Социально-педагогические проблемы детей из неблагополучных семей.
На сегодняшний день в России растет число неблагополучных семей, процесс воспитания в которых имеет различные деформации. В таких семьях искажается личностное развитие детей, что обусловлено разными причинами: асоциальным поведением родителей, жестоким обращением с детьми, низким прожиточным минимум, несогласованность действий между государством и общественностью в плане поддержания взаимодействия между родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально-педагогические проблемы детей из неблагополучных семей».
На сегодняшний день в России растет число неблагополучных семей, процесс воспитания в которых имеет различные деформации. В таких семьях искажается личностное развитие детей, что обусловлено разными причинами: асоциальным поведением родителей, жестоким обращением с детьми, низким прожиточным минимум, несогласованность действий между государством и общественностью в плане поддержания взаимодействия между родителями и детьми.
Очень часто воспитательные функции семьей не выполняются. Неблагополучные родители не способны обеспечить успешную социализацию своим детям, психологический комфорт, эмоциональное спокойствие и благополучие. Неблагополучная семейная ситуация приводит к психологической травматизации детей, формированию агрессии, противоправных намерений, трудностям во взаимоотношениях, снижению мотивации учебной деятельности, социальной дезадаптации несовершеннолетних.
В марте-апреле 2017 года нами было проведено социологическое исследование «Выявление социального-педагогических проблем детей из неблагополучных семей».
Целью исследования является выявление социально-педагогических проблем детей из неблагополучных семей и перспектив социально-педагогической поддержки таких детей в условиях социально-реабилитационного учреждения.
Нами были выделены следующие эмпирические признаки, позволившие путем экспертного оценивания выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков, ориентация на которые необходима для планирования и организации социально-педагогической поддержки:
наличие положительно ориентированных жизненных планов, перспектив и профессиональных намерений;
степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной и трудовой деятельности;
уровень развития полезных знаний, умений, навыков, (спортивных, трудовых, творческих, технических, и т.д.), разнообразие и глубина полезных интересов;
адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми (учителями, родителями и др.);
коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами и защищать их, уважать нормы коллективной жизни;
способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, сверстников, друзей, одноклассников;
самокритичность, наличие навыков самоанализа своих желаний и поступков;
внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию;
волевые качества, невосприимчивость к плохому влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их реализации;
внешняя культура поведения (адекватный внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);
преодоление и отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя и ПАВ, курение, употребление нецензурных выражений).
Исследованием были обхвачены 25 человек, из них воспитанники МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной и трудовой деятельности;
уровень развития полезных знаний, умений, навыков, (спортивных, трудовых, творческих, технических, и т.д.), разнообразие и глубина полезных интересов;
адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми (учителями, родителями и др.);
коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами и защищать их, уважать нормы коллективной жизни;
способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, сверстников, друзей, одноклассников;
самокритичность, наличие навыков самоанализа своих желаний и поступков;
внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию;
волевые качества, невосприимчивость к плохому влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их реализации;
внешняя культура поведения (адекватный внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);
преодоление и отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя и ПАВ, курение, употребление нецензурных выражений).
Исследованием были обхвачены 25 человек, из них воспитанники МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Ивнянского района» составили 17 человек в возрасте от 7 до 14 лет, 8 специалистов СРЦ.
Проведѐнное нами исследование было направлено на выявление социально-педагогических проблем, являющихся факторами риска возникновения социальной дезадаптации детей и подростков из неблагополучных семей. Внешними причинами социальной дезадаптации являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе (дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания), а внутренние причины – это индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка (генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими).
Поэтому задачей исследования являлось определение уровня развития у школьников базовых ценностей, а также анализ семейных взаимоотношений. Для этого использовались следующие методы: наблюдение за поведением несовершеннолетних в условиях СРЦ; анкетирование несовершеннолетних из неблагополучных семей; беседы с детьми и специалистами СРЦ; посещение семей совместно со специалистами центра.