Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через социально – психологическое сопровождение

Жбанкова Елена Павловна

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zakonoposlushnomu_povedeniyu.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения классных руководителей

Протокол № 1

от «30» августа  2019 г.

Согласована

с заместителем директора

__________/Кокоулина М.В./

«02» сентября 2019 г.

Утверждена приказом директора школы

№ 58/5-А

от «02» сентября 2019 г.

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через социально – психологическое сопровождение

Срок реализации 1 год

                                                                             

Жбанкова Елена Павловна,

социальный педагог

первой квалификационной категории

п. Игрим,2019 г.


Содержание

Пояснительная записка

3

Паспорт программы

4-5

Содержание работы

6-7

План реализации программы

8-11

Схема управления программой

12

Кадровое обеспечение вопроса профилактики и правонарушений несовершеннолетних.

Финансово – экономическое обоснование

13

Материально – техническое оснащение организации

14

Список использованной литературы

15


Пояснительная записка

Воспитать человека интеллектуально,

                                            не воспитав в нем нравственное, -

значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

В существующей системе профилактики девиации в школе особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. В этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В этот период кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. В период подросткового возраста девиантное поведение занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Систематическая школьная неуспеваемость – серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у несовершеннолетнего появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел.

Программа разработана согласно закону №120 – ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Паспорт программы

Нормативно-правовая база

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;

3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ;

4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

5. Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ (ч.1); №14-ФЗ (ч.2);

6. Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;

7. Федеральный закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

8. Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.» № 154 от 13.03.2002 г.;

9. Международный документ «Декларация прав ребенка»;

10. Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка» от 30.09.1990 г.;

11. Локальный акт «Положение о постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»;

12.Локальный акт «Положение о Совете профилактики»

Цель программы:

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися.

Задача программы:

  • выявление и анализ основных причин, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей.
  • активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка.
  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и            антиобщественных действий несовершеннолетних.
  • оказание социальнопсихологической помощи несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.
  • повышение уровня индивидуальной профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с КДН и ЗП, ОМВД Березовского района п. Игрим.

Сроки реализации программы: 1 год

Адресат: подростки МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е., имеющие различные социальные девиации.

Содержание работы

2019-2020

учебный

год

I этап. Подготовительный

  • совершенствование нормативно – правовой базы;
  • укрепление межведомственного сотрудничества;
  • обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
  • проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
  • вовлечения, обучающихся во внеурочную деятельность.

II этап. Диагностический

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анализ документации;
  • анкетирование;
  • тестирование.

III этап. Деятельностный

  • оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и находящимся в социально – опасном положении;
  • использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля поведения;
  • лекции;
  • классные часы;
  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • консультации;
  • контроль.

IV этап. Отслеживание и анализ результатов

  • обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • увеличение числа обучающихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
  • снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися школы;
  • уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
  • сокращение числа семей и детей, находящихся в социально–опасном положении, состоящих на различных формах учета в школе.


Мероприятие

Срок исполнения

Ответственные

I

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

1.

Составление социального паспорта школы и классов

Сентябрь, Октябрь

Соц.педагог

2.

Подготовка материала к выступлениям на родительских собраниях, педсоветах.

В течение года

Соц. педагог

3.

Составление списков разных категорий, обучающихся:

  • «группа риска»
  • малообеспеченные
  • многодетные
  • неполные
  • инвалиды
  • дети – сироты, ОБПР
  • дети, состоящие на учетах в ПДН и КДН и ЗП
  • неблагополучные семьи

Сентябрь

Октябрь

Соц. педагог

4.

Оформление, корректировка учетных карт на обучающихся, поставленных на ВШК, ПДН и КДН и ЗП.

Сентябрь и по мере постановки

Соц. педагог

II

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

1.

Выявление проблем в отношениях обучающихся и родителей, обучающихся и учителей, в среде обучающихся

В течение года

Соц. педагог,

2.

Выявление причин неуспеваемости, пропусков занятий по неуважительным причинам

В течении года

Социальный педагог

3.

Проведение диагностики на предмет употребления ПАВ

По плану

Социальный педагог,

4

Мониторинг правонарушений и преступлений совершенных обучающимися

1 раз в четверть

Социальный педагог

III

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

1.

Проведение Совета профилактики

Один раз в месяц

СПС

2.

Участие в заседаниях КДН и ЗП, рабочие группы.

В течении года

Социальный педагог

3.

Беседы и консультации с обучающимися:

1.нарушившими Устав школы;

2.совершившими правонарушения, преступления,

конфликтующими

В течение года

соц. педагог

5.

Социальный патронаж семей, требующих особого контроля:

1.опекаемых,

2.неблагополучных семей

в течение года

Соц. педагог

 

6

Помощь в адаптации вновь прибывшим обучающимся

По необходимости

СПС

7

Вовлечение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, учете КДН и ЗП, ПДН, детей группы риска в спортивные секции, кружки

1 четверть, в течении года

социальный педагог

8

Межведомственное взаимодействие со всеми субъектами по профилактики с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально – опасном положении или ТЖС.

В течение года

Социальный педагог

9

Проведение профилактических бесед, посвященных пропаганде ЗОЖ, профилактике безнадзорности, правонарушений, оказание помощи классным руководителям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике.

В течение года

Социальный педагог

10

Рейд по школьной форме

По плану школы

СПС

11

Акция

«Я не курю».

        октябрь

октябрь

12

Круглый стол «Алкоголь, наркомания и человечество. Кто победит?» (дети группы риска) с привлечением специалистов ИРБ, духовенства, КДН и ЗП, инспектора ПДН

октябрь

13

Встречи с представителями правоохранительных и надзорных органов (месячник правовой культуры и знаний)

ноябрь

СПС

14

День Конституции РФ (классные часы, оформление информационного стенда)

12 декабрь

СПС

15

Рейд по проведению досуга обучающихся «группы риска» во время зимних каникул

январь

16

День трезвости

11 сентября

СПС

17

Кл.часы с привлечением сотрудников ОМВД, специалистов ИРБ.

В течении года

СПС

18

Проведение социально – психологического тестирования по ПАВ

Октябрь - ноябрь

СПС

19

День солидарности в борьбе с терроризмом

 3 сентября

СПС

20

Родительский патруль

1 раз в месяц

Социальный педагог

21

Межведомственная профилактическая операция «Подросток» (4 этап - «Всеобуч»)

сентябрь

Соц. педагог

22

Участие в профилактической операции «Дети России».

апрель

Соц. педагог

23

Акция «День без табака»

Всемирный день без табака

(31 мая

май

Соц. педагог

IV

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1.

Выступления на родительских собраниях,

МО, педсоветах, классных часах

В течение года

Соц. педагог

2.

Индивидуальные информационные беседы с родителями, обучающимися, классными руководителями.

В течение года

Соц. педагог

3.

Подготовка информационных стендов:

- кружки, секции;

- ПДД;

- ЗОЖ;

- профилактика административных правонарушений.

В течение года

Соц. педагог

4

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

октябрь

Соц. педагог

5

Правовое консультирование и просвещение детей по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, защиты прав потребителей

ноябрь

Соц. педагог

6

«Семья»

(с приглашением представителей духовенства)

ноябрь

Соц. педагог

7

Присутствие на допросах обучающихся, судебных заседаниях.

По запросу ОМВД

Соц. педагог

8

Выпуск брошюр и буклетов для обучающихся и родителей (законных представителей) информационно-правового, профилактического характера

В течение года

СПС

9

Месячник правовой культуры и знаний (10 ноября – 10 декабря)

Рейд по школьной форме.

Совет профилактики.

День правовой помощи детям –Встречи с сотрудниками КДН, ОМВД

Ноябрь - декабрь

10

Акция, посвященная Дню народного единства

4 ноября

СПС

11

Акция, посвященная Международному дню толерантности

11 ноября

СПС

12

Акция, посвящённая Дню матери России

24 ноября

СПС

13

Уроки доброты «Ты не один»

ноябрь

14

Круглые столы

акция «Не дай себя погубить» (Всемирный день борьбы со СПИДом)

1 декабря

СПС

15

Акция, посвящённая дню детского «Телефона доверия»

май

СПС

16

Распространение буклетов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних, посещение родительских собраний, информация на сайте школы по профилактике жестокого обращения с детьми.

В течении года

СПС

Схема управления программой

 С обучающимися

С родителями (законными представителями)

С педагогами

Межведомственное взаимодействие

Организация досуговой деятельности, кружки, спортивные секции

Родительские собрания

Совещания, семинары

Рейды по семьям

Тематические часы

Консультации

Диагностика, анкетирования, тренинги, тестирования

Приглашение специалистов различных ведомств на тематические классные часы, родительские собрания, мероприятия.

Индивидуальная работа

Посещение на дому

Формирования банка данных об обучающихся и их родителях (законных представителях)

Текущий контроль успеваемости и посещаемости

Приглашение на школьные мероприятия, праздники

Составления индивидуальных планов работ (ИПР)

Приглашение на Совет профилактики с родителями (законными представителями)

Родительский патруль

Кадровое обеспечение вопроса профилактики и правонарушений несовершеннолетних

1.Директор МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е.  - 1

2.Заместитель директора –3

3.Социальный педагог – 1

4. Педагог – психолог –1

5. Педагог –организатор – 1

6.Классные руководители – 23

7. Фельдшер – 1

Финансово – экономическое обоснование программы

Финансово-экономических затрат для реализации программы не требуется.


Материально – техническое оснащение организации

Сенсорная комната

п/п

Наименование

Кол-во

Пузырьковая колона «Стелла»

1

Светильник с фиброоптическими волокнами

1

Настенное панно «Звездное небо»

1

Настенное интерактивное панно «Бесконечность»

1

Настенное панно «Водопад»

1

Мягкая платформа с зеркалами

1

Пуфы «Дракоша»

2

Палас

1

Матрац

1

Подушки

18

Музыкальный центр

1

Актовый зал

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Компьютер

2

2.

Микшерный пульт

1

3.

Микрофоны

7

4.

Концертная акустика Volta

2

5.

Сабвуфер Volta

1

6.

Проектор

1

7.

Колонки Passport pd-150

1

8.

Шторы

10

9.

Стойки микрофонные

1

10.

Стулья

117

11.

Принтер Canon LBP7010C/7018C

1

12.

Принтер Samsung SCX 3200 Series

1

 

Список использованной литературы:

  1. Азарова, Л. А. Психология дeвиантного поведения [Текст] / учеб. -метод. комплекс /, В. А. Сятковский. – Минск: 2009.
  2. Вагин, Ю., [Текст]:/ Профилактика деструктивного поведения/ Ю.Вагин –  Пермь: 2004.
  3. Гилинский, Я.И., Девиантология [Текст]: / И.Я.Гилинский–С– Пб.: 2004.
  4. Дубровина, И.В.,Школьная психологическая служба  [Текст]: / Вопросы теории и практики./ И.В. Дубровина – М.:  1991.
  5. Джанибекова, Н.А., Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушение несовершеннолетних [Текст]: / Н.А. Джанибекова., И.М. Жаркова, М.В. Торопов, Н.В. Астахова  – Т.: – 2015.
  6. Шилова, М.А., Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков[Текст]: / М.А.Шилова - М.: Айрис-пресс, 2004.