Контрольная работа по теме "Социальная сфера"

Иванова Наталия Анатольевна

Данный тест подходит для проверки знаний по теме "Социальная сфера" 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Вариант 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Расширенная

Семья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений

...

Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей,

или одного из родителей со своими детьми

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

племенной союз,

народность,

этнос,

нация,

племя.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) объём власти

2) уровень образования

3) этническая принадлежность

4) престиж занимаемой позиции

5) доход

6) возраст

4. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

 

ВИДЫ НОРМ

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

 

1) этикет

2) корпоративная норма

3) закон

4) обычай

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

5. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

6. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

2) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

3) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

6) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

7. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) общество

2) структура

3) уровень

4) стратификация

5) государство

6) мобильность

7) общность

8) положение

9) развитие

 В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

 A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 9-12.

 Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

9. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.

10. Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.

11. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

12. Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Вариант 2

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Семья и её роль в жизни общества 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Психологическая

Создание благоприятного семейного климата,

поддержка членов семьи

Продолжение рода

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

моральные нормы

позитивные санкции

социальный контроль

правовые нормы

негативные санкции

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление

4. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ СЕМЕЙ

A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой

Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела

B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания

Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры

Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены

 

1) патриархальная

2) партнёрская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

5. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1)индивидуальная

2)восходящая

3)миграция

4)горизонтальная

5)нисходящая

6)межпоколенная

6. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

7. Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.

2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.

3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.

4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.

5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и_____(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контролль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или_______________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ответственность

2) общество

3) контроль

4) добровольность

5) производство

6) механизм

7) инициатива

8) самоконтроль

9) нормативный акт

 В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 9-12.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

 (В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)

9. Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?

10 Чем, по мнению авторов¸ различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

11. На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.

12. В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.