Традиции или инновации в культуре.

Куницына Елена Николаевна

Современное общество развивается не только под влиянием инноваций в культуре, но и безусловно под воздействием традиций, которые оставили предшествующие поколения. Благодаря традициям сохраняются формы отношений с природой, сохраняются связи между поколениями, возникают новые, семейные традиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции или инновации в культуре.

Воспитатель гр. «Солнышко»

Куницына Елена Николаевна,

ГБДОУ№20 Колпинского района

    Современное общество развивается не только под влиянием инноваций в культуре, но и безусловно под воздействием традиций, которые оставили предшествующие поколения.  Как пишет К. Ясперс: «Традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически не рушимо; традиция же может быть полностью утеряна. Она… составляет историческую субстанцию человеческого бытия». [1] И именно в традиции происходит накопление исторического опыта. Благодаря традициям сохраняются формы отношений с природой, сохраняются связи между поколениями, возникают новые, семейные традиции.

    Культурная модернизация несет за собой, так называемое обновление культуры и переосмысление некоторых традиций, которые препятствуют ее развитию. Но не нужно забывать, что именно традиции дают культуре крепкий фундамент, пренебрегая ими можно полностью утратить свою самостоятельность. Как например в религиозной Италии, 14 января 2006 года девушки из благополучных семей вышли на демонстрацию в поддержку абортов, при этом яро выступали против вмешательства Католической церкви в этот вопрос.  Или взять в пример Великобританию, в которой неукоснительно соблюдаются традиции, с детства прививаются такие ценности, как целомудрие, благородство, благочестие. И если мы заглянем на Английскую дискотеку, то там увидим, что многие молодые люди принимают наркотики, злоупотребляют спиртным.

К сожалению, в XXl веке многие народы, в ущерб своим культурным ценностям и духовно – нравственному воспитанию, приспосабливаются к тем стандартам, которые задаются в США. Например, насаждение американских ценностей в культуре России пагубно сказывается на духовном здоровье нации.

    Конечно же многие скажут, исключение новаций приведет к застою, отмиранию социальных институтов, закрепощению традиций.  Ярчайший пример в XX веке это королевство Непал. Еще в 1951 году только 2% населения Непала могли читать и писать, однако кастовая система обозначила, что доступ к образованию имели лишь люди из высших сословий. Что бы решить такую проблему и установить демократию в стране, была нужна культурная модернизация, в ходе которой кастовые традиции были частично искоренены.

    Наиболее действенные традиции носят религиозный характер. Духовно – нравственный кризис общества, в первую очередь это издержки воспитания подрастающего поколения. Которые тянут за собой рост преступности среди молодых людей, алкогольную зависимость, пристрастие к наркотикам, не уважение к историческим ценностям, вандализм. В забвения приходят русские традиции, обычаи, не знание «своих корней», постоянная погоня за «дешёвым западным искусством». Что в последнее время принимает уровень государственной безопасности.

    Здесь многие осудят систему образования. Но ведь и образование, и воспитание должны быть единым процессом, направленным на совершенствование внутреннего мира человека, должны опираться на многовековые культурные традиции, имеющие прежде всего, религиозные корни, должны способствовать эстетическому, философскому пониманию истории и духовно – нравственных традиций своего народа.

    Религиозность молодых людей носит мировоззренческий характер в той или иной степени влияет на их культурное поведение, а посещение богослужений, соблюдение постов, религиозных праздников. Если обратиться к статистическому опросу, проведенному мною около ПГУПС Императора Александра l, только 8% молодых людей регулярно посещают богослужения, 51% делают это иногда, 19% молодых людей постоянно соблюдают религиозные праздники или посты, 49% - делают это изредка и 28% вообще не соблюдают не чего.

    Нравственные нормы религиозного сознания опрошенных студентов действуют в момент пребывания сложных бытовых ситуациях, в повседневной жизни руководствуются нравственными принципами, в зависимости от того какую социальную группу они выбрали для себя.

    И так религия, как прямой носитель духовно – нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. Сила религиозной этики на сегодняшний день все более активно используется в формировании нравственного и духовного мира подрастающего поколения, а так - же в сохранении культурных традиций страны.

    Министерством образования разработаны стандарты учебных планов и программ дисциплин и курсов, связанных с вопросами истории и учения Православной церкви. На сегодняшний день проводится конференции, семинары, посвященные проблемам формирования у молодежи нравственных ценностей.  Таким образом можно говорить о современном образовании, не только, как о источнике в получении знаний и навыков, но и как о хранителе культурных, духовных традиций страны. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, без привития традиций, которые объединяют и вдохновляют людей, невозможно!

    Так что же стоит поддерживать? Традиции или новации? При анализе культурной модернизации это один из основных вопросов. Ряд прозападно настроенных ученых считает, что образец для культурной модернизации является Европа. Однако другие исследователи справедливо отмечают, что Европа не является универсальной моделью культурного развития. Тем более, что каждый народ способен сам решить, какой образец для него наиболее приемлем и соответствует, в первую очередь его национальным способностям.

    Я считаю, что и традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Выдвижение на первый план одной и игнорирование другой чревато катастрофическим срывом. От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.


[1]  Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991