Инновации в социальном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России за последние 300 лет.

Ногтева Марина Рафаиловна

В данном материале представлены инновационные тенденции в области презрения детей-сирот за последние 300 лет. Мы смогли проследить путь становления социального сопровождения данной категории нуждающихся в помощи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_innovatsii_v_sotssfere_nogteva_mr_.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновации в социальном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России за последние 300 лет. . Кафедра теории и технологии социальной работы Самостоятельная работа по дисциплине «Инновации в социальной сфере» ВЫПОЛНИЛА студентка 4 курса заочной формы обучения Ногтева М.Р. Санкт-Петербург 2023г

Слайд 2

История социального сопровождения детей сирот в России Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения детей в России.

Слайд 3

. Этапы социального сопровождения Первый этап – Возникновение социальной помощи в славянских общинах. Второй этап . С X века, разрушение первобытной общины. Третий этап. С начала XVII века до реформы 1861 года . Четвертый этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века . Пятый этап. 1917 г. - 90-х годов XX века

Слайд 4

Традиционные подходы к социальному сопровождению К лассические методы социального сопровождения, которые использовались на протяжении десятилетий. 1 й этап . Внутри родовой общины имело место так называемое « приймачество » – усыновление. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Таким образом, в древнейший период славянской истори и зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям . 2й этап . Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. 3й этап. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее – с его указом (1682г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Слайд 5

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения . 4й этап. В России постепенно формируется сеть благотворительных учреждений. Постепенно призрение распространилось на детей с физическими недостатками; организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их обучали разным ремеслам в соответствии с их недугом . 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия. В обществе укреплялось мнение о необходимости социальной поддержке детей. 5й этап . Истребив благотворительность, советская власть взяла на себя заботу о сиротах, число которых резко увеличилось. В 30-х годах принято решение о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами- решало проблему трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем. Все разнообразие различных видов детских учреждений заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, просуществовавшая до 90-х годов . Новые потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 – 1945 гг.), вновь обострили положение детей. Их было принято приравнивать к жертвам войны . В 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы–интернаты - детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость . В 1988 году принято постановление «О создании детских домов семейного типа. А в 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики.

Слайд 6

Сегодня в России существует несколько форм помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей. Это интернаты различного типа, дома ребёнка и детские дома и детдома семейного типа . На данном этапе, как на государственном уровне, так и в среде общественных организаций, предпринимаются определенные меры по предотвращению сиротства и безнадзорности, но полной ликвидации социального сиротства говорить еще очень рано. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Но, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно. Что же касается детей, которые уже остались без попечения родителей и для тех кто готов их усыновить, предусмотрены специальные льготы и много делается для уменьшения проблем самой процедуры усыновления. В частности успешно действует практика возмездной опеки над детьми-сиротами: приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства. С оциальное сопровождение сегодня

Слайд 7

Развитие партнерства с НКО Важность взаимодействия государственных организаций с частным сектором становится все более очевидной . Одной из важных составляющих системы мер, обеспечивающих открытость организаций для детей-сирот, успешную социализацию воспитанников этих организаций, является создание условий для взаимодействия организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в деятельности по воспитанию, обучению, развитию и социальной адаптации детей, находящихся в организации для детей-сирот, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из этой организации . Негосударственные некоммерческие организации добились существенных результатов в семейном устройстве детей-сирот , укреплении и сохранении кровной семьи, профилактике социального сиротства, экспертной поддержке гражданских инициатив , разработке механизмов эффективного межсекторного взаимодействия . Они давно и успешно работают с приемными семьями , занимаясь подготовкой потенциальных родителей и помогая им найти ребенка (обучение, предоставление информации о детях, нуждающихся в семье, посредством создания видеоанкет ), а также сопровождают их в дальнейшем (консультации, проведение обучающих тренингов, вебинаров и т. п.).

Слайд 8

3 инновации в социальном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дообщинный период В дохристианские времена участь сирот была туманной и непредсказуемой. Х век – 90е гг ХХ века Открытие воспитательных домов, приютов, трудовые коммуны, дома-интернаты. ЦССВ, семейные детские дома, постинтернатное сопровождение С ранних лет приучали к труду. Ребёнок считался годным к выполнению простых работ уже в 3-4 года, и требовали с него так же строго, как со взрослого. Жили и обучались не только сироты, но и дети из семей с тяжелым материальным положением, дети родителей, постоянно занятых на производстве. Все блага делились на всех и в равном размере на всех. После выпуска из заведение воспитанник сам заботится о себе. Направление подготовки было направлено на подготовку рабочих кадров. Атмосфера семьи; дети из одной семьи живут вместе, вне зависимости от возраста; имеют право жить до достижения 23 лет; забота государства о будущем каждого воспитанника; предоставление социального и жилья и т.д.

Слайд 9

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ « Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами» (Конвенция о правах ребенка, статьи 20–21). «Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении» (статья 25). Комитет ООН по правам ребенка рекомендует России: «…разработать всеобъемлющую стратегию и принять незамедлительные превентивные меры в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением и сокращения числа детей, проживающих в детских учреждениях, посредством, среди прочего , предоставления через соответствующие службы помощи и поддержки родителям и законным опекунам в осуществлении их обязанностей по воспитанию ребенка, в том числе в рамках мероприятий по просвещению, консультированию и реализации программ групповых занятий с родителями »; «… обеспечить, чтобы помещение детей в систему альтернативного ухода всегда оценивалось компетентными , многопрофильными властными структурами и чтобы подобная передача ребенка на воспитание производилась на самый непродолжительный срок и подлежала судебному пересмотру; … активизировать усилия, направленные на развитие традиционной системы обеспечения ухода за детьми и других форм осуществляемого на базе семьи альтернативного ухода, …а также… на укрепление потенциала учреждений по осуществлению попечительства и опеки» (п. 39); «…разработать механизмы для проведения независимых общественных инспекций в детских учреждениях» (п. 46).

Слайд 10

Библиографический список 1.Брутман В.С. Социальное сиротство: по пути отчаяния. Народное образование. № 9 - 10, 2009. - 320с. 2. Холостова , Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова . — 2-е изд., перераб . и доп. — Москва : Издательство Юрайт , 2023. — 755 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11998-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518698 (дата обращения: 12.09.2023 ). 3. Холостова , Е. И. История социальной работы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова . — Москва : Издательство Юрайт , 2023. — 137 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10113-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517582 (дата обращения: 12.09.2023 ). 4. Интернет источник: https://sdamp.ru/news/n7732 / ( дата обращения: 12.09.2023 ). 5 . Интернет источник: https ://www.socionauki.ru/journal/articles/451271 / (дата обращения: 12.09.2023). Спасибо за внимание!