Методическая разработка учебной дисциплины "Производственная графика" по теме "Выполнение шрифта"
Разработка помогает применить теоретические знания на практике по построению элементов шрифта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_razrabotka_shrift_gotovoe.docx | 706.84 КБ |
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 576.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУНПО ПЛ № 56
Методическая разработка по учебной дисциплине
«Производственная графика»
Тема:
«Выполнение шрифта»
(практическая работа)
Разработал:
Преподаватель
Суглобова Л.Г.
Чехов 2010
План урока
Тема: Практическая работа «Выполнение шрифта»
Цель урока:
1. ознакомить с художественными особенностями различных шрифтов
2. научить построению букв алфавита для шрифта типа «Антиква» по модульной сетке
3. развивать творческие способности учащихся, их познавательную и эмоциональную активность
Основные учебные элементы для усвоения:
- гарнитура
- модульная сетка
- шрифт «Антиква»
Планируемый результат:
1. умение построения шрифта типа «Антиква» по модульной сетке
2. умение различать гарнитуры шрифта
3. умение творчески выполнять работу
Задачи урока:
1. рассказать о художественных особенностях различных шрифтов
2. проверить готовность учащихся к выработке умений (по вопросам)
3. обеспечить самостоятельную работу по выполнению букв алфавита для шрифта типа «Антиква» по модульной сетке (инструкционная карта № 2)
4. оценка деятельности учащихся
Организационная форма обучения – практическая работа.
Метод контроля: индивидуальный.
Средства обучения:
- инструкционные карты-задания выполнения шрифта типа «Антиква» (№ 2)
- схема элементов шрифта (№ 1)
- инструменты: циркуль, линейка, карандаш, ластик, тушь черная, бумага чертежная 288х407 мм
- инструкционная карта «Современные шрифты»
- пример выполнения домашнего задания
- учебник Г.А. Кнабе «Энциклопедия дизайнера печатной продукции»
Ход урока
- (1”) Проверить наличие учащихся.
- (2”) Объявить тему урока и задачи.
- (5”) Перед началом урока рассказать о художественных особенностях различных шрифтов (стр. 213-231 учебника Г.А.Кнабе «Энциклопедия дизайнера печатной продукции»; смотри инструкционная карта «Современные шрифты»). Шрифтом называют набор символов определенного размера и начертания. Количество шрифтов исчисляется тысячами и среди них много хороших, красивых гарнитур.
Грамотное оформление текста зависит от выбора шрифта. Используемые в публикации гарнитуры должны гармонировать одна с другой, легко читаться и производить хорошее визуальное впечатление.
Ренессансная антиква. Относится к шрифтам с засечками. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки. Эти шрифты отличаются малым контрастом и разноширинностью. Засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основной штрих; оси овалов наклонны. К ней относится гарнитура Лазурского.
Рубленые шрифты. Этот шрифт без засечек, легко читаемый и до предела функциональный. Предполагалось, что он не должен иметь никаких индивидуальных особенностей, «искажений и украшений». Все штрихи имеют одинаковую толщину.
Декоративные шрифты. К ним относятся все шрифты, которые используют не столько для набора больших объемов текста, сколько для оформления и создания определенного настроения. Они могут применяться для акциденции. Часто они имитируют рукописное и каллиграфическое письмо. Правильно подобранный декоративный шрифт способен сам по себе выступать основным элементом дизайна и задавать тон всей композиции.
Символьные шрифты. Это не буквы, а различные символы с достаточно сложным графическим рисунком. Существуют 2 группы:
1) специальные символы в качестве условных обозначений, при наборе формул;
2) символы в декоративных целях: для оформления маркированных списков, создания несложных иллюстраций, оформления макетов.
Эти шрифты упрощают работу дизайнера, избавляя его от необходимости рисовать каждый символ вручную.
- (7”) Проверить готовность учащихся к выработке умений с помощью вопросов.
Вопрос:
Что такое гарнитура?
Ответ: Это набор символов одного рисунка всех размеров, насыщенности и начертания.
Вопрос: Дать название элементов шрифта.
Ответ: смотри инструкционную карту № 1.
- (25”) Перед выполнением практической работы показать буквы, в рисунке которых видно сочетание прямолинейных элементов шрифта (основных и соединительных штрихов) с дугами окружностей и овалов (для построения засечек букв) (см. образцы выполнения шрифта). Характерными признаками шрифта типа «Антиква» является монументальность и торжественность. Каждая буква этого шрифта имеет четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и ювелирную законченность деталей. Приемы, заложенные в работе над шрифтом, помогут учащимся освоить сложные и точные движения руки, лучше понять конструктивные особенности различных шрифтов. Для выполнения шрифта типа «Антиква» необходимо сохранить его графические признаки.
Учащиеся выполняют буквы шрифта «Антиква» по образцу и размерам, указанным в инструкционной карте (см. инструкционная карта № 2). Каждая буква должна быть вписана в модульную сетку размером 5х5 см. Толщина основного штриха 0,5 см, соединительного - 0, 25 см. Засечки букв оформляются в виде частей окружностей диаметром, указанным в первой модульной сетке инструкционной карты № 2.
Учащиеся должны проанализировать каждую букву, чтобы определить размеры всех элементов: толщину основных и вспомогательных штрихов, диаметры окружностей для построения засечек.
Выполнение шрифта рассчитано на 2 урока. Каждая буква должна быть выполнена черной тушью.
- (10”) Оценка деятельности учащихся. Критерии оценки:1) соблюдение размеров, указанных в инструкционной карте №2. (2 балла), 2) правильное выполнение засечек. (1 балл), 3)четкость и ясность конструкции букв. (1 балл),4) аккуратное исполнение, (1 балл).
- Домашнее задание: выполнить личное полное имя буквами шрифта «Антиква».