Социальное образование в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
В статье излагается взгляды автора на социальное образование в в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное образование в ФГБОУ ВО
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Литвинцева Ю.С
студентка гр. ЗБ 754
специальность «Социальная работа»
Изучение и анализ профессиональных образовательных программ известных университетов и колледжей мира, сориентированных на подготовку специалистов для социальной сферы, по мнению академика РАН Жукова В. И. - ректора Российского социального университета, позволяет сделать вывод, что «отечественное социальное образование обладает качественным, отвечающим самым высоким образовательным стандартам программным продуктом, что является исходной предпосылкой рациональной и эффективной организации учебного процесса [1].
Социальное образование в широком смысле понимается как формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа, нации, человеческой общности, а также массового социального просвещения, социального воспитания широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме; как образование, отражающее интересы, отношения и взаимодействия людей [2, 31].
Социальное образование в узком смысле, по мнению ряда известных ученых, это подготовка и переподготовка специалистов в области социальных наук, а также обучение специалистов иного профиля социальным наукам, их социальное просвещение и воспитание.
По мнению академика РАН Жукова В. И. система социального образования является важнейшим социальным инструментом социализации личности. Исходя из чего, социальное образование представляется как системный процесс накопления, хранения и передачи знаний, получаемых на основе развития фундаментальных и прикладных социальных наук, а также на базе социального опыта, накапливаемого цивилизацией в процессе обучения и воспитания [5].
Основные функции социального образования: профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, и гуманитарная - на гуманитаризацию общества.
Субъектом обучения в системе социально образования становится сам человек, с его духовным, интеллектуальным, нравственным и культурным потенциалом.
Социальное образование сегодня обладает необходимыми атрибутами профильной подсистемы образования.
- Это содержательный компонент, который образует совокупность направлений и специальностей подготовки социального профиля.
- Это организационный компонент, включающий совокупность профессиональных учебных заведений разных типов, в которых ведется подготовка по специальностям и направлениям социального профиля.
- Это управленческий компонент, который образуют иерархически взаимосвязанные структуры отраслевого управления подготовкой кадров социального профиля, наряду с органами управления образованием всех уровней [3, 33].
Российская система социального образования имеет непрерывный характер, имеет устойчивую структуру, обладающую всеми признаками субординации по объему знаний, умениям и навыкам.
Современная концепция социального образования «базируется на следующих основных воззрениях:
- Гуманизм как конститутивный конструкт социального образования;
- Открытость для мировой культуры, социума, человека;
- Фундаментальность и праксеологический характер социального образования;
- Непрерывность образовательного процесса от дошкольного периода до окончания активной социальной жизни человека;
- Постепенность, последовательность и упреждающий характер социального образования, его целостность и всеобщность;
- Личностно-ориентированный подход к содержанию и организации образовательного процесса, базирующийся на индивидуализации и вариативности [1].
Значительная работа в подготовке специалистов для социальной сферы проводится в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления, на кафедре «»Социальные технологии».
Главной задачей кафедры является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере социальной защиты населения.
Кафедра является выпускающей по направлениям: 39.04.02 "Социальная работа" (магистратура) и 39.03.02 «Социальная работа»
Кафедра "Социальные технологии" имеет статус выпускающей и обеспечивающей кафедры и является структурным подразделением Юридического факультета
Кафедра была организована в 1998 году (Приказ № 2031 од от 25 сентября 1998 г.).
На сегодняшний день кафедра заслуженно относится к числу учебных структур ВСГУТУ имеющих широкое общественное признание и авторитет, является базовой кафедрой Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Благодаря усилиям ее профессорско-преподавательского состава образовательная программа подготовки по направлению "Социальная работа" признанна лучшей инновационной программой в России (2016 г.)
Приоритетными функциями кафедры, согласно современной концепции социального образования, можно считать следующее:
- Удовлетворение потребностей будущего социального работника в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии;
- Удовлетворение потребности в получении высшего образования и квалификации социального работника; удовлетворение отрасли в квалифицированных кадрах;
- Удовлетворение потребностей Республики Бурятия в подготовке научно-педагогических кадров по ряду направлений социального научного знания, таких как теория и технология социальной работы, социальный менеджмент, социальная психология, социальная педагогика, семьеведение и других;
- Повышение квалификации и переподготовка специалистов социальной сферы;
- Организация и проведение исследований по актуальным проблемам социальной работы и социальной политики» [5].
Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственности и этического поведения, альтруизма как жизненного принципа личности, основанного на заботе о благе другого человека. Эти важные качества, без которых не возможно развитие и стабильность общества, призвана сформировать у будущего специалиста и гражданина в процессе профессионального обучения система социального образования.
Список использованной литературы
- Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. — М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг»; М.: Издательство МГСУ «Союз», 2009. — 848 с.
- Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е, перераб. и доп. В 3 т. Т. 3 Философия социология образования и культуры. — М.: Издательство РГСУ, 2007. — 614 с.
- Котова Л. Б. Социальное образование как фактор социального развития/ Л. Б. Котова// Ученые записки, № 7 (1), 2009,- С. 30-33
- Миссия социального служения//Высшее образование в России, -2006,- № 8, - С.31-40
- Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Профессиональное социальное образование: становление и современные тенденции развития: коллективная монография. – М.: Издательство РГСУ, 2015. – 184 с.