ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКА

Мурадова Елена Александровна
Сколько раз приходилось слышать о том, что подростковый возраст является трудным, критическим. На наш взгляд, трудности часто обусловлены неправильным педагогическим подходом к этому возрасту. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков? Как сформировать у ребенка-подростка чувство долга?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vospitanie_chuvstva_dolga_u_podrostkov_1.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКА

Сколько раз приходилось слышать о том, что подростковый возраст является трудным, критическим. На наш взгляд, трудности часто обусловлены неправильным педагогическим подходом к этому возрасту. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков? Как сформировать у ребенка-подростка чувство долга?

        В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Дети, как правило, не любят это слово. Часто можно услышать: «Почему я должен? Я не хочу!».

        Без друга-взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен им стать.

        В подростковом возрасте (примерно с 11 до 15-16 лет) очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в этом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом понятие «что такое долг» может быть осознано ребенком через деятельность.

        Подросткам нужно научиться себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально-моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми – фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

        Осознание ребенком личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга, – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю сферу, в которой считаешь себя взрослым».

        Дети перенимают нормы взаимоотношений взрослых. Поэтому можно утверждать, что появление праздно живущей и развлекающейся молодежной субкультуры – это не «молодежное явление», а изменение отношения к жизни взрослых. В деревнях, где основой жизни является труд и где возможности развлечений сильно ограничены, довольно незначительны различия в нормах поведения взрослых и детей.

        Многие дети, приходя из ОУ, находят дом пустым, потому что отец и мать на работе. Дети предоставлены сами себе. Телевизор и интернет становятся единственными источниками общения для одиноких ребят в пустом доме без взрослых. Воображаемый мир при отсутствии личностного действия не воспитывает серьезное и ответственное отношение к жизни. Очень часто лишенные общения со взрослыми подростки собираются на тусовки, где курят «травку», пьют пиво, что является для них утверждением группового способа существования. Основной вред «травки» и пива заключается даже не в том, что после них многие становятся неизлечимыми наркоманами и алкоголиками, а в том, что они ослабляют волю к жизни и способность к действию, к тому, чтобы нести ответственность. «Быть в кайфе» становится естественным и необходимым для человека.

        Для подростков может стать полезной любая работа, требующая общения с другими людьми, принятия на себя определенной ответственности.

        Важным является то, как сложатся отношения взрослых с подростками. Именно этого ищут ребята: ищут друга – честного, достойного доверия, принимающего их такими, какие они есть, чьи убеждения, как они чувствуют, связаны с их интересами. Им может стать и педагог, и родитель. Но чаще всего мы, к сожалению, не идем на сближение с детьми, ограничиваясь нотациями и наказаниями.

        Интересно, что в семьях, где родители в подростковом возрасте изолируют детей от общения со сверстниками, ограничивая последнее лишь ОУ, при условии правильного воспитания в других вопросах вырастают вполне благополучные дети, но у них в их последующей жизни в отношениях с людьми очень чувствуется грань «свои» и «чужие». Они не считают «братом» первого встречного и нелегко допускают кого-то в круг «своих».  

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

  1. Не навязывайте ребёнку свои цели  
  2. Не путайте ответственность с послушанием
  3. Не сравнивайте ни с кем подростка
  4. Поощряйте самостоятельность
  5. Подкрепляйте права обязанностями
  6. Разграничивайте зоны ответственности
  7. Готовьте подростка к трудностям
  8. Демонстрируйте путь решения проблемы
  9. Вводите санкции за безответственное поведение
  10. Будьте примером