ИМИДЖ И ЭТИКЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В работах современных ученых-психологов сделан вывод о том, что компоненты, входящие в структуру имиджа социального работника, оказывают влияние на психологическое, социальное, нравственное, соматическое и физическое здоровье пожилого человека. Есть мнение, что восприятие пациентом социального работника положительно влияет на течение болезни. Исследования также показывают, что социальные работники с негативным индивидуальным имиджем провоцируют рост уровня тревожности у больных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imidzh_i_stress_i_prof-ya_2.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМИДЖ И ЭТИКЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
МБОУ «Школа №160»
Педагог-психолог Орехова Ю.Н.
В работах современных ученых-психологов сделан вывод о том, что компоненты, входящие в структуру имиджа социального работника, оказывают влияние на психологическое, социальное, нравственное, соматическое и физическое здоровье пожилого человека. Есть мнение, что восприятие пациентом социального работника положительно влияет на течение болезни. Исследования также показывают, что социальные работники с негативным индивидуальным имиджем провоцируют рост уровня тревожности у больных людей.
В современных условиях усугубляющихся социальных проблем, снижения показателя здоровья людей возрастает объективная потребность в формировании позитивного имиджа социального работника.
В сознании современного человека последнее время закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависят профессиональный успех и признание. Под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо; имидж отражает социальные ожидания определенной группы.
Формирование имиджа происходит стихийно, но может являться результатом работы специалистов». Можно сказать, что имидж предоставляет информацию о человеке, влияет на характер общения и позволяет конструировать себя согласно своему желанию. Имидж имеет несколько характеристик, но нас больше всего интересует социальная и символическая.
Социальная характеристика имиджа часто зависит от сложившихся в обществе представлений, она навеяна особенностями менталитета конкретной страны и существующими тенденциями моды. Другая сторона имиджа глубоко символична. Именно она позволяет трактовать поступки, стиль одежды и манеру речи человека. Символическая характеристика имиджа считается самой устойчивой, так как является продуктом цивилизации, и прочно укоренилась в подсознании людей.
Имидж может быть положительным и отрицательным. Реальна ситуация, когда у одной и той же группы людей мнение об одном и том же человеке одновременно и положительное («как специалист он хорош»), и отрицательная («а как человек он нам не нравится»).
Имидж подразделяется на профессиональный и личностный. При этом личностный имидж подразумевает характерологические особенности, не имеющие прямого отношения к социальной роли человека.
Известный специалист по имиджу, благодаря которому само понятие «имидж» и имиджелогия зазвучали на русском языке, В.М.Шепель выделяет шесть качеств, которыми обладает человек, наделенный привлекательным (позитивным) имиджем: внешняя привлекательность, склонность к общению и лидерство, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию, психологическая андрогиния (наличие психологических качеств, присущих противоположному полу).
Ведущий имидж-технологией в стратегическом в оформлении имиджа социального работника является самопрезентация. Самопрезентация - сложное искусство, которым должны владеть социальные работники. Социальный работник своей личностью, стилем поведения и манерой одеваться должен располагать к общению. Психологи-исследователи предлагают при формировании профессионального имиджа делать акцент на следующие характеристики: образованность, любовь к людям, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, терпеливость, гуманность, и, конечно, любовь к профессии. Можно добавить в этот список такие качества характера, как такт, чувство юмора, доброжелательность, искренность, умение улаживать конфликты, умение контролировать свои эмоции, нравственное поведение, опрятность.
Ученые утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Один из ведущих имиджмейкеров А.Ю.Панасюк подчеркивает, что имидж человека – это «сложное системное образование, представляющее собой комплекс частных имиджей». Совершенствуя частный имидж в своей профессиональной деятельности, социальный работник может создать свой благоприятный образ в целом, как в глазах пациентов, так и в глазах коллег.
Правило выбора одежды для специалистов, работающих с пациентами на дому: адекватность ситуации; удобство фасона; комфортность; свобода движений и действий; привлекательней внешний вид.
Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. От того, на сколько внешний вид и поведение, речь социального работника будут соответствовать общепринятым правилам этикета, будет зависеть не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе. Для того чтобы строить свое общение и поведение в соответствии с этикетом, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л.С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета, мы рассмотрим два из них: принцип гуманизма и принцип учета народных обычаев и традиций.
Принцип гуманизма. Он требует уважения к человеку, соблюдения достоинства личности, доброжелательного отношения и воплощается в таких требованиях, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно учитывать потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими клиентами. При всей их сложности в основе лежит уважение к человеку, умение держаться с достоинством и уважение чужого достоинства - вербальное и невербальное проявление их может быть различным. Поэтому, оказавших среди представителей другой культуры, следует знать национальные традиции и обычаи народа, чтобы случайно не попасть в неловкое положение.
Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения социальных работников послужат целям соблюдения в государственной социальной службе этических норм и правил человеческого общения, исторически сложившихся нравственных устоев народов, населяющих территорию Российской Федерации, традиций жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие, совестливость и скромность, осуществлять саморазвитие чувства социальной справедливости.
Профессия и стресс
Цель: познакомить участников с понятием стресса, помочь осмыслить собственный опыт совладения со стрессом.
Оборудование: аппаратура для демонстрации слайдов и видеофильмов; слайды с изображением представителей различных профессий в спокойной ситуации и ситуации стресса, напряжения; фрагменты из кинофильмов, демонстрирующие людей в ситуации стресса, вызванного рабочими и бытовыми проблемами (см. в тексте); бланки теста «Умеете ли вы справляться со стрессом». (Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.)
Ход занятия
Вводная часть
После традиционного приветствия ведущий говорит о том, что человек испытывает удовольствие от работы, если профессия ему нравится. Он демонстрирует слайды, изображение представителей различных профессий в радостном настроении. Однако бывает, что работа начинает вызывать неприязнь.
Ведущий показывает несколько отрывков из кинофильмов, в которых представители профессий проявляют усталость, раздражение, очевидно вызванные именно работой: «Кавказская пленница» - водитель машины скорой помощи ругает свой старый автомобиль; «Белое солнце пустыни» - Сухов не хочет сопровождать гарем; «Доживем до понедельника» - персонаж В. Тихонова вдруг неожиданно начинает злобно выговаривать молодой учительнице, сказавшей «ложут» вместо «кладут».
Могут быть подобраны и другие фрагменты, после просмотра которых участники должны перечислить увиденные ими поведенческие проявления стресса и попытаться объяснить их причину.
Ведущий рассказывает о так называемом рабочем стрессе, который возникает в результате постоянного воздействия на психику несильных, но частых стрессовых факторов. Такие факторы не вызывают психических травм, но имеют свойство «накапливаться», что приводит к ослаблению способности защищаться от стресса.
Ведущий демонстрирует изображение людей в ситуации стресса (кричащих на собеседника по телефону, конфликтующих между собой и др.). Участники обсуждают возможные последствия влияния стресса на человека (приводит к усталости, снижению качества работы, потере контакта с окружающими, в том числе близкими, а также к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, язве желудка и др.).
Что же говорят о стрессе ученые? Психологи определяют стресс как негативные чувства, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации (это и последующие определения желательно поместить на доске или экране).
В своём развитии стресс проходит три стадии. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар, активируется система свертывания крови как защита от кровопотери при травмах.
В состоянии «предстартовой готовности» человек, как правило, не может находиться долго, так как устает. Это хорошо известно спортивным тренерам, которые стараются подготовить своих подопечных к пику формы накануне соревнования и при этом не затягивать время ожидания, когда пик будет достигнут.
По мере развития и продолжения стрессовой ситуации выступает вторая стадия – стадия устойчивости, когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго, однако не безгранично.
По мере сокращения запаса сил (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. В профессиональной деятельности это проявляется как «выгорание». Еще раз напоминаются его признаки: тревога, раздражительность, уклонение от ответственности, пренебрежение к себе, а также ухудшение здоровья, потребность в постоянном употреблении лекарств.
Описания стадий стресса рекомендуется сопровождать соответствующими слайдами, например: «спортсмен на старте», «человек напряжен и увлеченно работает», «человек в крайней степени утомления, в апатии»
Участникам сообщается, что стресс не всегда является результатом негативного воздействия среды. Он может быть вызван и положительным переживанием, например большой радостью или активным «болением» за любимую футбольную команду. Полное отсутствие стресса невозможно.
Американскими психологами была разработана шкала перемен, оказывающая стрессовое воздействие на человека. В соответствии с этой шкалой смерть наиболее близкого человека соответствует 100 баллам, серьезная болезнь или травма – 53, серьезное изменение состояния здоровья у одного из членов семья – 44, свадьба – 40, начало учебы в новом образовательном учреждении – 26, отпуск или каникулы – 13 баллам и т.д. (Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.)
Основная часть
Ведущий обращает внимание, что во время стресса человек не редко ведет себя не так, как того стребует ситуация. Демонстрируются соответствующие фрагменты из кинофильмов, например: «Операция Ы» (Шурик знакомится с Лидой), «Реальный папа» (папа хочет попросить завуча принять дочку в школу и от стеснения не может говорить), «Служебный роман» (Новосельцев хочет извиниться перед «мымрой» и от волнения заикается). Обсуждаются эти и другие примеры, мешающие человеку выполнить поставленную задачу.
Затем участники отвечают на вопросы: «можно ли сказать, что персонажи кинофрагментов испытывают сильное волнение?», «можно ли предположить, что если бы они были спокойны, их поведение стало бы нормальным?». Получив утвердительные ответы, ведущий говорит о том, как важно в сложной ситуации уметь сохранять спокойствие, и спрашивает об известных участникам способах саморегуляции.
После обсуждения он рассказывает о приеме «место покоя». Он обращает внимание на то, что не учит, а только знакомит их с этим методом. Для того чтобы освоить его, необходима тренировка. Участникам предлагается сесть удобнее. Закрыть глаза.
Ведущий. Представьте себе место, которое вам очень нравится. Это может быть место где вы когда - то были а может быть какое – то воображаемое место. Это может быть уголок вашей квартиры, или беседка на даче, или поляна в лесу. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие – то звуки… Возможно, вы чувствуете дуновение ветра… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.
Ведущий демонстрирует фрагмент из фильма «Золушка» когда во время бала волшебник перенес каждого из гостей в их «сказочную страну» (место покоя) : Золушка оказалась наедине в принцем, учитель танцев – на балу, король – в кабачке, и предлагает еще раз выполнить упражнение «место покоя».
Заключительная часть
Ведущий говорит о том, что каждый человек применяет собственные способы защиты от стресса. Некоторые из них эффективны, а некоторые даже наоборот – ухудшают ситуацию. К этому мы еще вернемся, а пока участникам предлагается ответить на вопросы теста «умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их (приложение 1).
Участникам предлагается привести примеры профессий, связанных с частыми стрессовыми ситуациями. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение понятия «профессиональное выгорание».
Ведущий сообщает, что понимание собственных негативных эмоций является шагом на пути управления ими и ситуации в целом. Целесообразно проводить профилактические работы «личной психологической безопасности» в профессиональной деятельности: обучать навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения), умения справляться с критикой. Важно делать специальные упражнения по саморегуляции, следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, находить выход из стрессовой ситуации, т.е. начать с себя.
Далее ведущий приводит советы, которые помогут справиться с состоянием эмоционального опустошения и вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.
- Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающий вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
- Перечислить то, чем вам нравиться заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы этим занимались в последний раз.
- Регулярно встречаться с друзьями – это ваша «группа поддержки».
- Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
- Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги, релаксации.
- Делать каждый день что-то легкомысленное, не свойственное вам.
Ведущий выводит на экран рекомендации известного врача Н.М.Амосова при остром стрессе и сообщает, что главным в работе является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, творческое и интеллектуальное развитие и личностный рост.
Скорая помощь при остром стрессе:
1.Умойтесь холодной водой.
2.Выпейте воды или лучше сока.
3.Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их.
4.Потрясите кистями, руками, ногами.
5.Сожмите кисти в кулак, что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
6.Вдохниет животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
7.Переведите нервное напряжение в мускульное - пробегитесь и помашите руками.
8.Помасируйте тело – погладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело и разомните шею.
9.Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
10.Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
11.Нарисуйте свою стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
12.Уменьшите значение события. Скажите себе : «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!»
13.Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
14.Подумайте о своих друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им.
15. Вы в полном порядке.
Приложение 1
Бланк теста
Утверждение | Часто | Редко | Никогда |
1. Я чувствую себя счастливым | 0 | 1 | 2 |
2. Я сам могу себя сделать счастливым | 0 | 1 | 2 |
3. Меня охватывает чувство безнадежности | 2 | 1 | 0 |
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам | 0 | 1 | 2 |
5. если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту | 0 | 1 | 2 |
6. я склонен к грусти | 2 | 1 | 0 |
7 мне хотелось бы стать кем-нибудь другим | 2 | 1 | 0 |
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте | 2 | 1 | 0 |
9. я легко расстраиваюсь | 2 | 1 | 0 |
Сумма |
Ключ к тесту.
0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если Вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, Вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Список литературы:
1.Баныкина С.В., Емельянова И.Е. «Формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС». Москва, 2014.
2.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М.: Мир, 1997.
3.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
Овладение психотехникой уверенности в себе
Для решения этой задачи мы предлагаем сценарий психокоррекционной работы с клиенткой в технике нейролингвистического программрования (НЛП).
Сценарий «Посмотреть на себя глазами, полными любви»
Упражнение направлено на укрепление у клиентки чувства собственного достоинства, принятие самого себя и повышения самооценки. Техника состоит из пяти этапов.
1-й этап. Консультант просит клиентку представить образ человека, который ее любит в настоящее время или любил раньше.
2-й этап. Психолог задает клиентки вопросы о том, какой это человек по характеру, и просит описать его внешность. Желательно, чтобы клиентка воссоздала образ этого человека во всех деталях.
3-й этап. После того, как представляемый образ стал зримым и осязаемым, психолог говорит клиентке, чтобы она настроилась посмотреть на себя глазами этого человека – восхищенными и любящими.
4-й этап. Клиентке внушается, что любящий ее человек – писатель, он пишет о ней рассказ. Клиентке предлагается написать рассказ о самой себе с позиции человека, любящего ее. Рассказ должен содержать эмоции любви, характеристику достоинств женщины, положительных сторон ее характера и внешности.
5-й этап. Психокоррекционная работа заканчивается укреплением в клиентке той гаммы переживаний, которые она испытывала, когда составляла о себе рассказ с точки зрения любящего ее человека.
Повышение самооценки учащейся – процесс сложный, растянутый во времени. Чаще всего для этого требуется от трех до шести двух-трехчасовых консультаций, насыщенных элементами психотерапевтической работы. После окончания основного психологического курса рекомендуется вызвать клиентку на контрольную консультацию через 5-6 месяцев, с тем, чтобы произвести оценку ее сознания. В случае если работа имеет положительный результат, достаточно укрепить клиентку в развитии ее как нового, свободного и уверенного в себе человека. Если же по тем или иным причинам результат не значителен, клиентка должна пройти групповой тренинг личностного роста.