Практика проведения диагностического исследования
Диагностика является непременным элементом любого социального цикла, даже самого простейшего. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Колосова Оксана Дмитриевна
Социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, «Непоседы»
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Балашиха 2017 г.
Содержание:
Ведение ………………………………………………………………………...….3
1.Возникновение социальной диагностики. Ее особенности …………….……4
2. Цели и задачи диагностического исследования ……………………..………6
3. Методы социальной диагностики …………………………………………….8
Заключение ………………………………………………………………..……..10
Список используемой литературы …………………………………………… 11
Введение
Диагностика является непременным элементом любого социального цикла, даже самого простейшего. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного их них, сообразно возможностям и условиям.
1.Возникновение социальной диагностики. Ее особенности
Диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин “социальная диагностика” утвердился в конце 20-х — начале 30-х гг.
Социальная диагностика включает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Существует также три этапа социальной диагностики.
Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
При принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики.
Ряд исследователей в такую структуру включает следующие основные элементы: оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.); определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.
Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы.
Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других_мер.
Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и другими способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы.
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и другое.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом выступает, например, ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то сбор информации о нем начинается буквально
сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования. Первичное психологическое исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др.
В ряде случаев сбор первичной информации о социальном явлении обязательно сопровождается ознакомлением и со статистическими материалами. В частности, это делается при диагностическом исследовании проблем занятости, ситуации на рынке труда, процессов демографической направленности и др.
2. Цели и задачи диагностического исследования.
Цель диагностики – установление достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Социальная диагностика решает следующие задачи:
1.Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента.
2. Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания.
Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
Социальный диагноз может осуществляться:
• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни;
• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие территориальных групп, трудовых коллективов;
• на личном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.
Социальная диагностика основывается на ряде принципов:
• объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
• причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или
явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
• комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
• научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
3. Методы социальной диагностики
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать надежность, однозначность и точность. Есть ряд дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Методы социальной диагностики можно разделить на три группы:
1. Сбор информации.
2. Обработка и анализ информации.
3. Определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов относится:
• интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю,
который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить;
• наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем;
• метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования;
• беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
• биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности и др.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ фактов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используется нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.
Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики, их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры
Заключение
Диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.
Т.к. я работаю в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, диагностическая работа начинается уже с первого дня поступления ребенка.
Начинается сбор информации о ребенке: его ближайшем окружении, среде роста и развитии. Направляются запросы в школы, органы опеки и попечительства.
В зависимости от периода адаптации и других индивидуальных особенностей ребенка, выбирается метод диагностики. Один из методов, используемых в период адаптации ребенка к условиям учреждения – метод наблюдения. На каждого поступившего ребенка заводится дневник наблюдения, в котором описываются особенности развития и поведения ребенка. Также социальным педагогом разрабатывается индивидуальный план адаптации и социализации несовершеннолетнего, в котором также описываются особенности поведения ребенка, его привычки, увлечения и пр.
Список используемой литературы
1. Деватко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. — М., 2000.
2. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. — Челябинск, 1997.
3. Методика социально-психологической диагностики и группы. — М., 2004.
Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. / Под ред. ДА. Перишова. — М., 1998.
4. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2001.
5. Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. —М.: «Союз», 1999.