Рабочая программа «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Рабочая программа по предмету «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infotehnologii_d31.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в соответствии с ГОС СПО по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте):
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте).
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является специальной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в эксплуатационной деятельности на железных дорогах;
Уметь:
- использовать программное обеспечение для решения эксплуатационных задач;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Программа рассчитана на 97 часов (в том числе 20 часов – лабораторные и практические занятия).
Изучение программного материала позволяет студентам получить систематизированные знания по структуре и функциям комплексных информационных технологий на железнодорожном транспорте и получить первоначальные навыки работы в режиме пользователя в созданных информационно-управляющих компьютерных системах.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных при изучении математики, физики, информатики, электротехники и электроники. Учебная дисциплина тесно связана со специальными дисциплинами: «Организация движения», «Организация перевозок грузов», «Пассажирские перевозки». Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является базой для дальнейшей подготовки специалистов по автоматизированным системам управления в соответствии со специализацией студентов.
При проведении занятий необходимо поддерживать постоянную связь с производством, следить за новым в области информационных технологий на железнодорожном транспорте и соответственно корректировать содержание учебного материала.
3.Тематический план
Наименование разделов и тем | Макс. Учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Само стоятель ная работа студента | ||
Всего | в том числе | ||||
Лабора торные занятия | Практи ческие занятия | ||||
Введение | |||||
Раздел 1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий | |||||
Тема 1.1. Общие сведения об информации | |||||
Тема 1.2. Информационные технологии и информационные системы | |||||
Тема 1.3. Автоматизированные информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте | |||||
Раздел 2. Общие принципы формирования информационно-вычислительных сетей | |||||
Тема 2.1. Коммуникационные средства и вычислительные сети | |||||
Тема 2.2. Автоматизированные рабочие места (АРМ) | |||||
Раздел 3. Информационные ресурсы в эксплуатационной деятельности железных дорог | |||||
Тема 3.1. Системы баз данных | |||||
Тема 3.2. Информационные системы, использующие базы данных | |||||
Тема 3.3. Информационные модели, информационные потоки | |||||
Раздел 4. Программное обеспечение информационных технологий | |||||
Раздел 5. Информатизация отрасли | |||||
Всего по дисциплине |
4.Программа курса
Введение
Задачи и содержание дисциплины, ее роль в формировании техника по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»; связь с другими дисциплинами. Возможности современной вычислительной техники и средств связи. Общие сведения об использовании ЭВМ на железных дорогах для повышения эффективности работы.
Раздел 1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий
Тема 1.1. Общие сведения об информации
Студент должен:
Знать системы классификации и кодирования объектов железнодорожного транспорта и классификаторы; правила построения информационных сообщений; о методах контроля и защиты данных; функции информации в современном обществе;
Уметь пользоваться классификаторами, кодировать информацию и формировать сообщения.
Содержание учебного материала
Основные понятия и базовые термины: информация, единицы измерения информации, входная и выходная информация, нормативно-справочная информация.
Классификация и кодирование информации. Классификаторы. Кодирование железнодорожного транспорта. Информационные сообщения и правила их построения. Источники информации.
Понятия обработки информации (данных). Методы контроля и защиты информации. Информационная среда. Понятие информатизации.
Практическое занятие № 1
Кодирование информации с использованием классификаторов
Тема 1.2. Информационные технологии и информационные системы
Студент должен:
Знать базовую терминологию по теме; структуру информационного процесса; классификацию информационных систем и показатели эффективности информационных технологий.
Содержание учебного материала
Понятие информационных технологий, информационного процесса, информационной системы. Классификация информационных систем. Структура информационного процесса. Временные и качественные характеристики информационных процессов.
Автоматизированные информационные системы (АИС), общие принципы их формирования и функционирования.
Автоматизированные системы управления (АСУ). Понятие эффективности информационных технологий.
Тема 1.3. Автоматизированные информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте
Студент должен:
Знать информационно-управляющие системы, работающие на железнодорожном транспорте.
Содержание учебного материала
Управление и управленческая деятельность, ее особенности в эксплуатации железных дорог. Информация как ресурс управления. Обеспечивающая и функциональная часть АСУ. Краткая характеристика современных информационно-управляющих систем по основным напрвлениям организации перевозочного процесса: автоматизированных систем оперативного управления перевозками (АСОУП); номерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК); управления сортировочной станцией (АСУ СС); контроля дислокации контейнерного парка (ДИСКОН); единого комплекса интегрированной обработки дорожной ведомости (ЕК ИОДВ); автоматизированной комплексной системы фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО); системы «Экспресс».
Раздел 2. Общие принципы формирования информационно-вычислительных сетей
Тема 2.1. Коммуникационные средства и вычислительные сети
Студент должен:
Знать аппаратные средства и структуру сетей передачи данных; типы ЭВМ, используемых на железнодорожном транспорте Российской Федерации; задачи, решаемые с помощью локальных сетей, их сходство и отличие от глобальных сетей;
Уметь выполнять расчеты ЛВС для станций.
Содержание учебного материала
Технические средства сбора и подготовки данных. Сети передачи данных и основные понятия технологии передачи информации. Цифровые системы связи. Волоконно-оптические линии передачи (ВОЛП). Спутниковые радионавигационные системы (СРНС). Вычислительные и телекоммуникационное оборудование (современные ЭВМ, интерфейсы, модемы, коммутаторы, шлюзы).
Системы и технологии автоматической дистанционной регистрации и обработки данных.
Общие принципы формирования информационно-вычислительных сетей и типы (глобальные, корпоративные, локальные). Интернет.
Сети передачи данных на железнодорожном транспорте. Локальные вычислительные сети (ЛВС) на железных дорогах, их структура и функции. Соединения ЛВС.
Тема 2.2. Автоматизированные рабочие места (АРМ)
Студент должен:
Знать функциональные возможности АРМ работников массовых профессий, связанных с организацией перевозочного процесса;
Уметь выполнять несложные расчеты по оборудованию железнодорожных станций АРМ и формированию ЛВС на станциях; работать на АРМ в качестве пользователя.
Содержание учебного материала
Понятие АРМ. Области применения АРМ. Аппаратные средства АРМ. Функциональные возможности автоматизированных рабочих мест работников массовых профессий, занятых в эксплуатационной деятельности (АРМ ДСП, АРМ ДСЦ, АРМ СТЦ, АРМ ТВК, АРМ ПС, АРМ ДНЦ).
Практическое занятие № 1 (4 часа)
Работа на АРМ ТВК или АРМ ПС, АРМ ДСП
Раздел 3. Информационные ресурсы в эксплуатационной деятельности железных дорог
Тема 3.1. Системы баз данных
Студент должен:
Знать принципы организации баз данных (БД); о системах управления базами данных (СУБД); о защите данных и о средствах поддержки и расширения БД;
Уметь создавать базу данных и формировать запросы на получение информации.
Содержание учебного материала
Понятие базы данных (БД). Виды систем баз данных. Реляционные и мультемидийные БД. Возможности пользователя системы БД. Компоненты архитектуры БД и их характеристика. Принципы организации БД.
Системы управления базами данных (СУБД). Шлюзы. Формирования информационного пространства.
Основы обработки данных. Защита данных и безопасность БД. Средства поддержки БД и их расширения. Понятие хранилища данных. Принципы создания единого корпоративного информационного хранилища.
Лабораторное занятие № 2
Работа с операционными системами ПЭВМ и БД.
Тема 3.2. Информационные системы, использующие базы данных
Студент должен:
Знать о системах обработки данных и единых комплексах обработки информации.
Содержание учебного материала
Системы обработки данных (СОД). Системы поддержки принятия решений (СППР). Интеграция обработки данных. Доступ к информации.
Единые комплексы интегрированной обработки информации на железнодорожном транспорте. Маркетинговая экспертная система.
Тема 3.3. Информационные модели, информационные потоки
Студент должен:
Знать общие сведения о различных моделях и принципы построения и функционирования динамических моделей для АСУ перевозочным процессом;
Уметь выбрать из общего потока различной информации ту ее часть, которая позволяет системе четко работать, т.е. нужна органу управления для принятия решения.
Содержание учебного материала
Понятие модели. Классификация моделей. Цели построения моделей. Связь процесса построения модели с ее исследованием.
Информационные динамические модели. Функциональные модели. Динамические (событийные) модели для автоматизированных систем управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте: поездная модель дороги (ПМД); вагонная модель дороги (ВМД); контейнерная модель дороги (КМД); отправочная модель дороги (ОМД); локомотивная модель дороги (ЛМД) и другие. Увязка этих моделей с линейными системами по сбору исходной информации.
Понятие информационного потока и его направленности. Графическое представление информационных потоков. Анализ информационных потоков. Оценка количественных показателей потока сообщений.
Информационные потоки для управления перевозочным процессом.
Практическое занятие № 3
Определение величины информационных потоков для АСУ грузовой (участковой, сортировочной) станции
Раздел 4. Программное обеспечение информационных технологий
Студент должен
Знать структуру программного обеспечения; о прикладных программах по отраслям деятельности железных дорог.
Содержание учебного материала
Общие сведения о программах. Понятия программного обеспечения и его виды. Системное программное обеспечение. Диалог пользователя с ЭВМ. Системы меню и подсказок. Прикладные программы запросов к базам данных.
Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отрасли и сферам деятельности железнодорожного транспорта.
Прогнозирование эксплуатационной работы.
Раздел 5. Информатизация отрасли
Студент должен:
Знать принципы и задачи информатизации; структуру и функции комплекса информационных технологий «Управление перевозочным процессом» (Комплекса1).
Содержание учебного материала
Основные понятия и определения. Цели информатизации. Уровни информатизации. Инфраструктура информатизации железнодорожного транспорта и ее характеристики.
Создание информационной среды. Подготовка кадров. Комплексы информационных технологий. Комплекс 1 – «Управление перевозочным процессом», проблемы создания, структура, функции.
Перспективы использования информационных технологий на железных дорогах Российской Федерации.
5.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
6.Программа итоговой аттестации
7. Рекомендуемая литература
1. Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте: учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Тулупов Л.п., Лецкий Э.К., Шапкин И.Н., самохвалов А.И.; под ред. Л.п.Тулупова. – М.: Маршрут. – 2005 г. – 467 с.
2. Сидорова Е.Н. Автоматизированные системы в эксплуатационной работе: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2005. – 560 с.
8. Планы (календарно-тематические планы, планы занятий)
№ | календ. сроки из тем | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Вид занятия |
1 | 2-2 | Введение. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий | лекция | |
2 | 2-4 | Практическое занятие № 1 «Кодирование информации с использованием классификаторов» | Практическое занятие | |
3 | 2-6 | Практическое занятие № 1 «Кодирование информации с использованием классификаторов» | Практическое занятие | |
4 | 2-8 | Общие принципы формирования информационно-вычислительных сетей | Лекция | |
5 | 2-10 | Автоматизированные рабочие места | лекция | |
6 | 2-12 | Автоматизированные рабочие места | лекция | |
7 | 2-14 | Практическое занятие № 2 «Расчет количества АРМ работников сортировочной (участковой, грузовой) станции и объединение их в ЛВС» | Практическое занятие | |
8 | 2-16 | Практическое занятие № 2 «Расчет количества АРМ работников сортировочной (участковой, грузовой) станции и объединение их в ЛВС» | Практическое занятие | |
9 | 2-18 | Практическое занятие № 2 «Расчет количества АРМ работников сортировочной (участковой, грузовой) станции и объединение их в ЛВС» | Практическое занятие | |
10 | 2-20 | Лабораторная работа № 1 «Работа на АРМ ТВК или АРМ ПС, АРМ ДСП» | Лабораторная работа | |
11 | 2-22 | Лабораторная работа № 1 «Работа на АРМ ТВК или АРМ ПС, АРМ ДСП» | Лабораторная работа | |
12 | 2-24 | Системы баз данных | Лекция | |
13 | 2-26 | Системы баз данных | Лекция | |
14 | 2-28 | Лабораторная работа № 2. Работа с операционными системами ПЭВМ и БД | Лабораторная работа | |
15 | 2-30 | Лабораторная работа № 2. Работа с операционными системами ПЭВМ и БД | Лабораторная работа | |
16 | 2-32 | Лабораторная работа № 2. Работа с операционными системами ПЭВМ и БД | Лабораторная работа | |
17 | 2-34 | Информационные системы, использующие базы данных | лекция | |
18 | 2-36 | Информационные модели, информационные потоки | лекция | |
19 | 2-38 | Практическое занятие № 3. Определение величины информационных потоков для АСУ грузовой (участковой, сортировочной) станции | Практическое занятие | |
20 | 2-40 | Практическое занятие № 3. Определение величины информационных потоков для АСУ грузовой (участковой, сортировочной) станции | Практическое занятие | |
21 | 2-42 | Практическое занятие № 3. Определение величины информационных потоков для АСУ грузовой (участковой, сортировочной) станции | Практическое занятие | |
22 | 2-44 | Программное обеспечение информационных технологий. Информатизация отрасли | лекция | |
23 | 2-46 | Программное обеспечение информационных технологий. Информатизация отрасли | лекция |