ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности:40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»
Разработчик: Ахмадейшина Лилия Вагаповна– преподаватель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для специальности: | 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения |
Красногорск
20_____г.
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»
Разработчик: Ахмадейшина Лилия Вагаповна– преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 19 |
| 22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 40. 02. 01. (030912) Право и организация социального обеспечения по дисциплине «Обществознание», с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: Составление схем | 20 |
Составление таблиц; | 19 |
Итоговая аттестация в форме: Экзамен |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 2 | ||
Тема 1.1 Философские представления о социальных качествах человека. | Содержание учебного материала Понятие человека, его место в мире. Античные, восточные, средневековые представления о человеке. Образ человека в Эпоху Возрождения и в современности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы о представлениях о человеке в различные исторические периоды | 1 | ||
Тема 1.2 Формирование характера | Содержание учебного материала Понятия характера, человек, индивид, личность, темперамент, способности, талант, гениальность. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы: потребности- интересы- способности | |||
Тема 1.3 Свобода как условие самореализации личности | Содержание учебного материала Понятие бытия, свободы, соотношение свободы и ответственности | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск цитат о свободе | 1 | ||
Тема 1.4 Человек в группе, особенности межличностного общения | Содержание учебного материала Личность как субъект общественной жизни. Понятие сущности личности, этапы становления личности. Социализация и воспитание. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схемы: многообразие мира общения, межличностное общение. | 2 | ||
Тема 1.5 Человек в учебной и трудовой деятельности. | Содержание учебного материала Виды и этапы деятельности. Творчество. Труд. Игра | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительных таблиц: «Человек в учебной и трудовой деятельности». | |||
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | |||
Тема 2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе | Содержание учебного материала Подсистемы, классификация обществ, типы межличностного взаимодействия. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем: подсистемы и элементы общества | |||
Тема 2.2 Многовариантность общественного развития | Содержание учебного материала Прогресс и регресс, их соотношение в общественном развитии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной таблицы: «Многовариантность общественного развития». | 1 | ||
Раздел 3. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. | |||
Тема 3.1 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала Основа материальных отношений, духовно-нравственные отношения, связь с материальными отношениями. Понятие нравственного самовоспитания. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Цитаты о духовной культуре | 1 | ||
Тема 3.2 Наука как часть культуры | Содержание учебного материала Наука, виды наук, методы научного исследования. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Перечислите 10 научных важнейших достижений человечества. Составьте сравнительную таблицу: «Естественные и социально-гуманитарные науки» | 1 | ||
Тема 3.3 Образование как способ передачи знаний и опыта | Содержание учебного материала Образование, воспитание, обучение, развитие. Ступени образования, формы контроля знаний обучающихся | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: способ передачи знаний и опыта. Подготовьте сообщение на тему: "Лучшие Вузы России" | 2 | ||
Тема 3.4 Мораль. Нравственная культура | Содержание учебного материала Мораль, совесть, долг, милосердие, гуманизм, принципы и функции морали | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Найдите и расскажите цитаты о духовной культуре | 1 | ||
Тема 3.5 Искусство, его виды и формы | Содержание учебного материала Искусство, виды и формы искусства, современное искусство, живопись, архитектура, литература, кинематограф | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Заполните таблицу, отразив ключевые виды и формы искусства | |||
Тема 3.6 Религия, ее роль в жизни общества | Содержание учебного материала Религия, виды религий, мировые религии: буддизм, ислам, христианство | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте сообщение на тему: "Мировые религии" | |||
Раздел 4. Экономические отношения | |||
Тема 4.1 Экономика – наука о хозяйстве. | Содержание учебного материала Наука о ведении хозяйства. Товары и услуги. Производственная и непроизводственная экономика. Распределение, обмен, потребление. Капитал, доходы, расходы, прибыль | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте сравнительную таблицу «Главные вопросы экономики». | 1 | ||
Тема 4.2 Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | Содержание учебного материала Потребительское поведение. Суверенитет потребителя. Рациональное поведение. Свобода потребительского поведения. Закон о защите прав потребителя. Роспотребнадзор | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: Потребление продукции | |||
Тема 4.3 Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | Содержание учебного материала Свободная и регулируемая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Олигополия, монополия, чистая конкуренция | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схемы: основные рыночные структуры | 1 | ||
Тема 4.4 Собственность – основа экономических отношений. | Содержание учебного материала Понятие собственности, виды собственности, правомочия, значимость для государства. Многообразие форм собственности и их характеристики. Перспективы развития частной и государственной форм собственности в России. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Прочитайте статьи ГКРФ, посвященные собственности, сделать вывод. | 1 | ||
Тема 4.5 Деньги – основополагающее начало предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материала Понятие деньги – сущность, значимость, влияние на экономику, история денег. Понятие денежных систем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте сообщения на тему «Деньги – мировая единица», «История денег». | 1 | ||
Тема 4.6 Понятие ВВП и его структура. | Содержание учебного материала Номинальный и реальный ВВП, методы расчета ВВП. | 2 | 2 |
Тема 4.7 Становление современной рыночной экономики России. | Содержание учебного материала Сущность рыночной экономики. Особенности перехода. Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений. Направления становления рыночных отношений в России | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте презентации о современной рыночной экономике | |||
Раздел 5. Социальные отношения | |||
Тема 5.1 Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. | Содержание учебного материала Объективная и субъективная сторона взаимодействия. Механизм социального взаимодействия. Социальные общности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте сравнительную таблицу: «Социальные общности и группы». | 1 | ||
Тема 5.2 Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. | Содержание учебного материала Социальная роль. Социальный статус. Теория набора ролей. Ролевой набор | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: Соотношение личностного «Я» и социальной роли. | 1 | ||
Тема 5.3 Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала Приобретённый статус. Предписанный статус. Прирождённый статус. Личный статус. Престиж | 2 | 2 |
Тема 5.4 Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. | Содержание учебного материала Социальные нормы. Право и мораль. Социальные санкции. Механизмы и типы социального контроля | 2 | 2 |
Составьте сравнительную таблицу «Виды социальных норм и санкций». | |||
Тема 5.5 Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | Содержание учебного материала Причины социального конфликта. Структура социального конфликта. Роль и функции социального конфликта. Последствия и пути разрешения социального конфликта. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Письменно отразите ключевые причины возникновения социальных конфликтов | |||
Тема 5.6 Особенности социальной стратификации в современной России. | Содержание учебного материала Доход, богатство, образование, власть, престиж, высший, низший, средний классы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте сравнительную таблицу «Демографические, профессиональные, поселенческие группы». | 1 | ||
Тема 5.7 Молодежь как социальная группа. | Содержание учебного материала Понятие молодежи, возрастные рамки молодежи, статус в обществе и государстве. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Особенности социального положения молодёжи. Агрессивная, социальная, политическая самодеятельность. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Найдите и расскажите цитаты о современной молодежи. Подготовьте презентации о современных молодежных движениях | 1 | ||
Тема 5.8 Семья как малая социальная группа. | Содержание учебного материала Классификация семей. Функции и задачи семьи. Семейное воспитание, проблемы социального воспитания. Виды взаимодействия в семье. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Найдите и расскажите цитаты о семье как малой социальной группе. | 1 | ||
Раздел 6. Политические отношения | |||
Тема 6.1 Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. | Содержание учебного материала Понятие политики и политических отношений, роль политики в государстве. Соотнесение политики с различными сферами общественной жизни и определение её роли в развитии общества. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте сравнительную таблицу: типы общественной власти. | 1 | ||
Тема 6.2 Внутренние и внешние функции государства. | Содержание учебного материала Статус государства, устройство государства и влияние на политику. Признаки и функции государства. Основные формы государства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему, отразив основные внутренние и внешние функции государства | |||
Тема 6.3 Типология государств: формы правления, формы государственного устройства | Содержание учебного материала Понятие политического режима, виды, сущность видов политических режимов. Характер и признаки политического режима. Формы правления. Территориально- административное устройство. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: формы правления, формы территориально-государственного устройства. | 1 | ||
Тема 6.4 Личность и государство. Политический статус личности. | Содержание учебного материала Правовое государство, принципы правового государство. Всеобщая декларация прав человека, виды прав человека. Пределы правового обеспечения человека и гражданина. Политические роли, политическая социализация | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: Политический статус личности. | 1 | ||
Тема 6.5 Гражданское общество и государство. | Содержание учебного материала Понятие гражданского общества | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте схему: Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | |||
Раздел 7. Правовые отношения. | |||
Тема 7.1 Правовые нормы – основа правоотношений | Содержание учебного материала Понятие правовых норм, основа формирования правоотношений. Структура правовой нормы и ее элементы. Основные признаки правовых норм. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте примеры правовых норм. | 1 | ||
Тема 7.2 КРФ – основной закон страны. | Содержание учебного материала Понятие, история, структура Конституции Российской Федерации. Основополагающие черты Конституции Российской Федерации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте структура КРФ. | 1 | ||
Тема 7.3 Избирательное право – форма выражения народовластия. | Содержание учебного материала Понятие избирательного права, сущность народовластия. Основные принципы избирательного права. Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проанализируйте статью КРФ – «народовластие». | 1 | ||
Тема 7.4 Законность – основной принцип правовой системы. . | Содержание учебного материала Законность как режим неуклонного действия правовых норм. Законность и законодательство. Гарантии законности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте классификацию судов по выполняемым полномочиям. | 1 | ||
Тема 7.5 Юридическая ответственность – выражение власти-подчинения. | Содержание учебного материала Понятие юридической ответственности, виды юридической ответственности, социальное назначение. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составьте таблицу классификации видов юридической ответственности. | 1 | ||
Тема 7.6 Судебная защита – гарантия от ненадлежащего исполнения обязательств | Содержание учебного материала Понятие судебной защиты, случаи судебной защиты, роль суда. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовьте классификацию судов по выполняемым полномочиям. | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин или юридических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета обществознания:
- посадочные места;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21
октября 1994 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря
2001г.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31
мая 2002 г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей» от 9 января 1996 г.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
от 10 января 2003 г.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. М.: Издательский центр , 2018г
Для преподавателей:
- Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2017г
- Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2018г.
- Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2018.
- Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2018
Интернет - источники:
- Подготовка докладов с помощью интернета в дополнение к учебной литературе;
- Подготовка тем для самостоятельного изучения, используя ресурсы интернета;
- Ресурсы интернета в помощь для выполнения заданий практических и самостоятельных работ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знание: Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; Особенности социально-гуманитарного познания; Умение: Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Аналитические работы; Творческие работы; Практические работы; Классификации; Таблицы; Доклады; Контрольные вопросы; Тесты; Кроссворды; Схемы; Кроссворды; Схемы; Тесты; Таблицы; Анализ; Творческие работы; Практические работы; Перечни социальных явлений; Доклады; Контрольные вопросы; Классификации; Правовые примеры; Сообщения; Работа с лекционным материалом и материалом учебника; |