Дисциплины ОП.03. «Охрана труда» Для специальности: 35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.
- Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ot_-_spls.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум
Костромской области»
Рабочая программа
Дисциплины ОП.03. «Охрана труда»
Для специальности:
35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.
2019 г
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин отделений МСХ и ТОРАТ
Председатель_______ Голубева В. В.
10 «19» 06 2019г.
Утверждено
Приказ № 01-08/87-к
«30» 08 2019г.
Заместитель директора по учебной работе _______________Лисина И.М.
Составлена в соответствии с
примерной основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО, утверждённой приказом департамента образования и науки Костромской области № _456 от _07.05.2014________.
Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель
Рецензент: Голубева В.В. - преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»;
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский аграрный техникум Костромской области».
Разработчики:
Шестерикова Л. А. , преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
Приложение 1 13
Приложение 2 14
Приложение 3 15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Охрана труда»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1 − 10
ПК 1.1 − 1.3
ПК 2.1 − 2.4
ПК 3.1 − 3.3
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать санитарные требования;
- использовать стандарты по безопасности труда (ССБТ), санитарные нормы (СН) и строительные нормы и правила (СниП) в профессиональной деятельности;
- использовать инструкции по электробезопасности оборудования;
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в организации;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать безопасность труда на рабочем месте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
- правовые и организационные основы охраны труда в организации;
- основы безопасности труда и пожарной охраны в сельскохозяйственном производстве, зеленом хозяйстве и объектах озеленения;
- основы электробезопасности;
- основы законодательства о труде;
- условия труда, причины травматизма;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) | 17 |
в том числе: выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Раздел 1. Основные понятия и терминология безопасности труда. | 6 | ||||
Введение | Содержание учебного материала | ||||
1 | Введение. Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Государственная защита прав и свобод гражданина РФ. Кодекс законов о труде. Обеспечение безопасных условий труда Современное состояние безопасности и условий труда. Причины низкого уровня безопасности и неблагоприятных условий труда. Задачи охраны труда. | 2 | 2 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и терминология безопасности труда. | Содержание учебного материала | ||||
2 | Основные понятия и терминология безопасности труда. Труд и производственная деятельность. Рабочая зона и рабочее место. Негативные факторы. Опасность. Риск. Травма. Профессиональные заболевания. Безопасность труда. Производственная санитария и гигиена труда. Производственная безопасность. | 2 | 2 | ||
Контроль по теме в форме тестирования | |||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 1.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Государственная защита прав и свобод гражданина РФ. Кодекс законов о труде. | 2 | 3 | |||
Радел 2. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды. | 12 | ||||
Тема 2.1. Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека. | Содержание учебного материала | ||||
3 | Классификация негативных факторов. Факторы, влияющие на условия труда работающих: Метеорологические (температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферные осадки солнечная радиация). Производственные факторы, химические вредные факторы, физические, биологические, психофизиологические. | 2 | 2 | ||
4 | Опасные механические и физические факторы. Механические движения и действия технологического оборудования и инструмента. Подъёмно-транспортное оборудование. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные и ионизирующие излучения, электрический ток. Защита человека от механических и физических негативных факторов. | 2 | 2 | ||
5 | Опасные химические и комплексные негативные факторы. Классификация и воздействие вредных веществ на человека. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Пожаровзрывоопасность. Статическое электричество. Защита человека от опасных факторов комплексного характера. | 2 | 2 | ||
6 | Практическое занятие №1 Определение опасных и вредных производственных факторов. Изучение технических средств тушения пожара. Расчёт противопожарного запаса воды в предприятии. Расчёт путей эвакуации людей. | 2 | 3 | ||
Контроль по теме в форме тестирования. | |||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 2.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить информационное сообщение по нормированию негативных производственных факторов (ОВПФ на выбор). Защита человека от механических и физических негативных факторов. Защита человека от опасных факторов комплексного характера. | 4 | 3 | |||
Радел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности. | 15 | ||||
Тема 3.1. Микроклимат и освещение помещений. | Содержание учебного материала | ||||
7 | Микроклимат помещений. Климат здоровье человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. | 2 | 2 | ||
8 | Освещение. Характеристика освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. | 2 | 3 | ||
9 | Практическое занятие № 2. Расчёт освещения рабочего помещения. | 2 | 2 | ||
Тема 3.3. Психофизиологические основы безопасности труда. | Содержание учебного материала | ||||
10 | Психофизиологические основы безопасности труда. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Чрезмерные формы психического напряжения. Влияние алкоголя на безопасность труда. | 2 | 3 | ||
11 | Виды и условия трудовой деятельности. Виды и условия трудовой деятельности. Классификация условий труда по тяжести и напряжённости трудового процесса и по факторам производственной среды. | 2 | 2 | ||
Контроль по теме 3.3 в виде работы по карточкам. | |||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 3.3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить бюллетень по теме: «Защита человека от негативных факторов в профессиональной деятельности техника-механика» (по группам) «Влияние алкоголя на безопасность труда». «Основные причины психологического напряжения». | 5 | 2 | |||
Раздел 4. Управление безопасностью труда. | 15 | ||||
Тема 4.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда. | 12 | Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда. Экономический ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Причины травматизма и профзаболеваний. Характеристика профзаболеваний. Несчастные случаи на производстве. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Оформление журнала инструктажей на производстве. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда. | 2 | 2 | |
13 | Организационные основы безопасности труда. Органы управления, надзора и контроля за охраной труда. Виды и характеристики инструктажей. Порядок проведения аттестации рабочих мест. Гигиеническая оценка условий и характера труда. Травмобезопасность рабочих мест. Средства индивидуальной защиты на рабочем месте. Документы аттестации рабочих мест. Система управления охраной труда | 4 | 2 | ||
14 | Практическое занятие № 3. Проведение инструктажа по технике безопасности. Классификация знаков по охране труда. | 2 | 3 | ||
15 | Практическое занятие № 4. Расчёт основных показателей травматизма на предприятии. | 2 | 3 | ||
16 | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим. Дифференцированный зачёт. | 2 | 3 | ||
Контроль по теме 4.1. в виде тестирования. | |||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 4.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Ознакомиться с трудовым кодексом Российской федерации. Составить инструкцию по технике безопасности при проведении противоэпизоотических мероприятий | 6 | 3 | |||
Аудиторных часов | 34 | ||||
Самостоятельная нагрузка | 17 | ||||
Всего: | 51 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общепрофессиональных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по Охране труда;
- DVD и видео фильмы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
- Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ, 2009 г. – 496 с. ил. – (Профессиональное образование).
Для студентов
- Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ, 2009 г. – 496 с. ил. – (Профессиональное образование).
Дополнительные источники
Для преподавателей
- Тургиев А.К. Охрана труда. ОИЦ «Академия», 2010.
Для студентов
- Белов, С. В., Девисилов В. А., Козьяков А. Ф. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.и др. Под общ ред. С. В. Белова – М..- Высшая школа, 2002 г. - 357 с.
- Беляков Г. И. Охрана труда. – М.: Колос, 1995. – 272 с.: ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
- Буракова С. А. Охрана труда в сельском хозяйстве: Учеб.пособие. – К.: Выщашк., 1989. – 255 с.
- Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008 г. – 448 с. ил. – (Профессиональное образование).
- Дорофеюк А. Т., Квасов В. Т. Охрана труда в сельском хозяйстве. Учеб.пособие. – Мн.: Ураджай, 2000. – 247 с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
- Калошин А. И. Охрана труда. – М.: Агропромиздат, 1991. – 303 с.: ил. – (Учебники и учеб.пособия для учащихся техникумов).
Правовые и нормативные документы:
- Федеральный закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Принят 9 июля 1998 г.
- Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"
- Типовая инструкция по охране труда для работников, передвигающихся по территории и производственным помещениям ТОИ Р-218-54-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 20 февраля 1994 г.)
- Положение «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утвержден постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. №279.
Дополнительные источники:
- Журнал «Охрана труда и социальное страхование»
- Журнал «Справочник специалиста по охране труда»
Интернет – ресурсы:
www.c – kondor.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| Решение ситуационных задач Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий |
| Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий |
| Деловая игра Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий |
| Экспертная оценка выполнения практического задания |
| Экспертная оценка на знаний и умений на практическом занятии |
| Экспертная оценка знаний и умений, защита практических заданий |
Знания:
| устный (письменный) опрос, тестирование |
| устный (письменный) опрос, тестирование |
| устный (письменный) опрос, тестирование |
| устный (письменный) опрос, тестирование |
| устный (письменный) опрос, тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
| устный (письменный) опрос, тестирование Защита практических заданий |
Приложение 1.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.
ПК 2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.
ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.
5.2.3. Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 3.1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 3.3. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве.
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Приложение 2
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПК 1.1. - ПК 1.4. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства. ПК 2.1 .- ПК 2.4. Организация деятельности коллектива исполнителей. ПК 3.1 .- ПК 3.3. Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства. | |
Уметь: - выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности | Тематика практических работ - Определение опасных и вредных производственных факторов - Расчёт освещения рабочего помещения. |
Знать: - классификацию и номенклатуру негативных факторов - источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека | Перечень тем: - основные стадии идентификации негативных производственных факторов; - классификация опасных и вредных производственных факторов; - наиболее типичные источники негативных факторов и их воздействие на человека; - опасные факторы комплексного характера; |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: - составить кроссворд по терминам и понятиям - подготовить информационное сообщение по нормирование негативных производственных факторов (ОВПФ на выбор) |
Уметь: - использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности. | Тематика практических работ - изучение технических средств тушения пожара |
Знать: - методы защиты человека от негативных производственных факторов - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты | Перечень тем: - защита человека от физических негативных факторов; - защита человека от химических и биологических негативных факторов; - защита человека от опасных факторов комплексного характера |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: подготовить бюллетень по теме «Защита человека от негативных факторов в профессиональной деятельности кинолога» |
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях). |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - овладевает первичными профессиональными навыками и умениями |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии - анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - выполняет задания по дисциплине с использованием ИКТ |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу. - при групповом обсуждении аргументировано отвергает или принимает идеи, развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею). |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - оценивает или контролирует работу группы - представляет результаты групповой работы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности - указывает причины успехов и неудач в деятельности |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - выбирает технологии, применяемые в профессиональной деятельности согласно современным требованиям |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - знает о роли ремонтных служб в Российской армии |