Проблемное обучение как средство повышения активности учащихся

Игнатенко Юлия Евгеньевна

 

Проблемное обучение как средство повышения

активности учащихся.

 

              Сегодня стоять на месте не позволительно. В настоящее время, когда все образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования перешли на Федеральные государственные стандарты третьего поколения, каждый педагог пересматривает свое отношение к образовательному процессу. Каждый новый день вносит свои коррективы и заставляет искать новые подходы к организации учебных занятий. Традиционный подход к обучению на данный момент не может быть единственным, необходимо дополнять его новыми методами, формами, технологиями. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

               Могу отметить следующие достоинства проблемного обучения:

  • проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
  •  проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
  • проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
  • проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;
  • проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
  • проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;
  • проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
  • проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;
  • проблемное обучение формирует творческую личность.[1]

Исходя из вышеназванных достоинствах хочется поделиться своим опытом по применению проблемного обучения на своих уроках. Начиная урок, я всегда стараюсь поставить проблему.

Например, на уроке по спецпредмету «Технология розничной торговли»  ставится перед учащимися такая проблема, как  создать подарок. На этапе создания подарка, возникает проблема – «Хочу не как у всех!» Начинается процесс анализа – логика проектной деятельности – через основные разделы “что надо знать, что надо уметь”. Учащиеся, учитывая поставленные проблемы, вспоминают изученные виды и способы упаковки подарков.

Возникает несоответствие между известным и неизвестным. Вытекает необходимость введение новых способов действия, и на данном этапе я, как учитель, выступаю в роли консультанта, веду объяснение и знакомлю их с новыми видами упаковки подарков.

Учащиеся ищут варианты выполнения новых форм упаковки, ведут обсуждения своих действий, т.е., проводится исследовательская работа, используют ранее полученные знания:

  • о свойствах упаковочного материала,
  • о размерах подарка,
  • способов упаковки.

В результате исследовательской работы приходят к выбору индивидуальных форм упаковки подарка. В процессе обсуждения учащиеся приходят к решению, что для выполнения данного задания нужно:

  1. Выполнить технологическую карту упаковывания или декорирования подарка.
  2. Определиться с элементами декора подарка.
  3. Определиться с материалом, из которого будет упакован подарок.

После выполнения практической работы обязательно проходит демонстрация работ, защита, обсуждение и анализ.

Итогом такого занятия и обучающим моментом является самореализация, развитие собственного вкуса и приобретение новых нетрадиционных навыков работы.    Хочется, чтобы студенты понимали суть изучаемого предмета. Поэтому надо стараться постоянно развивать и поддерживать интерес к предмету, стимулировать у учеников ценностное отношение к знаниям, развивать потребность в умениях, которые обеспечат им социальную защищенность, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность.

             

 

 



[1]Харламов И. Ф. Педагогика М.,2000, С .183.