Эссе «Метафора, символ и миф в религии»
Контрольная работа по завершению курсов повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсы повышения квалификации
«Основы религиозных культур и светской этики»
Эссе:
«Метафора, символ и миф в религии»
Автор: Штарева Евгения Викторовна
ГБОУ Школа №1512
Москва. 2020
Содержание:
Введение ...………………………………………………………………………...3
- Метафора, символ и миф в религии ……………………………………...4
- Миф в религии …………………………………………….…………4-5
- Метафора в религии …………………………………………………...5
- Символ в религии ……………………………………………………...6
Заключение ………………………………………………………………………..7
Список использованной литературы ……………………………………………8
Введение
Во все времена религия была «путеводной звездой» человечества. Она открывала множество дорог, давала веру и надежду, оберегала и наставляла. Развитие религии никогда не было простым и оттого нередко люди истолковывают ее неверно. Каждая религиозная конфессия имеет свои особенности, правила и традиции, свою веру, но в руках «не тех людей» она может стать самым страшным оружием. Несомненно, религия всегда несла в себе много светлых и добрых намерений, однако именно на почве религиозных разногласий случались самые жестокие и кровопролитные войны.
Сейчас у человечества есть множество возможностей, мы имеем знания, позволяющие нам понимать религии, которые мы не исповедуем. Мы можем узнавать об истоках каждой конфессии, о пути ее развития и основных ориентирах. Мы живем в мире, где каждый вправе выбрать религию «по душе».
Именно религия всегда заставляла людей искать ответ на вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». На этих вопросах построены многие сказки, древние мифы и легенды.
Во все времена человека пугало то, чего он не мог объяснить. Именно религия помогла превозмочь этот страх. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами.
Религия всегда была полна тайн и загадок, и потому, всегда привлекала людей. Кто-то приходил за верой, другие за знаниями, третьи за властью.
Первые религии зародились многие сотни лет назад, но и сейчас эта тема остается одной из наиболее актуальных.
В нашей работе мы рассмотрим, что такое миф и метафора в контексте религий, а так же что есть символ и как он соотносится с религией в том виде, в каком она существует сейчас.
- Метафора, символ и миф в религии
- Миф в религии
Чтобы правильно понять, как соотносятся миф и религия, необходимо обратиться к определению слова «миф».
Согласно толковому словарю В.И. Даля миф – это « (с древнегреческого μῦθος) сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях».[1]
Исходя из этого определения, мы уже сейчас можем соотнести «миф» и «религию». Оба этих явления в те далекие времена помогали человеку разобраться в вечных вопросах «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Они давали возможность не бояться необъяснимого, а принимать его как данность. И миф и религия давали человеку веру и чувство защищенности.
Тогда в чем же различие этих двух явлений?
Религия – это соотношение двух миров, реального (человеческого) и сверхчувственного (божественного). Религия появляется в тот момент, когда в понимании человека эти два мира отделяются друг от друга.
Миф, в свою очередь, это целостный мир, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, человеческое и божественное.
Когда человек стал отличать одно от другого? Согласно версии
К. Ясперса все произошло в так называемое «осевое время»[2], а именно в промежуток между 800-ми и 200-ми годами до нашей эры, именно в это время зарождается философия.
В эпоху древнего мира, древних цивилизаций, миф имел господствующее положение. Однако после «осевого времени» ситуация меняется, и миф теряет свою главенствующую роль. Укрепляется положение религии.
Однако, миф жив и сейчас. Он существует в настоящее время и находит свое место во взаимодействии с религией, наукой, философией и суевериями.
- Метафора в религии
Как и в предыдущей главе обратимся к определению.
Согласно словарю В.И. Даля метафора – это «от греч. иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой»[3]. Простыми словами, метафора предполагает сравнение между двумя явлениями на основе их сходства.
Как же соотносятся «метафора» и «религия»?
Мы уже знаем, что религия давала человеку возможность принять необъяснимое, именно метафора помогала концептуализировать неизвестное в терминах уже известных явлений. Поскольку простой человек не имел возможности прямого общения с Богом и лишь немногие святые имели этот опыт, метафора была единственной возможностью взаимопонимания.
Господь сказал о нечестивом Израиле:
«Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их и поедать их там, как львица». [4]
Метафора является как бы проводником из мира божественного опыта в мир людского понимания. Главные вопросы, возникающие в религии, такие как происхождение жизни, противостояние добра и зла, жизни и смерти могли быть объяснены только с помощью метафорических суждений. Поэтому, представить язык религии без метафор практически невозможно.
- Символ в религии
Наша жизнь пронизана символикой. Каждая культура, религия, место связаны с символами. Именно религиозные символы являются самыми распространенными и наиболее используемыми. Их главная цель – объединение людей, исповедующих ту или иную религию или культуру. Символ может быть многозначным и трактуется согласно той конфессии, к которой обращен. Наряду с основными символами, у каждой религии существует множество других образов, вкупе с которыми создается целостный эмоциональный образ для верующего.
Если говорить о христианской вере, то главным символом будет крест. Изображение распятия Христова является доминирующим символом в христианстве. Следует отметить, что изначально христиане не делали изображение креста, и на первых символах Христос был изображен живым, в одеждах и увенчанный короной. Терновый венец, раны и кровь появляются в позднем Средневековье.
В каждой религии есть свои, особенные символы, имеющие сакральный смысл и исполняющие цель объединения людей. В некоторых конфессиях символы могут повторяться или быть похожими, однако не стоит их сопоставлять, необходимо учитывать их многозначность.
Так, например, обращаясь к католической вере, мы можем увидеть символ – причастие хлебом и вином, которое католики трактуют как кровь и плоть Христа. Тогда как протестанты видят в этом символе лишь напоминание о событии Тайной вечери.
Символическое изображение религиозных идей – это попытка человека абстрактно изобразить божественную суть. Религиозные символы облегчают восприятие божественных сил. Символ соединяет осмысленное восприятие веры с эмоциональным.
Заключение:
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.
Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.
Миф был первой ступенью на пути к образованию религий. Метафора являлась проводником из мира божественного опыта в мир человеческого понимания. В то время как символ был призван объединять людей, исповедующих ту или иную религию.
Список использованной литературы:
- Библия. Осия. Глава 13.
- В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981
- Лосев А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3.С. 458.
- См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28—287.
[1] В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981
[2] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
[3] В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981
[4] Библия. Осия. Глава 13.