Интерактивный урок «Мои права и обязанности»
Интерактивный урок «Мои права и обязанности»
Пояснительная записка.
Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы. Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.
Цель: Формирование социально – активной личности, знающей и
реализующей свои права и обязанности;
Задачи:
1. Создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся.
2. Формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим
становлению Гражданина.
3. Развитие навыка правильно оценивать ситуации, в которых соблюдаются
или нарушаются права человека в повседневной жизни, принятие
ответственности за свою гражданскую позицию.
4. Рассмотрение вариантов действий гражданина в ситуациях, когда нарушаются его права.
5. Воспитание ответственности за свои дела и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_prava_i_obyazannosti.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Сертоловская СОШ № 3»
Интерактивный урок «Мои права и обязанности»
Подготовила
Социальный педагог
Тропина Надежда Юрьевна
2024 г.
Интерактивный урок «Мои права и обязанности»
Пояснительная записка.
Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы. Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.
Цель: Формирование социально – активной личности, знающей и
реализующей свои права и обязанности;
Задачи:
1. Создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся.
2. Формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим
становлению Гражданина.
3. Развитие навыка правильно оценивать ситуации, в которых соблюдаются
или нарушаются права человека в повседневной жизни, принятие
ответственности за свою гражданскую позицию.
4. Рассмотрение вариантов действий гражданина в ситуациях, когда нарушаются его права.
5. Воспитание ответственности за свои дела и поступки.
1.Ребята, сегодня наш урок пройдет в виде игры на тему «Мои права и обязанности». Мы обсудим вопросы, связанные с нашими правами и обязанностями.
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права.
Ребята, сегодня наш урок пройдет в виде игры на тему «Мои права и обязанности». Мы обсудим вопросы, связанные с нашими правами и обязанностями.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что такое право?
2.Как сказано в толковом словаре Ожегова право – это «Совокупность
установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми».
- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.
- Что такое обязанность?
Это - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не
забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
(порядочность)
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
(справедливость)
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
(разумность)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
(воспитанность)
Ребята, ваши права защищаются государством. Существуют несколько документов, в которых прописаны права детей. Знаете ли вы, какие это документы?
- Конвенция ООН
- Декларация прав ребенка
- Конституция РФ
- Семейный кодекс
Давайте послушаем некоторые положения Конвенции ООН и Декларации
прав ребенка:
1.
В 1946 году, когда только-только закончилась самая ужасная война, которая не пощадила никого – в том числе и детей, взрослые задумались о том, что они могут сделать для того, чтобы такое больше не повторилось. И тогда Организация Объединённых Наций создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ),
призванный провозглашать и защищать права самых маленьких жителей Земли
– детей. Впервые в истории человечества эти права были записаны на бумагу и стали основным международным законом о детях, крайне важным и обязательным для соблюдения всех и каждого. Впервые взрослые так серьёзно
задумались о тех, кто придёт на смену завтра. Эти права, такие простые и естественные, могут быть совершенно недоступны. И тогда Детский Фонд ООН
спешит на помощь.
Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.
Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей,
программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц,
государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.
2
Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.
Конвенция - документ высокого международного уровня, соглашение,
имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему
присоединились (подписали, ратифицировали). Принята и открыта для
подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. В
преамбуле ((франц. preambule, от позднелат. praeambulus - идущий впереди) в
праве вводная или вступительная часть законодательного или иного правового
акта, а также декларации или международного договора) напоминается, что
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека
провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные
в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста
и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены
необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью
возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для
полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок
должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и
воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации
Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости,
свободы, равенства и солидарности.
3.
Я познакомлю вас с основными положениями Конвенции ООН о правах
ребёнка:
1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и
индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на мир без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;
8. Каждый ребёнок имеет право на дом;
9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту
информацию;
10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;
13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и
притеснения;
15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться
информацией;
16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;
17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское
обслуживание;
18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего
народа;
19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;
20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
1.
Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек
считается ребёнком? Варианты ответов:
а. до 14 лет;
б. до 16 лет;
в. до 18 лет;
г. до 21 года.
В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является
каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и
обязанности.
Ребята получают анкету
2.
Рассмотрим пример.
Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были
довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше
нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля
продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему
сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься.
Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё
свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную
мощность включил телевизор.
Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами
друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие
права). Можно ли было избежать этой ссоры?
Ответы школьников…
1
Наверное, вы согласитесь с тем, что основа соблюдения прав человека –
внимание к потребностям другого человека, понимание его интересов.
Интересно, что ещё в XVIII в. английский политик Э. Берк (1729 – 1797)
писал: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах , но
мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях ».
Действительно, человек знает свои права лучше, чем свои обязанности ;
часто он вообще забывает о последних. Например, каждый имеет право на
пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Именно его вы реализуете, когда посещаете библиотеку, музей, театр либо
отправляетесь на экскурсию по историческим или памятным местам.
Но как обстоит дело с выполнением соответствующей обязанности :
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры?
Чтобы вы могли правильно ответить на этот вопрос, вспомните об
испорченных библиотечных книгах, повреждённых музейных экспонатах,
различных рисунках и надписях на памятниках истории и архитектуры. Часто
человек, охваченный сиюминутным желанием увековечить своё имя, сделав на
стене древнего храма надпись: «Здесь был Вася», не понимает губительных
последствий своего поступка. Предположите, что будет, если каждый захочет
оставить подобный след в истории.
1
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только
тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей
– обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Ответы школьников …
Предлагаю вам рассмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом
разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права
других людей.)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка
запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель.
Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного (как и всех детей класса).
Кроме того, есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в
классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети
ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –
рисованием!
Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать
права других учеников.)
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их
права. Петров не уважает права других людей.)
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать
труд детей!
Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
(- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор
вынести – за собой. И это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын
должен уважать ее право и помогать ей.)
Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
( Конвенцию «О правах ребенка»)
А чего они совершенно не знают?
(Они не знают, что обязаны уважать права других людей)
Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
(- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя ставить права свои выше прав других людей)
Подводя итог нашей игры, хочется сказать, что люди могли бы жить в мире и
согласии, если бы они соблюдали законы добрососедства и уважения друг к
другу и были ответственны за свои поступки. Многие люди пытаются донести
до человечества смысл законов общежития, проводят праздники и различные
мероприятия, объявляя памятные даты.
Например:
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах
детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
1.А теперь давайте еще раз вспомним наши права и обязанности. Каждый из вас на одном листочке напишет свои права, а на другом обязанности.
Сегодня мы рассмотрели права и обязанности школьника. Вы должны знать, что нужно уважительно относиться к правам других. На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.
Директор Я.С. Константинов
Приложение 1
С какого возраста человек… | Ваш ответ | Правильный ответ |
Даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии | 10 | |
Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей) | 14 | |
Приобретает право на гражданство | С рождения | |
Несёт уголовную ответственность за любые преступления | 16 | |
Имеет право поступить на работу | 15 | |
Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей | 10 | |
Может вступать в детские общественные объединения | 8 | |
Имеет право на вступление в брак | 16 | |
Имеет право на получение паспорта | 14 | |
Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт | 17 | |
Даёт письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями | 14 | |
Имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства | 10 | |
Может вступать в молодёжные общественные объединения | 14 | |
Имеет право управлять мопедом | 16 | |
Становится полностью дееспособным | 18 | |
Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами | 14 |
Приложение 1
С какого возраста человек… | Ответ. |
Даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии | |
Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей) | |
Приобретает право на гражданство | |
Несёт уголовную ответственность за любые преступления | |
Имеет право поступить на работу | |
Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей | |
Может вступать в детские общественные объединения | |
Имеет право на вступление в брак | |
Имеет право на получение паспорта | |
Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт | |
Даёт письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями | |
Имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства | |
Может вступать в молодёжные общественные объединения | |
Имеет право управлять мопедом | |
Становится полностью дееспособным | |
Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами | |
С какого возраста человек… | Ответ. |
Даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии | |
Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей) | |
Приобретает право на гражданство | |
Несёт уголовную ответственность за любые преступления | |
Имеет право поступить на работу | |
Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей | |
Может вступать в детские общественные объединения | |
Имеет право на вступление в брак | |
Имеет право на получение паспорта | |
Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт | |
Даёт письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями | |
Имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства | |
Может вступать в молодёжные общественные объединения | |
Имеет право управлять мопедом | |
Становится полностью дееспособным | |
Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами |