Независимая оценка квалификаций в области образования. Что это такое?

Рогова Эля Николаевна

Независимая оценка квалификаций в области образования. Аттестация педагога и новые требования к прохождению процедуры.   Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда. Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Независимая оценка квалификаций  в сфере  образования.

   Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.     Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда. Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

2) Продвижение в профессии

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

4) Расширение возможности трудоустройства

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда.

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов.

Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:

  • работнику — реализовать свое право на независимую оценку его  квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
  • работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.

Как это делается

В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профэкзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности.

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

- Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

- Советы по профессиональным квалификациям;

- Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

- Работодатели;

- Соискатели.

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования решает следующие задачи:

Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности.

25 сентября 2019 года Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям создал Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования и определил следующие функции:

- Проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

- Разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;

- Проведение экспертизы федеральных государственных о​​​бразовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

- Организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;

- Организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности.

Председатель Совета по Профессиональным квалификациям  в сфере образования  Любовь Николаевна Духанина.

 «Миссия нашего Совета – стать органом, консолидирующим усилия работодателей, органов государственной власти, профсоюзных и общественных организаций для решения вопросов развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования» .​

https://www.znanierussia.ru/useful/Pages/qualification.aspx