Сущность и принципы социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка как вид социально педагогической деятельности, направленный на помощь ребенку в развитии его индивидуальности, выделилась относительно недавно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_i_printsipy_sotsialno.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность и принципы социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка как вид социально педагогической деятельности, направленный на помощь ребенку в развитии его индивидуальности, выделилась относительно недавно.
Социально-исторические предпосылки становления проблемы социально-педагогической поддержки личности ребенка связаны с формированием представлений человечества о назначении и ценности детства в обществе, с развитием системы образования и утверждением гуманистической личностно ориентированной парадигмы образования, с утверждением гуманистической педагогики и психологии, с развитием представлений о роли личности в человеческой истории и обществе. Исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.
Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти понятия широко используются в науке и практике, работ, посвященных их специальному анализу практически нет.
Само слово поддержка в русском языке трактуется как оказание помощи, содействие, поэтому различные виды поддержки (социальную, педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека, саморазвития.
Социально-педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальность.
Важнейшей частью социально-педагогической поддержки детей является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной поддержки детей с задержкой психического развития, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе.
В современной отечественной научной литературе можно встретить два подхода к рассмотрению этой проблемы. Один трактует социально- педагогическую поддержку с позиции социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, второй – рассматривает ее как помощь, содействие ребенку в развитии индивидуальности.
Первый подход к проблеме социально-педагогической поддержки с позиции помощи государства и общества социально незащищенным слоям, в том числе как решение индивидуальных проблем жизни и деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, встречается в социальной педагогике. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев считают, что социально-педагогическая поддержка – это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка в ситуации нарушения его базовых прав. Речь, как правило, идет о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Безусловно, дети с задержкой психического развития, с ограниченными возможностями здоровья, дезадаптированные, находящиеся в социально опасном положении и другие нуждаются в социально-педагогической поддержке.
Некоторые авторы, придерживаясь второго подхода, ставят вопрос о
целесообразности ограничения социальных проблем ребенка границами
базовых прав. Тем более что базовые права могут нарушаться и у обычных
детей. Например, оскорбление чести и достоинства ребенка в школе, что, к
сожалению, встречается достаточно часто в реальной практике. Такую
позицию занимают А.Т. Бойцова, Н.Ю. Конасова, Н.А. Соколова, трактующие социально-педагогическую поддержку как «систему деятельности, организованную на основе межведомственного взаимодействия и направленную на создание условий реализации прав особых категорий детей (детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей).
Эти авторы считают, что социально-педагогическая поддержка решает задачи реализации прав ребенка на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого.
Анализ определений социально-педагогической поддержки различных авторов (А.Т. Бойцовой, И.Ф. Дементьева, Н.Ю. Конасовой, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульги) позволяет нам выделить характерные черты социально-педагогической поддержки:
- решение индивидуальных проблем жизни и деятельности;
- система деятельности на основе межведомственного взаимодействия, направленная на создание условий реализации прав детей;
- выделение особой категории детей, для которой предназначена социально-педагогическая поддержка, причем эта категория трактуется достаточно свободно (дети с социальными проблемами, проблемами здоровья, взаимодействия, одаренные дети).
Если обобщить существующие определения социально-педагогической поддержки с позиции социальной защиты ребенка, то речь идет о системе межведомственного взаимодействия и социально-педагогической деятельности, направленной на создание условий реализации прав особых категорий детей и решение индивидуальных проблем их жизни и деятельности.
Основные принципы, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства, реализация принципа «Не навреди», обучение приемам психологической самозащиты.
Выделенные нами сущностные особенности социально педагогической поддержки и ее принципы позволяют говорить о том, что она возможна при определенных отношениях, сложившихся между педагогом и ребенком, к которым относятся: добровольное согласие ребенка на помощь и поддержку со стороны педагога; вера педагога в позитивный потенциал, способности и возможности личности ребенка; субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, основанные на уважении достоинства и прав личности, доверии, сотрудничестве; рефлексивно-аналитический подход педагога к процессу и результатам педагогической поддержки.
Системный подход применительно к социально-педагогической
поддержке нацеливает на представление о ней как о множестве
компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые
образуют на основе этого определенную целостность и единство.
Процессуальный подход рассматривается в виде последовательной смены
конкретных явлений, как единство качественно-количественных состояний и изменений в их динамике; как совокупность последовательных действий и взаимодействий для достижения того или иного результата.
Культурологический подход подразумевает, что социально-педагогическая поддержка является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличии образовательного учреждения), особенности сотворчества в процессе самопознания и самореализации детей с учетом субкультур педагогов, школьников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы реализации социально-педагогической поддержки.
Средовой подход раскрывает систему действий субъекта управления
социально-педагогической поддержки и среды, обеспечивающей диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата.
Личностно ориентированный подход детерминирован тем, что субъектами социально-педагогической поддержки образовательного учреждения являются личности учителя (воспитателя), ребенка и его родителей. Цель социально-педагогической поддержки ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения – развитие его личности.
Социальный подход к пониманию социально-педагогической поддержки образовательного учреждения детерминирован тем, что представления о составляющих социально-педагогической поддержки обладают определенной изменчивостью и зависят от идеологии и культуры общества, отношения к ним социальной среды.
Деятельностный подход к социально-педагогической поддержке образовательного учреждения означает, что она формируется, проявляется и развивается только в процессе деятельности основных ее участников .
Л.И. Аксенова выделяет несколько этапов реализации процесса социально-педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный .
1. Диагностический этап предполагает фиксацию проблемы,
использование педагогических, психологических, социологических методик для ее диагностики, оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
- Поисковый этап – это организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы и анализ сложившейся ситуации.
- Договорный этап включает проектирование действий педагога и ребенка по решению проблемы и заключение договора в любой форме о совместной деятельности по преодолению возникших трудностей.
- Деятельностный этап предполагает реализацию комплекса мер по решению проблемы ребенка.
- Рефлексивный этап – обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, рефлексия, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности .
Социально-педагогическая поддержка как особая область педагогической деятельности рассматривается в виде одной из форм
реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании детей с задержкой психического развития. Процесс
гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и детям, имеющим особенности в развитии, все более расширяющаяся интеграция во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной поддержки данной категории населения.
В системе социальной поддержки на современном этапе развития общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке детей с задержкой психического развития.
Основная идея социально-педагогической поддержки определяется как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья.
Под социализацией понимается процесс и результат усвоения
человеком исторически выработанных норм, ценностей, отношений,
способов общения с духовной и материальной культурой.
Индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию единичного, особенного, своеобразного, заложенного в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте. Педагогическая поддержка, представляет собой особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию человека .
Социально-педагогическая поддержка является особым видом
социально-педагогической деятельности – это непрерывный, педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с его особыми потребностями на разных возрастных этапах, различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Л.Я. Олиференко рассматривает понятие «социально-педагогическая поддержка» как особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие
и образование. Социально-педагогическая поддержка тесно связана с
самореализацией, самоутверждением личности ребенка на основе
признания его безусловной ценности и использования равноправных,
диалоговых взаимоотношений в системе «социальный педагог – ребенок».
Исследователь отмечает, что особенностью социально-педагогической
поддержки является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у
индивида или группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях с социальной средой. Социально-педагогическая поддержка носит всегда адресный характер и направлена на то, чтобы решить индивидуальные проблемы конкретного ребенка посредством изучения его личности и окружающего социума, выявить средства, помогающие ребенку самостоятельно решить свою проблему, найти наиболее адекватные средства коммуникации.
Исследователь отмечает, что любой человек, столкнувшийся с изменениями социальной среды, испытывает естественные трудности в осознании необходимости освоения новых для него социальных ролей и формировании новых способов поведения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются дети из неблагополучных семей.
Отметим, что рост числа неблагополучных семей (педагогически
несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных,
малообеспеченных), не выполняющих свои воспитательные функции,
является тревожной социальной тенденцией на сегодняшний день. В таких
семьях, как правило, преобладают неблагоприятные социальные и
психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это дестабилизирует процесс прохождения ребенком семейной, а впоследствии и социальной социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. В этой связи, очевидно, что дети и подростки из неблагополучных семей нуждаются в психолого-педагогической поддержке и помощи.
Таким образом, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей из неблагополучныхсемей.