Формы работы с подростками с девиантным поведением
Формы работы с подростками с девиантным поведением и практика проводимой работы, дополненная из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_podrostkami_deviantnogo_povedeniya.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с подростками с девиантным поведением
Девиантное поведение – нарушение социальных норм, которое обрело постоянный характер. Соответственно, девиантные подростки – это дети, регулярно ведущие себя вопреки обществу.
Существует несколько подходов к трактовке этого понятия:
- Социология. Девиантное поведение – это действия, которые считаются в конкретном обществе вредными. Вызваны нарушением способности к усвоению и воспроизводству социальных норм.
- Медицина. В рамках этого подхода девиантные поступки вызываются психическими заболеваниями или пограничными психическими расстройствами.
- Психология. Здесь девиантные поступки спровоцированы психологическими феноменами, например, неспособностью находить грамотный выход из конфликтной ситуации.
Рассматривать девиантные формы поведения детей и подростков необходимо комплексно, на основе всех этих подходов.
Все причины детской девиантности делятся на три группы:
1. Биологические. Сюда относятся психические заболевания, акцентуации, психопатии. Это органические особенности мозга, приводящие к изменению в восприятии окружающего мира и, как следствие, поступков.
2. Психологические. Например, девиантное поведение могут провоцировать личностные особенности: нонконформизм, агрессивность, амбициозность, жадность и другие. Сюда же относятся социально-психологические причины: особенности воспитания, влияние друзей и прочее.
3. Социологические. Общественные изменения, которые порождают девиантные поступки. Они могут быть как краткими, так и продолжительными.
Чтобы действие подростка считалось девиантным, нарушение социальных норм должно быть регулярным. Также обязательно должен быть оказан вред или себе, или другим. Если действие не причиняет реального ущерба кому-то, но подросток от этого страдает, это тоже является признаком девиации. Кроме этого, подобное поведение должно соответствовать личности подростка, не идти вразрез с его системой ценностей. Не всегда признаки девиантного поведения подростков видны невооруженным глазом. Разве что он употребляет наркотики, дерётся с синяками или совершает другие поступки, вызывающие изменения во внешности.
Социально-педагогическая работа - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.
Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.
Основные формы работы с подростками девиантного поведения:
Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Работа с подростками в моей практике включает в себя совместное с ними участие в Киноклубе, организованном в Отделении временного проживания Центра социальной помощи семье и детям, когда сотрудники совместно с детьми участвуют в просмотре художественных фильмов и далее следует обсуждение. Подбор фильмов осуществляется в соответствии с планом, являющимся частью процесса реабилитации.
Также на регулярной основе подростки участвуют в акции "Синяя птица - безопасная территория" по закрашиванию на асфальте надписей содержащих информацию о распространении психоактивных веществ.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или фильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Эффективной формой работы в моей практике являлось участие подростков в лекциях о химической зависимости, когда сами подростки являлись лекторами, а материал для их выступлений подбирался и разъяснялся при подготовке к выступлению взрослыми, компетентными в данном вопросе.
Третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.
Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего - это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данные виды реализуются при общем процессе реабилитации, когда, в соответствии с программой реабилитации, подростки участвуют в индивидуальных и коллективных беседах, в том числе направленным на информирование и обучение по следующим темам: влияние алкоголя, наркотиков на человека; права несовершеннолетних; тайм-менеджмент; неагрессивные формы общения; самопрезентация себя; управление эмоциями; группы поддержки и т.д.
Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В процессе реабилитации подростки мотивируются на участие в конкурсах, концертах организованных как на базе учреждения так и вне. Благодаря сотрудничеству с волонтерами и учреждениями в сфере досуга, подростки имеют возможность бесплатно побывать в музеях, сходить в поход, попробовать что-то новое в парках развлечений, скалодроме, катке, посмотреть на работу заводов и т.д.
Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Работу в данном направлении в основном реализуют воспитатели Отделения.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Данная форма реализуется при сотрудничестве с Детскими городскими больницами и Наркологическим диспансером по индивидуальным особенностям подростка.
Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.