Методическая разработка учебной дисциплины "Производственная графика" по теме "Выполнение шрифта"

Суглобова Лариса Геннадьевна

Разработка помогает применить теоретические знания на практике по построению элементов шрифта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_razrabotka_shrift_gotovoe.docx706.84 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx576.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУНПО ПЛ № 56  

Методическая разработка по учебной дисциплине

«Производственная графика»

Тема:

«Выполнение шрифта»

(практическая работа)

Разработал:

Преподаватель

Суглобова Л.Г.

Чехов 2010

План урока

Тема:            Практическая работа «Выполнение шрифта»

Цель урока:  

1. ознакомить с художественными особенностями различных шрифтов

2. научить построению букв алфавита для шрифта типа «Антиква» по    модульной сетке

3. развивать творческие способности учащихся, их познавательную и эмоциональную активность

Основные учебные элементы для усвоения:

  1. гарнитура
  2. модульная сетка
  3. шрифт «Антиква»

Планируемый результат:

1. умение построения шрифта типа «Антиква» по модульной сетке

2. умение различать гарнитуры шрифта

3. умение творчески выполнять работу

Задачи урока:

1. рассказать о художественных особенностях различных шрифтов

2. проверить готовность учащихся к выработке умений (по вопросам)

3. обеспечить самостоятельную работу по выполнению букв алфавита для шрифта типа «Антиква» по модульной сетке (инструкционная карта № 2)

4. оценка деятельности учащихся

Организационная форма обучения – практическая работа.

Метод контроля: индивидуальный.

Средства обучения:

- инструкционные карты-задания выполнения шрифта типа «Антиква» (№ 2)

- схема элементов шрифта (№ 1)

- инструменты: циркуль, линейка, карандаш, ластик, тушь черная, бумага чертежная 288х407 мм

- инструкционная карта «Современные шрифты»

- пример выполнения домашнего задания

-  учебник Г.А. Кнабе «Энциклопедия дизайнера печатной продукции»

Ход урока

  1. (1”) Проверить наличие учащихся.
  2. (2”) Объявить тему урока и задачи.
  3. (5”) Перед началом урока рассказать о художественных особенностях различных шрифтов (стр. 213-231 учебника Г.А.Кнабе «Энциклопедия дизайнера печатной продукции»; смотри  инструкционная карта «Современные шрифты»). Шрифтом называют набор символов определенного размера и начертания. Количество шрифтов исчисляется тысячами и среди них много хороших, красивых гарнитур.

Грамотное оформление текста зависит от выбора шрифта. Используемые в публикации гарнитуры должны гармонировать одна с другой, легко читаться и производить хорошее визуальное впечатление.

Ренессансная антиква.  Относится к шрифтам с засечками. Старинной антикве свойственны мягкие, округлые засечки. Эти шрифты отличаются малым контрастом и разноширинностью. Засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основной штрих; оси овалов наклонны. К ней относится гарнитура Лазурского.

Рубленые шрифты. Этот шрифт без засечек, легко читаемый и до предела функциональный. Предполагалось, что он не должен иметь никаких индивидуальных особенностей, «искажений и украшений». Все штрихи имеют одинаковую толщину.

Декоративные шрифты. К ним относятся все шрифты, которые используют не столько для набора больших объемов текста, сколько для оформления и создания определенного настроения. Они могут применяться для акциденции. Часто они имитируют рукописное и каллиграфическое письмо. Правильно подобранный декоративный шрифт способен сам по себе выступать основным элементом дизайна и задавать тон всей композиции.

Символьные шрифты. Это не буквы, а различные символы с достаточно сложным графическим рисунком. Существуют 2 группы:

1) специальные символы в качестве условных обозначений, при наборе формул;

2) символы в декоративных целях: для оформления маркированных списков, создания несложных иллюстраций, оформления макетов.

Эти шрифты упрощают работу дизайнера, избавляя его от необходимости рисовать каждый символ вручную.

  1. (7”) Проверить готовность учащихся к выработке умений с помощью вопросов.

Вопрос:

Что такое гарнитура?

Ответ: Это набор символов одного рисунка всех размеров, насыщенности и начертания.

Вопрос: Дать название элементов шрифта.

Ответ: смотри инструкционную карту № 1.

  1. (25”) Перед выполнением практической работы показать буквы, в рисунке которых видно сочетание прямолинейных элементов шрифта (основных и соединительных штрихов) с дугами окружностей и овалов (для построения засечек букв) (см. образцы выполнения шрифта). Характерными признаками шрифта типа «Антиква» является монументальность и торжественность. Каждая буква этого шрифта имеет четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и ювелирную законченность деталей. Приемы, заложенные в работе над шрифтом, помогут учащимся освоить сложные и точные движения руки, лучше понять конструктивные особенности различных шрифтов. Для выполнения шрифта типа «Антиква» необходимо сохранить его графические признаки.

Учащиеся выполняют буквы шрифта «Антиква» по образцу и размерам, указанным в инструкционной карте (см. инструкционная карта № 2). Каждая буква должна быть вписана в модульную сетку размером 5х5 см. Толщина основного штриха 0,5 см, соединительного - 0, 25 см. Засечки букв оформляются в виде частей окружностей диаметром, указанным в первой модульной сетке инструкционной карты № 2.

Учащиеся должны проанализировать каждую букву, чтобы определить размеры всех элементов: толщину основных и вспомогательных штрихов, диаметры окружностей для построения засечек.

Выполнение шрифта рассчитано на 2 урока. Каждая буква должна быть выполнена черной тушью.

  1. (10”) Оценка деятельности учащихся. Критерии оценки:1) соблюдение размеров, указанных в инструкционной карте №2. (2 балла), 2) правильное выполнение засечек. (1 балл), 3)четкость и ясность конструкции букв. (1 балл),4) аккуратное исполнение, (1 балл).
  2. Домашнее задание: выполнить личное полное имя буквами шрифта «Антиква».



Предварительный просмотр: