КОС по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_po_obshchestvu.docx | 57.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен на заседании методической комиссии гуманитарного цикла ГБПОУ ИМТ Председатель комиссии ___________Л.П. Попрядухина Протокол № «__» Дата «__» _________ 2019 | Утверждаю И. о. зам. директора по УМР ГБПОУ ИМТ _______А. Д. Клочко Протокол № «__» мет.совета Дата «__» _____ 2019 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения экзамена
по дисциплине основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего (полного) образования «Обществознание»
(методические указания по выполнению и задания)
ОУД.12 Обществознание
для специальности:
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Ипатово, 2019 г.
Рассмотрен на заседании методической комиссии _____________________ цикла ГБПОУ ИМТ Председатель комиссии _____________ ________________ Протокол №__ Дата «___»___________20__ г. | Утверждаю зам. директора ГБПОУ ИМТ __________________________ Протокол №__ метод.совета
Дата «___»___________20__ г. |
Комплект контрольно-измерительных материалов
для проведения дифференцированного зачета
по дисциплине ОУД.14 ГЕОГРАФИЯ
для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Профессия:
08.01.25Мастер отделочных строительных и декоративных работ укрупненной группы профессий
08.00.00Техника и технология строительства
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Наименование профиля: технический.
Одобрено и рекомендовано Методическим советом ИМТ
Дата «__»__________ 20___г.
20___г.
Организация-разработчик:
ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольский край
Разработчик:
Клочко А. Д – исполняющий обязанности заместителя директора по учебно-методической работе ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово Ставропольского края
Хачатрян А. С.- преподаватель истории и обществознания ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольского края
Попрядухина Л.П. - председатель методической комиссии гуманитарного цикла ГБПОУ ИМТ, г. Ипатово, Ставропольского края
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика предлагаемых контрольно-оценочных средств (КОС)
Требования к освоению учебной дисциплины на основе КОС
Содержание общих компетенций (ОК) для специальностей:
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Критерии оценки освоения учебной дисциплины
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Обществознание»
Билеты по учебной дисциплине «Обществознание»
Литература
Характеристика предлагаемых контрольно-оценочных средств (КОС)
Данный КОСы по учебной дисциплине «Обществознание» составлены с учетом разъяснений по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС, на основе рекомендаций департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, доработанные по итогам совещания (ФГАУ «ФИРО» от 25.02.2015 г.)
КОСы содержат требования к освоению учебной дисциплины на основе про контрольно-оценочных средств, содержание общих компетенций, результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке, критерии оценки освоения учебной дисциплины, Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.
Требования к освоению учебной дисциплины на основе контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для обучающихся следующих специальностей:
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Студент должен обладать следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
уметь:
называть основные сферы жизни общества, характеризовать их, объяснять связь общества и культуры, природы и общества, их взаимосвязь и взаимовлияние;
характеризовать проблему общественного прогресса и глобальные проблемы современности, объяснять многообразие путей и форм общественного развития, приводить примеры многообразия и единства мира;
оперировать основными понятиями при анализе различных видов текстов;
описывать процесс познание мира, перечислять критерии истины, характеризовать многообразие форм человеческого знания;
выделять в тексте и высказывать оценочные суждения при выполнении заданий;
объяснять роль экономики в жизни общества;
ориентироваться в способах воздействия государства на экономику;
сравнивать основные формы собственности и разные типы экономических систем;
объяснять связь цены со спросом и предложением;
объяснять причины безработицы и рассчитывать уровень безработицы;
характеризовать и рассчитывать бюджет семьи, выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя;
решать простейшие расчётные задачи;
характеризовать социальные отношения, социальную структуру общества и социальный статус;
приводить примеры больших и малых групп, характеризовать семью как малую группу; типы этнических общностей и межнациональное сотрудничество;
давать характеристику классификации современных государств, сравнивать политические режимы;
объяснять роль политики в жизни общества, приводить примеры участия граждан в политической жизни;
характеризовать структуру и функции органов власти в Российской Федерации;
соотносить правонарушение с видом юридической ответственности;
оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума;
получать и использовать информацию для доказательной аргументации собственной точки зрения;
свободно оперировать основными понятиями общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных;
самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, перерабатывать неадаптированную информацию из различных источников;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление.
Знать/понимать:
понятие общества как сложной системы, важнейшие институты обществ, соотношение природы и общества;
понятия общественного прогресса и общественного регресса, суть глобальных проблем;
понятие личности, социализации личности, категории ответственности, свободы и смысла жизни человека, роль самопознания и самовоспитания в развитии личности;
содержание познавательной деятельности и её отличие от других видов деятельности, суть и формы чувственного и рационального познания, понятие истинности знания и критерии истины, роль практики в познании;
различные формы познания мира, структуру научного знания, формы и разновидности культуры, их признаки, основные формы и направления искусства, суть и смыл основных мировых религий, роль религии как феномена культуры, специфику науки в сравнении с другими областями культуры, основные категории морали, тенденции духовной жизни современной России;
понятие экономики как науки и хозяйства, экономическое содержание собственности, различия форм собственности, характерные черты разных типов экономических систем;
действие рыночного механизма, экономических законов и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала;
роль государства в условиях рынка, суть денежно-кредитной и налоговой политики государства, виды безработицы;
суть рационального поведения потребителя, понятия «уровень жизни» и «прожиточный минимум»;
измерители экономической деятельности, понятия экономического цикла и экономического роста;
формы отношений между государствами в рамках мировой экономики, понятие мировой финансовой системы;
многообразие социальных групп, характеристику семьи как социального института и малой группы, виды этнических общностей и суть национальной политики, формы социальных отношений и взаимодействия, понятие социального статуса и социальной роли;
суть социальной стратификации, неравенства и социальной мобильности, смысл социальных процессов в современной России;
понятие власти, её происхождение и типы, структуру и функции политической системы, сущность, признаки, формы государства, типы политических режимов;
основные черты гражданского общества и правового государства;
основные типы избирательных систем, суть политического процесса в современной России, понятие политической культуры;
место права в системе социальных норм, основные отрасли и источники права, понятие публичного и частного права;
понятие правового акта, роль и место Конституции в иерархии нормативных актов; категории правонарушения и правоотношения;
основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации;
международные документы по правам человека, основы правовой культуры
- Содержание общих компетенций (ОК) для специальностей:
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Формой аттестации по учебной дисциплине ОУД.04 «Обществознание» является экзамен
- Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций для специальностей:
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Таблица 1 - Результаты обучения, формы и методы контроля
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Усвоенные знания: | |
- понятие общества как сложной системы, важнейшие институты общества, соотношение природы и общества; | Устный опрос, практическое задание |
- понятия общественного прогресса и общественного регресса, суть глобальных проблем; | Тестирование, практическое занятие |
- понятие личности, социализации личности, категории ответственности, свободы и смысла жизни человека, роль самопознания и самовоспитания в развитии личности; | Анализ текста, эссе, мини-сочинения, устный опрос |
| Практическое занятие. |
- различные формы познания мира, структуру научного знания, формы и разновидности культуры, их признаки, основные формы и направления искусства, суть и смыл основных мировых религий, роль религии как феномена культуры, специфику науки в сравнении с другими областями культуры, основные категории морали, тенденции духовной жизни современной России; | Устное обсуждение, практическое занятие, подготовка докладов и рефератов. |
- понятие экономики как науки и хозяйства, экономическое содержание собственности, различия форм собственности, характерные черты разных типов экономических систем; | Тестирование, устный опрос.контрольная работа |
- действие рыночного механизма, экономических законов и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала; | Практические занятия, решение задач, тестирование, контрольная работа |
- роль государства в условиях рынка, суть денежно-кредитной и налоговой политики государства, виды безработицы; | Практическое занятие, написание эссе, решение задач, контрольная работа |
- суть рационального поведения потребителя, понятия «уровень жизни» и «прожиточный минимум»; | Практическое занятие |
- измерители экономической деятельности, понятия экономического цикла и экономического роста; | Устный опрос, тестирование, контрольная работа |
- формы отношений между государствами в рамках мировой экономики, понятие мировой финансовой системы; | Устный опрос, анализ текста |
- многообразие социальных групп, характеристику семьи как социального института и малой группы, виды этнических общностей и суть национальной политики, формы социальных отношений и взаимодействия, понятие социального статуса и социальной роли; | Практические занятия, эссе, составление перечня нормативно-правовых актов по вопросам семьи |
- суть социальной стратификации, неравенства и социальной мобильности, смысл социальных процессов в современной России; | Практическое занятие, анализ выполнения графической схемы |
- понятие власти, её происхождение и | Практическое занятие, ситуационные задачи |
- основные черты гражданского | Эссе, проектные работы, устный опрос, тестирование |
- место права в системе социальных норм, основные отрасли и источники права, понятие публичного и частного права; | Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование |
- понятие правового акта, роль и место Конституции в иерархии нормативных актов; | Практическое занятие, тестирование |
- категории правонарушения и правоотношения; основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации; | Практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование |
- международные документы по правам человека, основы правовой культуры. | Практическое занятие, устное обсуждение вопросов |
Освоенные умения: | |
- называть основные сферы жизни общества, характеризовать их, объяснять связь общества и культуры, природы и общества, их взаимосвязь и взаимовлияние; | Тестирование. Практическое занятие |
- характеризовать проблему общественного прогресса и глобальные проблемы современности, объяснять многообразие путей и форм общественного развития, приводить примеры многообразия и единства мира; | Практическое занятие, устное обсуждение вопросов, тестирование. |
- оперировать основными понятиями при анализе различных видов текстов; | Подготовка эссе, докладов, практические занятия |
- описывать процесс познание мира, перечислять критерии истины, характеризовать многообразие форм человеческого знания; | Практическое занятие, устный опрос |
- выделять в тексте и высказывать оценочные суждения при выполнении заданий; | Практическое занятие, работа с текстами, устное обсуждение вопросов |
- объяснять роль экономики в жизни - ориентироваться в способах - сравнивать основные формы | Устное обсуждение вопросов, тестирование, составление таблицы |
- объяснять связь цены со спросом и предложением; | Практическое занятие, тестирование, контрольная работа |
- объяснять причины безработицы и рассчитывать уровень безработицы; | Практическое занятие, тестирование, контрольная работа |
- характеризовать и рассчитывать бюджет семьи, выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя; решать простейшие расчётные задачи; | Практическое занятие. Решение задач |
- характеризовать социальные отношения, социальную структуру общества и социальный статус; | Устный опрос |
- приводить примеры больших и малых групп, характеризовать семью как малую группу; типы этнических общностей и межнациональное сотрудничество; | Устный опрос, подготовка сообщений, работа с текстом Конституции |
- давать характеристику классификации современных государств, сравнивать политические режимы; | Практическое занятие |
- объяснять роль политики в жизни общества, приводить примеры участия граждан в политической жизни; | Практическое занятие |
- характеризовать структуру и функции органов власти в Российской Федерации; | Практическое занятие |
- соотносить правонарушение с видом юридической ответственности; | Практическое занятие |
- оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума; | Практическое занятие |
- получать и использовать информацию для доказательной аргументации собственной точки зрения; | Составление таблиц, графиков, диаграмм |
- свободно оперировать основными понятиями общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных; | Устное обсуждение вопросов, подготовка докладов и презентаций |
- самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, перерабатывать неадаптированную информацию из различных источников; | Анализ текстов |
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление. | Выполнение творческих работ, докладов, рефератов |
- Критерии оценки освоения учебной дисциплины
Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «История», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Основная форма работы – устное выступление по подготовленному билету.
Дополнительной формой оценки выступления могут являться дополнительные вопросы и задания.
Место проведения экзамена – кабинет истории и обществознания.
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: выполнение заданий в тестовой форме. Для одной дисциплины 50 вопросов в 25 билетах.
Каждый билет включает по 3 теоретических вопроса (изученный на занятиях темы)
Правильный ответ на все 3 вопроса – 5 (отлично)
Правильный ответ на 2 вопроса – 4 (хорошо)
Правильный ответ на 1 вопрос - 3 (удовлетворительно)
Неправильный ответ на все 3 вопроса или их невыполнение – 2 (неудовлетворительно)
Инструкция к проведению экзамена
Преподаватель приглашает всю группу обучающихся в аудиторию, разъясняет им процедуру выполнения заданий.
В кабинет приглашаются 6 человек, которые выбирают по одному билету из предложенных вариантов. На подготовку дается 20 мин.
Время озвучивания ответа на все вопросы составляет 10-15 мин в зависимости от количества отвеваемых вопросов.
Работа выполняется в письменной форме на листе бумаги, который дается преподавателем для записи ответов и сдается после выступления. Иной бумагой пользоваться запрещается.
Разрешается пользоваться лекционным материалом, записями в тетради.
После выступления первого студента в аудиторию приглашается следующий студент, который берет билет и начинает готовиться.
Выходить из кабинета студент может только по разрешению преподавателя.
5.Вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Обществознание»
- Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека. Социализация личности.
- Сознание, как свойство присущее человеку. Деятельность. Её структура, виды.
- Общество, сферы общественной жизни, общественные отношения, элементы общества.
- Стратификация. Исторические типы стратификации.
- Понятие экономика. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
- Экономические системы. Черты рыночной экономики. Виды рынков.
- Деньги. Виды денег. Функции денег, инфляция.
- Банки и банковская система. Финансирование бизнеса.
- Измерители экономики. ВВП.
- Государственный бюджет.
- Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
- Конкуренция и монополия.
- Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
- Рынок труда. Безработица и пути её устранения.
- Экономика семьи. Доходы семьи, уровень жизни, поддержка государством.
- Роль государства в экономике. Фискальная политика государства, бюджет.
- Экономические реформы в России.
- Международные экономические связи. Глобализация.
- Исторические формы общности людей. Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
- Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
- Глобальные проблемы современности.
- Дисциплинарная ответственность.
- Политические партии, их роль в политической системе.
- Культура. Виды и формы культуры.
- Политическая идеология.
- Роль религии в современном мире.
- Политическая система (понятие). Охарактеризуйте политическую систему РФ.
- Типы государств и формы правления.
- Правовое государство. Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство в России.
- Политические режимы. Черты демократического режима.
- Избирательное право. Избирательные системы.
- Формы государственного устройства. Принцип разделения властей
- Формы государственного правления. Охарактеризуйте форму правления современной России.
- Политическая культура. Политические символы.
- Власть. Виды и признаки власти. Понятие легитимности власти, суверенитет.
- Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права.
- Конституционная история России. Основные положения Конституции РФ. Правотворчество.
- Юридическая ответственность. Субъекты и объекты права. Дееспособность и правоспособность физических лиц.
- Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.
- Роль права в обществе. Правовая культура.
- Президент РФ. Его полномочия.
- Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.
- Административное право и административная ответственность.
- Судебные органы. Прокуратура. Способы защиты прав граждан.
- Публичное и частное право .Отрасли права.
- Основы трудового права. Трудовой договор.
- Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.
- Основы семейного права.
- Уголовная ответственность. Преступление и наказание в уголовном праве, обстоятельства, исключающие и отягощающие вину.
- Социальный статус и социальная роль.
6. Билеты по учебной дисциплине «Обществознание»
Билет № 1
- Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека.
- Понятие экономика. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
- Основы трудового права. Трудовой договор.
Билет № 2
- Социализация личности. Этапы социализации.
- Экономические системы. Черты рыночной экономики.
- Избирательное право. Избирательные системы.
Билет № 3
- Деятельность. Её структура, виды.
- Деньги. Виды денег. Функции денег, инфляция.
- Президент РФ. Его полномочия.
Билет № 4
- Общество, сферы общественной жизни.
- Банки и банковская система. Финансирование бизнеса.
- Политическая идеология.
Билет № 5
- Стратификация. Исторические типы стратификации.
- Измерители экономики. ВВП.
- Типы государств и формы правления.
Билет № 6
- Сознание, как свойство присущее человеку.
- Государственный бюджет.
- Правовое государство. Гражданское общество.
Билет № 7
- Черты рыночной экономики. Виды рынков.
- Культура. Виды и формы культуры.
- Основы семейного права.
Билет № 8
- Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
- Роль религии в современном мире.
- Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.
Билет № 9
- Дисциплинарная ответственность.
- Конкуренция и монополия.
- Формы государственного устройства. Принцип разделения властей
Билет № 10
- Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка.
- Исторические формы общности людей. Нации и национальные отношения.
- Административное право и административная ответственность.
Билет № 11
- Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
- Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
- Судебные органы. Прокуратура.
Билет № 12
- Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
- Виды рынков. Рынок труда.
- Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.
Билет № 13
- Глобальные проблемы современности.
- Экономика семьи.
- Власть. Виды и признаки власти. Понятие легитимности власти.
Билет № 14
- Глобализация.
- Безработица и пути её устранения.
- Конституционная история России. Основные положения Конституции РФ.
Билет № 15
- Общественные отношения, элементы общества.
- Роль государства в экономике.
- Роль права в обществе. Правовая культура.
Билет № 16
- Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права
- Доходы семьи, уровень жизни, поддержка государством.
- Способы защиты прав граждан.
Билет № 17
- Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека.
- Экономические реформы в России
- Юридическая ответственность. Субъекты и объекты права.
Билет № 18
- Стратификация. Исторические типы стратификации.
- Международные экономические связи.
- Политические режимы. Черты демократического режима.
Билет № 19
- Глобальные проблемы современности.
- Виды рынков. Рынок труда.
- Публичное и частное право .Отрасли права.
Билет № 20
- Деятельность. Её структура, виды.
- Роль государства в экономике.
- Субъекты и объекты права. Дееспособность и правоспособность физических лиц.
Билет № 21
- Культура. Виды и формы культуры.
- Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда
- Политическая культура. Политические символы.
Билет № 22
- Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка.
- Роль религии в современном мире.
- Формы государственного правления. Охарактеризуйте форму правления современной России.
Билет № 23
1.Общественные отношения, элементы общества.
2.Экономические реформы в России
3.Гражданское общество и правовое государство в России.
Билет № 24
- Сознание, как свойство присущее человеку.
- Безработица и пути её устранения.
- Политическая система (понятие). Охарактеризуйте политическую систему РФ.
Билет № 25
- Международные экономические связи.
- Конкуренция и монополия.
- Основные положения Конституции РФ. Правотворчество.
Литература
- Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования. М.: «Академия», 2017 – 528 с..
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. для студ. учреждений сред. проф.образования. М.: «Академия», 2017 – 240 с.
- Обществознание. Ч.1: курс лекций/ составители А.И. Сафонова. – Волгоград:2014. – 156 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/56018.html
- Обществознание. Ч.2: курс лекций/ составители А.И. Сафонова. – Волгоград:2014. – 156 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/56019.html
- Бердников И. П. Обществознание: учебное пособие для СПО/И. П. Бердников. – Саратов: Профобразование, 2018 – 96 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: http://www.iprbookshop.ru/74502.html