Этапы работы с клиентом в психодинамической модели социальной работы
Психодинамические теории традиционно рассматривают человека как уникальное явление, выводя его индивидуальность из интрапсихических процессов. Индивидуальные потребности определены как неосознанные процессы, приводящие в действие защитные механизмы — механизмы вознаграждения или механизмы сублимации. Большое значение в процессе формирования личности придается периоду детства как источнику формирования различных травм и неврозов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihosotsialnaya_rabota.docx | 49.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психосоциальная работа - это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим асᴨȇктам трудной жизненной ситуации клиента.
Психодинамические теории традиционно рассматривают человека как уникальное явление, выводя его индивидуальность из интрапсихических процессов. Индивидуальные потребности определены как неосознанные процессы, приводящие в действие защитные механизмы — механизмы вознаграждения или механизмы сублимации. Большое значение в процессе формирования личности придается периоду детства как источнику формирования различных травм и неврозов.
Психодинамические теории оценивают социальное функционирование человека исходя из анализа его ego, эмоциональности, неосознанных мотивов и конфликтов, умения/неумения контролировать свои импульсы. Большое внимание уделяется факторам окружающей среды, поскольку они вносят коррективы в функционирование эго.
Психодинамический подход в практике психосоциальной работы создал возможность для понимания структуры индивидуальности и обусловливающих ее процессов.
Ранняя аналитическая теория была подчинена изучению инстинктов и их роли в личностном развитии. С начала 1930-х гг. работы Зигмунда Фрейда и его дочери Анны становятся доступны большому кругу социальных работников. В 1950-е гг. эго-психология определила новые горизонты для социальных работников в проблемах индивидуальности. Человек стал осмысляться как совокупность биологических, психических и социальных процессов. Понимание причинных факторов, приведших к трудной жизненной ситуации, не только на основе раннего жизненного опыта, но и в контексте кризисов, свойственных тому или иному этапу развития личности, создали новые возможности для социальных работников в решении индивидуальных запросов клиентов.
Новое понимание в контексте психодинамического подхода получает один из важнейших принципов теории и практики социальной работы: "среда – личность". Эта двойная ориентация на интрапсихические процессы и системные влияния окружающей среды находит отражение в практике социальной работы. Наблюдения показывали, что индивидуальные проблемы зависят от своеобразия социальной среды индивида: этнического окружения, классовой принадлежности, места проживания, семейных отношений, групповых норм поведения и т.д. С другой стороны, психодинамические теории обнаружили, что люди являются не столько продуктом обстоятельств, пассивными объектами, сколько субъектами изменения отношений и обстоятельств, модифицирующими окружающую среду.
Психодинамическая модель социальной работы
Перенос является важным аспектом в системе отношений между социальным работником и клиентом. Для клиента социальный работник становится фигурой, играющей важную роль в разрешении возникшей ситуации. Эти отношения в значительной степени определяют контракт, а также цели и задачи терапевтического процесса, поскольку они связаны с изменением индивидуальности. Психоаналитический подход предполагает, что в ситуации переноса лучше осуществляется помощь, восстанавливается структура индивидуальности. Основная цель психологического воздействия состоит в том, чтобы достигнуть большей гармонии между Ид, Эго и Суперэго.
Индивидууму помогают через интерпретации получить рациональное самопонимание подавляемых чувств, тем самым увеличивают силу Эго. Бессознательные импульсы подвергают критике, прослеживая их пути до самого источника.
Работа с сопротивлением – одна из главных задач социального работника. Задача социального работника – преодолеть сопротивление и отрицательное эгосинтоническое поведение перевести в эгодистоническое.
Терапевтические отношения обеспечиваются в ситуации «работы через» и в ситуации «корректирующего эмоционального опыта». Такие подходы позволяют увеличить энергию Эго, развить чувство собственного достоинства, позволяют индивиду произвести необходимые социальные изменения системы.
Психодинамическая модель социальной работы находит свое применение в ситуациях, связанных с развитием индивидуальности, реабилитации и адаптации.
Таким образом, познание природы проблем клиента, рефлексия взаимоотношений личности и среды, анализ жизненного стиля пациента, отношения между пациентом и терапевтом, система и стратегии помощи, стадии лечения находят отражение в практике психодинамической модели социальной работы.
В индивидуальной психодинамической модели важна диагностическая часть работы, поскольку социальный работник должен понять неосознанные мотивы клиента, мешающие социальному функционированию. На схеме (рис. 1.9) показана последовательность работы с клиентом в данной модели.
Рис. 1.9. Этапы работы с клиентом в психодинамической модели социальной работы
Процесс ведения интервьюирования – отношения клиент – социальный работник подчиняются определенной логике.
Беседа носит неструктурированный характер, клиенту предоставляется свобода изложения, однако социальный работник фокусирует внимание на следующих аспектах:
– источник социальных конфликтов;
– система социальных отношений;
– базовые инстинктивные потребности;
– особенности индивидуального поведения.
В определенные моменты беседа должна быть направлена на картины жизни клиента, его детства. При этом особое внимание уделяют поведению клиента в раннем детстве, личным воспоминаниям школьной жизни и дальнейшему жизненному пути. Работа над воспоминаниями является началом коррекционной работы с клиентом в аспектах ее деятельности.
При работе с клиентом важна последовательность процедур, таких как начало диагностической беседы, фаза диагностики и формулирования задач, коррекционная работа, окончание консультативной беседы.
Как отмечают специалисты, при работе с клиентом важно задавать открытые, а не закрытые вопросы, большее время уделять диалогам, а не монологам. Социальным работникам следует избегать использования в лексике оценочных суждений, профессионализмов.
Как считает М. Пейн, в процессе диагностики важно при постановке вопросов выявить источники проблем клиента;
– сложности в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;
– стрессы или психотравмы;
– трудности сознательного контроля ведения или задержки развития;
– недостаток ресурсов, помощи или несоответствия индивидуальных возможностей и требований окружающей среды.
Перенос является важным аспектом в системе отношений между социальным работником и клиентом. Для клиента социальный работник становится фигурой, играющей особую роль в решении его проблем. Эти отношения в значительной степени определяют контракт, а также цели и задачи терапевтического процесса, поскольку они связаны с изменением индивидуальности.
Психоаналитический подход утверждает, что в ситуации переноса лучше осуществляется помощь, восстанавливается структура индивидуальности. Основная цель состоит в том, чтобы достигнуть большей гармонии между Ид, Эго, и Супер-Эго.
Индивидууму помогают через интерпретацииполучить рациональное самопонимание подавляемых чувств, тем самым увеличивают силу Эго. Бессознательные импульсы подвергают критике, прослеживая их пути до самого источника.
В концепции Гольдштейна, посвященной приложению идей психологии сознания к социальной работе, анализируются 12 функций Эго. Гольдштейн дает анализ случаев, где проявляются функциональные особенности Эго. С точки зрения М. Пейна, Эго является метафорой психической структуры, в которой происходят процессы мозговой регуляции индивидуальных потребностей и импульсов, а также воздействий окружающей среды. Сознательная регуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окружению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к потребностям индивидуума (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Функции Эго в практике социальной работы по Гольдштейну
Функция Эго | Объяснение | Пример |
Проверка реальности | Определение границы между реальностью и желаниями/ фантазиями | Супруга полна подозрений, что отсутствие у мужа проявлений любви означает появление любовницы; проверка реальности помогает ей понять, что ему всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и его поведение не изменилось – он столько же времени проводит вне дома |
Суждение | Формирование мнения относительно соответствия реакций на события социальным и культурным ожиданиям | Ревнивая супруга хочет устроить скандал своему мужу на пороге дома, но стыдясь соседей, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вынесения адекватных суждений не был задействован, то скандал принял бы публичный характер |
Чувство реальности | Ощущение реальности мира и сравнение с реальностью личности | После неудачной забастовки за повышение заработной платы работник чувствует отчуждение от своей трудовой деятельности, несмотря на то, что то, чем он занимается, по-прежнему ему интересно |
Регуляция и контроль | Регуляция и контроль влечений, эмоций и импульсов | В рабочей обстановке могут возникать злость и недовольство, а также сексуальное влечение, но люди не показывают эти чувства во избежание проблем во взаимоотношениях |
Объектные отношения | Регуляция межличностных отношений с помощью их объективизации | Один коллега считает другого ненадежным, так что "объект" (интернализованный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять договоренности между ними, хотя и очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознательный контроль означает, что меры предосторожности необходимы только в случае действительного нарушения договоренностей |
Процессы мышления | Движение от первичных к вторичным процессам мышления | При первичных процессах мышления нереалистические желания и импульсы выражаются непосредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичные процессы мышления активизируют планирование желаний и предполагают выполнение обязательств в сотрудничестве с другими людьми |
Адаптивная регрессия | Регрессия к более простым способам мышления и действия в целях достижения поставленных целей | Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку, до тех пор, пока злость не ушла и он не стал способен на спокойное обдумывание и обсуждение ситуации |
Защитные функции | Создание психологических механизмов, защищающих от болезненных переживаний | Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери в результате передозировки. Он превращает ее спальню в место поклонения, напоминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улыбающейся дочери, идеализируя своего ребенка и забывая тем самым о ее недавнем прошлом |
Стимульный барьер | Защита от чрезмерной и недостаточной стимуляции | Скучная работа вызывает у человека стремление к интеллектуально насыщенным увлечениям и поиску интересных хобби |
Функции автономии | Регуляция первичной и вторичной автономии | Первичная автономия означает регуляцию последствий неизбежных психологических травм, например, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вторичная автономия подразумевает развитие способностей и хобби, которые формируются в ответ на болезненные переживания, но становятся автономными, например, потеряв близкого, человек увлекается разведением голубей и достигает в этом серьезного успеха |
Навыки контроля | Развитие контроля над происходящим и способности решать проблемы | Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести больше друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и более высокого статуса |
Синтетические и интегративные | Интеграция разнообразного опыта и развитие образа Я, восприятия своей личности как целостности | Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретенные в работе с детьми, в новые условия работы с людьми с ограниченными возможностями |
Работа с сопротивлением – одна из главных задач социального работника. Социальный работник должен уметь преодолевать сопротивление и отрицательное эгосинтоническое перевести в эгодистоническое поведение.
Данная модель социальной работы находит свое применение в ситуациях, связанных с развитием индивидуальности, реабилитацией и адаптацией.
Таким образом, познание природы проблем клиента, рефлексия взаимоотношений личности и среды, анализ жизненного стиля пациента, отношения между пациентом и терапевтом, система и стратегии помощи, стадии лечения находят отражение в практике психодинамической модели социальной работы.
Схема, предложенная Г. Хатчинсон и С. Олтедалом, демонстрирует, как истоки психоанализа находят отражение в психодинамических моделях современной теории и практики социальной работы (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Истоки психоанализа и их отражение в психодинамических моделях современной теории и практики социальной работы (по Г. Хатчинсону и С. Олтедалу)
Психоаналитическая теория | Психосоциальная теория | |
• Классическая психоаналитическая теория З. Фрейда | • Более поздняя теория психоанализа. Представитель – Э. Эриксон | |
Главные особенности | ||
• Подчеркивается роль бессознательных процессов. • Психосексуальное развитие ребенка. • Трехчастная структура личности: Оно, Я, Сверх-Я находятся в динамическом соотношении друг с другом. • В центре внимания – подавление Эго бессознательных процессов для понимания развития личности и причин психических страданий | • Предполагается существование бессознательных процессов. • Психосексуальное развитие ребенка. • Подчеркивается активная роль Эго и динамический характер сопротивления давлению внешнего мира. • В кризисных ситуациях развития, протекающих на протяжении всей жизни, появляются возможности для роста и стагнации | |
Модель действия | ||
• Трудно обнаружить модель, с концентрированную вокруг внутренних конфликтов и динамических процессов личности | • Современные психодинамические модели исходят из более поздней теории психоанализа, но в них включаются также и другие теории, чтобы понять отношения и условия среды. Это особенно касается теории систем | |
Ценностные ориентации | ||
• Психический детерминизм: у всего есть причина, которую нужно искать в ранних переживаниях и реакциях на них. • Биологические инстинкты лежат в основе поведения человека; оно определяется тем, как человек может ими управлять | • Человек видится как продукт эго-процессов, биологических и социальных процессов. • Предполагается возможность "эго" стать более активным | |
Направленность отношений | ||
• Специалист работает над тем, чтобы сделать бессознательное сознательным и помочь пациенту справиться с нерешенными конфликтами | • Главная роль отводится созданию атмосферы, в которой пациент воспринимается как уникальная личность. • Работа должна вестись над прошлыми конфликтами (часто бессознательными) усилением "эго" и поиском более эффективных способов адаптации к условиям среды и собственной жизни | |
Критика | ||
• Отрицаются социальные причины проблем, поиск ведется только во внутренних процессах. • Специалист становится "экспертом", пациент объявляется несостоятельным | • Не принимаются во внимание проблемы индивидов и групп, связанные с условиями жизни. • Распределение власти в отношениях становится "размытым", например из-за идеи "противостояния" |