Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность активно осваивает новую социальную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_16.03.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление организма индивида с процессами природной и социальной среды. Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность активно осваивает новую социальную среду.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
1) общество (макросреда) – адаптация индивида и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
2) социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с интересами социальной группы (производственного коллектива, семьи, учебного коллектива и пр.);
3) индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции.
Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственную и профессиональную адаптацию; бытовую; досуговую; политическую и экономическую; адаптацию к формам общественного сознания.
Под адаптацией понимают процесс взаимодействия индивида с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. Индивид получает возможность выживания, а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:
1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения;
3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Социально-реабилитационное учреждение для несовершеннолетних – это специализированное государственное учреждение системы социального обеспечения, системы социальной защиты несовершеннолетних.
Основные направления реабилитационной работы в учреждении:
Социальная адаптация подростка - процесс интеграции подростка в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Детям и подросткам в учреждении предстоит пройти сложный процесс социальной адаптации, то есть процесс достижения такого уровня личностного развития, при котором формируются:
- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей (ориентация в законах, правах и способах их реализации, готовность к выполнению своих обязанностей);
- потребность в труде, как в образе жизни;
- позитивное отношение к людям;
- способность делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность (активное отношение к себе и к своей жизни);
- способность к самообслуживанию.
Социальная реабилитация подростка – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественныхсвязей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойстви возможностей подростка.
Медицинскаяреабилитация:
- организация и проведение медицинского осмотра врачами-специалистами;
- содействие и оказание помощи воспитанникам в получении социально-медицинской помощи, предусмотренной законодательством РФ в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ;
- контроль за лечением и оздоровлением детей, с отклонениями в состоянии здоровья.
Психологическая реабилитация:
- стабилизация эмоционального состояния, коррекция эмоционально-волевой сферы;
- коррекция познавательных психических процессов, формирование мотивации к учебной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков в общении с окружающими;
- формирование ответственного отношения к собственной жизни, умение преодолевать жизненные трудности.
Социально-педагогическая реабилитация:
- формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, навыков общения;
- коррекция школьной дезадаптации и педагогической запущенности;
- оздоровление межличностных отношений в коллективе сверстников;
- содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
- расширение кругозора, развитие познавательной активности.