Мои публикации:
Главная цель публикации - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Маскаева Т.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
В настоящее время в современном обществе весьма изменились требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Однако, уровень профессиональной компетентности преподавателей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки порой не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг[1].
Образование является главной ценностью, а его получение – долгом любого человека, оно столь многогранно, что подразумевает и способность адаптации к жизненным ситуациям, и процесс формирующий характер, способствующий улучшению личностных качеств человека, таких как рационализм, восприимчивость и интеллект.
В психологии педагогического труда принято выделять личностные характеристики педагога, особенности его педагогической деятельности и профессионального общения [3]. Прежде всего, отметим проявления личности педагога, соответствующие профессиональным требованиям, обеспечивающие полноценную и успешную педагогическую деятельность. Именно эти личностные характеристики педагога имеют высокую профессиональную педагогическую значимость.
Выделяют четыре важных раздела характеристик личности педагога [1]:
1) моральный облик;
2) стремление к педагогической деятельности;
3) педагогические способности;
4) педагогические компетенции.
Личностные и профессиональные качества педагога обеспечивают его успешную работу. Педагогика признает роль педагога важной и определяющей для обучения.
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с обучающимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность [6].
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса.
Личностные качества с точки зрения психологии таковы: нервная система педагога должна быть сильной и уравновешенной; педагог должен проявлять стремление к лидерству и демонстрировать уверенность в себе; доброжелательность и отзывчивость с одновременной справедливой и твердой требовательностью такжедолжны быть неотъемлемой чертой педагога.
Личностные профессиональные качества педагога разнообразны и включают в себя прежде всего такие понятия, как эрудиция, свободное грамотное и внятное изложение материала, мгновенную реакцию наситуацию и находчивость.
Говоря о влиянии личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов, нельзя не сказать о качествах негативных и разрушающих педагогическую деятельность и социально-образовательные отношения. Противопоказанными педагогу качествами считаются вредные, социальноопасные привычки (алкоголизм и наркомания), грубость и даже рукоприкладство, нравственная нечистоплотность, беспринципность, безответственность, а также педагогическая некомпетентность. Впоследние годы, к сожалению, стали обсуждать еще одно негативное качество – склонность ккоррупционным схемам общения с обучающимися [2].
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности развивает стремление к совершенствованию этих качеств. Именно этостремление в конечном итоге ведет к качественным изменениям в профессиональной подготовке студентов.
Педагогический личностный потенциал преподавателя сложен и многогранен. Он включает в себя аспекты мировоззренческие, профессиональные, этические и эстетические. Мировоззренческий аспект обеспечивает социально-политические ориентиры в деятельности преподавателя, в его творческом поиске. Не менее важен и профессиональный аспект - научно-педагогические знания и представления, педагогическая направленность личности.
Этический аспект педагогического идеала воплощает в себе систему нравственных установок педагога-воспитателя, является нравственным фундаментом каждого педагогического действия, педагогического мышления, педагогического общения, создает общий нравственный облик педагога [4].
Необходимо также выделить эстетический аспект педагогического потенциала. В реальном процессе, где находит свое практическое воплощение педагогический потенциал преподавателя, особенно важна гармония целей и средств, композиционная стройность и завершенность, пропорциональность педагогических влияний, их ритмическая организация.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что личность современного педагога-профессионала должна характеризоваться высокой культурой, нравственностью, самоотдачей, благородством, умением заглядывать в будущее, высоким профессиональным уровнем, стремлением к самосовершенствованию, максимальной реализацией своих способностей.
- Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротова Т.С., Царева И.А. Структура управления процессом профессиональной подготовкой студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96-102.
- Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Шагалова О.Г. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностного-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 58-3. С. 287-290.
- Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татернко М.А. Адаптация педагогов в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 57-5. С. 195-201.
- Маркова С.М., Наркозиев А.К. Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2018. №1. С. 34.
- Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Т.9. № 1. С. 38-43.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 35. С. 268
Предварительный просмотр:
Номинация: «Госавтоинспекция: из прошлого в будущее»
Название работы: «История Госавтоинспекции Республики Мордовия из первых уст»
Маскаева Татьяна Александровна,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением №1182 утверждает «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР».
Новый отдел НКВД активно приступает к выполнению поставленных задач – борется с авариями, разрабатывает технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролирует подготовку и воспитание шоферов. А также ведет учет аварий, анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП.
Первые сотрудники ОГАИ (всего 57 человек в 7 отделениях) – это элита правоохранительных органов. Они облечены широчайшими полномочиями – беспрепятственным доступом на все объекты народного хозяйства, правом требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов, а также они принимают деятельное участие в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей. Первыми руководителями ОГАИ стали В.Я. Рубинштейн, майор госбезопасности И.Е. Жуков, комиссар милиции 3 ранга Н.В. Соколов.
C «Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ» в 1938 началось строительство местных отделов ГАИ.
В 1939 году Приказ НКВД СССР №400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» впервые обозначил усиление внимания к безопасности движения.
Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».
Последовательная работа первых Госавтоинспекторов постепенно начала приносить положительные результаты: неуклонно снижалось количество ДТП и число пострадавших в них. Сотрудники первых Отделов ГАИ внесли огромный вклад в охрану правопорядка на дорогах в знаменательный и сложный период советской индустриализации [1].
В Мордовии Госавтоинспекция была создана два года спустя, в 1938-м приказом по УРКМ НКВД МАССР от 3 августа. Первоначально в ведомстве несли службу 5 сотрудников. В архиве сохранился документ с фамилиями всех пятерых: ст. инженеры З.М. Яковлев и Н.В. Моисеев, председатель квалификационной комиссии Н.Д. Разоренов, паспортист Сорокина и статистик Бубнова. Первый начальник ГАИ в республике - Андрей Журавлев (1901-1959), уроженец деревни Большое Макрово Тверской губернии, участник Гражданской войны. После окончания центральной высшей школы милиции в 1936 году Андрей Журавлев был откомандирован в распоряжение УРКМ НКВД МАССР, занимал разные должности в милиции Мордовии, в должности начальника ГАИ состоял с 1938 по 1942 гг. После войны, в 1957 году, штат ГАИ расширился, и было образовано отделение регулирования уличного движения и надзора - ОРУД - в количестве 11 человек. Первым начальником отделения был назначен майор милиции Николай Земсков. На оживленных перекрестках появились регулировщики, лучшим орудовцем был признан Олег Фалилеев. Пост у него был самый ответственный - около Дома Советов. На всех опасных участках дорог стали устанавливаться знаки, указатели и ограждения. Уже тогда много внимания уделялось профилактике аварийности. Появились учебные пособия, макеты и плакаты по Правилам дорожного движения и основам безопасности. С помощью других служб удалось создать группу общественных инспекторов, чтобы лучше следить за движением, более эффективно расследовать дорожные преступления.
Именно в эти годы в ГАИ пришёл Николай Васильевич Сидорский, ветеран Великой Отечественной войны, после нелёгких военных лет продолживший службу в органах. С марта 1951 года по ноябрь 1985-го, целых 34 года, он отдал службе в Госавтоинспекции республики, дослужившись до должности начальника ГАИ РМ. «Начал свою службу в ГАИ с должности госавтоинспектора, - вспоминает Николай Васильевич, - занимался техническим осмотром транспорта. Будучи госавтоинспектором, я получил «на вооружение» мотоцикл с коляской М-72, на котором ездил по районам для проведения ТО. «Помню, как в 1955 году в Саранске появились первые светофоры с ручным переключением, - продолжает ветеран. - Позднее с помощью работников Горэлектросети светофоры были переведены на автоматический режим работы.
Анатолий Максимович Громов пришёл на работу в ГАИ в 1973 году. «После стажировки мне выдали форму, мотоцикл, и я начал работать дорожным инспектором ГАИ по г. Саранску при МВД РМ. На дороге простоял 8 лет. Как-то раз я нёс службу в Саранске, где сейчас располагается подземный переход. Остановил ГАЗ-53. Но когда подошёл и встал на подножку автомобиля, водитель вдруг поехал. И вот на подножке я проехал с ним почти по всему Химмашу, пока мне не помогли таксисты. Дорога была плохая, и я еле удерживался на подножке, держась одной рукой, другой же пытался с помощью лопаты, которая висела на борте кузова, разбить лобовое стекло. Хорошо, что, как только нарушитель притормозил, таксисты помогли его скрутить. Водитель оказался нетрезв. С 93 года я возглавлял батальон ДПС, который обслуживал весь город. Батальон просуществовал 3 года, а затем был переведён опять в Управление ГАИ. Затем меня назначили на должность командира 1-й роты, и опять мы обслуживали город. Многие преступления происходили на транспорте. В 2003 году в звании майора я вышел в отставку, прослужив в ГАИ в общей сложности 30 лет».
С 1976 по 2000 год работал в ГАИ Владислав Константинович Слугарёв. В 1976-м тогда ещё лейтенант милиции Слугарёв приступает к исполнению обязанностей по формированию дивизиона, в состав которого тогда входило 76 человек. В 79-м Владислав Константинович в звании капитана переходит на должность начальника Ленинского отделения ГАИ. «Занимались в том числе и контролем за машинами работников ОБКОМа, - рассказывает Владислав Константинович. - Придёшь, бывало, а они в гараже спиртное распивают. Приходилось делать внушение. С пьянством за рулём боролись. Помогали нам в этом приданные Министерством здравоохранения медики, которые проверяли выезжающих на маршрут водителей, в то время как мы проверяли машины». Затем Владислав Константинович был переведён на должность инспектора по организации дорожного движения республиканской Госавтоинспекции. - Нам удалось разработать и внедрить самую оптимальную Автоматизированную систему дорожного движения, благодаря которой при том наличии транспорта, который имелся, можно было проехать «Большой светофорный круг» - улица Пролетарская, пр. Ленина, улица Васенко, ни разу не остановившись на светофоре». Уже после создания Управления ГАИ МВД РМ Владислав Слугарёв был назначен на должность начальника отдела ДПС, розыска, административной практики и аналитики: «До мая 2000 года я работал на этой должности. На пенсию ушёл в звании подполковника».
Особым, горячим временем считаются среди сотрудников отдельного батальона ДПС 90-е годы прошлого века. Пришедший на должность инспектора ДПС в 94 году ныне начальник штаба ДПС майор милиции Юрий Суринов так вспоминает это время: «Были определённые сложности в работе. Многие относились к милиции негативно. На дороге это тоже проявлялось. Приходилось останавливать и членов организованных преступных группировок. Мы часто находили у них в машинах оружие, наркотики. Частым нарушением являлось вождение в нетрезвом виде. Одно из первых задержаний, в котором я участвовал, хорошо запомнилось. Мы преследовали автомашину от улицы Невского. В погоню за водителем, который не остановился по требованию, пустилось 6 экипажей ДПС. Когда по рации я получил приказ о преследовании, я находился в машине и проверял у гражданского водителя документы. Время было дорого, и я начал преследование, даже не успев его высадить. Так, обычный гражданин имел возможность воочию увидеть нашу работу. Когда нарушитель был задержан, мой невольный попутчик высоко отозвался о наших действиях и сказал, что представлял работу инспекторов совершенно иначе». В январе 1993 года от руки «обиженного» бандита погиб инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ старшина милиции Павел Акишин. Его постоянным местом дислокации был жилой район Саранска - Светотехстрой. Здесь он вёл беспощадную войну с угонщиками, рэкетирами и другим криминалом. Накануне своей трагической гибели он настиг угонщика троллейбуса, а затем в ту же ночь задержал рэкетира, который пытался скрыться на автомобиле. Убийцы пришли к нему рано утром, когда Павел Викторович готовился отвести пятилетнюю дочку в детский сад. Они с особой жестокостью расправились с ним. О павших товарищах сотрудникам напоминает мемориальный памятник, установленный у здания ГАИ [2].
В настоящее время перед сотрудниками Госавтоинспекции стоит целый комплекс задач, важнейшие из которых – обеспечение безопасности и снижение уровня аварийности на дорогах. Их эффективное решение – это сотни спасенных жизней. Компетентность, оперативность, высокое чувство ответственности – эти качества должны быть присущи каждому сотруднику Госавтоинспекции, которые всегда находятся на передовых позициях. От их объективного, чуткого и внимательного отношения к гражданам зависит общественное мнение о деятельности сотрудников ГИБДД. Нынешнее поколение офицеров полиции бережет и приумножает лучшие традиции предшественников и своим трудом повышает престиж нелегкой службы в рядах МВД.
Список использованных источников
Предварительный просмотр:
Маскаева Татьяна Александровна
ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», преподаватель, п. Торбеево
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
Цифровая трансформация отраслей экономики и социальной сферы РМ является одной из приоритетных задач, стоящих перед регионом. Несмотря на отсутствие определенности на федеральном уровне в отношении участия субъектов РФ в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в Мордовии в данном направлении ведется активная работа.
Приоритеты государственной политики в сфере развития цифровой трансформации Республики Мордовия определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", федеральными проектами "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность", "Цифровое государственное управление", "Цифровые технологии", "Нормативное регулирование цифровой среды", "Кадры для цифровой экономики", утвержденные протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27 декабря 2018 г. N 6, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
В соответствии с указанными документами приоритетными направлениями развития цифрового общества в Республике Мордовия являются:
- формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы Республики Мордовия;
- формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных государственных и муниципальных услуг;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- подготовка квалифицированных кадров для цифрового развития Республики Мордовия, обладающих необходимыми компетенциями;
- повышение цифровой грамотности населения Республики Мордовия.
- развитие нормативно-правового регулирования цифровой среды;
- создание условий для развития человеческого потенциала в области цифровой экономики [1, C.236].
Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами предполагает создание условий по реализации персональных траекторий развития и профилей компетенций граждан, развитие системы образования в интересах подготовки компетентных специалистов в сфере цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, реализацию перспективных образовательных проектов.
Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики предполагает выявление и поддержку лучших преподавателей, школьников, выпускников и аспирантов в области математики и информационных технологий, разработку и апробацию учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для изучения математики, информатики.
Необходима полноценная модернизация учебных программ, которая предполагает формирование целых блоков курсов по каждой современной технологии, требует обновления ИКТ-инфраструктура, постановки соответствующих курсов (в частности, по аналитике данных) в подготовку по всем инженерным специальностям и т.д. Необходимо расширение преподавания математики, физики и информатики, а также модернизация образовательных программ по этим предметам (введение элементов дискретной математики и т.д.)
В настоящий момент в Мордовии сформированы достаточные фундаментальные предпосылки для развития цифровой экономики. Из них, в качестве основных, можно выделить следующие. Первая – высокий уровень развития электронного правительства. В регионе значительно увеличилось количество граждан, пользующихся государственными и муниципальными услугами в электронном виде. Мордовия заняла лидирующие позиции по достижению показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме». По данным Росстата, в республике он составил почти 79,2 % при плановом значении – 60 %. Это десятый результат в стране и третий в Приволжье.
Вторая – развитая и современная информационно-коммуникационная инфраструктура, позволяющая реализовывать масштабные события различных уровней, наличие новых объектов связи, проведение операторами существенной модернизации собственных сетей. Благодаря новому строительству и модернизации скорость мобильного Интернета в республике выросла в среднем на 30%, а сама связь стала более стабильной и надёжной.
Третья – реализация комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион», мероприятия которой направлены на повышение эффективности и развитие подсистем фотовидеофиксации и «интеллектуального видеонаблюдения», а также системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения.
Четвертая – успешное функционирование региональной системы обработки единой социальной электронной карты жителя РМ (РСО ЕСЭК). В большинстве транспортных средств города возможна безналичная оплата проезда любой бесконтактной пластиковой картой платежных систем Мир, Visa, MasterCard. Запущен функционал по учету поездок льготных категорий населения в общественном транспорте городского округа Саранск. На сайте оператора запущен сервис, на котором жители республики могут посмотреть полную историю своих поездок. На текущий момент в процессе реализации находятся проекты по внедрению спортивного, образовательного и социального приложений [4, C.4].
Для осуществления цифровой трансформации в относительно короткий период времени необходимо наличие не только компетентных кадров, способных к инновациям, но и достаточно высокий уровень цифровых компетенций населения.
Важная задача – разъяснить людям основные возможности и удобство использования информационных технологий, научить ими пользоваться, повысить уровень цифровых компетенций в обществе, в том числе и в органах власти. Важно модернизировать систему образования и создать условия для развития инновационного предпринимательства в регионе [3, C.251].
Работу по формированию необходимых компетенций у будущих специалистов необходимо начинать со школьной скамьи. В этих целях в республике инициирован проект «Цифровое завтра».
Литература
- Постановление Правительства Республики Мордовия
от 15 октября 2019 года N 404
Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Цифровая трансформация Республики Мордовия" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия (с изменениями на 16 декабря 2020 года) - Известия Мордовии «Какие успехи Мордовии в сфере цифровизации?», Интервью с министром информатизации и связи РМ Игорем Вольфсоном., 29 июня 2019 г
- Бабкин, А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.– 2017. №3. 9-16
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Автор: Т.А. Маскаева
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
В современном мире ситуация характеризуется ролью знаний как главного двигателя экономического роста, т.е. речь идет о формировании экономики, основанной на знаниях. Образование в этих условиях приобретает особое значение для формирования интеллектуального потенциала страны. Образование должно стать фактором создания инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту систему.
Характеризуя конкурентоспособного специалиста, большинство исследователей (Э.Ф. Зеер, В.А. Ведеников, П.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.В.Петровский, Ф.Ф. Бодалев, В.И. Андреев, Н.В. Фомин, А. Маслоу и др)выделяют следующие личностные качества:
- профессиональная компетентность;
- высокий уровень теоретической и практической подготовки;
- высокая степень освоения последних достижений науки и техники и современных технологий;
- целеустремленность, ценностные ориентации, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий;
- стремление к успеху;
- способность к творчеству и инновационной деятельности;
- умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие и системно видеть проблему;
- способность адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, а также обладание знаниями, умениями и способностями, необходимыми для широкого круга профессий;
- гибкость мышления;
- способность к самооценке;
- способность принимать ответственные решения;
- коммуникативность[2].
Проанализировав различные подходы к толкованию понятия конкурентоспособного специалиста, можно сделать вывод, что ученые связывают это понятие с достаточно высоким уровнем владения человеком той или иной деятельностью, то есть с наличием профессиональной компетентности, при этом человек должен обладать и такими личностными качествами, которые позволят ему достигать поставленных целей, адекватно вести себя в динамически изменяющихся условиях, анализировать ситуацию и стоящие перед профессионалом задачи, проектировать деятельность не на ближайшие действия, а на длительные периоды, видеть перспективу в своей работе, уверенность в себе, при этом исследователи отмечают, что конкурентоспособный специалист – это, прежде всего, личность, субъект профессиональной деятельности. Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, но и от системы мотивов в выбранной профессии [3].
Современные концепции образования требуют перехода к новому стилю и формам обучения, которые должны быть направлены на развитие главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, размышлению, действию. Будущее за преподавателями, глубоко знающими свой предмет, владеющими разнообразными методическими приемами, имеющими психолого-педагогическую подготовку.
В Торбеевском колледже мясной и молочной промышленности особая роль отводится процессу воспитания. Колледж, как промежуточное звено между средним и высшим образованием, помогает направить деятельность студента таким образом, чтобы появилась мотивация к самообучению, а, значит, к исследовательской работе, которая в полной мере будет реализовываться на ступени высшего образования. Поэтому применяется система образования, основанная на походе: воспитание и образование-неразрывно связанные процессы. На фоне усложнения условий жизни общества ускоряется рост поступающего в наше сознание объема накопленных знаний. Возникает необходимость быстрой и плотной укладки новой научной информации в длительной памяти человеческого мозга и развитие творческих способностей человека. При организации учебной деятельности студентов, перед нашими педагогами стоят следующие задачи:
- вовлечение практически всех студентов вв активный процесс получения знаний;
- дифференцированно походить к уровню подготовленности, способности, мотивации каждого студента;
- осуществлять систематический текущий и итоговый контроль знаний по овладению соответствующими компетенциями;
- по возможности наладить связь с родителями; - изложение материала сопровождать использованием различных интерактивных методов, помогающих сделать процесс усвоения нового материала более наглядным, интересным и запоминающимся [4].
Пути реализации поставленных задач:
- реализация личностно-деятельного подхода на каждом занятии;
- консультации для студентов обязательные и по выбору;
- индивидуальный подход к каждому студенту;
- вовлечение во внеаудиторную работу.
Важным фактором успешного педагогического процесса являются такой аспект личности, как обучаемость. Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, отношением к ней. Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Она является одним из основных показателей готовности к учению и освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами труда [4].
С первых дней пребывания в колледже первокурсников наши педагоги обучают навыкам учебной работы, что позволяет им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повышает качество обучения. Чтобы достичь высоких результатов успеваемости, необходимо применять воспитательные приемы, которые использует наука педагогика и психология. В противном случае процесс обучения будет скучен и неинтересен. Цель деятельности наших педагогов- выявить мотивационные процессы в развитии учащихся, чтобы воспитать целостную личность, которая осознает важность получения образования и дальнейшего интеллектуального развития. Для формирования мотивационной и образовательной деятельности студента преподавателям приходится использовать различные воспитательные и психологические подходы в образовательном процессе. К ним относятся:
- побуждающие – побуждают личность ставить перед собой цели для достижения по возможности высокого результата;
- смыслообразующие – придают деятельности учащегося личностный смысл;
- направляющие – направляют студента в ходе его деятельности. Кроме того, педагоги для успешного образовательного процесса должные учитывать еще и психо-эмоциональное состояние учащихся.
Вчерашние школьники практически не подготовлены в этом направлении, а некоторые уехали из родного дома, и без ежедневной опеки родителей просто не готовы к самостоятельной жизни и обучению. Поэтому всем преподавателям приходится, особенно на начальном этапе обучения, обращать пристальное внимание на настроение, эмоции, чувства и мироощущение своих подопечных [4]. В связи с этим преподаватель ССУЗа – это в том числе педагог-психолог, который постоянно совершенствуется в этом направлении, т.к. залог успешного обучения- это его неразрывная связь с воспитанием. Воспитывая личность, не приходится навязывать нравственные ценности, они лишь предлагаются, а студент сам осознает в них необходимость.
Проблемы обучения и воспитания всегда существовали и будут существовать. Цель деятельности любого педагога – их преодоление.
Список использованной литературы:
1. Баранов, А.Е. Интернет-психология /А.Е. Баранов. – М.: ИЦ РИОР, 2018. – 264 с
2. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: КНОРУС, 2019. – 344 с.
3. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие. /О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 160 с.
4. Щербатова, Д. Д. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию / Д. Д. Щербатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (91.1). — С. 22-25.
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна
лучше других потому, что именно ты в ней родился»
Бернард Шоу
В Торбеевском колледже мясной и молочной промышленности сложилась определённая система работы по воспитанию учащихся, стержнем которого является гражданственность и патриотизм.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Патриотическое воспитание – это одна из главных функций государственных учреждений. В нашем учреждении образования патриотического воспитания является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок идей служения Отечеству, его защиты. Формированию основополагающих ценностных ориентиров обучаемых способствует воспитательный потенциал базовых учебных дисциплин и сложившаяся система внеурочной деятельности. Гражданско-патриотическое воспитание в колледже представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у студентов социально значимых ценностей, патриотических качеств личности, активной гражданской позиции, рождает гордость за великую историю своего народа.
В современных условия, выделяются несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений. Так, метод убеждения включает ряд форм гражданско-патриотической направленности: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции, заседания дискуссионного клуба.
Так, в колледже в данном учебном году были реализованы следующие классные часы, способствующие формированию патриотизма студентов: «Великая дата в истории нашей страны», «Человек-легенда», посвященный герою ВОВ – уроженцу Торбеевского района М.П. Девятаеву, «Ради мира на земле» (О Маршале Советского Союза – герое Сергее Федоровиче Ахромееве, Петре Трофимовиче Павлове, Григории Емельяновиче Резяпкине), «Их подвиг живет в веках», «Великая Победа Великого народа», «Женщины ВОВ».
Проведены конкурсы плакатов, презентаций, викторин патриотической направленности, в которых участвовали студенты всех групп. В прошлом году, например, проводился республиканский конкурс стихотворений собственного сочинения на военную тематику, на котором студентка 2 курса заняла 2 место среди студентов ССУЗ.
Я как руководитель дискуссионного клуба «Вердикт», при составлении плана работы, ежегодно стараюсь подбирать темы, которые способствовали бы формированию и развитию таких гражданских значимых качеств личности, как: правовая культура, благонравие и духовность, патриотизм, ориентированность на семью, толерантность. В течение учебного года были проведены заседания по следующим тематикам: «Патриотизм современной молодежи», «Мы обязаны Вами гордиться», «Гражданином быть обязан!».
Наш колледж принимал участие на республиканском уровне в написании исследовательских работ. Так, студентка моей группы в своем исследовании на тему: «Боевая награда», поработав с семейным архивом, изучила все награды, полученные ее прадедом (с приложением подтверждающих документов): Орден Отечественной Войны 2 степени (за убийство немецкого офицера, 8 солдат вражеской стороны, подавление огня противника); медаль «За отвагу» (за достойное командование отделением и проявленное мужество в бою); Орден Красной Звезды (за 2 захваченные немецкие автомашины, пушку, 2-х солдат, 1 офицера, убийство 6 немцев). Считаем, что молодежь должна знать свои корни и гордиться подвигами своих родственников.
В нашем колледже среди студентов так же практикуется проектная деятельность, способствующая формированию гражданственности и патриотизма. Например, проекты, посвященные Победе в ВОВ. К юбилейной дате 70-летия был выполнен 21 проект учебных групп.
Метод положительного примера подразумевает проведение краеведческой и поисковой работы, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы. Организация встреч, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда - дают возможность напрямую пообщаться с людьми, являющимися героями нашего времени.
Ежегодно, не только в предверии 9 мая, происходят встречи с ветераном Афганской войны С.А. Гордеевым, на которой студенты имеют возможность пообщаться с участником боевых действий, задать вопросы.
Что касается краеведческой и музейной работы, то в стенах колледжа имеется музей, который студенты всех курсов с большим желанием посещают.
На территории Торбеевского района имеется музей им. М.П. Девятаева, который входит в число наиболее значимых культурно-исторических объектов РМ. На витринах музея можно увидеть экспонаты, переданные в распоряжение музеем «Антифашистской освободительной борьбы народов Европы» (бывший концлагерь «Заксенхаузен»): робу узника, деревянные долблёнки, куртку. Содержится фонотека с записями воспоминаний супруги летчика-истребителя, рассказами ветеранов ВОВ. Во время экскурсии демонстрируются фильмы о жизни и побеге «из ада» нашего знаменитого земляка М.П. Девятаева
Педагогический смысл походов по местам боевой славы как раз и заключается в том, что студенты открывают для себя «факты жизни», приобщающие их к великим героическим свершениям нашего народа. Одно дело, когда ребята слушают лекции, доклады, читают в газетах массу разноречивых статей, посвященных истории нашей Родины. И совсем другое – когда они сами прикасаются к подвигу дедов, становятся свидетелями трагедий, разыгравшихся на нашей земле. В этом и заключается смысл сегодняшней работы по патриотическому воспитанию – дать молодежи максимум правдивой информации, помочь разобраться в сложных переплетениях исторических событий.
В работе мы большое внимание стараемся уделять волонтерской деятельности. И в этом нам помогает Совет ветеранов Торбеевского района. Своевременно подготавливаются и выверяются списки ветеранов и тружеников тыла.
Необходимо отметить, что студенты проявляют большую активность и творческую инициативу. Организуются встречи с ветеранами подразделений. За каждым ветераном закрепляются студенты, которые оказывали помощь в уборке по дому, приготовлении еды, оплате счетов, занимались покупкой продуктов питания.
Хочется обратить внимание на то, что подобная работа в Торбеевском колледже проводится постоянно, это необходимая составляющая воспитательной работы со студентами.
Студенты нашего колледжа принимают участие в акции «Бессмертный полк». Так, в прошлом году более 144 студентов приняли участие в шествии. Знаменная группа, без которой не обходится ни одно мероприятие патриотической направленности, так же студенты нашего колледжа.
Если брать метод упражнений, то он является наиболее обширным и заключается в проведении следующих форм гражданско-патриотической направленности: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера по изучению национальной символики и геральдики, уроки мужества.
Преподаватели физвоспитания и студенческий актив организуют спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, которые приурочены ко Дню Победы.
Помимо внеурочной деятельности, в ТКММП формирование гражданско-патриотического воспитания студентов также проводится и во время уроков.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы предложить пути совершенствования системы патриотического воспитания:
- формирование мировоззрения молодёжи через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
- практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
- использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания молодёжи;
- прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
- осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами муниципальной государственной власти.
И, напоследок, хочется отметить, что сегодняшние студенты – это наше завтра, поэтому то, что закладывается в них сегодня, они будут нести в будущее. И, значит, от них зависит какой будет наша Родина.
Патриот современной России:
-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой родине.
-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.
-Обладает гражданской ответственностью.
-Проявляет духовную твердость.
-Отзывается на социальные проблемы окружающих.
-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.
-Ведет активный образ жизни.
-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.
-Заботится об окружающей природе.
-Осознанно трудится во славу России.
-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.
-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.
-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.
-Отстаивает национальные интересы России.
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ
Маскаева Т.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
Развивающийся рынок труда предъявляет к современным специалистам высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому стилю общения, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность специалиста. Сегодняшним выпускникам предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в условиях рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособного специалиста, готового самостоятельно, результативно и нравственно решать профессиональные и иные проблемы.
В современном образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу. Так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.
Преимущество компетентностного подхода состоит в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Выделяется 2 вида компетенций:
1)общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности;
2) профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
При изучении дисциплины «Психология общения» студентами 5 курса специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов формируются следующие общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения;
У нас существует система внеурочной работы со студентами по всем учебным дисциплинам: неделя специальных дисциплин, научно - практические конференции, творческие конкурсы, выставки, заседание дискуссионного клуба и лектория правовых знаний.
Я являюсь руководителем дискуссионного клуба «Вердикт» и мы считаем, что самым ценным в работе клуба является самостоятельная работа студентов по подготовке и проведению каждого заседания. В начале учебного года создаётся актив из наиболее заинтересованных ребят, и они сами выбирают темы, находят материал, подключают к работе других студентов. Формы проведения занятий бывают разные, практически на каждом проходят презентации, слайд-шоу, представления творческих работ студентов, видео-материалы. Так, например, мною была проведена конференция на тему: «Преступления против будущего: преступления против детей». Каждый из студентов предлагал и отстаивал собственную позицию в решении обозначенной проблемы, участвовал в дискуссии и принятии решения, выработке рекомендаций в отношении предложенных видов преступлений (педофилия, о побоях и истязаниях в приемных семьях из России, США, аборты, секта, введение комендантского часа, а также заслушаны громкие случаи преступлений против детей в России за истекший год). После проведения рефлексии студенты предложили способы предотвращения преступлений против детей. В конце мероприятия каждому была раздана памятка «Как вести себя с детьми, которые стали жертвами насилия» и «Как не стать жертвой несовершеннолетнему». Благодаря таким мероприятиям актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих личности способность: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования как в личностном отношении, так и профессиональном, успешной социализации.
Как мы видим, взаимосвязанная система учебной и внеурочной работы способствует развитию разных образовательных компетенций, прежде всего общекультурной. Развиваются компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Направляя самостоятельную познавательную деятельность студентов, предлагая им при помощи современных информационных технологий найти, проанализировать, отобрать и передать необходимый материал, мы формируем у студентов учебно-познавательную и информационную компетенции. В ходе подготовки и проведения различных внеаудиторных мероприятий, ребята получают опыт работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе, формируя при этом коммуникативную компетенцию. Профессиональная направленность практически всех занятий формирует социально-трудовую компетенцию, учит студента понимать сущность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Таким образом, формирование общих и профессиональных компетенций, установленных стандартами третьего поколения возможно, как через систему аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, так и через формы организации внеучебной деятельности студентов.
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Маскаева Т.А., Макашкина Т.Н.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
Республика Мордовия, Россия
THE ANALYSIS OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF MORDOVIYA
Maskaeva T.A., Makashkina T.N.
The State Budget Professional Establishments of the Republic of Mordoviya "Torbeevsky College of Meat and Milk Industry"
Republic of Mordoviya, Russia
В первую половину 90-х годов Мордовия переживала состояние глубочайшего кризиса в экономике, социальной и общественно-политической сферах.
Сентябрь 1995 года стал отправной точкой огромной работы, целенаправленно проводимой на протяжении последних двадцати лет. Именно тогда, в ходе разработки и особенно всенародного обсуждения проекта Конституции, произошло объединение и консолидация всех конструктивных сил в нашей республике на основе впоследствии сформулированного принципа «Согласие, Порядок, Созидание»
В то сложнейшее время, в первую половину 90-х годов, Мордовия по большинству показателей занимала последнее место в Российской Федерации. Только за один 1994-й год валовой региональный продукт сократился на 40%. Большинство промышленных предприятий встали.
Сразу после принятия Российской Конституции в Мордовии началась кропотливая работа над ее собственным основным законом. Законом, которому суждено было стать прочной правовой базой масштабных социально-экономических преобразований, отправной точкой огромной работы, целенаправленно проводимой в республике на протяжении всех последующих лет.
Конституция Мордовии была принята Конституционным Собранием 21 сентября 1995 года. И на протяжении уже 20 лет она является, наряду с федеральным законодательством, основой политико-правового развития нашей республики.
Прежде всего, в Мордовии была создана сильная и действенная вертикаль власти, установлено эффективное взаимодействие с Федеральным центром.
Проведем анализ Конституции Республики Мордовия.
Первая и вторая главы Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия – «основы конституционного строя», «права и свободы человека и гражданина».
В Конституции Российской Федерации закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Такой подход представляется важным и обоснованным, так как именно основные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всей системы права, обладают наивысшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
Конституция Республики Мордовия на основе федеральной Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 3).
Отдельная глава конституции республики посвящена правам и свободам человека и гражданина. Она почти полностью текстуально воспроизводит вторую главу Конституции РФ. В ней закрепляется, что в Республике Мордовия признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, и обеспечивается их соблюдение и защита. Каждый гражданин обладает на территории Республики Мордовия всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия. В Республике Мордовия не должны издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 15). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 16). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 17).
Таким образом, в конституционном законодательстве Республики Мордовия нашел свое достаточно полное выражение институт основных прав и свобод человека и гражданина. Этот институт основных прав и свобод в целом соответствует федеральному законодательству, однако в нем имеются некоторые конституционные деликты, связанные с установлением форм собственности и конституционным правом граждан и их объединений на частную собственность на землю. Отдельные элементы конституционно-правового института основных прав и свобод человека и гражданина нашли свое закрепление в текущем республиканском законодательстве, которое находится в стадии своего становления.
В Республике Мордовия институт основных прав и свобод построен с учетом принципа федеративного устройства Российской Федерации и доказывает вывод о том, что правовой статус личности в Российской Федерации вытекает не только из учрежденных на конституционном уровне прав, свобод и обязанностей личности, но и строится с учетом федеративного устройства России.
Третья глава Конституции РМ – «Государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Мордовия».
Конституционно-правовой статус Республики закреплен на основе норм Конституции России в Конституции Республики Мордовия. Главным, на наш взгляд, слагаемым этого статуса является установление на основе Конституции и конституционного законодательства РФ в Конституции республики предметов собственного ведения Республики Мордовия.
Статья 61 Конституции Республики Мордовия определила предметы ведения республики.
Эти предметы ведения Республики Мордовия вытекают из смысла Конституции РФ и базируются на ее положениях. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Мордовия осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречий между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики, изданным по предметам ведения Республики Мордовия, действует нормативный правовой акт Республики Мордовия (ст. 63 Конституции РМ).
На основе конституционных положений можно определить слагаемые правового статуса Республики Мордовия, установленного в республиканской Конституции: равноправие Республики Мордовия с другими субъектами Федерации, собственная территория Республики, возможность изменения статуса данного субъекта, наличие компетенции республики по вопросам совместного ведения.
Из содержания федеральных конституционных положений вытекают следующие слагаемые конституционно-правового статуса Республики Мордовия, закрепленного в ее Конституции: собственные предметы ведения, административно-территориальное деление Республики, столица республики, официальные символы. Эти слагаемые правового статуса вытекают из смысла российского федерализма. Конституция РФ при этом установила правовые рамки для субъектов в определении ими в конституциях и уставах своего правового статуса. Мордовский законодатель в полной мере учел эти конституционные установления при определении правового статуса республики в собственном конституционном документе.
Четвертая глава Конституции – «Глава Республики Мордовия».
Конституция Республики Мордовия в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах…» учреждает должность высшего должностного лица и дает ее наименование – «Глава Республики Мордовия». Глава Республики Мордовия одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти республики (ст. 67).
Пятая глава Конституции – «Государственное Собрание Республики Мордовия».
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации имеют двуединую юридическую природу. Они являются одновременно и законодательными, и представительными органами. Это означает, что законодательные (представительные) органы субъектов осуществляют народное представительство и реализуют законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие нормативно-правовые акты. Эти признаки связаны между собой, поскольку именно выборность их народом позволяет этим органам принимать правовые акты и выполнять другие функции.
Нормативные правовые акты Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются, как правило, в виде законов. Иные его акты имеют форму постановлений, если другое не установлено республиканским законом.
Шестая глава Конституции – «Правительство Республики Мордовия»
Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия являются Правительство республики и иные органы исполнительной власти. Исполнительную власть республики возглавляет Глава Республики Мордовия. Конституция и конституционное законодательство Республики Мордовия в полной мере выражают юридическую природу и предназначение исполнительной власти как власти, исполняющей законы, и определяет роль и место исполнительной власти в системе разделения властей. В этой части конституционное законодательство Республики Мордовия вытекает из федерального законодательства, опирается на его правовые нормы и конкретизирует их.
Глава 7 Конституции РМ – «Мировые судьи»
Мировые судьи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Мордовия, являются судьями общей юрисдикции Республики Мордовия и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется законами Республики Мордовия в соответствии с федеральным законодательством.
8 глава Конституции – «Местное самоуправление»
Местное самоуправление осуществляется населением в городских, сельских поселениях, а также на иных территориях, определяемых в соответствии с федеральным законом и законом Республики Мордовия. Для реализации функций местного самоуправления образуются выборные и иные органы местного самоуправления, избираются и назначаются должностные лица местного самоуправления, наделяемые соответствующими полномочиями.
9 глава – «Государственные символы и столица Республики Мордовия»
Республика Мордовия имеет государственные флаг, герб и гимн, выражающие многонациональность, самобытность и традиции народа Республики Мордовия. Столицей Республики Мордовия является город Саранск. Статус города Саранска как столицы Республики Мордовия определяется законом Республики Мордовия.
Глава 10 Конституции РМ посвящена порядку внесения изменений и пересмотра Конституции Республики Мордовия
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что на наш взгляд Конституция Республики Мордовия совершенна и не требует доработок. Новейший этап развития Мордовии характеризуется важными событиями и большими свершениями, значимыми достижениями в экономике, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, науке, культуре, блистательными победами в спорте.
Но, мы считаем, что главной целью должен быть не сам по себе экономический рост, а рост качества жизни нашего населения. Республика должна стать привлекательной прежде всего для проживающих в ней людей. Важно, чтобы эти люди связывали с Мордовией надежды на благополучное и стабильное будущее. Генеральное направление — повышение уровня жизни, зарплаты и доходов простого человека. И сегодня эти положения воплощаются в жизнь.
Список литературы:
1. Любушкин В.А. Конституционно-правовая характеристика Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации, 2009
2. Любушкин В.А. Закрепление основ конституционного строя Российской Федерации в Республике Мордовия [Текст] / В.А. Любушкин, А.Р. Еремин // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвуз. сб. науч. трудов). – Вып. VI. – Саранск, 2007.– С. 66-69
3. сайт MordovMedia.ru http://www.mordovmedia.ru/news/society/item/38548/
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Гражданином быть обязан»
Интегрированные дисциплины: история, право
Разработал: Маскаева Т. А.
Торбеево
Аннотация
на методическую разработку заседания круглого стола
«Гражданином быть обязан»
Цель мероприятия – научить ребят грамотно вести дискуссию, используя интегрированные технологии, находить в ходе дискуссии необходимые и уместные аргументы, уметь отстаивать свою точку зрения, воспитывать тем самым уважительное отношение к чужому мнению.
В ходе заседания круглого стола необходимо познакомить студентов с правами, свободами и обязанностями граждан, с государственной символикой Российской Федерации, Республики Мордовия, историей ее развития.
В ходе мероприятия были заслушаны сообщения студентов.
Данное мероприятие призвано расширить и закрепить знания студентов. Развивать гражданское и правовое сознание личности, формировать у студентов чувство патриотизма.
Данная методическая разработка содержит:
- Программу проведения заседания круглого стола «Гражданином быть обязан»
- Алгоритм проведения заседания круглого стола «Гражданином быть обязан»
- сценарий мероприятия
Программа проведения заседания круглого стола
«Гражданином быть обязан»
Цели:
- познакомить студентов с основными правами обязанностями, способствовать формированию патриотизма
- воспитание культуры поведения;
- развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
- развивать интеллектуальные способности студентов на основе использования ими таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- формирование манер при публичном выступлении;
- развивать речевую культуру при обсуждении вопросов темы;
- активизация работы студентов по самостоятельному приобретению профессиональных знаний, формированию профессиональных компетенций.
1 Содействие формированию общих компетенций студента
Код | Общая компетенция | Цели | Этап |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбор микрогруппы и определение целей своей деятельности в ней - организация своей деятельности при подготовке и проведении мероприятия - выбор методов и способов своей деятельности - оценка эффективности своей деятельности | - подготовительный этап - этап проведения мероприятия |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - поиск нужной информации по различным источникам - отбор и анализ информации в соответствии с поставленными задачами - выбор способа предоставления информации | Подготовительный этап |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий | - использование ресурсов сети Интернет при поиске информации - использование программы Microsoft Offis Power Point при подготовке презентации | Подготовительный этап |
ОК 6 | Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - распределение обязанностей по интересам, способностям и целям деятельности - осуществление взаимосвязей с преподавателем - составление плана деятельности по подготовке и проведению мероприятия - организация деятельности по подготовке намеченного плана | - Подготовительный этап - этап проведения мероприятия |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных), результат выполнения заданий | - ответственность за результат подготовки к мероприятию | Этап проведения мероприятия |
2 Воспитательные цели
Код | Ключевые компетенции | Цели |
КК 1 | Ценностно-смысловая компетенция | - способность видеть и понимать окружающий мир - ориентироваться в окружающем мире - уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения - самоопределение студента в ситуациях деятельности классного часа |
КК 2 | Учебно-познавательная компетенция | - знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей деятельности - креативные навыки продуктивной деятельности - добывание знаний |
КК 3 | Информационная компетенция | При помощи информационных технологий аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения: - самостоятельно искать информацию - анализировать и отбирать необходимую информацию - организовывать и преобразовывать информацию - сохранять и передавать информацию |
КК 4 | Коммуникативная компетенция | Включает знания: - способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями - навыки работы в группе - владение различными социальными ролями в коллективе - умение представить себя |
Ресурсы:
Оборудование: ПЭВМ, проектор, экран
Методические и наглядные средства: программа проведения заседания круглого стола, мультимедийная презентация, видеоролик, кодекс чести молодого гражданина РФ.
Человеческие ресурсы: студенты 1,2 курса, преподаватель
Место проведения: конференц-зал
Интегрированные дисциплины: право, история
Время проведения: 45 минут
Подготовительный этап
На данном этапе преподаватель:
- выдает тему мероприятия, определяет его цели и необходимую подготовку
- знакомит студентов с возможными источниками информации
- выясняет интересы и потребности студентов, распределяет их по микрогруппам в соответствии с интересами и потребностями
- составляет план деятельности по подготовке к мероприятию
- знакомит участников с правилами подачи материала, приемами, которые могут использоваться в процессе проведения классного часа
На данном этапе студенты:
- знакомятся с темой, целями и порядком проведения мероприятия
- распределяются по микрогруппам
- осуществляют поиск и анализ информации по теме заседания круглого стола
- готовят представление-презентацию
Алгоритм проведения заседания круглого стола:
«Гражданином быть обязан»
- Вступительное слово преподавателя;
- Постановка индивидуальных целей студентами;
- Постановка проблемы
- Заслушивание сообщений по теме:
4.1 обязанности граждан
4.2 права и свободы
4.3. герб РФ
4.4 герб РМ
4.5 гимн РФ
4.6 гимн РМ
4.7 флаг РФ
4.8 флаг РМ
4.9 волонтерское движение
- Разрешение проблемы, рефлексия по целям;
6.Заключительное слово преподавателя.
Участники мероприятия:
- Кондрашова Ольга
2. Макашкина Татьяна
3. Мичкидяева Екатерина
4. Моисеева Татьяна
5. Федькина Кристина
6. Путяйкина Мария
7. Оцепаева Светлана
8. Канина Юлия
9. Карасева Оксана
Сценарий мероприятия
Преподаватель. Здравствуйте, уважаемые участники заседания круглого стола. Тема сегодняшнего нашего мероприятия «Гражданином быть обязан » обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе и в конце урока поставим нужный знак.
Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».
Кто же такой гражданин?
Кого же называют гражданином?
Ответы студентов
Преподаватель. Гражданин не может существовать без прав, свобод и обязанностей. А какие обязанности должны соблюдать Вы? Каковы ваши обязанности?
Ответы студентов
Преподаватель. Слово предоставляется студентке 53 группе Кондрашовой Ольге
Обязанности граждан
Конституция Российской Федерации, – основной закон страны, – накладывает на граждан России определенные обязанности.
Все, кто находится на территории России, обязаны соблюдать её Конституцию и законодательство, и с уважением относится к обычаям и традициям народов, проживающих на её территории.
Все граждане России обладают равными обязанностями по отношению к своей стране. Однако, обязанностей этих не так много, как может показаться на первый взгляд. Вот они:
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должнызаботиться о нетрудоспособных родителях.
- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
- Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.
- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин РФ может в полной мере осуществлять свои права и обязанности.
У граждан РФ есть не только обязанности, но и права, и свободы, коих гораздо больше. Права и свободы человека и гражданина перечислены в главе 2 Конституции Российской Федерации [1, c11].
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, а какими правами вы обладаете? На что Вы имеете право?
В чем отличие прав от обязанностей?
Слово предоставляется Макашкиной Татьяне, студентке 53 группы
Права и свободы
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Основными из них являются:
- признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
- осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
- равенство мужчины и женщины;
- приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
- строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
- запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны [1, c12].
Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.
Студент: А теперь, мне хотелось бы задать вопросы участникам заседания круглого стола. А что же такое свободы человека? Отличается ли это понятие от понятия «правА»
Студенты отвечают
Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.
Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.
Преподаватель: А кто же гарантирует осуществление и защиту прав и свобод? Кто следит за тем, чтобы права не нарушались?
Ответы студентов
Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана [4, c.321]
Преподаватель: Каждый истинный гражданин своей страны должен знать о государственных символах своей Родины. А какие государственные символы существуют в России?
Ответы студентов
Преподаватель: Правильно. Давайте предоставим слово студентке 52 группы Мичкидяевой Екатерине, которая нам расскажет о гербе РФ, истории его возникновения.
ГЕРБ РФ
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации [3, c. 256].
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Преподаватель: Говоря о государственных символах России, нельзя забывать и о нашей малой Родине – РМ. О гербе РМ нам расскажет Моисеева Татьяна, студентка 51 группы
ГЕРБ РМ
Герб Республики Мордовия, в соответствии с требованиями геральдики, начинается со щита: ведь каждому народу, имеющему свою государственность, пришлось отстаивать свою землю, свободу, независимость. Автор герба Чикринев Н. Д.*избрал французскую форму щита: почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. Щит цветов флага РМ; в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы вертикально сверху вниз. Щит обрамляется шейной гривной (старинным украшением древней мордвы) золотого цвета, что символизирует: древнее происхождение этносов края; красоту: природы, городов и сел, духовную красоту народа; достаток, богатство: национальное, духовное, куль турное и материальное. На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага. Колос в современной геральдике означает экономиче скую мощь государства, его процветание, национальное единство.^ Завершается герб солярным знаком. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии многонациональному народу Республики Мордовия, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле [4, c. 198].
Преподаватель: Гимн РФ. Слово предоставляется Федькиной Кристине, студентке 52 группы
Гимн РФ
Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.
Долгое время гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для «Патриотической песни» не было.
Порядок официального использования гимна России изложен в Федеральном законе, подписанном президентом Путиным 25 декабря 2000 года.
Во время звучания гимна допускается звуко- и видеозапись, а также использование средств теле- и радиотрансляции.
Как правило, гимн исполняется на торжественных или праздничных мероприятиях, таких как Парад Победы в Москве. Также гимн звучит после поздравления президента в новогоднюю ночь. В соответствии с законом гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории России и за её пределами. При официальном звучании гимна присутствующие должны стоять, мужчины — снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Преподаватель: О гимне РМ нам расскажет студентка 53 группы Путяйкина Мария
Гимн РМ
Государственный гимн Республики Мордовия говорится в Конституционном законе о гимне РМ является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа Республики Мордовия. Государственным гимном является музыкальное произ¬ведение лауреата Государственной премии Республики Мордовия Н. В. Кошелевой на стихи С. В. Кинякина. Испокон веков в этом благодатном крае звучали песни на мокшанском, эрзянском, русском, татарском языках. Слова были разные, но пели об одном и том же: о красоте природы, любви и верности, о нелегкой доле. Продолжая давние традиции народов края, гимн Республики Мордовия звучит на трех государственных языках мокшанском, эрзянском, русском
Преподаватель: Следующий государственный символ – это флаг. Хотелось бы задать вопрос студентам. Кто из вас знает, почему именно белый, синий, красный цвета? Что символизируют эти цвета? Как появился флаг в РФ?
Ответы студентов
Преподаватель: Слово предоставляется Оцепаевой Светлане
Флаг РФ
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России. Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существовала и еще одна неофициальная «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.
В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России:
- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- синий - цвет веры и верности, постоянства;
- красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Преподаватель: Ребята, а как выглядит флаг РМ?
О флаге РМ нам расскажет студентка 53 группы Канина Юлия
Флаг РМ
Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине1:2. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка солярный знак маренового (темно-красного) цвета, символ солнца, тепла, доброты, открытости, стремления к равновесию, стабильности и устойчивости. Итак, флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле. Автор флага лауреат Государственной премии Республики Мордовия А. С. Алёшкин*.
Преподаватель: Говоря о гражданственности, патриотизме, не возможно не вспомнить о том вкладе, о тех усилиях, которые приложили наши предки, для того, чтобы мы с вами сейчас могли свободно дышать, жить, общаться, которые подарили нам светлое небо над нашими головами. Светлая им память! Радует то, что наша молодежь не остается в стороне. Активно принимает участие, оказывает помощь ветеранам. В нашем колледже создана группа волонтеров, о деятельности которой нам сейчас расскажет командир волонтерского движения в Торбеевском муниципальном районе, студентка 53 группы Карасева Оксана
Ребята, кто же такой волонтер?
Задать вопрос студентам.
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Если заглянуть в словари, то волонтер (доброволец) - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
Волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов [5, c. 262].
Я расскажу о направлениях работы волонтёров при организации и проведении событий, запланированных в рамках празднования Победы, в том числе парада Победы на Красной площади и военно-морского парада в Севастополе
Немного остановлюсь на акциях, в которых многие студенты ваших групп принимали участие:
Всероссийская акция Георгиевская ленточка
В единый день старта Всероссийской акции, во всех субъектах Российской Федерации, предлагается организовать и провести первые массовые раздачи Георгиевских лент всем желающим. Волонтёры мероприятий фотографируют происходящее на мобильные устройства с дальнейшей публикацией фотографий в социальной сети Instagram.
Всероссийская акция - Письмо Победы. Суть данного мероприятия следующая: молодые люди пишут письма в прошлое, членам своих семей, принимавшим участие в событиях, связанных с Великой Отечественной войной 1941 – 1945 годов. В письме необходимо максимально отразить личный вклад в дело сохранения наследия Великой Победы.
Всероссийская акция Сирень победы
Сирень – это символ весны, светлого праздника. Это память о тех, кто защитил нашу страну в Великой войне, это символ Победы!
В мае 1945 года советских воинов-освободителей, возвращавшихся домой, везде встречали ветками сирени. Высаживать сирень в День Победы стало традицией.
Всероссийский флэшмоб «День России»
Флэшмоб «День Победы» – общественная акция. В одном месте (желательно центральная площадь населённого пункта), в заранее обозначенное время, собираются жители для того, чтобы хором спеть гимн Победы – песню Давида Тухманова и Владимира Харитонова «День Победы». В мероприятии принимают участие все желающие вне зависимости от того, какими вокальными данными они владеют.
Всероссийская акция «Бессмертный полк»
«Бессмертный полк» – это гражданская инициатива, представляющая собой шествие в колонне с портретами родственников-фронтовиков, призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о каждом, кто не жалея жизни, боролся за освобождение Родины.
Просмотр видеоролика
Преподаватель: А теперь давайте вернемся к началу нашего мероприятия и ответим на вопрос, какой же знак препинания нужно поставить в выражении: «Гражданином быть обязан»: точку, вопросительный знак, восклицательный знак.
Ответы студентов
Преподаватель: А теперь я попрошу закончить предложение: «Я гражданин России потому, что……»
И в заключении нашего мероприятия хотелось бы раздать такую памятку- Кодекс чести молодого гражданина РФ
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
2. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 года
3. Астафичев П.А. Конституционное право России: Учебник - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 390 с.
4. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка
Приложение 1
КОДЕКС ЧЕСТИ МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Будь милосердным!
Полагай любовь в основании жизненных ценностей.
Уважай!
Знай и цени историю, традиции своего народа. Не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств.
Чти семейные ценности!
Уважай родителей. Создай свою семью и в любви воспитай детей для жизни в будущем.
Береги здоровье!
Стремись к духовно–нравственному и физическому совершенству.
Учись!
Стремись к получению и приумножению знаний, а также трудовой и творческой самореализации на благо семьи и Отечества.
Будь честен!
Будь истинным патриотом и гражданином своего Отечества, и служи Родине по законам чести и благородства.
Не будь равнодушным!
Помни: мы несем ответственность за настоящее и будущее России.