Рабочая программа право 10 класс
Рабочая программ составлена на основе учебника А.Ф. Никитина "Право.10 - 11 классы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch._progr._po_pravu_10_kl.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Володарская СОШ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Володарской СОШ
__________О.А.Янковская
«___» __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
(базовый уровень)
10 класс
Составитель: Гурова Галина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
пос. Володарского, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании авторской программы по праву А. Ф. Никитина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 6-е издание. М.: Просвещение, 2012).
Данная авторская программа выбрана в связи с тем, что она составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Выбранная программа соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ ФГОС второго поколения.
Учебно-методический комплект: (учебник: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. 5-е издание. М.: Просвещение, 2011) полностью соответствует авторской программе.
Особенностью реализации данной программы в школе является то, что она воплощает содержание курса, предназначенного для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет на достаточно высоком содержательно-методическом уровне.
Изучения права по данной программе происходит в систематизированной форме и сравнительно полном объеме, достаточном для того, чтобы выпускники средней (полной) школы, вышли в самостоятельную жизнь с максимально полным багажом знаний об обществе, государстве, правилах жизни, которым им в дальнейшем придется следовать.
Цели курса исходят из самой жизненной действительности: развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
Определенное внимание в предлагаемом курсе уделяется истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для освоения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касающихся прав человека, в том числе избирательного, гражданского, налогового и уголовного права и др.
Преподавание учебного предмета «Обществознание» способствует реализации Образовательной программы школы, Концепции развития и Программы развития школы. Содержание, структура и методический аппарат учебного предмета создает хорошие условия для интерактивного обучения учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В соответствие с учебным планом школы на изучение учебного предмета выделяется 1 час в неделю (35 часов в год). Авторская программа предполагает изучение курса в объёме 35 часов в год.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (8 ч)
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая*.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим*.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права*.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантирован-ность прав человека*.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (20 ч)
Тема 3. Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма*.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ*.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма*.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности*.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации*.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления*.
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека*.
Международные договоры о правах человека. Содержание Международного Билля о правах человека. 'Виды международных документов о правах человека*.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии*.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей*.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества*.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка*.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю, всего 35 часов.
№ | Тема (с указанием вида работы) | Вид урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 четверть - 9 ч. |
| |||
1. | Введение | 05.09 | ||
Глава 1. История государства и права |
| |||
2. | Происхождение государства и права | 12.09 | ||
3. | Из истории российского права | 19.09 | ||
4. | Из истории российского права | 26.09 | ||
5. | Реформа российского права после 1991 г. | 03.10 | ||
Глава 2. Вопросы теории государства и права | ||||
6. | Что такое государство? | 10.10 | ||
7. | Что такое право? | 17.10 | ||
8 | Правовое государство | 24.10 | ||
Глава 3. Конституционное право | ||||
9. | Понятие Конституции | 31.10 | ||
2 четверть – 7 ч. | ||||
10 | Общая характеристика Конституции Российской Федерации | 14.11 | ||
11 | Основы конституционного строя | 21.11 | ||
12 | Основы конституционного строя | 28.11 | ||
13 | Федеративное устройство | 05.12 | ||
14 | Президент Российской Федерации | 12.12 | ||
15 | Федеральное Собрание | 19.12 | ||
16 | Федеральное Собрание | 26.12 | ||
3 четверть – 10 ч. | ||||
17 | Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура | 16.01 | ||
18 | Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура | 23.01 | ||
19 | Местное самоуправление | 30.01 | ||
20 | Местное самоуправление | 06.02 | ||
21 | Права и свободы человека и гражданина | 13.02 | ||
22 | Права и свободы человека и гражданина | 20.02 | ||
23 | Международные договоры о правах человека | 27.02 | ||
24 | Международные договоры о правах человека | 06.03 | ||
25 | Гражданские права | 13.03 | ||
26 | Гражданские права | 20.03 | ||
4 четверть – 9 ч. | ||||
27 | Политические права | 03.04 | ||
28 | Политические права | 10.04 | ||
29 | Экономические, социальные и культурные права | 17.04. | ||
30 | Экономические, социальные и культурные права | 24.04 | ||
31 | Права ребёнка | 01.05 | ||
32 | Избирательное право | 08.05 | ||
33 | Избирательный процесс | 15.05 | ||
34 | Избирательный процесс | 22.05 | ||
35 | Обобщение и повторение изученного за курс права 10 класса | 29.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала
Азаров А. Я.. Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М., 1995.
Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: 9— 11 кл.— М., 1998.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 1998.
Воскресенская И. М., Давлетшина Н. В. Демократия: государство, общество.— М., 1997.
Граждановедепие: Учеб. для средней школы/Э. А.Уткин и др.— М., 1995.
Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права.— СПб., 1997.
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 1994.
Кашанина Т. В., Кашанйн А. В. Основы российского права.— М., 1997.
Каманина Т. В., Кашанйн А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
Коваленко А. II. IIрашшедение: 10—11 кл.— М., 1998.
Кравченко А. II. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2000.
Липсиц И. В. Экономика.— Кн. 1.—М., 1997.
Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2001.
Мушинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 1994.
Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 1998.
Основы российского права.— М., 1997.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М., 2000.
Права человека. История, теория, практика.— М., 1995.
Сборник кодексов РФ.— М., 2002.
Спиридонов .//. II. Теория государства и права.— М., 1966.
Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.— Ч. 2.— М., 2002.
Шилобод М. П., Петрухин А. С, Кривошеее В. Ф. Политика и право: 10 — 11 кл.—М., 1995.
Юридическая энциклопедия.— М., 2001.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла от №
Председатель ШМО
_______________ Коробова Г.М.
«___» _________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ Фонов А.В.
«____» ________2015 г.