ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности:40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения

Ахмадейшина Лилия Вагаповна

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

  

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»

Разработчик: Ахмадейшина Лилия Вагаповна– преподаватель

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для специальности:    

40.02.01 (030912)

 Право и организация социального обеспечения

Красногорск

20_____г.

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании отделения общеобразовательных дисциплин

протокол от  «____» ____ 20____г.

№_____

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора
по учебной работе

______________

СОГЛАСОВАНО

на заседании  Методического совета колледжа,

протокол  от «____» ____ 20_____г.

№_____

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

   

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»

Разработчик: Ахмадейшина Лилия Вагаповна– преподаватель

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  по специальности 40. 02. 01. (030912) Право и организация социального обеспечения по дисциплине «Обществознание», с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа учебной дисциплины  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования  с получением среднего  общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•  освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

•    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Составление схем

20

Составление таблиц;

19

Итоговая аттестация в форме:                                                             Экзамен

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

2

Тема 1.1

Философские представления о социальных качествах человека.

Содержание учебного материала

Понятие человека,  его место в мире. Античные, восточные, средневековые представления о человеке. Образ человека в Эпоху Возрождения и в современности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы о представлениях о человеке в различные исторические периоды

1

Тема 1.2

Формирование характера

Содержание учебного материала

Понятия характера, человек, индивид, личность, темперамент, способности, талант, гениальность.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы: потребности- интересы- способности

Тема 1.3

Свобода как условие самореализации личности

Содержание учебного материала

Понятие бытия, свободы, соотношение свободы и ответственности

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск цитат о свободе

1

Тема 1.4

Человек в группе, особенности межличностного общения

Содержание учебного материала

Личность как субъект общественной жизни. Понятие сущности личности, этапы становления личности. Социализация и воспитание.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схемы: многообразие мира общения, межличностное общение.

2

Тема 1.5

Человек в учебной и трудовой деятельности.

Содержание учебного материала

Виды и этапы деятельности. Творчество. Труд. Игра

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительных таблиц: «Человек в учебной и трудовой деятельности».

Раздел 2.

Общество как сложная динамическая система

Тема 2.1

Представление об обществе как сложной динамичной системе

Содержание учебного материала

Подсистемы, классификация обществ, типы межличностного взаимодействия.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схем: подсистемы и элементы общества

Тема 2.2

Многовариантность общественного развития

Содержание учебного материала

Прогресс и регресс, их соотношение в общественном развитии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы:  «Многовариантность общественного развития».

1

Раздел 3.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

Тема 3.1

 Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

Основа материальных отношений, духовно-нравственные отношения, связь с материальными отношениями. Понятие нравственного самовоспитания. 

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Цитаты о духовной культуре

1

Тема 3.2

Наука как часть культуры

Содержание учебного материала

Наука, виды наук, методы научного исследования.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Перечислите 10 научных важнейших достижений человечества.

Составьте сравнительную таблицу: «Естественные и социально-гуманитарные науки»

1

Тема 3.3

Образование как способ передачи знаний и опыта

Содержание учебного материала

Образование, воспитание, обучение, развитие. Ступени образования, формы контроля знаний обучающихся

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: способ передачи знаний и опыта.

Подготовьте сообщение на тему: "Лучшие Вузы России"

2

Тема 3.4

Мораль. Нравственная культура

Содержание учебного материала

Мораль, совесть, долг, милосердие, гуманизм, принципы и функции морали

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Найдите и расскажите цитаты о духовной культуре

1

Тема 3.5

 Искусство, его виды и формы

Содержание учебного материала

Искусство, виды и формы искусства, современное искусство, живопись, архитектура, литература, кинематограф

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполните таблицу, отразив ключевые виды и формы искусства

Тема 3.6

 Религия, ее роль в жизни общества

Содержание учебного материала

Религия, виды религий, мировые религии: буддизм, ислам, христианство

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщение на тему: "Мировые религии"

Раздел 4.

Экономические отношения

Тема 4.1

 Экономика – наука о хозяйстве.

Содержание учебного материала

Наука о ведении хозяйства.  Товары и услуги. Производственная и непроизводственная экономика. Распределение, обмен, потребление. Капитал, доходы, расходы, прибыль

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте сравнительную таблицу «Главные вопросы экономики».

1

Тема 4.2

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

Содержание учебного материала

Потребительское поведение. Суверенитет потребителя. Рациональное поведение. Свобода потребительского поведения. Закон о защите прав потребителя. Роспотребнадзор

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: Потребление продукции

Тема 4.3

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Содержание учебного материала

Свободная и регулируемая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Олигополия, монополия, чистая конкуренция

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схемы: основные рыночные структуры

1

Тема 4.4

Собственность – основа экономических отношений.

Содержание учебного материала

Понятие собственности, виды собственности, правомочия, значимость для государства. Многообразие форм собственности и их характеристики. Перспективы развития частной и государственной форм собственности в России.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Прочитайте статьи  ГКРФ, посвященные собственности, сделать вывод.

1

Тема 4.5

Деньги – основополагающее начало предпринимательской деятельности.

Содержание учебного материала

Понятие деньги – сущность, значимость, влияние на экономику, история денег. Понятие денежных систем.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщения на тему «Деньги – мировая единица», «История денег».

1

Тема 4.6

Понятие ВВП и его структура.

Содержание учебного материала

 Номинальный и реальный ВВП, методы расчета ВВП.

2

2

Тема 4.7

Становление современной рыночной экономики России.

Содержание учебного материала

Сущность рыночной экономики. Особенности перехода. Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений. Направления становления рыночных отношений в России

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте презентации о современной рыночной экономике 

Раздел 5. Социальные отношения

Тема 5.1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

Содержание учебного материала

Объективная и субъективная сторона взаимодействия. Механизм социального взаимодействия. Социальные общности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте сравнительную таблицу: «Социальные общности и группы».

1

Тема 5.2

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли.

Содержание учебного материала

 Социальная роль. Социальный статус. Теория набора ролей. Ролевой набор

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: Соотношение личностного «Я» и социальной роли.

1

Тема 5.3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала

Приобретённый статус. Предписанный статус. Прирождённый статус. Личный статус. Престиж

2

2

Тема 5.4

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.

Содержание учебного материала

Социальные нормы. Право и мораль. Социальные санкции. Механизмы и типы социального контроля

2

2

Составьте сравнительную таблицу «Виды социальных норм и санкций».

Тема 5.5

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

Содержание учебного материала

Причины социального конфликта. Структура социального конфликта. Роль и функции социального конфликта. Последствия и пути разрешения социального конфликта.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Письменно отразите ключевые причины возникновения социальных конфликтов

                 Тема 5.6

Особенности социальной стратификации в современной России.

Содержание учебного материала

Доход, богатство, образование, власть, престиж, высший, низший, средний классы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте сравнительную таблицу «Демографические, профессиональные, поселенческие группы».

1

       Тема 5.7

Молодежь как социальная группа.

Содержание учебного материала

Понятие молодежи, возрастные рамки молодежи, статус в обществе и государстве. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Особенности социального положения молодёжи. Агрессивная, социальная, политическая самодеятельность.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Найдите и расскажите цитаты о современной молодежи.

Подготовьте презентации о современных молодежных движениях 

1

Тема 5.8

Семья как малая социальная группа.

Содержание учебного материала

Классификация семей. Функции и задачи семьи. Семейное воспитание, проблемы социального воспитания. Виды взаимодействия в семье.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Найдите и расскажите цитаты о семье как малой социальной группе.

1

Раздел 6.

Политические отношения

Тема 6.1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

Содержание учебного материала

Понятие политики и политических отношений, роль политики в государстве. Соотнесение политики с различными сферами общественной жизни и определение её роли в развитии общества.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте сравнительную таблицу: типы общественной власти.

1

Тема 6.2

Внутренние и внешние функции государства.

Содержание учебного материала

Статус государства, устройство государства и влияние на политику. Признаки и функции государства. Основные формы государства.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему, отразив основные внутренние и внешние функции государства

Тема 6.3

Типология государств: формы правления, формы государственного устройства

Содержание учебного материала

Понятие политического режима, виды, сущность видов политических режимов. Характер и признаки политического режима. Формы правления. Территориально- административное устройство.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: формы правления, формы территориально-государственного устройства.

1

Тема 6.4

Личность и государство. Политический статус личности.

Содержание учебного материала

Правовое государство, принципы правового государство. Всеобщая декларация прав человека, виды прав человека. Пределы правового обеспечения человека и гражданина. Политические роли, политическая социализация

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: Политический статус личности.

1

Тема 6.5

Гражданское общество и государство.

Содержание учебного материала

Понятие гражданского общества

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте схему: Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Раздел 7.

 Правовые отношения.

Тема 7.1

Правовые нормы – основа правоотношений

Содержание учебного материала

 Понятие правовых норм, основа формирования правоотношений. Структура правовой нормы и ее элементы. Основные признаки правовых норм.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте примеры правовых норм.

1

Тема 7.2

КРФ – основной закон страны.

Содержание учебного материала

Понятие, история, структура Конституции Российской Федерации. Основополагающие черты Конституции Российской Федерации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте структура КРФ.

1

Тема 7.3

Избирательное право – форма выражения народовластия.

Содержание учебного материала

Понятие избирательного права, сущность народовластия. Основные принципы избирательного права. Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализируйте статью КРФ – «народовластие».

1

Тема 7.4

Законность – основной принцип правовой системы.

.

Содержание учебного материала

Законность как режим неуклонного действия правовых норм. Законность и законодательство. Гарантии законности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте классификацию судов по выполняемым полномочиям.

1

Тема 7.5

Юридическая ответственность – выражение власти-подчинения.

Содержание учебного материала

Понятие юридической ответственности, виды юридической ответственности, социальное назначение.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составьте  таблицу классификации видов юридической ответственности.

1

Тема 7.6

Судебная защита – гарантия от ненадлежащего исполнения обязательств

Содержание учебного материала

Понятие судебной защиты, случаи судебной защиты, роль суда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте классификацию судов по выполняемым полномочиям.

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин или юридических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета обществознания:

  • посадочные места;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21    

    октября 1994 г.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря

    2001г.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.
  2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31

     мая 2002 г.

  1.      Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав  

     потребителей» от 9 января 1996 г.

  1.      Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

     от 10 января 2003 г.

Основные источники:

  1. Важенин А.Г. Обществознание учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. М.: Издательский центр , 2018г

      Для преподавателей:

  1. Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2017г
  2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2018г.
  3. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2018.
  4. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2018

     Интернет -  источники:

  1. Подготовка докладов с  помощью интернета в дополнение к учебной литературе;
  2. Подготовка тем для самостоятельного изучения, используя ресурсы интернета;
  3. Ресурсы интернета в помощь для выполнения заданий практических и самостоятельных работ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знание:

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Особенности социально-гуманитарного познания;

Умение:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Аналитические работы;

Творческие работы;

Практические работы;

Классификации;

Таблицы;

Доклады;

Контрольные вопросы;

Тесты;

Кроссворды;

Схемы;

Кроссворды;

Схемы;

Тесты;

Таблицы;

Анализ;

Творческие работы;

Практические работы;

Перечни социальных явлений;

Доклады;

Контрольные вопросы;

Классификации;

Правовые примеры;

Сообщения;

Работа с лекционным материалом и материалом учебника;