Развитие территориального общественного самоуправления как путь демократизации современного российского общества

Шульгина Ольга Геннадьевна

Институт территориального общественного самоуправления как инструмент по воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tos_kopiya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие территориального общественного самоуправления как путь демократизации современного российского общества»

В условиях современного регионального и муниципального развития России чрезвычайно важным и сложным остается вопрос построения эффективных моделей местного самоуправления. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году,  с изменениями от 29 декабря 2014 года указывается на то, что: местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Институт территориального общественного самоуправления можно рассматривать как инструмент по воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Необходимо учитывать, что органы ТОС создаются только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами, так как именно граждане, предлагая собственные социальные инициативы, должны их осуществлять в решении задач местного значения.

Важность территориального общественного самоуправления нельзя недооценивать в связи со следующими кризисными явлениями современного российского общества:

  • Российское общество внутренне разнородно и не имеет чётко выраженной структуры управления на нижних этажах самоуправления, к сожалению, официальные муниципальные власти не всегда способствуют и не приветствуют гражданскую инициативу на местах;
  •  Существует разобщенность и психологическая напряженность в отношениях различных возрастных групп (пенсионеров, молодежи, зрелых людей). Это приводит к разрыву исторического опыт, оппозиции «отцов и детей», разрушению национальных традиций;
  • Наблюдается конфликт ценностей исторически заложенного в русской культурной традиции идеала коллективизма, социальной взаимопомощи граждан друг другу с западными ценностями индивидуализма, частной собственности и корпоративной этики.

  При выборе механизмов и схем реализации данного проекта необходимо учитывать следующие особенности:

  1. Место положения территории (центр или периферия)
  2. Приоритеты и динамику развития данной территории
  3. Культурные, национальные традиции
  4. Уровень самосознания граждан и т.д.

 Отметим, что формирование ТОС на современном этапе часто носит характер проб и ошибок, успехи наблюдаются там, где сложился тандем успешного сотрудничества депутата и населения. Органы территориального общественного самоуправления могут формироваться разными путями: снизу, когда этот процесс инициируется самим населением на сходах жителей поселка, микрорайона. Как объединения граждан по месту жительства. Этот  процесс могут возглавить председатели дворовых, уличных комитетов, которые выполняют свои функции на общественных началах. А так же сверху, когда глава местной администрации назначает председателей органов ТОС с учетом предложений жителей.  Необходимо обратить внимание, что на этом этапе формирования органов ТОС главную координирующую функцию должен взять на себя депутат.

Если бы я был депутатом, я не только бы исполнял роль посредника между властью и народом, претворяя в жизнь свою предвыборную программу, но в первую очередь способствовал реализации инициатив населения по решению самых насущных вопросов благоустройства территорий , ремонта жилого фонда, транспорта, дорог и т.д.

План реализации и требования к кадровому обеспечению проекта.

  • Для того, что бы деятельность ТОС была легитимной , я бы инициировал принятие закона о территориальном общественном самоуправлении, что поможет осуществлять деятельность ТОС и депутатов в рамках правовых норм.
  • В целях продуктивности и информационного обеспечения необходимо подключить к работе СМИ ( радио, газеты, телевидение).
  • В администрацию можно ввести штатную единицу специалиста по взаимодействию органов ТОС, общественных объединений  и СМИ с целью координации их деятельности и оказания консультативной помощи.
  • Несколько раз в год проводить собрания председателей органов ТОС совместно с местными органами власти.
  • Наиболее сложной я вижу задачу преодоления  безразличия, неверия в возможности перемен, приобщения и вовлечения людей в процесс самоуправления. Решить в какой-то части данную проблему можно через укрепление чувства патриотизма, ответственности, формирования гражданской позиции.  Поэтому сам депутатский корпус требует высокого уровня образованности, организаторских способностей, умения ориентироваться в правовом поле.

   Исходя из опыта функционирования территориального общественного самоуправления, можно обратиться к особенностям опыта самоуправления в европейских странах. Существуют разные подходы зарубежных государств в организации самоуправления. Факторы, которые определяют выбор той или иной системы, как и в России, следующие: территориальное устройство, национальные особенности, местный муниципальный опыт, степень контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны государства и т.д. Примером многообразия форм местного самоуправления сегодня стала Швейцария, которая состоит из 26 кантонов.

Каждый кантон самостоятельно решает вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины (коммуны). Всего более 2900 общин с самым разным статусом. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других – не имеющие практически власти. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как член общины, затем уже как гражданин кантона и, соответственно, Швейцарии. Политический деятель всегда начинает свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный, и позднее на федеральный уровень. Проходя так образом все ступени своего политического «становления».Общинная автономия в Швейцарии не означает полной самостоятельности общин.  За ними осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов через префектов. Среди наиболее важных обязательных полномочий коммун (общин) – школьное оборудование, социальное обеспечение, дорожная полиция, система коммуникаций, дороги и т.д. Следующими элементами политико-административной системы являются кантоны. В течение истории именно они формировали конфедерацию и создавали коммуны на своей территории. Таким образом, они являют собой промежуточное звено между коммунами на нижнем уровне и конфедерацией на высшем. Современный швейцарец имеет склонность чувствовать себя меньше швейцарцем, чем гражданином определенного кантона.

       На сегодняшний день существуют два основных типа организации (формирования) органов местного самоуправления:

1.Первый тип: Граждане коммуны выбирают Коммунную Ассамблею, все решения которой выносятся на референдум. Это вопросы финансовые и инвестиционные в том числе. Референдумы такого рода в коммунах проводят часто.

2.Второй тип: Выбирается мэр коммуны и представительный орган коммуны. Они принимают решения по вопросам мастного самоуправления самостоятельно, и ответственность за их выполнение ложится на их плечи. Референдумы в таких коммунах проходят реже.

         Таким образом, Швейцарию можно назвать государством референдумов (за 10 последних лет в Швейцарии прошло больше референдумов по различным вопросам, чем во всех европейских государствах вместе взятых). Резюме: способствовал ли федерализм правильному функционированию демократии или же демократия способствовала  развитию швейцарского федерализма?  Независимо от ответа, очевидно, что основные ценности и фундаментальные принципы демократии наилучшим образом поддерживаются и развиваются в Швейцарии, где народ стал не только источником власти, но и самой властью. Эффективность при этой системе организации местного самоуправления, как показывают аналитические исследования, 80-85%.

          В Германии местное самоуправление осуществляется общинами, городами, районами и муниципальными объединениями общин т.е. всеми муниципальными образованиями, имеющими помимо государственной администрации также и органы власти, избираемые непосредственно гражданами. Особо выделяются также общины районного подчинения и города районного подчинения. Все муниципальные образования в Германии являются юридическими лицами. Задачи местного самоуправления регулируются федеральными и земельными законами. Государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства и по распоряжению Государственного органа в рамках делегированных им функций.

          К компетенции органов местного самоуправления Германии относятся местные налоги и сборы, вопросы развития местной экономики, коммунальные службы, службы поддержания общественного порядка, детские сады, школы, больницы. Фактически местное самоуправление охватывает практически все вопросы жизнеобеспечения населения.

          Европейские и российские модели территориального самоуправления демонстрируют сложность системной социальной работы органов центрального и муниципального управления населением. Необходимо заметить, что территориальное общественное самоуправление выстраивается десятилетиями и требует единства традиционных взаимосвязей между поколениями. В этой связи ТОС можно отнести к наиболее устойчивым, консервативным элементам модели государственного самоуправления. Стабильность местного самоуправления способствует разработке стратегических планов развития территорий в интересах большинства населяющих ее граждан. В этом отношении ТОС становятся необходимым звеном в развитии институтов народной демократии на местах.

  1.  Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //

Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Электронный ресурс:// http://www.rg.ru/2003/10/08/
  2. Местное самоуправление в зарубежных странах. Электронный ресурс:// http://studme.org/133402034423/pravo/mestnoe_samoupravlenie_zarubezhnyh_stranah.html. Дата обращения: 01.02.2015, 22.20