Исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.
Этому вопросу посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др. В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников.
Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.
Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения и нехваткой научно-методических разработок, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной активности школьников для реализации задатков познавательной деятельности и способностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: активизация познавательной деятельности действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ней стоит развитие личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы в практическом направлении.
Эффективное использование приёмов активизации познавательной деятельности существенно влияет на уровень познавательной активности учащихся.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствие с его целью и задачами были получены следующие основные выводы и результаты:
1. Анализ литературы показал, что активизация познавательной деятельности младших школьников занимает важное место в процессе обучения. Поэтому необходима такая организация работы, которая бы побуждала учащихся, активно включаться в деятельность по овладению учебным материалом. Активизация познавательной деятельности является организованным, активным, целенаправленным процессом. Составным элементом его является развитие познавательного интереса. Чтобы этот процесс был целенаправленным, необходимо постоянное руководство учителя. Задачи, которые учитель ставит перед младшими школьниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют его развитию.
2. Рассмотрение роли математики в жизни позволило доказать, что именно уроки математики имеют наибольшее значение в развитии познавательной деятельности учащихся. На уроках математики она очень разнообразна. Именно в математике решается такое большое количество задач, числовые данные в которых всегда можно связать с реальностью, что поднимает познавательный интерес учащихся.
3. Среди многообразия путей активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики были выделены наиболее эффективные:
-дидактические игры;
-уроки - путешествия;
-математические уроки-сказки;
-веселые задачи в стихах;
-математические загадки;
-задачи занимательного характера.
4. Проведённый констатирующий эксперимент показал, что у учащихся слабо развиты следующие познавательные процессы: внимание, память, мышление. Их необходимо развивать, повышая тем самым эффективность процесса обучения.
5. Одна из важных задач обучения математике – стимулирование познавательной деятельности учащихся. Применение на практике заданий игрового характера, занимательных и творческих заданий позволят развить познавательную активность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская и опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.
Этому вопросу посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др. В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников.
Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.
Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения и нехваткой научно-методических разработок, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной активности школьников для реализации задатков познавательной деятельности и способностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: активизация познавательной деятельности действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ней стоит развитие личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы в практическом направлении.
Эффективное использование приёмов активизации познавательной деятельности существенно влияет на уровень познавательной активности учащихся.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствие с его целью и задачами были получены следующие основные выводы и результаты:
1. Анализ литературы показал, что активизация познавательной деятельности младших школьников занимает важное место в процессе обучения. Поэтому необходима такая организация работы, которая бы побуждала учащихся, активно включаться в деятельность по овладению учебным материалом. Активизация познавательной деятельности является организованным, активным, целенаправленным процессом. Составным элементом его является развитие познавательного интереса. Чтобы этот процесс был целенаправленным, необходимо постоянное руководство учителя. Задачи, которые учитель ставит перед младшими школьниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют его развитию.
2. Рассмотрение роли математики в жизни позволило доказать, что именно уроки математики имеют наибольшее значение в развитии познавательной деятельности учащихся. На уроках математики она очень разнообразна. Именно в математике решается такое большое количество задач, числовые данные в которых всегда можно связать с реальностью, что поднимает познавательный интерес учащихся.
3. Среди многообразия путей активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики были выделены наиболее эффективные:
-дидактические игры;
-уроки - путешествия;
-математические уроки-сказки;
-веселые задачи в стихах;
-математические загадки;
-задачи занимательного характера.
4. Проведённый констатирующий эксперимент показал, что у учащихся слабо развиты следующие познавательные процессы: внимание, память, мышление. Их необходимо развивать, повышая тем самым эффективность процесса обучения.
5. Одна из важных задач обучения математике – стимулирование познавательной деятельности учащихся. Применение на практике заданий игрового характера, занимательных и творческих заданий позволят развить познавательную активность учащихся.