Дисциплины ОП.03. «Охрана труда» Для специальности: 35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Шестерикова Любовь Александровна
  1. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО   35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ot_-_spls.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум

Костромской области»

Рабочая программа

Дисциплины         ОП.03. «Охрана труда»

Для специальности:

35.02.12 - Садово-парковое и ландшафтное строительство.

2019 г


ОДОБРЕНА                                                                                                                                                                                                                                                    

 Предметной (цикловой)                                                                    

комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин отделений МСХ и ТОРАТ

  Председатель_______ Голубева В. В.

10   «19» 06      2019г.

Утверждено

Приказ  № 01-08/87-к

«30»  08   2019г.

Заместитель директора по учебной работе _______________Лисина И.М.

Составлена в соответствии с

примерной основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО, утверждённой приказом департамента образования и науки Костромской области № _456  от _07.05.2014________.

Автор: Шестерикова Л. А. преподаватель

Рецензент:                    Голубева В.В. - преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»;

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский аграрный техникум Костромской области».

Разработчики:

Шестерикова Л. А. , преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

Приложение 1                                                                   13

Приложение 2                                                                   14

Приложение 3                                                                   15


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

  1.  Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ОК 1 − 10

ПК 1.1 − 1.3

ПК 2.1 − 2.4

ПК 3.1 − 3.3

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать санитарные требования;
  • использовать стандарты по безопасности труда (ССБТ), санитарные нормы (СН) и строительные нормы и правила (СниП) в профессиональной деятельности;
  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;
  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в организации;
  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;
  • соблюдать безопасность труда на рабочем месте;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
  • правовые и организационные основы охраны труда в организации;
  • основы безопасности труда и пожарной охраны  в сельскохозяйственном производстве, зеленом хозяйстве и объектах озеленения;
  • основы электробезопасности;
  • основы законодательства о труде;
  • условия труда, причины травматизма;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия

8

контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

17

в том числе:

выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Раздел 1. Основные понятия и терминология безопасности труда.

6

Введение

Содержание учебного материала

1

Введение. Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Государственная защита прав и свобод гражданина РФ. Кодекс законов о труде. Обеспечение безопасных условий труда Современное состояние безопасности и условий труда. Причины низкого уровня безопасности и неблагоприятных условий труда. Задачи охраны труда.

2

2

Тема 1.1.

Основные понятия и терминология безопасности труда.

Содержание учебного материала

2

Основные понятия и терминология безопасности труда.

Труд и производственная деятельность. Рабочая зона и рабочее место. Негативные факторы. Опасность. Риск. Травма. Профессиональные заболевания. Безопасность труда. Производственная санитария и гигиена труда. Производственная безопасность.

2

2

Контроль по теме в форме тестирования

Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Государственная защита прав и свобод гражданина РФ. Кодекс законов о труде.

2

3

Радел 2. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды.

12

Тема 2.1. Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека.

Содержание учебного материала

3

Классификация негативных факторов.

Факторы, влияющие на условия труда работающих: Метеорологические (температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферные осадки солнечная радиация). Производственные факторы, химические вредные факторы, физические, биологические, психофизиологические.

2

2

4

Опасные механические и физические факторы.

Механические движения и действия технологического оборудования и инструмента. Подъёмно-транспортное оборудование. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные и ионизирующие излучения, электрический ток. Защита человека от механических и физических негативных факторов.

2

2

5

Опасные химические и комплексные негативные факторы.

Классификация и воздействие вредных веществ на человека. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Пожаровзрывоопасность. Статическое электричество. Защита человека от опасных факторов комплексного характера.

2

2

6

Практическое занятие №1

Определение опасных и вредных производственных факторов. Изучение технических средств тушения пожара. Расчёт противопожарного запаса воды в предприятии. Расчёт путей эвакуации людей.

2

3

Контроль по теме в форме тестирования.

Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить информационное сообщение по нормированию негативных производственных факторов (ОВПФ на выбор). Защита человека от механических и физических негативных факторов. Защита человека от опасных факторов комплексного характера.

4

3

Радел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности.

15

Тема 3.1. Микроклимат и освещение помещений.

Содержание учебного материала

7

Микроклимат помещений.

Климат здоровье человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

2

2

8

Освещение. Характеристика освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.

2

3

9

Практическое занятие № 2.

Расчёт освещения рабочего помещения.

2

2

Тема 3.3. Психофизиологические основы безопасности труда.

Содержание учебного материала

10

Психофизиологические основы безопасности труда. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Чрезмерные формы психического напряжения. Влияние алкоголя на безопасность труда.

2

3

11

Виды и условия трудовой деятельности.

Виды и условия трудовой деятельности. Классификация условий труда по тяжести и напряжённости трудового процесса и по факторам производственной среды.

2

2

Контроль по теме 3.3 

в виде работы по карточкам.

Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 3.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

подготовить бюллетень по теме: «Защита человека от негативных факторов в профессиональной деятельности техника-механика» (по группам) «Влияние алкоголя на безопасность труда». «Основные причины психологического напряжения».

5

2

Раздел 4. Управление безопасностью труда.

15

Тема 4.1.

Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

12

Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Экономический ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Причины травматизма и профзаболеваний. Характеристика профзаболеваний. Несчастные случаи на производстве. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Оформление журнала инструктажей на производстве. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда.

2

2

13

Организационные основы безопасности труда.

Органы управления, надзора и контроля за охраной труда. Виды и характеристики инструктажей. Порядок проведения аттестации рабочих мест. Гигиеническая оценка условий и характера труда. Травмобезопасность рабочих мест. Средства индивидуальной защиты на рабочем месте. Документы аттестации рабочих мест. Система управления охраной труда

4

2

14

Практическое занятие № 3.

Проведение инструктажа по технике безопасности. Классификация знаков по охране труда.

2

3

15

Практическое занятие № 4.

Расчёт основных показателей травматизма на предприятии.

2

3

16

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим.

Дифференцированный зачёт.

2

3

Контроль по теме 4.1. 

в виде тестирования.

Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по теме 4.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Ознакомиться с трудовым кодексом Российской федерации.

Составить инструкцию по технике безопасности при проведении противоэпизоотических мероприятий

6

3

Аудиторных часов

34

Самостоятельная нагрузка

17

Всего:

51

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общепрофессиональных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по Охране труда;

- DVD и видео фильмы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Для преподавателей

  1. Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ, 2009 г. – 496 с. ил. – (Профессиональное образование).

Для студентов

  1. Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ, 2009 г. – 496 с. ил. – (Профессиональное образование).

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Тургиев А.К. Охрана труда. ОИЦ «Академия», 2010.

Для студентов

  1. Белов, С. В., Девисилов В. А., Козьяков А. Ф. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.и др. Под общ ред. С. В. Белова – М..- Высшая школа, 2002 г. - 357 с.
  2. Беляков Г. И. Охрана труда. – М.: Колос, 1995. – 272 с.: ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
  3. Буракова С. А. Охрана труда в сельском хозяйстве: Учеб.пособие. – К.: Выщашк., 1989. – 255 с.
  4. Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008 г. – 448 с. ил. – (Профессиональное образование).
  5. Дорофеюк А. Т., Квасов В. Т. Охрана труда в сельском хозяйстве. Учеб.пособие. – Мн.: Ураджай, 2000. – 247 с., ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
  6. Калошин А. И. Охрана труда. – М.: Агропромиздат, 1991. – 303 с.: ил. – (Учебники и учеб.пособия для учащихся техникумов).

Правовые и нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Принят 9 июля 1998 г.
  2. Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"
  3. Типовая инструкция по охране труда для работников, передвигающихся по территории и производственным помещениям ТОИ Р-218-54-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 20 февраля 1994 г.)
  4. Положение «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утвержден постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. №279.

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Охрана труда и социальное страхование»
  2. Журнал «Справочник специалиста по охране труда»

Интернет – ресурсы:

www.trkodeks.ru 

www.oxtrud.narod.ru

www.c – kondor.ru

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • соблюдать санитарные требования;

Решение ситуационных задач

Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий

  • использовать стандарты по безопасности труда (ССБТ), санитарные нормы (СН) и строительные нормы и правила (СниП) в профессиональной деятельности;

Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий

  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;

Деловая игра

Экспертная оценка знаний умений, приобретенных в процессе практических занятий

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в организации;

Экспертная оценка выполнения практического задания

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;

Экспертная оценка на знаний и умений на практическом занятии

  • соблюдать безопасность труда на рабочем месте;

Экспертная оценка знаний и умений, защита практических заданий

Знания:

  • основы безопасности труда и пожарной охраны  в сельскохозяйственном производстве;

устный (письменный) опрос, тестирование

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

устный (письменный) опрос, тестирование

  • правовые и организационные основы охраны труда в организации;

устный (письменный) опрос, тестирование

  • основы электробезопасности;

устный (письменный) опрос, тестирование

  • основы законодательства о труде;

устный (письменный) опрос, тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

  • условия труда, причины травматизма;

устный (письменный) опрос, тестирование

Защита практических заданий

Приложение 1.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием  компьютерных программ.

ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.

5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги  садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству  на рынке услуг.

ПК 2.3. Организовывать садово-парковые  и ландшафтные  работы.

ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество  садово-парковых и ландшафтных работ.

5.2.3. Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 3.1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 3.3. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве.

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Приложение 2

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ПК 1.1. - ПК 1.4. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2.1 .- ПК 2.4. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 3.1 .- ПК 3.3. Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

Уметь:

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности

Тематика практических работ

- Определение опасных и вредных производственных  факторов

- Расчёт освещения рабочего помещения.

Знать:

- классификацию и номенклатуру негативных факторов

- источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека

Перечень тем:

- основные стадии идентификации негативных производственных факторов;

- классификация опасных и вредных производственных факторов;

- наиболее типичные источники негативных факторов и их воздействие на человека;

- опасные факторы комплексного характера;

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельной работы:

- составить кроссворд по терминам и понятиям

- подготовить информационное сообщение по нормирование негативных производственных факторов (ОВПФ на выбор)

Уметь:

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности.

Тематика практических работ

- изучение технических средств тушения пожара

Знать:

- методы защиты человека от негативных производственных факторов

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты

Перечень тем:

- защита человека от физических негативных факторов;

- защита человека от химических и биологических негативных факторов;

- защита человека от опасных факторов комплексного характера

Самостоятельная работа студента

Тематика самостоятельной работы: подготовить бюллетень по теме «Защита человека от негативных факторов в профессиональной деятельности кинолога»

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- овладевает первичными профессиональными навыками и умениями

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии

- анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- выполняет задания по дисциплине с использованием ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу.

- при групповом обсуждении аргументировано отвергает или принимает идеи, развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею).

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- оценивает или контролирует работу группы

- представляет результаты групповой работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности

- указывает причины успехов и неудач в деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- выбирает технологии, применяемые в профессиональной деятельности согласно современным требованиям

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- знает о роли ремонтных служб в Российской армии