последовательности работы на уроке.
- Разминка (на доске блок – схема).
- Перед вами алгоритм, выраженный
блок – схемой.
- А что называется алгоритмом?
(учащиеся дают определение)
- Определите результат вычислений
для следующих чисел:
Даны числа:
_________________________________
Результат:
- Какую закономерность мы
видим при вычислении?
(повторение «+10»)
- Какой это алгоритм?
(циклический)
- Повторение пройденного материала. (Фронтальный опрос учащихся)
- Что такое «циклический алгоритм»? (слайд №1-2)
Циклический алгоритм – АЛГОРИТМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ
МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ДЕЙСТВИЯ
(одних и тех же операций) НАД НОВЫМИ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ.
- Где в жизни мы можем наблюдать цикличность (повторение)? (слайд №3)
Дни недели, времена года, смена дня и ночи, смена месяцев в году и т.д.
- Какую структуру имеет цикл? (слайд №4)
Структура цикла: НАЧАЛО ЦИКЛА
< ТЕЛО ЦИКЛА >
КОНЕЦ ЦИКЛА
- Какие операторы цикла вы знаете? (слайд №5)
Операторы цикла: FOR ... TO ... STEP ...
< ТЕЛО ЦИКЛА >
NEXT
- Как графически обозначают цикл? (слайд №6)
ГРАФИЧЕСКИЙ БЛОК (цикл):
- Сообщение новой темы.
- До сих пор мы использовали операторы цикла для составления простых программ, где содержался только один цикл. Сегодня мы используем различные комбинации циклов с параметром и знание операторов цикла для создания сложных циклических программ.
- Итак, тема урока: «Вложенные циклы».
- Объяснение нового материала.
- Если в программе содержится две структуры цикла, то эти структуры должны либо следовать одна за другой и не иметь общих частей, либо одна из структур должна быть вложена в другую.
- Обозначим цикл квадратной скобкой: (Запись на доске и в тетрадь)
FOR ... TO ... STEP ...
< ТЕЛО ЦИКЛА >
NEXT
- Схематически покажем варианты взаимного расположения циклов.
а) Последовательные циклы: б) Вложенные циклы:
FOR ... FOR ...
< ТЕЛО ЦИКЛА > FOR ...
NEXT
FOR ... < ТЕЛО ЦИКЛА >
< ТЕЛО ЦИКЛА > NEXT
NEXT
NEXT
в) Запрещённое расположение FOR ...
циклов в программе: FOR ...
(пересечение)
NEXT
NEXT
-Во вложенных циклах выделяются внешний и внутренний цикл.
Рассмотрим рисунок №1: А
А – внешний цикл. В
Он открывается первым,
а закрывается последним.
В – внутренний цикл. В
Он открывается последним, А
а закрывается первым.
Рис.1
- Цикл, который чаще меняет значение своих параметров - внутренний.
На каждое изменение внешнего цикла полностью выполняется внутренний цикл, начиная с начального значения.
- MAX число вложенных циклов зависит от языка программирования,
в языке QBASIC количество «вложений» должно быть не более семи раз.
- Вложенный цикл – это цикл в цикле.
- Рассмотрим вложенные циклы на примере решения задач.
Задача №1.
Составить программу.
Используя вложенные циклы, вывести на экран все двузначные числа.
(Решение задачи у доски с объяснением учителя).
Решение.
- Как записывается двузначное число? / АВ =А*10+В /
Например, 47 = 4 * 10 + 7
АВ= А * 10 + В
Двузначные числа: 10, 11, 12, …, 97, 98, 99.
- Итак, А – первая цифра двузначного числа, которая изменяется от 1 до 9.
В – вторая цифра двузначного числа, которая изменяется от 0 до 9.
- Сколько переменных мы видим? / две переменные А и В /.
- Так как каждый цикл имеет свою переменную,
значит сколько у нас будет циклов? / два цикла /.
- Составим схему, по которой нам легко будет составить программу.
- Какой из циклов будет внешний, а какой внутренний?
/ узнают по определению:/ FOR А=1 TO 9 STEP 1
/ А – внешний цикл, / FOR В=0 TO 9 STEP 1
/ В – внутренний цикл /
< PRINT А*10+В >
NEXT
NEXT
- Составим программу: (один ученик у доски, другие работают в тетрадях)
10 CLS
20 FOR А = 1 TO 9 STEP 1
30 FOR В = 0 TO 9 STEP 1
40 PRINT А*10+В
50 NEXT В
60 NEXT А
70 END
/ Коллективная проверка записи на доске, исправление ошибок. /
- Закрепление нового материала.
Задача №2.
Используя вложенные циклы, вывести на экран все трёхзначные числа. Составить программу. (самостоятельно в тетрадях)
Один ученик работает у ПК. Сверяем оператор вывода трёхзначного числа. - Что должно было измениться? Сколько циклов в этой программе?
Проверяем результат программы и сверяем текст программы.
Решение.
Программа: С
10 CLS А
20 FOR С = 1 TO 9 STEP 1 В
30 FOR А = 0 TO 9 STEP 1
40 FOR В = 0 TO 9 STEP 1 < ТЕЛО ЦИКЛА >
50 PRINT С*100 +А*10 +В В
60 NEXT В А
70 NEXT А С
80 NEXT С
90 END
(Результат на экране: пробегающие в столбик все трёхзначные числа.)
- Чтобы все числа располагались в строчке, нужно поставить
в конце 50 строки знак препинания ( ; ).
(Добавили знак и продемонстрировали результат на ПК.)
- Домашнее задание.
Задача №3.
Составить программу, используя вложенные циклы и условный оператор.
Вывести на экран все трёхзначные числа,
у которых сумма цифр равна их произведению.
- Итог урока.
- Итак, как могут располагаться циклы в программе?
/ Последовательно и вложено./
- Что такое «вложенный цикл»? / Это цикл в цикле./
- При вложении какой цикл будет внутренним?
/ Который чаще меняет значение параметров./
Выставление оценок активным учащимся.
60
75
55
50
5
100
НАЧАЛО
> 100
ВВОД ЧИСЛА
ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТА
КОНЕЦ
+ 25
- 50
+ 10