Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процес­сом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркива­ет, что в относительно короткий промежуток времени лич­ность активно осваивает новую социальную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_16.03.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление организма индивида с процессами природной и социальной среды. Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность активно осваивает новую социальную среду.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) – адаптация индивида и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с интересами социальной группы (производственного коллектива, семьи, учебного коллектива и пр.);

3) индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственную и профессиональную адаптацию; бытовую; досуговую; политическую и экономическую; адаптацию к формам общественного сознания.

Под адаптацией понимают процесс взаимодействия индивида с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. Индивид получает возможность выживания, а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Социально-реабилитационное учреждение для несовершеннолетних – это специализированное государственное учреждение системы социального обеспечения, системы социальной защиты несовершеннолетних.

Основные направления реабилитационной работы в учреждении:

Социальная адаптация подростка - процесс интеграции подростка в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Детям и подросткам в учреждении предстоит пройти сложный процесс социальной адаптации, то есть процесс достижения такого уровня личностного развития, при котором формируются:

  • способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей (ориентация в законах, правах и способах их реализации, готовность к выполнению своих обязанностей);
  • потребность в труде, как в образе жизни;
  • позитивное отношение к людям;
  • способность делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность (активное отношение к себе и к своей жизни);
  • способность к самообслуживанию.

Социальная реабилитация подростка – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественныхсвязей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойстви возможностей подростка.

Медицинскаяреабилитация:

  • организация и проведение медицинского осмотра врачами-специалистами;
  • содействие и оказание помощи воспитанникам в получении социально-медицинской помощи, предусмотренной законодательством РФ в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ;
  • контроль за лечением и оздоровлением детей, с отклонениями в состоянии здоровья.

Психологическая реабилитация:

  • стабилизация эмоционального состояния, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция познавательных психических процессов, формирование мотивации к учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков в общении с окружающими;
  • формирование ответственного отношения к собственной жизни, умение преодолевать жизненные трудности.

Социально-педагогическая реабилитация:

  • формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, навыков общения;
  • коррекция школьной дезадаптации и педагогической запущенности;
  • оздоровление межличностных отношений в коллективе сверстников;
  • содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
  • расширение кругозора, развитие познавательной активности.