Занятие для замещающих родителей
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для замещающих родителей
Тема: «Развитие положительной самооценки у приемного ребёнка»
Участники: замещающие родители, кандидаты в замещающие родители
Цель: сформировать у замещающих родителей знания и умения развития положительной самооценки у приёмного ребенка.
Задачи:
- сформировать представление о значении положительной самооценки личности как составной части способности быть счастливым;
- обучить техникам развития у приемного ребенка положительной самооценки.
Содержание мероприятия:
Приветствие: Добрый день, уважаемые родители! Давайте вспомним, какую тему мы рассматривали на прошлом родительском клубе, что наиболее понравилось. (Замещающие родители высказываются)
(Говорили о том, в чем состоит счастье человека, зачитывали мысли мудрецов о счастье, рисовали счастье, закончили, тем, что родителям необходимо развивать в ребёнке способность быть счастливым)
1.Знакомство (10 минут) ( Тренинг- что это такое? Правила работы группы, напомнить понятие «мозговой штурм», введение новых участников в работу клуба)
Сегодня мы обсудим важность положительной самооценки для развития ребенка и выясним, как она влияет на способность ребенка быть счастливым. По окончанию родительского клуба Вы будете знать, что нужно делать для того, чтоб развить в ребенке уверенность в себе. Эмоционально положительная оценка характеристик своего Я означает самопринятие.
2. Упражнение «Принять себя каким есть и полюбить» (Работа в парах - каждый участник называет свои сильные и слабые стороны характера)
Самоприятие – это значит принять себя таким, какой ты есть. Принять, полюбить, избавиться от ненужных комплексов и самоуничижения. Кто из нас может сказать, что обладает идеальным характером, что развил все свои способности? Но разве это повод не принимать себя? Давно замечено, что человек, который не любит и не принимает сам себя, как правило, не умеет строить отношения с окружающими, часто не способен реализовать себя в деле. Это закономерно.
Самоуважение – важный шаг на пути уважения и принятия других людей. Положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми своими чертами характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Быть критичным к себе – это значит правильно оценивать свои возможности и поступки, видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни на полную катушку.
Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.
Развитие у ребенка положительной самооценки, позволит ему полюбить себя, поверить в свои силы, поможет преодолевать трудности, стремиться к саморазвитию. Это влияет на ощущение удовлетворенности жизнью. Многими исследователями доказана зависимость счастья от самооценки личности.
3.Упражнение в группе («мозговой штурм»-участники высказывают мнения и записывают )-Как проявляется заниженная самооценка у ребенка?
Ребенок с низкой самооценкой:
· постоянно ждет насмешек, обмана, уничижения, оскорбления со стороны других;
· становится жертвой обстоятельств, чувствует себя неудачником;
· держит себя за стеной недоверия (в подсознании у них психологические барьеры), оказывается в мучительном состоянии одиночества и изоляции.
· мучается от комплекса неполноценности;
· становится апатичными, вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что его окружает;
· он не умеет принимать самостоятельные решения и поэтому либо унижается перед окружающими (всецело и слепо им подчиняясь), либо грубо и деспотично подавляют других людей;
· он испытывает постоянный страх, недоверие, одиночество. Этот же страх мешает находить новые решения в его собственных жизненных ситуациях;
· когда накапливается опыт неуспеха, неудач, поражений, он начинает чувствовать себя безнадежно пропащим. Им овладевает уныние. Он старается уйти от ответственности за свою жизнь и почти неминуемо становится алкоголиком или наркоманом.
(Замещающие родители высказывают свои мысли и подводят итог:
Довольно безрадостная картина получилась, правда? Возможно ли, что ребенок с таким отношением к себе способен испытывать счастье в жизни и выстраивать собственную счастливую жизнь?)
Таким образом, не остается сомнений насколько важно для счастья ребенка развивать у него положительное отношение к себе.
4. Работа с карточками. (Родителям выдаются различные ситуации)
Пример: «Мама крайне редко присутствовала на концертах своей дочери в музыкальной школе. После одного из концертов, на который она все-таки пришла, мама сказала дочке следующее: «Мне кажется, во время выступления ты очень волновалась. Дома ты играла гораздо лучше, чем сейчас: более душевно, более выразительно».
Как вы думаете, что чувствует ребенок в этой ситуации? Дочка каждый раз ждет и надеется, что мама придет, и злится, когда этого не происходит. Она чувствует себя брошенной и никому не нужной. Ей обидно, что единственный раз, когда мама пришла, она осталась недовольна своей дочерью (по мнению самой дочери). В результате в самом худшем случае у девочки может развиться следующая установка: «Я - плохая, я ничего не значу!»
Как родители, вы играете основную роль в формировании самооценки своего ребенка, и это качество играет наиболее важную роль в будущих успехах вашего ребенка. Когда мы демонстрируем детям, что мы безоговорочно их любим, что они, их чувства и желания важны, что мы ценим их, уважаем и заботимся о них, мы тем самым повышаем их самооценку.
Многие исследования подтверждают, что дети, чьи эмоциональные нужды хронически игнорируются, начинают с недоверием относиться к окружающим, им трудно формировать дружеские и стабильные отношения, у них возникает больше проблем в школе и возрастает риск умственных и поведенческих проблем. В худшем случае дети, о которых мало заботятся и которые подвергаются жестокому обращению, становятся более подвержены развитию у них поведенческих проблем.
Пережитые утраты, лишения и другие обстоятельства и неподвластные вам внешние факторы могут отразиться на восприятии ребенком себя и окружения. Но даже в экстремальных ситуациях важно осознавать свое влияние на то, каким ребенок видит себя и свое будущее. Все в ваших руках.
Помните также, что, контролируя собственные реакции, вы формируете самооценку ребенка. Проще говоря, если вы радуетесь успеху ребенка, его собственное удовольствие от своих достижений значительно возрастает.
Ваша реакция на его плохое поведение, равно как и ваша реакция в те моменты, когда он заслуживает похвалы, может оказать влияние на его самооценку и манеру взаимодействия. Реагируя на его потребности, вы прививаете ему самоуважение. Любой ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают вообще и какого - если он преступил черту дозволенного. Вашей обязанностью является провести эту черту и дать ребенку понять, что любите его независимо от его «хорошего» поведения.
Дайте ребенку понять, что вы будете его любить, даже если он совершит ошибку. Если ребенок чувствует, что он находится в любящей, заботливой обстановке, но при этом не чересчур опекаем и подавляем, если ему дана некая свобода, если позволено совершать ошибки, то это многое говорит о том, каким вырастет этот ребенок.
5. Упражнение «Воспоминания- самые дорогие моменты своего детства» (замещающим родителям предлагается закрыть глаза и подумать)
Что позволяло вам чувствовать себя любимыми и особенными?(Родители высказываются)
Часто самое сильное впечатление производят не какие-нибудь грандиозные выходы в свет, огромные подарки или хорошо организованные мероприятия, а самые обычные минуты, когда ребенок и родитель получают удовольствие от общения друг с другом.
Время, проведенное с ребенком, неоценимо. Но чтобы пережить такие моменты, важно не только располагать временем, но и быть эмоционально доступным. Важно уметь общаться с ребенком, слушать его
Мы предлагаем вам техники «Открытые двери» и «Активное слушание», которые помогут продуктивно взаимодействовать с ребенком.
6.Ознакомление родителей с техникой эффективного взаимодействия с детьми «ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ»
Суть ее заключается в том, что на сообщения детей о своих чувствах или проблемах нужно давать ответы, которые не передают никаких собственных идей, суждений, чувств, но в тоже время приглашают ребенка поделиться своими чувствами, идеями, суждениями. Вы «открываете ему дверь».
Фразы, которые явно передают приглашение сказать больше:
«Расскажи мне об этом».
«Я хочу услышать об этом».
«Мне интересна твоя точка зрения».
«Давай обсудим это».
«Похоже, что это важно для тебя».
Эти сообщения побуждают детей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него «отняли мяч», как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т. п. Данная методика передает ребенку сообщение, что вы принимаете его, уважаете как личность, например:
«Ты имеешь право выражать свои чувства».
«Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами».
«Я могу научиться чему-то у тебя».
«Я действительно хочу узнать твою точку зрения».
«Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать».
«Я заинтересован в тебе».
7.Ознакомление с техникой «Активное слушание»
Данная техника позволяет создать отношения теплоты между родителем и ребенком. Когда Вы слушаете ребенка внимательно, Вы начинаете его понимать, ценить его взгляд на мир, ставите себя на его место. Позволив себе проникнуть в «шкуру» ребенка, Вы испытываете чувство близости, заботы, любви. Что для этого необходимо (предлагается родителям ответить):
1) Вы должны хотеть слышать, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.
2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время.
3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.
4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может справляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.
5) Вы должны усвоить, что чувства преходящи (разочарование - надежда, ненависть - любовь и т. п.) Не нужно бояться выражения чувств; они не будут навсегда фиксированы внутри ребенка.
6) Вы должны быть в состоянии смотреть на ребенка как на уникальную личность, со своей жизнью и своими проблемами.
Понимание чувств - вот что больше всего нужно ребенку.
Суть техники в том, что вы должны «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства в утвердительной форме. Например:
- Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
- Ты действительно устала от школы.
- Иногда я ненавижу ее.
- Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
- Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
- Ты просто ненавидишь все, связанное со школой.
- Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.
- Ты ненавидишь какую-то одну. Так?»
Ребенку необходимо, чтобы его воспринимали как уникальную личность, а не как отражение желаний и стремлений родителей. Принятие его таким, какой он есть, подразумевает понимание различий между вами и благодарность за них, создание возможностей для ребенка проявить себя в той области, к которой он склонен, развивать его потенциал и помогать ему получить как можно больше от мира.
Нам необходимо помогать детям развивать навыки, обнаруживать их склонности и наполнять копилку их положительной самооценки, которой они могут воспользоваться, когда у них что-то не совсем получается.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие самооценки ребенка является положительное отношение к себе самих родителей. Укрепляя и развивая свою собственную самооценку, мы запасаемся необъятными ресурсами, которыми можно воспользоваться, когда становится трудно, и которые помогут стать примером для подражания, чтобы сформировать у детей хорошее мнение о себе в этой жизни.
Если вы хотите показать ребенку, какой эффективной может быть положительная самооценка, задумайтесь, что неплохо быть хорошего мнения и о себе.
Давайте выясним, какой у вас уровень самооценки.
8.Тест на определение уровня самооценки у родителей (выдается родителям)
Подумайте над предполагаемыми ниже утверждениями, указав в 4-х бальной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:
Я думаю об этом: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко - 1 балл; никогда – 0 баллов.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.
3. Я беспокоюсь за своё будущее.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен (скромна).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую, что, люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я чувствую себя скованным (скованной).
27. Я уверен (а), что люди почти всё принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должно случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен (общительна).
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждёт от меня общественность.
Интерпретация к тесту:
Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что у вас высокая самооценка.
От 26 до 45 – адекватная самооценка;
От 46 и выше – низкий уровень самооценки (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнения в правильности своих действий).
Если у родителей низкая самооценка, они более склонны возлагать на своих детей чрезмерные надежды и выдвигать завышенные требования, которые положительно отражались бы на них самих; и чем более развита эта склонность, тем они менее благосклонны к своим детям.
Для поддержания своей положительной самооценки вы можете воспользоваться следующими способами:
«Зеркало». Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т. д. Замечайте в себе положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь
«Дневник побед». Возьмите чистую тетрадь и озаглавливаете ее «Дневник успеха». Туда записывайте все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Только удачи и успех, как классно вы решили определенную проблему. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем журнале не менее пяти записей. Это могут быть даже маленькие дела. Поначалу может быть нелегко. Вы постоянно будете себя спрашивать, а стоит ли записывать это. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Лучше пускай у вас будет избыток, чем недостаток уверенности. Когда перед вами в жизни предстанут сложные времена или различные ситуации, когда вам не помешает иметь исключительную уверенность в себе, просто открываете дневник побед и читаете.
Упражнение «Похвали себя сам». В течение 10 минут вспоминайте свою жизнь с закрытыми глазами. Вспоминайте каждое свое достижение, каждую заслугу, свершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и занижающих ваши достоинства замечаний.
Эти простые способы помогут вам обрести уверенность в себе. Вы можете научить и ребенка применять их.
9.Упражнение (можно включить спокойную музыку).
«Представьте себя ребенком 5-6 лет. Загляните глубоко ему в глаза. Постарайтесь увидеть его тоску и понять, что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите, прижмите к груди. Скажите, как сильно вы его любите. Скажите, что восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, ведь их совершают все. Пообещайте ему, что всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть этот ребенок сделается маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом защищенном и уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимой. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя личико своего ребенка, отдавайте ему всю вашу любовь».
Говорят, что в человеческом сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю нашу планету. Но давайте вылечим сначала самих себя. Почувствуйте тепло, разливающееся по телу, мягкость и нежность. Пусть эти чувства изменят вашу жизнь. И не забывайте, что ваша уверенность в себе, вера в свои силы является заразительной для ребенка.
Давайте подведем итоги. Вспомните факторы, формирующие положительную самооценку ребенка.
Родители должны:
· любить и принимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы вы хотели его видеть;
· стараться больше времени поводить с ребенком, общаться с ним, уметь выслушивать;
· признавать и уважать его чувства и позволять выражать их;
· прислушиваться к нему и показывать, что его мнение ценится (это не значит постоянно с ним соглашаться);
· понимать, что плохое поведение — это не значит, что ребенок плохой;
· демонстрировать, что, хотя вам и не нравится определенное поведение, вы все равно его любите;
· помогать вашему ребенку решать проблемы, но не делать это вместо него;
· хвалить ребенка за его достижения и уметь правильно применять наказание.
· развивать потенциал ребенка и помогать ему развивать навыки, обнаруживать склонности и наполнять копилку положительной самооценки.
В воспитании нельзя обойтись без требований, запретов, поощрений и наказаний. Родителям нужно помнить о «правилах безопасности» при использовании этих методов воспитания.
Правила наказания (зачитываются родителями)
( из книги «Нестандартный ребенок»)
1. Наказание не должно вредить здоровью. - Ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать - не наказывайте.
3. За один раз - одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно! За все сразу.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Не ругать и не наказывать за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил). Оставить, простить.
5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова.
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. И Вашего огорчения он тоже не должен бояться. Ибо жуткое наказание - непрерывно знать, что причиняешь боль!
НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.
Ребенок обладает огромным познавательным, физическим, творческим потенциалом и он с помощью взрослого должен обрести полное развитие и позитивную реализацию. Для этого можно использовать следующие методы.
Организация для ребенка антикризисной окружающей обстановки
Где мы разговариваем с ребенком, сидим мы или стоим, кто сидит рядом – все это является частями структуры окружающей среды. Это может создавать теплую, неформальную, дружелюбную или холодную, деловую, авторитарную атмосферу общения.
Намеренное игнорирование
Если мы не реагируем на неприятные аспекты поведения ребенка, а спокойно выслушиваем его, то это усиливает процесс воздействия. Надо не только не реагировать на эти аспекты поведения, но и поддержать ребенка, если он начинает вести себя правильно.
Подсказка
Можно подсказать ребенку, как надо вести себя или какое поведение является неприемлемым, используя, например, слова «Пора заканчивать играть», или невербальные приемы: например, взгляд или кивок, напоминающий ребенку о его обязанностях. Это простое, некритичное замечание, которое помогает ребенку сделать следующий шаг.
Эмоциональная поддержка
Как и похвала, эмоциональная поддержка помогает повысить самооценку ребенка. Когда состояние ребенка вызвано чувством незащищенности, страхом или гневом по поводу какой-либо жизненной ситуации, возможно для решения проблемы ему особенно необходимо ваше внимание и забота.
Помощь в затруднительных ситуациях
Когда мы знаем, что ребенок не может начать или закончить задание без дополнительной помощи, мы можем помочь ему преодолеть первые трудные шаги.
Невербальные способы воздействия
Невербальное воздействие включает различные приемы: например, «нахождение рядом» и «физический контакт». Иногда, чтобы успокоиться, ребенку достаточно, чтобы взрослый просто находился рядом. Физический контакт – очень важный прием воздействия. Пожатие руки или похлопывание по плечу могут помочь ребенку успокоиться.
Изменение направления
Изменение направления деятельности ребенка помогает ему успокоиться и вернуться к обычному распорядку дня. При использовании этого метода энергия и внимание ребенка переключаются на другой вид деятельности, благодаря чему он начинает контролировать свое поведение.
Прямое указание
При дальнейшем развитии кризисного состояния ребенок все менее способен принимать разумные решения, поэтому ему необходимо дать прямые указания. Прямые указания четко и однозначно говорят ребенку о том, что он должен делать. Это могут быть замечания, напоминания о правилах поведения или распорядке дня и указания.
Перерыв
Когда ребенок расстроен или раздражен, нужно попросить его уйти в спокойное или тихое место, чтобы он пришел в себя.
Жизнь становится счастливой не за счет накопления удовольствий и материальных благ, а благодаря взаимоотношениям со всеми теми, кто с нами эту жизнь разделяет.
10.Советы «Как помочь ребенку любить себя» (раздается родителям, они их зачитывают)
· ПРИЗНАВАЙТЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА как уважаемого человека, как данности и индивидуальности, имеющей право на неповторимость и оригинальность.
· ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕБЕНКА в его попытке самостоятельно разрешать личные проблемы его детской жизни, но никогда не делайте ничего вместо него. Дети чувствуют себя удовлетворенно из-за того, что они способны что-то сделать сами. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей.
· СТАРАЙТЕСЬ ВНУШАТЬ РЕБЕНКУ ВЕРУ В СЕБЯ И В СВОИ СИЛЫ!
· ОПИРАЙТЕСЬ НА ЛУЧШЕЕ В РЕБЕНКЕ, ВЕРЬТЕ В ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ!
· СТРЕМИТЕСЬ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЗАГЛЯНУТЬ В ЕГО МЫСЛИ И ЧУВСТВА, СТАВЬТЕ СЕБЯ НА ЕГО МЕСТО! Если вы принимаете его мысли и эмоции, он вырастет с ощущением глубокого внутреннего согласия, гармонии.
· СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕХА РЕБЕНКА, ДАЙТЕ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СИЛЬНЫМ, УМЕЛЫМ, УДАЧЛИВЫМ!
· НЕ ПЫТАЙТЕСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ В РЕБЕНКЕ СВОИ НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ И ЖЕЛАНИЯ!
11. Заключительная часть (обратная связь: Что нового для себя подчеркнули? (каждый высказывается по желанию)