Агрессивное поведение
Проблема агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что агрессивное поведение и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная психология | 55.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная психология
«Психологические исследования агрессивного поведения»
Оглавление
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СУТЬ 4
2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ 7
2.1 Взаимосвязь тревожности и агрессии 7
2.2 Исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у учеников старшей школы. 11
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что агрессивное поведение и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.
В последние годы значительно возрос научный интерес к проблеме подростковой агрессии. Повышенная агрессивность детей старшего подросткового возраста является одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, проливает свет на задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивности в старшем школьном возрасте особенно важно, особенно когда эта характеристика находится в стадии формирования и когда еще могут быть приняты современные корректирующие меры. Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Однако хорошо известно, что в определенный отрезок детства агрессия, как постоянная форма поведения не только сохраняется, но и развивается, делая ее постоянным качеством человека. В результате снижается производственный потенциал подростка, снижается его способность общаться на высоком уровне, искажается его личностное развитие. Агрессивный подросток приносит с собой много проблем не только для других, но и для себя.
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СУТЬ
В толковом словаре русского языка Ушакова агрессия (от лат. aggressio – нападение) определяется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь. Однако это понятие подразумевает более разнообразное значение. В психологии агрессию описывают как наступление, нападение, атаку, но, собственно, в исследовательском плане внимание обращается в первую очередь на другие ее смыслы. В этот ряд включаются такие значения агрессии, как угроза, запугивание, намерение обидеть, оскорбление, враждебность, ненависть, возмездие, жестокость, насилие, причинение вреда кому-нибудь или чему-нибудь. Речь идет, в частности, о насильственном нарушении прав другого лица и/или оскорбительных действиях по отношению к нему. В работах нередко понятия агрессии и насилия употребляются как взаимозаменяемые [7].
Агрессия рассматривается как выпад в направлении человека или вещи, которые видятся как противники; вторжение на территорию другого для переструктурирования власти или обладания некоторой властью либо статусом ради себя или идей, которым агрессор предан [3].
Наиболее развернуто разновидности агрессии исследуются в области поведенческой и когнитивной психологии. По выполняемым функциям различают враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию. Цель враждебной агрессии – причинение страданий, зла или ущерба другому человеку. В инструментальной агрессии перечисленное не является самоцелью, а служит побочным результатом достижения других целей и удовлетворения других интересов. Агрессию дифференцируют и по другим основаниям. Например, различают агрессию, обусловленную раздражителем и обусловленную побуждением, активную и проактивную, импульсивную и умышленную, реактивную (эмоциональную) и инструментальную.
Между тем агрессивное поведение может быть не связано с намерением обиды или оскорбления. Так, отдельные аспекты деятельности военного, некоторые виды спортивной деятельности (бокс, борьба), любые соревнования и ожидание награды, педагогические взаимоотношения, наказание, ведение переговоров и т. д. могут включать в себя агрессию, продиктованную общественно значимыми целями. Такого рода агрессивное поведение может характеризоваться преодолением человеком препятствий, противодействием, наступлением, проникновением в сознание другого человека, но без умысла причинения ему страданий, зла или ущерба.
Следовательно, агрессивное поведение можно понимать двояко: это и форма поведения, направленного на причинение вреда другому человеку, и форма поведения, направленного на преодоление препятствий без намерения навредить. В основе этого разделения могут лежать несколько разных критериев: «вред – польза», «вредность – необходимость», «насилие – отсутствие насилия» и т. п. Судя по ряду данных, и в первом приближении, можно предположить, что собственно психологическим критерием этой дифференциации может быть «обладание Другим – самоутверждение». С предложенным нами критерием дифференциации агрессивного поведения пересекается другой – «деструктивность – конструктивность». Согласно Роллу Мэю, деструктивная агрессия состоит в намерении ранить или причинить боль другому человеку, лишить его силы или просто увеличить свою власть. Конструктивная агрессия связана с прорывом через барьеры, установлением взаимоотношений, конфронтации с другим без желания причинить ему боль, но со стремлением проникнуть в его сознание. Е. В. Ольшанская различает деструктивную и конструктивную агрессию по другим основаниям. Первая описывается в терминах социальной дезадаптации и непродуктивности и направлена на подавление или разрушение среды. При описании второй используются термины социальной адаптации и продуктивности; она направлена на преодоление дезадаптации через реорганизацию своих и чужих ожиданий. Наиболее явно деструктивная агрессия проявляется в условиях антисоциального поведения, совершения преступлений, связанных с применением насилия [6]. Однако такая агрессия может иметь место и в рамках просоциального поведения. Конструктивная же агрессия связана прежде всего с просоциальным, но мало вероятно с антисоциальным поведением.
Дифференциация агрессивного поведения по критериям «обладание Другим – самоутверждение» и «деструктивность – конструктивность» пересекаются, но перекрывают друг друга лишь частично. Так, обладание «Другим» и деструктивность могут наблюдаться в антисоциальном поведении, связанном с насилием. Однако стремление к обладанию (как стремление проникнуть в сознание другого человека) может встречаться и в просоциальном поведении и носить конструктивный характер (скажем, агрессивная манера ведения переговоров).
Самоутверждение и конструктивность наблюдаются в просоциальном поведении. Хотя самоутверждение может служить и мотивом антисоциального поведения, связанного с насилием (скажем, насилие, совершенное на почве ревности). Конструктивную агрессию можно рассматривать в качестве разновидности инструментальной агрессии, но не всякая инструментальная агрессия является конструктивной. Степень ее конструктивности определяется просоциальным либо антисоциальным поведением. В отличие от конструктивной деструктивная агрессия является разновидностью враждебной агрессии. И та, и другая могут иметь место как в антисоциальном, так и просоциальном поведении, т. е. по выполняемым функциям они могут совпадать. По-видимому, два критерия дифференциации агрессивного поведения, о которых шла речь, являются скорее дополнительными, чем тождественными.
Агрессивное поведение есть результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов. Первопричиной агрессивных действий неагрессивной личности служит фактор ситуации. Агрессивные действия агрессивной личности обусловливаются взаимодействиями трансситуативных и ситуативных факторов, причем это принадлежит личностным качествам.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Взаимосвязь тревожности и агрессии
Агрессивное поведение особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, когда подросток в процессе развития личности и уверенности в себе как самостоятельный взрослый выражает свое недовольство происходящим, свой гнев, через проявление агрессивного поведения. Агрессивное поведение распространено в связи с интенсивным психофизическим развитием, активной ассимиляцией различных форм поведения достаточно часто в подростковом возрасте.
Тревога изо дня в день становится неотъемлемым компонентом современной жизни. Ее можно наблюдать в совершенно различных жизненных ситуациях. Она характеризует собой эмоциональный процесс средней продолжительности, который отражает субъективный, непосредственный, оценочный и бессознательный анализ данной ситуации и выражается в ощущении неопределённости наступления в будущем неблагоприятных событий. Рассматривая тревогу с позиции теории стресса Г.Селье, можно говорить об относительной пользе данного состояния, так как тревога, будучи первым этапом адаптации, мобилизует защитные силы организма и помогает справиться с кратковременными сверхинтенсивными воздействиями на психику [9].
Впервые тревогу, как психологический феномен, выделил Зигмунд Фрейд. Согласно его учению, тревога является присущим «Эго» механизмом, сигнализирующем личности о грядущих опасностях и вследствие, вынуждающего «Эго» реагировать адекватными способами адаптации к новым условиям, выбирая приемлемый в данном случае. Но как быть подросткам, механизмы эмоционального реагирования которых на стресс еще находятся на стадии формирования и несовершенны? Зачастую им не хватает ресурсов. Поэтому применяя даже достаточно конструктивные стратегии психологической защиты не всегда удается достичь желаемого эффекта [5].
Помимо непосредственно тревоги, можно выделить тревожность, как черту личности. Эти понятия употребляются в разных ситуациях. Если тревога, это негативно окрашенное чувство неопределенности, дискомфорта, неуверенности, ожидания приближения катастрофы, то тревожность можно рассматривать, как относительно устойчивую и неизменную во времени черту личности индивида. Ее также можно использовать в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. В некоторых случаях можно говорить о сочетании тревожного расстройства и черт личности. Тревога, как неспецифический синдром, встречается в составе практически всего спектра психических, неврологических и некоторых соматических расстройств, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у лиц с отклоняющимся поведением [4].
Также тревога входит в состав одного из самых распространённых в психиатрии синдромов – тревожно-депрессивного. Согласно данным ВОЗ за 2018 год, депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире. На данный момент принято выделять ситуативную и личностную тревожность [8]. Ситуативная возникает, когда благополучию и спокойствию непосредственно угрожает некое неприятное событие, к примеру экзамен. По прошествии экзамена – прекратится и тревога. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепций ребенка, превращаясь в черту характера [7]. У подростков Я-концепция очень часто бывает противоречивой, им трудно воспринимать и адекватно оценивать позитивные и негативные события своей жизни. Неуверенность в этом случае подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и приводит к устойчивому формированию личностной тревожности [1].
Еще одной причиной повышения тревожности можно назвать формирование у подростков психастенической акцентуации характера, основной чертой которой являются тревожно-мнительные реакции. В свою очередь подобная стратегия поведения приводит к неуверенности в своих силах и мешает подросткам в обучении и налаживании межличностных связей. При обследовании подростков-школьников можно выделить особый собирательный тип тревожности – школьная тревожность. Ее можно рассмотреть, как специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы [3].
Чрезмерно высокий уровень тревожности, который характеризуется повышением частоты переживания состояния тревоги, указывает на дезадаптивную реакцию, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности подростка. Подобное интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации и как характеристика неконструктивного протекания процесса адаптации. Наиболее лабильные к эмоциональным перепадам и воздействию психологического стресса – группа школьников среднего и старшего звена.
Подростковый возраст – поистине уникальный момент формирования зрелой личности. На него приходится как «кризис семи лет», так и период полового созревания [10]. Именно в эти годы происходит столкновение с множеством неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье. К ним можно отнести как социально-экономические, так и внутрисемейные. Сталкиваясь с жестоким обращением или насилием, подростки закрепляют эмоциональный механизм реагирования, что в дальнейшем ведет к проблемам в рамках межличностного общения и невозможности контролировать свои эмоциональные переживания. Утрата эмоционального самоконтроля ведет к риску увеличения агрессивного и аутоагрессивного поведения. По данным ВОЗ, самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет. Очень часто одним из способов «замаскировать» школьную тревожность являются агрессивные тенденции. Наиболее распространёнными проявлениями агрессивности можно назвать: повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие [2].
Среди форм агрессивного поведения выделяют такие как:
- вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления;
- физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы;
- предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах;
- эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему;
- самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде [11].
2.2 Исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у учеников старшей школы.
В исследовании приняли участие учащиеся 10 и 11 классов МБОУ СОШ №4 (42 чел.); средний возраст 16,0±0,3.
В качестве диагностического инструментария использовался опросник Л.Г.Почебут, применяемый для оценки агрессивного поведения.
Количественно оценивались такие показатели как вербальная агрессия (ВА), физическая агрессия (ФА), предметная агрессия (ПА), эмоциональная агрессия (ЭА) и самоагрессия (СА).
Показатели каждой шкалы варьируют от 0 и до 7 баллов. Если сумма баллов по шкале выше 5 баллов, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.
Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.
Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения [8].
Для диагностики тревожности использовалась методика Спилбергера-Ханина, которая оценивает два параметра: ситуативная и личностная тревожность. Отдельно интерпретируются суммы баллов по обеим шкалам.
Сумма баллов до 30 говорит о низком показателе тревожности, от 31 до 44 – умеренном и сумма равная 45 и более – приравнивается к высокому показателю тревожности.
Результаты и обсуждение. Наиболее выраженными формами агрессивного поведения (табл. 1) являлись самоагрессия (3,4±1,8) и вербальная агрессия (3,2±1,9). Такие формы как физическая агрессия (2,9±1,8), предметная агрессия (2,9±1,8), эмоциональная агрессия (2,0±1,3) были менее выражены.
Таблица 1 - Формы агрессии у школьников
Показатель | Среднее значение | Стандартное отклонение |
Вербальная агрессия | 3,24 | ±1,92 |
Физическая агрессия | 2,95 | ±1,9 |
Предметная агрессия | 2,93 | ±1,81 |
Эмоциональная агрессия | 2,07 | ±1,37 |
Самоагрессия | 3,45 | ±1,81 |
Высокая степень выраженности самоагрессии была выявлена у 30% школьников (рис. 1); эмоциональной агрессии – у 5%; предметной агрессии – у 23%; физической агрессии – у 16%; вербальной агрессии – у 23%.
Рис. 1. Высокая степень выраженности форм агрессии у школьников, % Примечания: СА – самоагрессия, ЭА – эмоциональная агрессия, ПА – предметная агрессия, ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия.
Личностная тревожность преобладала над ситуационной: 40,0±13,6 против 37,1±11,1 (табл. 2).
Таблица 2- Формы тревожности у школьников
Показатель | Среднее значение | Стандартное отклонение |
Ситуативная тревожность | 37,14 | ±11,1 |
Личностная тревожность | 40,02 | ±13,59 |
Высокая степень выраженности личностной тревожности была выявлена у 41% школьников, ситуационной тревожности – у 21% (рис. 2).
Рис. 2. Высокая степень выраженности форм тревожности у школьников, %
Примечания: ЛТ – личностная тревожность, СТ – ситуативная тревожность
Ситуативная и личностная тревожность были связаны с предметной, эмоциональной и аутоагрессией (табл. 3).
Таблица 3 - Корреляции параметров тревожности и агрессии
ВА | ФА | ПА | ЭА | СА | |
СТ | г = 0,288 | г = 0,024 | г = 0,392* р = 0,01 | г = 0,666** р = 0,0001 | г = 0,452** |
ЛТ | г = 0,274 | г = - 0,186 | г = 0,515** р = 0,0001 | г = 0,538** р = 0,0001 | г = 0,599** р = 0,0001 |
Примечания: r – коэфициент корреляции Спирмена; p – уровень значимости.
При исследовании уровня тревожности у школьников, выявлено, что преобладающим типом является личностная тревожность, высокую степень выраженности которой продемонстрировал 41% опрошенных.
У старшеклассников с 10 по 11 классы преобладает самоагрессия, которой подвержен каждый третий школьник.
Второй значимой формой агрессии является вербальная агрессия, использует оскорбления и нецензурную лексику и предметная агрессия, направленная на окружающие предметы. С ростом тревожности коррелирует агрессивное поведение. Подростки во всех ситуациях, вызывающих тревогу, проявляют сразу три вида агрессии: предметную, эмоциональную и аутоагрессию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема агрессивного поведения стоит достаточно остро и все больше привлекает внимание различных специалистов, в том числе педагогов, психологов, социальных педагогов.
Агрессивное поведение и агрессивность личности представляют собой сходные понятия. Их родство может проистекать, в частности, из близости родовых для них понятий поведения и личности. Хотя понятия агрессивного поведения и агрессивности личности являются сходными, они все же равноценны. Причиной агрессивных действий не всегда является агрессивность личности. И наоборот, агрессивность личности не всегда проявляется в открытых агрессивных действиях. Агрессивное поведение есть результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.
Агрессивное поведение особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, когда подросток в процессе развития личности и уверенности в себе как самостоятельный взрослый выражает свое недовольство происходящим, свой гнев, через проявление агрессивного поведения. Агрессивное поведение распространено в связи с интенсивным психофизическим развитием, активной ассимиляцией различных форм поведения, достаточно часто имеющих место в подростковом возрасте.
Проведенное исследование показало, что психологическое состояние старшеклассников неудовлетворительно. Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, боязнь будущего, необходимость принимать важные решения, связанные с учебой и дальнейшей жизнью, способствуют истощению психологической защиты и состоянию хронического стресса, приводящего к возрастанию тревожности и агрессии, справиться с которыми самостоятельно подростки уже не могут. Обязательны профилактические мероприятия, направленные на девиантное поведение и снижение агрессии (преимущественно у подростков, с повышенной личностной тревожностью).
Список литературы
- Агрессия – одна из форм защиты «Я». Интервью Е. Клещенко с С. Н. Ениколоповым // Химия и жизнь. 2016. № 10. С. 12–15.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 512 с. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2020. 352 с.
- Бобровникова, Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 621–624.
- Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972. № 6. С. 168–171.
- Левкова Т. В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях: дис. … канд. пед. наук. Биробиджан, 2018. 164 с.
- Масагутов Р. М., Ениколопов С. Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психолог. журн., 2019. Т. 25, № 1. С. 119–124.
- Маклаков А. Г. Личность // Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2018. С. 471–489.
- Максимова Н.Е., Маринкова М.А., Прощенко И.В., Тревожность, как фактор развития обсессивно-компульсивного расстройства у студентов / Верхневолжский медицинский журнал. 2017. Т. 16. № 3. С. 26–28.
- Маленова А.Ю., Малюга К.В. Школьные трудности и способы их преодоления в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 39–45.
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2019. 192 с.
- Прощенко И.В., Максимова Н.Е. Основные принципы работы координационного центра суицидальной превенции по Тверской области // Верхневолжский медицинский журнал. 2018. Т. 17. № 4. С. 15–17.
- Прощенко И.В., Максимова Н.Е., Римашевская А.О., Мурашова Л.А. Исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у школьников старших классов https://psychiatr.ru/files/magazines/2020_07_scp_1808.pdf
- Селянина М.Н., Максимова Н.Е. Бригадный метод оказания специализированной помощи детям раннего возраста // Психиатрия. 2018. № 2. С. 55–63.