Социальная работа в школах за рубежом

Кочевинова Лилия Вячеславовна

Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями, школа как центр социально-культурной работы за рубежом,добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_rabota_v_shkolah_za_rubezhom.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ………………………………………………………………....2-3 стр.

1. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими

    социокультурными направлениями…………………………………4-7 стр.

2. Школа как центр социально-культурной работы за рубежом…..... 8-10 стр.

3. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном

     воспитании …………………………………………………………..11-13 стр.

Заключение…………………………………………………………….. 14-15 стр.

Список используемой литературы…………………………………… 16 стр.

Введение

В большинстве стран Запада центром социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, так как школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны. А с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне ее действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.

Правительственный документ «Америка 2000: стратегия образования» (1991 г.) предусматривает использовать школу как «центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества»[1].

В Японии в расходной части государственного бюджета вместо статьи «Школа» с 1978 г. введена статья «Школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного образования и воспитания (библиотеки, музеи, центры досуга, спортивные сооружения и т.п.)[2]. Это позволяет японской школе стать центром повседневной жизни учащихся.

Воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета.

Тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так, в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного времени». В Германии - досугово-образовательные центры.

Это свидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения.

1. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями

Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне.

Ушли в прошлое времена, когда в соответствии с рекомендацией американца Уильяма Джеймса («Нравственный эквивалент войны», 1910 г.) для достижения социальной зрелости молодых людей следовало направлять «работать в угольные и железные рудники, на товарные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями».

Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье.

Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам.

Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.

Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может идти как о теоретических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах. [3] Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчества, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20 - 30-х гг. XX столетия, и поиск совершенно новых направлений в школьном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют социальное воспитание, все теснее соприкасается с другими направлениями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно-воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окружающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех направлений социокультурной деятельности объясняется единым объектом воздействия и единой сферой обитания детей и подростков. Замечено, что объединение усилий социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досутовой деятельности дает наивысший социокультурный эффект.

Условные обозначения: I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспитание.

Из рис.7 видны зоны социальной работы и культурно-досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием.

Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально-воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.

«Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки, - читаем мы в книге президента Европейского форума по искусству и художественному наследию Саймона Манди, - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей». В свою очередь, «каждое учреждение культуры, которое получает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов».[4] 

Просматриваются также основные направления и формы социального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД, а участники социокультурного процесса выступают в различных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, максимальным учетом его запросов и интересов.

2. Школа как центр социально-культурной работы за рубежом

В различных странах мира существуют два подхода к этому направлению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобритании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто прикрепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за которые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками школы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда возникают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями. Социальные работники также участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и установлении связей между семьями и школой.

Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоставляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организацию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоятельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показывает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения образования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормальных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении детского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); выяснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка детей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам (финансовая помощь в приобретении школьной формы, транспортные расходы, школьные завтраки и т.д.).

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат школы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобретает в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она велась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолированно от воспитания, они представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения свободного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.[5]1

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье".[6]2

    Также там нет понятия "социальный педагог" (по этой причине в здесь везде упоминается понятие "социальный работник").

3. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях[7].

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество сверстников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум[8].

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины, университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов[9].

В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.

Заключение

Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.

Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Список используемой литературы

1. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: учебное

     пособие.- М.: МГУКИ, 2003.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:

     учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

3. Корнюшина Р. В.  Зарубежный опыт социальной работы.

    Владивосток.:Издательство Дальневосточного университета 2004.- 84 с.

4. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  Социальный педагог:

    введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

5. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном

    учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, стр.33-36.

6. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ.

    высш. учеб. заведений / Под ред. А. В. Мудрика. — М.: Издательский  

    центр «Академия», 2004. — 272 с.


[1] Цитируем по книге А.Н.Джуринского «Сравнительная педагогика». - М.: Академия, 1998.-С.88.

[2] См.; там же. - С.160. Здесь и далее в части 2. (2.1) в ряде случаев используются фактические данные из этого пособия.

[3] Термин «социальная педагогика» предложен для употребления немецким педагогом Адольфом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в. В 1911 г. в Санкт-Петербурге вышла книга немецкого ученого Пауля Наторпа «Социальная педагогика». Среди основоположников современной социальной педагогики; Э. Дюркгейм и Э.Шартье (Ален) - Франция, М. Монтессори - Италия и др.

[4] Цитируем по сб.: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. -С.99

[5]1 Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с. (Часть 2) - С.181

[6]2 Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. – с.2

[7]  См.: Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М.: Академия, 1998. -С.159.

[8] Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - С.З.

[9] Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М,, 1995. - С. 16.