Методическая разработка "Макет полиграфического издания"
Бинарный урок (теория и практика) с элементами игры. Учащиеся знакомятся теоретически со схематическим макетом книги и выполняют практически схематический макет детской книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_knigi.odt | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Тема урока: Макет полиграфического издания.
Цель: рассказать о макете полиграфического издания; научить выполнять схематический макет детской книги, используя теоретические знания на практике; развивать чувство ответственности при работе в группе, творческие способности и коммуникативные умения при общении группой.
Планируемый результат:
- умение использовать теоретические знания на практике при изготовлении схематического макета детской книги,
- умение общаться и работать в группе,
- умение творчески и ответственно относиться к работе.
Задачи урока:
- повторить элементы книги и их содержание,
- рассказать о макете полиграфического издания,
- построить стратегию решения изготовления схематического макета детской книги в группе,
- выбрать способ межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач по изготовлению схематического макета детской книги,
- представить учащимся образцы схематического макета детской книги,
- обеспечить самостоятельную работу учащихся по изготовлению схематического макета детской книги (обложка, титульный лист, 2 страницы),
- провести самооценку приобретенных умений учащихся и оценку выполненного схематического макета детской книги.
Организационная форма обучения - групповая.
Метод обучения - бинарный с элементами игры.
Методы контроля - индивидуальный и групповой.
Средства обучения:
- образец схематического макета детской книги,
- рекомендации по выполнению схематического макета детской книги,
- плакат «Схема книги»,
- детские книги, по которым будет изготавливаться схематический макет,
- газеты и журналы (для вырезки шрифтовых композиций в схематическом макете детской книги).
6.клей, краски, кисти.
Задание на дом: выполнить схематический макет детской книги в электронном виде.
Ход урока
Преподаватель.
1.(1*) Тема нашего урока «Макет полиграфического издания». Задачи урока: повторить элементы книги и их содержание, рассказать о макете полиграфического издания, изготовить схематический макет детской книги (обложка, титульный лист, 2 страницы). Для решения этих задач вспомним схему книги (см. плакат «Схема книги»). Какие элементы содержит книга?
Учащиеся.
2.(1*) Суперобложка, переплет, обложка, форзац, титульный лист, страницы, корешок, каптал, ляссе.
Преподаватель.
3.(1*) Теперь уточним, что из себя представляют следующие элементы книги: титульный лист, обложка, страницы.
Учащиеся.
4.(3*) Титульный лист содержит основные сведения о книге: название книги, автор, издательство, место и год издания.
Обложка изготавливается из плотной бумаги (в 2-3 раза плотнее, чем листы книжного блока). В обложках выпускаются издания для небольшого срока пользования. Благодаря тщательному подбору шрифта и иллюстрации на обложке издатели побуждают читателя пролистать книгу у прилавка. Оформленная обложка должна одинаково хорошо восприниматься как издали, так и вблизи. В детской книге обложка должна быть насыщена цветом, яркая и нарядная. Она должна соответствовать содержанию книги.
Страница содержит шрифтовую информацию с иллюстрациями. Обычно на странице располагаются поля: верхнее, нижнее, наружное и корешковое. На каждой странице находится колонцифра (номер страницы).
Преподаватель.
5.(8*) Узнаем теперь, что такое макет полиграфического издания.
Для выпуска многих изданий предварительно выполняется макет, т. е. модель, в которой можно нагляднее увидеть и оценить как отдельные детали, так и всю композицию будущей книги.
Макет позволяет еще до набора и до воспроизведения иллюстративного материала вносить изменения и поправки в архитектонику издания.
Макет экономически очень выгоден, т. к. гарантирует издание случайных и ненужных затрат, сокращает время на разметку рукописи и иллюстраций, на верстку и проверку сверстанных листов.
Работа над макетом делится на несколько этапов. Существует 3 вида макета: эскизный постраничный, точный постраничный, типовой схематический.
Мы будем выполнять типовой схематический. Основное назначение его показать характер будущих спусков, разворотов, насыщенность и ритм иллюстраций и их расположение. Этот макет схематично обрисовывает контуры будущего издания. Обычно выполняется в натуральную величину того формата, в котором была выпущена книга. Элементы художественного оформления представлены не готовыми рисунками и фотографиями, а лишь их схемой. Благодаря такому макету можно выполнять несколько вариантов оформления. Благодаря типовому схематическому макету заранее можно увидеть в будущем издании общую композицию книги, рассмотреть замысел и характер оформления, определить качество изобразительного материала и технику его исполнения. Чаще всего такой макет выполняется «гармошкой», которая складывается на сгибах страница к странице и выглядит как книжный блок. Текст в макете имитируют выклеивая шрифтом того же кегля, с теми же междустрочными пробелами, что и в будущей книге (демонстрирует готовый схематический макет детской книги).
Теперь наша задача практически выполнить схематический макет детской книги.
Представим себя работниками редакции. Персонал редакции: главный редактор - определяет общую направленность издания детской книги (его роль выполняет преподаватель); дизайнеры- занимаются подготовкой детской книги к печати, каждый должен хорошо представлять себе как свою часть работы, так и весь проект в целом, что позволит достичь согласованности и слаженности действий всего коллектива (их роль выполняют учащиеся). Для этого делимся на группы по 4 человека. Каждый член группы выполняет свою часть схематического макета: 1дизайнер - обложку, 2дизайнер - титульный лист, 3дизайнер – первую страницу, 4дизайнер - вторую страницу. Время на выполнение макета — 20 минут.
В конце урока каждая группа представит результаты своей работы. В качестве экспертов выступит преподаватель.
Оценка результатов будет осуществляться по следующим критериям:
- соответствие формата схематического макета формату оригинала (1 балл),
- наличие полной информации на каждом элементе схематического макета детской книги (1 балл),
- соблюдение полей в схематическом макете детской книги (1 балл),
- правильный выбор кегля шрифта в схематическом макете детской книги (1 балл),
5. аккуратность исполнения (1 балл).
Учащиеся.
6.(20*) Выполняют схематический макет детской книги (см. Рекомендации по выполнению макета)
Проводят самоанализ работы, т. е. должны понять причины ошибок и по возможности их устранить.
Преподаватель.
7.(5*) Подведем итоги урока с помощью вопросов:
- Что мы сегодня изучали?
Учащиеся.
- Макет полиграфического издания.
Преподаватель.
- Что мы сегодня делали?
Учащиеся.
- Схематический макет детской книги.
Преподаватель.
- Что у нас не получилось? (возможные ошибки)
Учащиеся.
1. не соблюдалась ширина полей,
2. несоответствие кегля шрифта в схематическом макете детской книги оригиналу детской книги.
3. недостаточно аккуратно выполнен макет.
Преподаватель.
- Почему не получилось?
Учащиеся.
Невнимательность, недостаточно добросовестное отношение к работе.
Преподаватель.
8.(1*) Озвучивает оценки и задает домашнее задание: выполнить схематический макет детской книги в электронном виде.
Рекомендации по выполнению схематического макета.
Выполнить макет в натуральную величину, т.е. того же формата, что и книга. Места, где будут иллюстрации, заставки, концовки и т.п. надо обозначить прямоугольниками, залитыми слабым раствором акварельной краски. Печатный текст лучше выклеивать, беря его из какого-либо издания, набранного шрифтом того же кегля и с тем же междустрочными пробелами, как и в оригинале детской книги. Такой схематический макет служит отправной точкой для всей последующей работы над оформлением детской книги в печатном виде.