МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) для подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Методические рекомендации разработаны для выполнения самостоятельных заданий по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по профессии 29.01.04 Художник по костюму, 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_sr_odb.05_obshchestvoznanie_hudozhnik_parikmaher_2019_veselova.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга | |
Комитет по образованию Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды» |
Утверждаю
Директор
СПБ ГБ ПОУ КПМ
_______________________ А.И. Капанин
«25» октября 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)
для подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 29.01.04 Художник по костюму
43.01.02 Парикмахер
на базе: основного общего образования
с получением среднего общего образования
Подпись | Дата | |||
Разработал | Преподаватель | Веселова М.Н. | 22.10.2019 | |
Рассмотрено на заседании МК Протокол № 3 от «23» октября 2019 г | Председатель | Костенко М.Г. | 23.10.2019 | |
Утверждено на заседании методического совета Протокол № 3 от «24» октября 2019 г | Заместитель директора по УМР | Сереброва Ю.И. | 24.10.2019 |
Санкт-Петербург
2019
Оглавление
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке | 7 |
3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы | 15 |
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы | 17 |
5. Критерии и шкала оценивания выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента | 21 |
6. Список рекомендуемой литературы | 23 |
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны для выполнения самостоятельных заданий по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по профессии 29.01.04 Художник по костюму, 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).
Учебная дисциплина ОДБ.05. Обществознание относится к общеобразовательному циклу и направлена на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз- личных сферах общественной жизни.
В результате выполнения практических заданий студент должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
В результате выполнения практических заданий студент должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
В результате выполнения практичсеких заданий обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- −− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- −− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
- символов (герба, флага, гимна);
- −− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- −− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- −− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- −− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- −− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• межпредметных:
- −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
- деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
- задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- −− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- −− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
- стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
- свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
- аппарат обществознания;
• предметных:
- −− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- −− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
- иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- −− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
- перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- −− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
- прогнозировать последствия принимаемых решений;
- −− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Задания по внеаудиторной самостоятельной работе доводятся до сведения обучающихся предварительно с целью их полноценной подготовки.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы включают:
1. Пояснительная записка с указанием необходимых знаний, умений, практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных компетенций
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с определением знаний, умений, практического опыта, общих и/или профессиональных компетенций по темам (разделам)
3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе
6. Критерии оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
№ п/п | Наименование самостоятельной работы | Осваиваемые студентами ЗУ | Формируемые у студентов результаты |
1. | Самостоятельная работа № 1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Уметь: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | личностных: −− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; −− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; межпредметных: −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; −− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
2. | Самостоятельная работа № 2 Общество как сложная система | Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | личностных: −− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; межпредметных: −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; −− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: −− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; |
3. | Самостоятельная работа № 3 Представление о культуре личности и общества | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | личностных: −− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; −− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; −− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; межпредметных: −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: −− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; −− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; −− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
4. | Самостоятельная работа № 4 Виды культуры и межкультурное взаимодействие | ||
5. | Самостоятельная работа № 5 Наука и образование в современном мире | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | |
6. | Самостоятельная работа № 6 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | |
7. | Самостоятельная работа № 7 Социальная стратификация, социальная мобильность | Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | |
8. | Самостоятельная работа № 8 Социальные конфликты | Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | |
9. | Самостоятельная работа № 9 Важнейшие социальные общности и группы | ||
10. | Самостоятельная работа № 10 Экономика и экономические системы. Собственность и производство. Экономика семьи. Рынок труда и безработица | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | личностных: −− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; −− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; межпредметных: −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; −− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: −− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; −− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
11 | Самостоятельная работа № 11 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | ||
12. | Самостоятельная работа № 12 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | ||
13. | Самостоятельная работа № 13 Политика и власть. Государство в политической системе | Знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | личностных: −− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); −− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; −− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; −− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; межпредметных: −− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; −− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; −− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; −− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
14. | Самостоятельная работа № 14 Участники политического процесса | ||
15. | Самостоятельная работа № 15 Правовое регулирование общественных отношений | ||
16. | Самостоятельная работа № 16 Основы конституционного права Российской Федерации | ||
17. | Самостоятельная работа № 17 Отрасли российского права | ||
18. | Самостоятельная работа № 18 Международное право |
3. Тематическое планирование практических занятий
Номер темы | Наименование раздела, темы | Наименование темы самостоятельной работы | Кол-во часов |
Тема 1.1. | Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу. 2. Выполнить конспект первоисточника по выбору. 3. Подготовиться к практическому занятию № 1-3. 4. Подготовиться к контрольной работе № 1. | 6 |
Тема 1.2. | Общество как сложная система | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовить презентацию по заданной теме 4. Подготовиться к практическим занятиям № 4-7. | 7 |
Тема 2.1 | Представление о культуре личности и общества | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Заполнить таблицу «Виды культуры» 4. Подготовиться к практическому занятию № 8. 5. Подготовиться к контрольной работе № 2. | 5 |
Тема 2.2. | Виды культуры и межкультурное взаимодействие | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическим занятиям № 9-10. | 3 |
Тема 2.3. | Наука и образование в современном мире | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить презентацию по заданной теме 3. Подготовить доклад по заданной теме 4. Подготовиться к практическим занятиям № 11-12. | 5 |
Тема 2.4. | Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовить презентацию по заданной теме 4. Заполнить таблицу «Виды и жанры искусства. Направления искусства» 5. Подготовиться к практическим занятиям № 13-14. 6. Подготовиться к контрольной работе № 3. | 7 |
Тема 3.1. | Социальная стратификация, социальная мобильность | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическому занятию № 15 | 2 |
Тема 3.2. | Социальные конфликты | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовиться к практическому занятию № 16. | 3 |
Тема 3.3. | Важнейшие социальные общности и группы | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовиться к практическим занятиям № 17-20. 4. Подготовиться к контрольной работе № 4. | 7 |
Тема 4.1. | Экономика и экономические системы. Собственность и производство. Экономика семьи. Рынок труда и безработица | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическому занятию № 21. | 2 |
Тема 4.2. | Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Заполнить таблицу «Функции денег». 4. Подготовиться к практическому занятию № 22. | 4 |
Тема 4.3. | Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовиться к практическому занятию № 23. 4. Подготовиться к контрольной работе № 7. | 4 |
Тема 5.1. | Политика и власть. Государство в политической системе | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическим занятиям № 24-26. | 4 |
Тема 5.2. | Участники политического процесса | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовиться к практическим занятиям № 27-28. 4. Подготовиться к контрольной работе № 6. | 5 |
Тема 6.1. | Правовое регулирование общественных отношений | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическому занятию № 29. | 4 |
Тема 6.2. | Основы конституционного права Российской Федерации | 1. Подготовиться к практическому занятию № 30. | 1 |
Тема 6.3. | Отрасли российского права | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовить доклад по заданной теме 3. Подготовиться к практическим занятиям № 31. | 7 |
Тема 6.4. | Международное право | 1. Подготовиться к практическому занятию № 32. 2. Подготовиться к контрольной работе № 7 | 4 |
ИТОГО | 79 |
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
1. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов знаний и умений.
2. Задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
3. Для выполнения задания студенты используют лекционный материал и рекомендуемую литературу. При изучении литературы следует делать выписки первоисточников тетрадь или на отдельные листы бумаги, при этом точно указывать библиографию. При чтении литературы следует выделять альтернативные оценки авторов на ту или иную проблему, формулировать свое отношение к данной проблеме. Основные мысли из текста можно выписывать как дословно, так и перелагая их своими словами.
4. Оценка выполненных заданий в баллах проставляется преподавателем в журнале учета внеаудиторной самостоятельной работы.
5. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.
4.1. Работа с конспектами аудиторных занятий
Конспекты теоретических или практических занятий, выполненные во время аудиторной работы, являются отличным способом закрепления полученных студентами знаний, умений и навыков. Студент повторяет изученный материал перед следующим занятием, выделяя при этом ключевые моменты и термины.
4.2. Подготовка опорного конспекта
Опорный конспект используется при работе на аудиторных занятиях. Он помогает студенту отвечать на вопросы преподавателя, ориентироваться в изученной информации, оперировать новой терминологией.
При подготовке опорного конспекта студент может использовать учебники, учебные и методические пособия, первоисточники, журналы, статьи, Интернет. В первую очередь важно выделить основные положения по теме, а затем записать их в тетрадь. Материал следует излагать последовательно и логично. Чтобы конспект был грамотно составлен, необходимо придерживаться структуры изложения материала:
1. Цель работы
2. Метод изучения вопроса (если есть)
3. Концепция автора.
4. Аргументация по вопросу.
Каждую новую идею можно выделять отдельной темой или абзацем. Термины необходимо сопровождать определениями. В опорном конспекте можно приводить изречения из первоисточников, подтверждая свои мысли.
4.3. Подготовка словаря терминов
Словарь терминов позволяет расширить студентам лексический запас и уверенно владеть различными категориями. В качестве словаря можно завести отдельную тетрадь или выделить место в рабочей тетради. Новые понятия необходимо записывать вместе с определениями в алфавитном или произвольном порядке.
4.4. Работа с учебниками и первоисточниками
При подготовке к практическим занятиям или закреплении изученного теоретического материала студентам нередко приходится обращаться к учебникам или первоисточникам. По каждой теме преподаватель рекомендует необходимую литературу.
Задача студента – выбрать несколько источников для подготовки и изучить их. В целях экономии времени необязательно читать всю рекомендуемую литературу. Важно найти лишь подходящие по теме разделы и сконцентрировать на них свое внимание. Основные идеи можно изложить в виде плана, тезисов (кратких изречений), конспекта в тетради или дословных выписок высказываний авторов. С первого курса целесообразно создать личный каталог просмотренной литературы и постоянно пополнять его. Для этого необходимо делать библиографические записи с указанием автора, названия источника, выходных данных. В отдельную папку или тетрадь следует выделить литературу по наиболее интересным темам. В дальнейшем она может быть использована при написании докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.
4.5. Подготовка устных выступлений (сообщения, доклада, презентации)
С целью углубленного изучения раздела преподаватель нередко обращается к такой форме самостоятельной работы студента, как подготовка докладов, сообщений, презентаций. При этом необходимо четко определить тему работу и дать обучающимся инструкцию по ее выполнению.
Выступление имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
4.6. Составление схем, таблиц
В качестве самостоятельной работы преподаватель может попросить студента подготовить по теме схемы, таблицы. При этом необходимо точно определить форму работы и дать инструкции по ее выполнению.
Схемы, таблицы, являются краткой иллюстрацией по теме и позволяют обучающимся подключить образное мышление, лучше усвоить материал.
4.7. Выполнение творческого или практического задания
Выполнение творческого или практического задания в рамках внеаудиторной работы нередко применяется преподавателем в целях более глубокого изучения темы или ее неполного освоения на аудиторных занятиях в силу ограничения во времени. Это дает возможность студенту доделать задание, начатое на уроке, или выполнить его в домашних условиях, используя в помощь дополнительные источники. Задания на дом развивают самостоятельность и креативность мышления, самоанализ и самоконтроль студента. Преподаватель предварительно должен озвучить обучающимся задание и дать инструкцию по его выполнению.
Если студенту нужно подготовить практическую работу, лабораторный практикум, то следует учесть, что они включают:
1.Цель и задачи работы с формулировкой заданий.
2. Алгоритм работы.
3. Глоссарий (при необходимости).
4. Список рекомендуемой литературы.
4.8. Подготовка письменной работы (эссе)
Письменная работа в виде эссе представляет собой обобщенное изложение основных концепций вопроса на основе самостоятельного анализа различных источников. Ее цель – выявить актуальность и новизну исследуемой темы. Письменная работа – это, по сути, авторский текст, которому присущ научно-исследовательский характер с изложением различных точек зрения на проблему и самостоятельным анализом вопроса. При этом студент должен не механически переписать прочитанные монографии и научные статьи, но творчески их переработать, переосмыслить и постараться выработать свой стиль для изложения материала.
Эссе предполагает творческий подход студента и выражение им индивидуального впечатления по заданной теме. Оно раскрывает субъективное понимание вопроса, имеет философский, исторический, историко-биографический, публицистический или научно-популярный характер. Эссе позволяет развить творческое мышление, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей, структурирование информации, выделение причинно-следственных связей, умение анализировать и делать выводы.
При выполнении письменной работы студент должен учитывать основные рекомендации и критерии оценивания:
-содержание должно соответствовать выбранной теме;
-материал необходимо глубоко проработать и изложить ключевые идеи;
-следует соблюдать логическую последовательность и единый стиль текста;
-необходимо излагать свои мысли грамотно;
-собственные тезисы важно аргументировать;
-взгляды авторов нужно высказывать точно, без искажений;
-при подведении итогов важно рассмотреть вопрос с разных сторон, выделить собственный подход и его новизну;
-работа должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Письменная работа может быть сдана преподавателю для проверки без последующего обсуждения или проанализирована на аудиторных занятиях.
Требования к эссе
Эссе состоит из нескольких частей:
1. Титульный лист с указанием общих сведений о студенте: ФИО, номер группы, наименование темы эссе.
2. Введение – краткое описание проблемы, вопроса, цель эссе и актуальность темы.
3. Основная часть – краткие тезисы автора должны подкрепляться доказательствами (фактами, явлениями социальной жизни, событиями, жизненными ситуациями, научными доказательствами и т.д.). Необходимо раскрыть тему, привести различные точки зрения на проблему.
4. Заключение – подведение итогов проблемы, вопроса, резюмируется мнения автора.
5. Список литературы – выполняется в алфавитном порядке.
По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, заметки, письма, миниатюры, анализа произведения, рефлексии, критического замечания и т.д.
Эссе излагается эмоциональным, экспрессивным, художественным языком. При этом следует избегать сленга, сокращений, легкомысленного тона. Лучше использовать простые предложения, разнообразные по интонации, чтобы сделать текст интересным. Изложение должно быть грамотным и аргументированным, подкрепленным ссылками на источники и научную литературу. Цитаты даются в кавычках и должны сопровождаться указаниями источников. Например,
«Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, с. 3],
где 2 – порядковый номер источника из списка литературы, с.3 – страница цитирования.
Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществляется знаком «;»: [1; 10; 3].
Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно.
Список литературы оформляется в конце эссе в алфавитном порядке с указанием использованных источников. При этом указывается автор, название источника, издательство, год выпуска. При ссылке на интернет-источник указывается формат издания – электронный ресурс.
При выполнении эссе в печатном виде оно предоставляется в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 страниц.
4.9. Подготовка презентации
Презентация имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
В первом слайде указывается название доклада, ФИО автора.
Во введении формулируется актуальность темы, новизна, цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Содержание слайдов может включать в себя текст, рисунки, схемы, графики и должно соотвествовать содержанию доклада. Информация должна быть структурирована, логична, раскрывать или доплнять заявленную тему. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации. Для лучшего восприятия лучше придерживаться единого формата слайдов. В презентации не допускается наличие грамматических, орфографических ошибок.
В заключении приводятся выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
1. Оригинальность презентации
2. Соответствие презентации теме и содержанию исследования
3. Актуальность темы (проблемы) исследования
4. Соотвествие содержания исследования теме
5. Полнота и глубина раскрытия темы исследования
6. Обоснованность и полнота выбора источников
7. Грамотность и культура изложения материала
8. Ясность и последовательность изожения материала
9. Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
10. Ответы на дополнительные вопросы
4.10. Подготовка к текущей аттестации
При проведении различных форм контроля (текущего или промежуточного) преподаватель обязан заранее предупредить студента о проверке, определить тему и примерные задания. Для подготовки к работе студент самостоятельно повторяет изученный материл, использует конспекты лекций и первоисточников, словарь терминов, рекомендуемую литературу. При возникновении трудностей он может обратиться к преподавателю за индивидуальной консультацией.
5. Критерии и щкала оценивания студентов
Оценка | Число балов, необходимое для получения оценки | Критерии оценивания |
«5» отлично | 5 баллов (90% и более) | Студент демонстрирует навыки самостоятельного поиска информации и принятия решений, творческий подход при выполнении поставленных задач, показывает уверенное знание основных понятий по теме, ориентируется в содержании разделов, высказывает и обосновывает собственное мнение, определяет плюсы и минусы исследуемой проблемы, ее роль в жизни человека и общества |
«4» хорошо | 4 балла (88-77%) | Студент демонстрирует навыки самостоятельного поиска информации и принятия решений, творческий подход при выполнении поставленных задач, показывает уверенное знание основных понятий по теме, ориентируется в содержании разделов, высказывает и обосновывает собственное мнение, определяет плюсы и минусы исследуемой проблемы, ее роль в жизни человека и общества, но допускает незначительные ошибки. |
«3» удовлетворительно | 5-6 баллов (73–53%) | Студент демонстрирует навыки самостоятельного поиска информации и принятия решений, творческий подход при выполнении поставленных задач, но показывает неуверенное основных понятий по теме, плохо ориентируется в содержании разделов, не высказывает и не обосновывает собственное мнение, не определяет плюсы и минусы исследуемой проблемы, ее роль в жизни человека и общества |
«2» неудовлетворительно | 4 – 1 балл (менее 53%) | Студент не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет обосновать собственное мнение. |
6. Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
Печатные издания:
1.Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. - М.: Академия, 2014
2. Важенин А.Г. Обществознание. Практикум. - М.: Академия, 2014
3. Важенин А.Г. Обществознание. Контрольные задания. - М.: Академия, 2013
4. Гомола А.И. Экономика. Учебник. - М.: Академия, 2014
5. Гомола А.И. Экономика. Практикум. - М.: Академия, 2014
6. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний. - М.: Академия, 2017
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Часть 1. - М.: Просвещение, 2008
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2008
3. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. - М.: Просвещение, 2007
4. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Просвещение, 2007
5. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний. - М.: Академия, 2007
Нормативные документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.