ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Шестерикова Любовь Александровна

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


 

для профессиональных образовательных организаций


 

для специальностей

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_prof._deyatelnosti_.kommertsiya.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

2022

ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией

«__»______________20__года

Председатель ЦМК _____________

УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УМР

«___» ___________ 20__ года

______________ И. В. Колесова

Автор: Воробьева М.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ, Шестерикова Л. А. преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО ЯКУиПТ.

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО).

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОФГ»

7

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

7

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1.Пояснительная записка

Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы учителя

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 31.07.2020)

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578

Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования http://fgosreestr.ru/

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 N 1342.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основфинансовой грамотности  на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходидых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;    -
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).


  • 2.Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Бучебному плану рабочая программа по основам финансовой грамотности для  студентов 1 курса   предусматривает обучение  в объёме 2  часов в неделю, всего 36 часов за 1 год обучения

3.Содержание тем учебного курса

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

тема 1. «Личное финансовое планирование»  6 часов

Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. О Центральном банке (Банке России) – независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.

Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

тема 2. «Депозит» 4 часа

Основные понятия: Сбережения, инфляция, Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

Мини-исследование: «Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач»;

Практикум: «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора».

Тема  3. «Кредит»5 часов

Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:

Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика». «Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

Практикум. «Заключаем кредитный договор» – Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит;

Мини-исследование: «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

Тема 4. «Расчетно-кассовые операции» 3 часа

Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты» - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты;

Мини-проект: «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Тема 5. «Страхование» 4 часа

Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.  

Мини-проект. «Заключаем договор страхования» - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»;

Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг.

тема 6. «Инвестиции» 4 часа

Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.);

Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

Мини-исследование. «Критический анализ Интернет-трейдинга – инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

тема7. «Пенсии» 2 часа

Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»;

Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования.

тема 8. «Налоги» 4 часа

Основные понятия: налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.

тема 9. «Финансовые махинации» 4 часа

Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.  

Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»

№№ п\п

Тема

Кол-во часов

Тема 1. «Личное финансовое планирование»

6

1

Введение в предмет Личные финансы».Человеческий капитал.

2

2

Принятие решений в условиях ограниченности ресурсов.
SWOT- анализ как один из способов принятия решений.Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета

2

3

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет

2

Тема  «Депозит»

4

4

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

2

5

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

2

Тема  3. «Кредит»

4

6

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). плата за кредит. Анализ информации о кредитных продуктах

2

7

Кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. Типичные ошибки при использовании кредита.

2

Тема 4. «Расчетно-кассовые операции»

4

8

Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц

2

9

Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка. Правила безопасности при пользовании банкоматом. Формы дистанционного банковского обслуживания – правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом

2

Тема 5. «Страхование»

4

10

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования.Виды страхования в России.

2

11

Страхование жизни. Страховые компании и их услуги для физических лиц

2

Тема 6. «Инвестиции»

4

12

Инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций

1

12

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей.  Диверсификация активов как способ снижения рисков

1

13

Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель.
Место инвестиций в личном финансовом плане

1

13

Практикум. Кейс - «Куда вложить деньги»

1

Тема 7. «Пенсии»

2

14

Государственная пенсионная система в РФ.
Накопительная и страховая пенсия.

1

14

Индивидуальный пенсионный капитал

1

Тема 8. «Налоги»

4

15

Налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц

2

16

Налоговые льготы и налоговые вычеты

2

Тема  9. «Финансовые махинации»

4

17

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами

1

17

Махинации с кредитами

1

18

Мошенничества с инвестиционными инструментами.  Финансовые пирамиды. Коррупция

1

18

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

36

4.Литература,информационно – методическое обеспечение.

Учебник  Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразоват. организаций/ Липсиц И.В. -18-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2014

Экономическая теория:Учебник/ИК.Станковскавя,И.А.Стрелец.-2-е изд.,перераб.идоп.-М.:Изд-во Эксмо,2006

Баринов В.А.,Экономикафирмы:стратегическоепланирование:Учебное пособие.-М.:КНОРУС,2005

Экономика фирмы:Пособие для сдачи экзамена/Матеуш Т.А.и др.-М.:Юлрайт-Издат,2005

Деньги.Кредит.Финансы./С.В.Галицкая.-М.:Экзамен,2002    

Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. - М.: Вита-пресс, 2010.

Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.

http://ecsocman.hse.ru— образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Ведется преподавателями НИУ — Высшей школы экономики. Содержит огромный объем материалов (в том числе полнотекстовых) по всем основным аспектам экономической науки, социологии и менеджмента. Использование материалов бесплатное;

http://www.akdi.ru— агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;

http://www.eeg.ru— макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;

http://www.vedi.ru/statbase.htmttl— макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;

http://www.iep.ru/ru/publikacii.html— обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;

http://opec.ru— Экспертный портал Высшей школы экономики, содержащий большое количество публикаций по всем аспектам экономической жизни общества;

http://www.exin.ru/ru/page.php76 — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;

Библиотека Либертариума

http://www.libeitarium.ru/libertarium/library— представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, других авторов, несколько сборников, а также отдельные статьи;

Е-Management

http://www.aup.ru/ — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;

Корпоративные финансы

http://www.cfin.ru/ — теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Антикризисное пособие. Архивы журнала «Аудит и финансовый анализ». Бизнес-планы реальных предприятий. Программы инвестиционного анализа и управления проектами;

Кризис мирового капитализма. Джордж Сорос

http://capitalizm.narod.ru/ — книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, деятельность политиков и их советников — специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам.

История экономической мысли (eng)

http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/ — тексты книг классиков экономической теории на английском языке.

Ссылки на сайты регулятора финансовых рынков, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций

Центральный Банк Российской Федерации http://www.cbr.ru

Финансовые рынки http://www.cbr.ru/finmarkets/

Финансовое просвещение http://www.cbr.ru/finprosvet/

Интернет-приёмная  http://www.os.cbr.ru/reseption/

Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/

Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/

Пенсионный фонд РФ http://www.pfrf.ru/

Роспотребнадзор http://www.rospotrebnadzor.ru/

5.Планируемые результаты изучения предмета

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты на уровне среднего общего образования.

Выпускник научится:

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

различать экономические явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

применять способы анализа индекса потребительских цен;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

        находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

различать виды ценных бумаг;

различать сферы применения различных форм денег;

грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

различать виды кредитов и сферу их использования;

решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;

формирование навыков разумного и безопасного финансового поведения;

применять правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;

выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

        анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

        применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

        сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

        применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;

применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

        разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров;

Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.

На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, обучающиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества и коррупции на финансовом рынке.

Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.