Охрана и защита прав детей при усыновлении (удочерении) иностранными гражданами

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые возникают при усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами. Особое внимание уделяется защите интересов детей о ставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, дети, права

Keywords: adoption (as one’s son/daughter), foreign citizen, children, rights

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usynovlenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Ю.В. Колдина

 Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ртищево Саратовской области"

E-mail: selivanova_uv@mail.ru

PROTECTION CHILDREN`S RIGHTS IN CASE OF ADOPTION (AS ONE`S SON/DAUGHTER) BY FOREIGH CITIZENS

U.V. Koldina

Municipal Educational institution "Secondary School № 2".

 Rtischevo, Saratov region

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые возникают при усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами. Особое внимание уделяется защите интересов детей о ставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, дети, права

Keywords: adoption (as one’s son/daughter), foreign citizen, children, rights

Дети являются одной из самых социально незащищенных групп населения, поэтому защита их прав и интересов является одной из наиболее важных проблем современного общества. Согласно статье 56 Семейного Кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту. Защита в данном случае есть гарантия предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод несовершеннолетнего. Так, согласно статье 54 СК РФ одним из наиболее значимых прав ребенка признается право жить и воспитываться в семье, поэтому, семье необходимо уделять особое внимание, ведь именно в семье закладываются базовые ценности формирования личности ребенка[1]. Сегодня озабоченность со стороны государства и общества вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейный кодекс РФ предлагает решать проблему таких детей при  помощи усыновления (удочерения). Данная мера позволяет обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также создать благоприятные условия для их эффективного физического, психического и духовного развития.

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления (удочерения) детей, как гражданами России, так и иностранными гражданами, что, несомненно, повышает шансы таких детей на обретение полноценной семьи. Интересы ребенка требуют тщательного подхода к выбору усыновителей, ведь от правильного выбора семьи зависит и судьба ребенка. Поэтому к усыновителям, сегодня предъявляют высокие требования [1]. Процесс усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Семейным Кодексом РФ (ст. 124). Законодательство нашей страны предусматривает определенную очередность при передаче детей иностранным гражданам. Так, первыми на это имеют право российское граждане, проживающие на территории РФ, далее следуют российские граждане, проживающие вне территории РФ и только потом право на усыновление переход иностранным гражданам. Еще одним документом, регулирующим процесс усыновления (удочерения) является Конвенция о правах ребенка [2]. Так, именно в этом документе закреплены основные права ребенка, в том числе и его право на защиту. Усыновление - это государственная помощь  и поддержка детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами имеет свои особенности. Так, иностранные граждане вправе проводить процедуру самостоятельно («независимое усыновление») или же через представительства иностранных организаций, получивших  аккредитацию на осуществление подобной деятельности на территории нашего государства [3]. Чаще всего усыновители пользуются услугами именно услугами агентств по усыновлению. Списки соответствующих аккредитованных организаций есть в каждом регионе. Все желающие иностранцы могут обратиться в региональный банк данных, где оператор  проинформирует усыновителя о детях, оставшихся без попечения родителей. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. В отличие от иностранных граждан российские граждане практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате чего создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. Подобного рода ситуации требуют особого внимания и контроля со стороны государства, а также органов прокуратуры.

После знакомства с ребенком, иностранному гражданину необходимо принять решение, результаты которого необходимо огласить органам опеки. Если решение положительное, то далее следует процедура сбора всех необходимых документов. После сбора документов дело об усыновлении (удочерении) направляются в суд. Одной из главных проблем на данном этапе является невозможность проверки судом всех представленных документов на их законность получения.  Так, многие медицинские заключения иностранные граждане получают на территории своего государства, а не на территории Российской Федерации [3]. Конечно, мы не можем утверждать, что все собранные иностранцами документы получены в результате коррупции, но и в обратном уверенности  нет. Процедура сбора необходимых документов носит длительный характер, и, возможно, именно поэтому каждый усыновитель таким способом пытается сократить время ожидания.

Второй проблемой была и остается проблема насилия в отношении детей, усыновленных иностранными гражданами. Это происходит главным образом из-за отсутствия должного контроля над условиями содержания усыновленного ребенка, за соблюдением его прав и законных интересов.  Так, начиная с пятого месяца после отъезда ребенка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, данные которой, отправляются в Россию. В соответствии с российским законодательством приемные родители должны представлять отчеты о состоянии ребенка после усыновления. Однако на практике такие отчеты либо имеют ложные сведения, либо не предоставляются совсем. При возникновении ситуации, когда ребенок чувствует себя некомфортно в приемной семье по каким-либо причинам, социальные службы принимаю решение о переустройстве ребенка в другую семью на территории иностранного государства. Только в случае если данная мера по переустройству невозможна, ребенка возвращают на родину. Однако случаи отмены международного усыновления являются достаточно редкими. Данная ситуация не может не отразиться на психике ребенка.

Результатом решения данной проблемы стало принятие Государственной  Думой  Российской  Федерации  Федерального  закона №  272-ФЗ от 18 декабря 2012 года  «О  мерах  воздействия  на  лиц,  причастных  к  нарушениям  прав  и  свобод  человека,  прав  и  свобод  граждан  Российской  Федерации», названный также  «Законом  Димы  Яковлева»,  в  память  о  ребенке,  умершим  из-за  халатности  своих  усыновителей  —  граждан  США [3]. Данный  закон  утвердил  полный  запрет  на  усыновление  российских  детей  гражданами  США. Уже в 2014 году целые регионы полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва [3].

 В последнее время в России принято огромное количество нормативно-правовых актов, международных норм и стандартов, регулирующих институт усыновления. Тем не менее, законодательное регулирование процесса усыновления, а вместе с тем и  защита прав несовершеннолетних не лишена недостатков. Данная проблема сегодня требует укрепления гарантий защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на конституционном уровне. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять нормативно – правовые акты как на уровне государства, та и на международном уровне, которые будут четко регламентировать процесс проверки представленных иностранными гражданами документов. Согласно статье 21 «Конвенции о правах ребенка» усыновление не должно носить коммерциализированный характер [2]. Исходя из этого, необходимо ввести контроль над соблюдением процедуры аккредитации всех органов, занимающихся усыновлением,  а также усилить контроль над представлением отчетов по содержанию ребенка в приемной семье. Главная задача государства на сегодняшний день это забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако ответственность за сложившую ситуацию лежит не только на государстве как на гаранте прав и свобод, но и на обществе, где эти права реализуются. Если мы будем продолжать равнодушно относиться к сложившимся проблемам, то законы будут носить лишь формальный характер.

Список использованной литературы

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс], URL:    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

3. Минаева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Юридический журнал. – 2014 - № 1

4. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"